Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Здоровьесберегающие технологии, в коррекционной работе с дошкольниками

Дата публикации: 2018-03-18 21:02:53
Статью разместил(а):
Дещица Наталия Иосифовна

«Здоровьесберегающие инновационные технологии, как составляющая коррекционной работы с дошкольниками»

Автор: Дещица Наталия Иосифовна

МАДОУ №15 «Югорка»

 

         

Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса. 

В.Г. Белинский. 

 

На современном этапе развития специального образования актуальной является разработка образовательных программ и педагогических технологий, обеспечивающих всестороннее развитие детей с нарушениями в развитии.

Учителя-логопеды, использующие здоровье сберегающие инновации в коррекционно-педагогической работе, стремятся развивать у детей с нарушениями речи их индивидуальные способности, в том числе языковую способность, не ограничиваясь формированием «программных» знаний, умений и навыков.

Таким образом, здоровьесберегающей  инновационной логопедической технологией можно считать продуманную во всех деталях технологию, основанную на внедрении современных, новых методов и приемов коррекционной работы, направленную на повышение ее качества.

Специфика обучения детей с речевыми нарушениями исключает стандартный подход или методику, каждый ребенок требует индивидуального подбора технологий работы, поэтому игры и упражнения необходимо умело сочетать и комбинировать в зависимости от механизма нарушения, уровня языковой способности.

Предлагаю рассмотреть здоровьесберегающие инновационные логопедические технологии, которые  считаю целесообразно использовать в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими речевые нарушения. Так, в своей логопедической практике я  использую следующие технологии:

Информационно-комуникационные технологии

Компьютеры сегодня уже не воспринимаются как нечто редкое, экзотическое. С каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Поэтому, дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний, также не может оставаться в стороне.

Применение компьютера позволяет предъявлять информацию в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес. Данный вид деятельности, несет  в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка; обладает стимулом познавательной активности детей; предоставляет возможность индивидуализации обучения; в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе; позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Здоровьесберегающие технологии

Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу. На двигательной активности построены все коррекционно-развивающие и формирующие программы. Вот почему следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается.

Фонетическая ритмика как система двигательных упражнений в сочетании с произнесением определенного речевого материала играет существенную роль, как в формировании произношения, так и в развитии естественности движений. На современном этапе развития науки фонетическая ритмика может представлять собой систему упражнений, направленную на формирование фонетически правильно оформленной речи и ритмической способности.

Раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении движений, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов. Движения голосового аппарата и прежде всего артикуляция в союзе с движениями рук рассматриваются в речи как «моторный стержень эмоций».

Сенсорно-координаторные тренажёры В.Ф. Базарного

     Работая на протяжении нескольких лет с сенсорно-координаторными тренажерами, могу с уверенностью сказать, что занятия по подготовке к обучению грамоте эффективны в данном режиме, т.к. основную информацию дети получают через зрительный анализатор.

Кроме того, повышение эффективности восприятия и потенциала зрительной системы достигается за счет построения многих этапов занятия в режиме подвижных объектов, например, при работе с "коромыслами". На них развешивается различный наглядный материал к занятию, а работа строится в зависимости от творчества учителя-логопеда. "Коромысла" во время работы должны находиться в движении, что достигается путем удара по ним указкой.

Все это способствует развитию зрительно-моторной реакции.

      Тренажеры В.Ф. Базарного позволяют размять все тело, расслабиться, передохнуть, прислушаться к себе и принести пользу своему организму.

ЛЕГО-технологии

Учитывая, что основными видами в дошкольном возрасте являются игровая и конструктивная деятельности, большое внимание отводится разработке и внедрению таких технологий, которые имеют ярко выраженный моделирующий характер. Они дают возможность формировать у детей с речевыми нарушениями как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности.

Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Поэтому применение ЛЕГО-технологий, которые ориентированы на развитие мелкой моторики являются незаменимыми в логопедической работе.

При использовании ЛЕГО-технологий, хочется отметить некоторые преимущества их перед другими, инновационными конструктивно-игровыми приёмами, используемыми для развития речи :

При использовании конструктора ЛЕГО у ребенка получаются красочные и привлекательные конструкции вне зависимости от имеющихся у него навыков. Он испытывает психическое состояние успеха.

Конструктор ЛЕГО не вызывает у ребёнка негативного отношения и вся логопедическая работа воспринимается им как игра.

Поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, и даже на стене, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей.

Работа с помощью ЛЕГО-конструктора даёт возможность детям с речевыми нарушениями запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы.

Возможность совершения самостоятельных действий с элементами конструктора, их описания и сравнения способствуют формированию взаимосвязанного комплекса семантических, звуковых, морфологических и ритмических операций, осуществляющих поиск слова, что даёт возможность, помимо увеличения лексического запаса, увеличить объем активного словаря.

Логопедическая работа с применением ЛЕГО-технологий делает коррекционный процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, она не вызывает у них негативизма.

Методическое пособие «ЛОГИКО-Малыш» представляет собой планшет и комплекты заданий к нему. К сожалению, материал, предлагаемый данным пособием, не всегда соответствует сформированным произносительным навыкам детей.

Изготовление дополнительные комплектов к пособию, которые состоят из заданий, направленных на: «Развитие фонематических процессов», «Найди пары слов, противоположных по смыслу», «Работа с буквой» - целью данного комплекта является профилактика дисграфии, «Готовимся к школе», позволяет разнообразить деятельность детей на логопедических занятиях.

Каждая карточка также предполагает выполнение основного (центрального) задания и ряд дополнительных вопросов, направленных на автоматизацию скорректированных звуков, развитие связной речи, формирование лексико-грамматических средств языка. К этим заданиям и вопросам можно неоднократно возвращаться, дополняя и усложняя их по своему усмотрению.

С целью решения  проблем связанных с несформированностью лексико-грамматических средств языка и связной речи,  создан «Тренажер речевой активности».

Варианты работы с ТРА практически ничем не ограничены и подчиняются задачам, стоящим перед взрослым и ребенком. Главное - поддерживать на занятии высокий темп работы, не вызывая утомления у ребенка и поддерживая его интерес.

Работа с ТРА -  это не игра, а упражнения для развития устной речи. А развитие устной речи - залог успешного овладения письменной речью. Упражнения организуются так: количество осваиваемых слов увеличивается постепенно, что полностью соответствует принципу от простого к сложному. За кажущейся простотой ТРА скрывается активная работа над коррекцией речевых недостатков, над речевым высказыванием. ТРА раскрепощает ребенка и дает ему возможность почувствовать радость от общения, а значит, способствует развитию личности в целом.

   В коррекционной работе я использую здоровьесберегающие технологии, способствующие предотвращению переутомления, гиподинамии - это динамические паузы, физминутки, пальчиковая и дыхательная гимнастика, разные виды массажа и самомассажа.

Таким образом, здоровьесберегающие инновационные технологии в деятельности учителя-логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти технологии принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи данные технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

   Хочу закончить доклад словами известного педагога П.Е Василюка «Интерес как рыбка, и важно не только накормить ею ребенка, но и научить его самого её ловить».

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь