Организация работы МБДОУ ЦРР - Детский сад "Светлячок" по охране прав детей
Организация работы МБДОУ ЦРР - Детский сад «Светлячок»
по охране прав детей
Автор: Давыдова Анна Владимировна
МБДОУ "Центр развития ребенка Детский сад "Светлячок"
г. Нюрба, МР «Нюрбинский район», РС (Я)
Актуальность проекта:
Вопрос о защите прав детей, на сегодняшний день очень актуален. Общаясь с родителями на родительских собраниях, с детьми на непосредственной образовательной деятельности и в свободное время, проводя анкетирование на педагогическом совете с педагогами, мы убедились, что Конвенцию «О правах ребенка» знают и понимают немногие. Мы решили, что воспитатели нашего дошкольного учреждения способны внести весомый вклад в формирование личности ребенка, сочетающей в себе нравственную и правовую культуру.
В результате нашей работы взрослые и дети узнают и осознают, что каждый человек имеет право на жизнь, охрану здоровья, равенство с другими людьми, честь и достоинство.
При развитии и формировании у детей элементарных представлений об их правах и свободах, уважения и терпимости к другим людям и их правам, важно подчеркнуть, что в первую очередь не должны нарушаться права самих детей.
Проблема защиты прав ребенка носит многосторонний характер, мы считаем, что её невозможно решить только на уровне детского сада, важно систематизировать работу, вовлекая в неё детей, социум, родителей и педагогов.
Цель проекта: Предложить систему работы, направленную на изучение прав детей.
Задачи:
Для старшего воспитателя:
* Оказание методической и практической помощи воспитателям в совершенствовании воспитательного и образовательного процесса по правовому воспитанию детей.
* Создать методическую копилку форм, методов, средств эффективной организации работы по правовому воспитанию в условиях ДОУ и обеспечить доступ участников взаимодействия к ее содержанию.
* Способствовать установлению контактов и активизации сотрудничества ДОУ с учреждениями социальной защиты города Нюрба.
Для педагогов:
* Создание условий для реализации работы с родителями и детьми по изучению прав ребёнка;
* Изучение на основе публикаций методической литературы по решению данной проблемы;
* Разработка системы изучения прав ребёнка с последующим включением в воспитательный и образовательный процесс.
Для родителей: Организация целенаправленной просветительской работы с целью привлечения их к активному участию в проектной деятельности.
Для детей:
- Развитие и поддержка познавательного интереса детей к существующей проблеме;
- Приобщение к культуре поведения.
Характеристика проекта:
Тип проекта: Познавательно-творческий
Участники проекта: Старший воспитатель, воспитатели, музыкальный руководитель, правоохранительные органы, родители и дети.
Продолжительность проекта: долгосрочный
Результат: Показ открытой непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей и подготовительной группы. Круглый стол, семинар, НПК, выпуск газеты, методички, создать семейный клуб.
Планируемые результаты:
* Активизация интересов детей и родителей в области прав и обязанностей. Знакомство с понятиями: ответственность, достоинство, доброжелательность.
* Сформированная организационно-правовая основа взаимодействия родителей, детей и педагогов.
* Диссеминация передового педагогического опыта правового воспитания детей, родителей и педагогов в практику работы МБДОУ;
* Повышение мотивации воспитателей ДОУ в активизации работы по охране прав ребенка в условиях ДОУ.
* Методическая копилка по вопросам правового воспитания в ДОУ.
* Наличие контактов с учреждениями социальной защиты населения по вопросам охраны прав ребенка.
Этапы проекта:
1 этап: Подготовительный
Вызвать интерес педагогов, родителей и детей к теме проекта
· Постановка целей, задач проекта и определение ожидаемых результатов
· Подбор материала и ознакомление с методической литературой
· Составление плана-схемы проекта
· Создание проблемных ситуаций нравственного содержания для разрешения детьми в беседах
· Подбор музыкального сопровождения к открытой непосредственной деятельности.
· Изучение и анализ состояния проблемы охраны прав ребенка в ДОУ,
· Выявление объективных и субъективных факторов эффективности работы по охране прав ребенка в ДОУ.
2 этап: Подготовительный
· Оформление стенда по правовому воспитанию «Хочу все знать» Информация для родителей
· Проведение консультации для воспитателей на тему: «Всеобщая Декларация прав человека»
· Оформление выставки методической литературы по правовому воспитанию « Методическая литература»
· Оформление выставок в раздевальных комнатах детского сада «Имеем права»
· Проведение семинара – практикума на тему: «Межличностные отношения в группах детского сада»
· Оформление предметно-развивающей среды в групповых комнатах Уголки по правовому воспитанию
· Выставка «Мы имеем права», работа с родителями
· Общее родительское собрание на тему: «Социальная поддержка материнства и детства».
· Проведение педагогического совета на тему: «Гражданско-правовое воспитание детей дошкольного возраста»
· Анкетирование на тему: «Перечень педагогических воздействий педагогов на воспитанников»
· Оформление памяток для воспитателей на тему: «Краткое изложение основных положений по правовому воспитанию
· Оформление памятки для родителей на тему: «Искусство быть родителем», «Наказывая, подумай: для чего?», «Четыре заповеди мудрого родителя»
· знакомство с особенностями и содержанием работы с неблагополучными семьями в условиях ДОУ (организация встреч с представителями учреждений социальной защиты города Нюрба; проведение семинаров и учебно-демонстрационных игр воспитателей ДОУ).
· Организация встреч с представителями учреждений социальной защиты города Нюрба в рамках семинаров МДОУ ЦРР - детского сада «Светлячок» по диссеминации опыта.
3 этап: Завершающий
· Показ непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы на тему: «Ваши права, дети».
· Показ непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «О правах играя».
· Анализ ожидаемых результатов.
Анализ ожидаемых результатов проекта:
Работу над данным проектом можно вести каждый год, меняя тему занятий в соответствии с возрастом. Дети, педагоги и родители с участием правоохранительных органов могут узнать много интересного о своих правах и обязанностях, что защищают нас на свете.
Тем самым могут раскрыть свои творческие способности. Организовать выставку : рисунки детей на тему: «Я имею право на индивидуальность», фотоальбомы на тему: «Я имею право на отдых», книга сочинений на тему: «Как я отдыхал с семьей летом», «Мое генеалогическое древо» и т. п.
Примерный план занятий:
МЕСЯЦ |
Тема занятия |
Сентябрь |
Право ребенка на имя, отчество и фамилию. |
Октябрь |
Право ребенка жить и воспитываться в семье. |
Ноябрь |
Право ребенка на охрану физического здоровья. |
Декабрь |
Право ребенка на охрану духовного и нравственного здоровья. |
Январь |
Право ребенка на воспитание в образовательных учреждениях. |
Февраль |
Права и обязанности ребенка. |
Март |
День защиты детей.(сценарий праздника «Счастливое детство») |
Апрель |
Поляна детства. |
Май |
Знаете ли вы права ребенка. |
Семейный клуб «Родительский дом-начало начал»
Цель: Объединить усилия ДОУ и семьи в вопросах воспитания, развития ребенка; предоставить родителям возможность общаться друг с другом, делиться опытом семейного воспитания.
Направления:
Просветительское. Предоставить информацию для повышения психолого-педагогической культуры родителей; приобщать их художественной литературе, к правам и обязанностям.
Практически-действенное. Повышать заинтересованность родителей в выполнении общего интересного дела; способствовать проявлению творческих способностей, полноценному общению ( обмен мнениями, опытом семейного воспитания), создавать условия для реализации собственных идей.
Задачи:
Организационные. Составить план работы клуба, выявить запросы родителей, мотивацию участия в работе клуба; определить состав клуба путем анкетирования, тестирования опроса; наметить сроки деятельности клуба.
Познавательные. Привлечь специалистов (педагогов, психологов, работников правоохранительных подразделений) с целью формирования у родителей определенных представлений и практических умений в разных областях семейного воспитания; побуждать родителей делиться собственным опытом семейного воспитания, обмениваться педагогическими знаниями.
Принципы:
Участвовать в работе клуба на добровольной основе; учитывать пожелания и предложения участников клуба; строить общение на основе взаимопонимания, взаимоуважения, эмпатии, толерантности; творчески подходить к работе клуба.
Заседание клуба проходит в помещении детского сада. План работы составляется на два года; встречи рационально проводить раз в квартал. Права и обязанности членов клуба оговариваются в Положении, которое составляется членами родительского комитета и рабочей группы педагогов ДОУ, утверждается на общем родительском собрании. Члены РК и рабочая группа педагогов проводят опрос, анкетирование, тестирование для выявления желающих быть членами клуба, их интересов, запросов, пожеланий. Членами клуба могут быть все члены семьи воспитанника.