Краткое описание программы коррекционно-развивающей работы в ДОУ
Краткое описание программы коррекционно-развивающей работы в ДОУ
Авторы: Шаравина Ю.В. и Бизимова Л.В.
МБДОУ г. Иркутска Детский сад № 156
Нормативно-правовой основой для разработки Программы коррекционно-развивающей работы детского сада являются:
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Приказ Минпросвещения России № 1028 от 25 ноября 2022 г. «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования».
Коррекционно-развивающая работа по Программе объединяет комплекс мер по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся, включающий психолого-педагогическое обследование, проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, а также мониторинг динамики их развития. КРР в ДОО осуществляют педагоги, педагоги-психологи, учителя-логопеды и другие квалифицированные специалисты.
Психологическое сопровождение участников образовательных отношений в ДОО предполагает:
- повышение уровня психологической компетентности педагогов, родителей (законных представителей), и включает в себя глубокие знания возрастных особенностей и закономерностей развития детской психики, ориентированность на первичность развития базовых познавательных процессов;
- принятие условий возрастных норм, индивидуальности и уникальности каждого ребёнка;
- умение распознавать «внешние сигналы» ребёнка об утомлении, перевозбуждении, потери интереса к делу, недомогании и другие, и правильно их интерпретировать.
Психологическое сопровождение рассматривается как участие педагога-психолога в образовательном процессе, направленном:
- на психологическое просвещение и консультирование педагогов, администрации ДОО и родителей (законных представителей);
- гуманизацию воспитательной работы с целью заменить ориентацию на выполнение программ на ориентацию на нужды, самочувствие, интересы воспитанников;
- адаптацию ребёнка к детскому саду;
- ранее выявление возможных трудностей усвоения программного материала ребёнком при групповой форме работы;
- организацию коррекционно-развивающего взаимодействия с воспитанниками и их родителями (законными представителями).
Таким образом, психологическое сопровождение образовательного процесса в ДОО является обязательным в условиях реализации ФГОС и ФОП ДО.
Целью КРР в ДОО является обеспечение коррекции нарушений развития у различных категорий детей (целевые группы), включая детей с ООП, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов; оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, социальной адаптации.
Задачи:
- определение ООП обучающихся, в том числе с трудностями освоения Федеральной программы и социализации в ДОО;
- своевременное выявление обучающихся с трудностями социальной адаптации, обусловленными различными причинами;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи обучающимся с учётом особенностей их психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей и потребностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии или психолого-педагогического консилиума образовательной организации (далее - ППК);
- оказание родителям (законным представителям) обучающихся консультативной психолого-педагогической помощи по вопросам развития и воспитания детей дошкольного возраста;
- содействие поиску и отбору одаренных обучающихся, их творческому развитию;
- выявление детей с проблемами развития эмоциональной и интеллектуальной сферы;
- реализация комплекса индивидуально ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению отклонений в развитии и проблем поведения.
Программа ориентирована на работу с воспитанниками ДОО в возрасте от 1 до 7 (8) лет, в том числе с ОВЗ, их родителями, педагогами, которые непосредственно работают с детьми (воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре), а также с администрацией ДОО.
В Программе предусмотрены следующие направления работы: психологическая профилактика, психологическое просвещение, психологическая диагностика, коррекционно-развивающая работа, психологическое консультирование, психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды ДОО, психолого- педагогическое, методическое сопровождение реализации основных и дополнительных программ. Рассмотрены разные формы реализации Программы. Описано методическое и практическое оснащение работы педагога-психолога.