Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Использование средств театральной деятельности в работе с детьми

Дата публикации: 2018-12-04 13:39:33
Статью разместил(а):
Гадельшина Зарина Ильдаровна

Консультация – семинар для педагогов

«Использование средств театральной деятельности в работе с детьми»

Автор: Гадельшина Зарина Ильдаровна

 

Цель: Развитие интереса детей к театральной деятельности.

План раскрытия темы:

1. Связь игры с театральной деятельностью.

2. Значение театрализованных игр на развитие детей.

3. Виды театральных кукол.

4. Последовательность обучения театральной деятельности детей в каждой возрастной группе.

5. Условия успеха театрализованной деятельности.

6. Куклотерапия.

7. Вывод.

8. Литература.

 

Актуальность: В педагогике и психологии активно обсуждается проблема взаимосвязи личности и творчества. Дошкольная педагогика ищет сегодня пути развития детей в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению школьного типа. Именно игра и должна преимущественно использоваться педагогами.  Л.С.Выготский определил игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Л.И. Божович считает необходимым, чтобы ведущая деятельность составляла основное содержание жизни самих детей. Таким образом, игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредоточиваются главные интересы и переживания детей. Театрализованная деятельность является разновидностью игры

Новизна:

Игра имеет большое значение в жизни ребенка. Но как из игры сделать спектакль, а из спектакля игру. Как перенести детскую игру на сцену. На занятиях они играют, творят, получают удовольствие от процесса, тем более что каждый из них играет именно того, кого он хочет играть именно сегодня.

 

Преимущества работы:

1. Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с иргой. Всякую свою выдумку, впечатление от окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. 

2  Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка.

3. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера.

Не случайно  в последние годы игровые методы более активно используются в педагогике и психотерапии, поскольку игра - мощный инструмент воздействия на детскую психику. В игровой неформальной обстановке дошкольники лучше усваивают не только знания, но и очень многие навыки и умения, незаметно для себя начинают корректировать свое поведение и преодолевать психологические трудности.

Без зрителей все дети прекрасные актеры. Роль зрителя очень важна, умение слушать и слышать, смотреть и видеть важно для тех, кто играет на сцене и кто находится в зрительном зале.

Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел  и что его заинтересовало, и  получая, огромное эмоциональное наслаждение. Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников, развлечений и досугов.

Театрализованная игра на занятии : во время занятия педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В образовательную деятельность вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения образовательной деятельности способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игре. 

Свободная совместная деятельность детей и взрослых: это совместная деятельность детей на прогулке, вне занятий. Сюда включаются игровые ситуации прогулок, организация игр в игровых комнатах, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне занятий  в течение дня, игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией.

Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей: в самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Так, дети часто играют в Снегурочку и Деда Мороза, создавая в игровой комнате заново мир новогоднего праздника. Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей. Театрализованная деятельность способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.    Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, педагоги могут решать комплекс взаимосвязанных задач:  

Познавательное развитие

Социальное развитие

Речевое развитие

Эстетическое развитие

Развитие движений

- развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);

- наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации);

- обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;

- развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.

 - формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;

- воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);

- воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;

- развитие эмоций;

- воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.

- содействие развитию монологической и диалогической речи;

- обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр.;

- овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами).

- приобщение к высокохудожественной литературе;

- развитие воображения;

- приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;

- создание выразительного художественного образа;

Организация коллективной работы при создании многофигурных сюжетных композиций;

- обучение самостоятельному нахождению приемов изображения, материалов.

- согласование действий и сопровождающей

их речи;

- умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;

- выразительность исполнения основных видов движений.

 

Театральная деятельность представлена в детском саду  кукольным театром и театрализованными играми, которые делятся на две группы: режиссерские игры и игры-драматизации.      

Театрализованные игры тесно связаны с сюжетно-ролевой игрой и являются ее разновидностью. Предпосылки сюжетно-ролевой  игры появляется у ребенка примерно в трехлетнем возрасте и сама игра достигает расцвета в 5-6 лет, театрализованная игра достигает вершины в 6-7 лет.  Сюжетно-ролевая  и театрализованная игра имеют общую структуру: творческий замысел, сюжет, содержание, игровую ситуацию,  роль, ролевые и организованные действия и отношения, правила. Различие между сюжетно-ролевой и театрализованной игрой состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а театрализованные игры развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки, стихотворения, рассказа. Готовый сюжет как бы ведет за собой игру. В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, результата игры, а в театрализованной может быть такой продукт – поставленный спектакль, инсценировка.

 

 Виды театров для всех возрастных групп:

1 младшая

группа

2 младшая

группа

Средняя

группа

Старшая

Группа

Подготовительная к школе группа

Пальчиковый театр – способствует лучшему управлению движениями собственных пальцев.

Театр кукол на столе – способствует владению техникой управления куклами настольного театра (куклы из бумажных конусов, цилиндров, коробочек, игрушки из ткани, меха, поролона и т.д.

Театр ложек, верховые куклы (бибабо, куклы на гапите*) – знакомство детей с театральной ширмой, основами кукловождения.

Знакомство с куклами-марионетками, куклами с «живой рукой», обучение технике управления этими куклами.

Знакомство с куклами с «живой рукой», людьми-куклами и тростевыми куклами; обучение технике работы с этими куклами.

 

Чтобы дети не чувствовали себя неуверенно, не отказывались от участия в спектакле, чтобы помочь преодолеть страх, формировать  у детей определенные умения и навыки, стимулирующие детское творчество (песенное, танцевальное, игровое), побуждающие к импровизации на детских музыкальных инструментах, научить их общаться со сверстниками нужны куклы различных систем: куклы-марионетки, теневые куклы, веревочные куклы, пальчиковые куклы, плоскостные куклы, перчаточные куклы. Из всех видов кукольного театра в детском саду наибольшей популярностью пользуется театр картинок (на фланелеграфе, картоне, столе). Театр игрушек и петрушек тоже вызывает интерес.

Веревочные куклы многофукциональны. Они эффективны для решения у детей проблем в общении, повышенной тревожности. Кукла может быть размером в рост ребенка. Она проста в изготовлении: из веревки собирается контур куклы, за петельку голова куклы пристегивается на рубашку ребенка, а палец ребенка продевается в петли, находящиеся на ладошках куклы. Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями.

Куклы марионетки состоят из головы и платья с вшитыми рукавами. Она очень проста в управлении: одна нить служит для управления головой, другая - руками. Работа с куклой- марионеткой позволяет совершенствовать тонкую моторику руки и общую координацию движений.

Игры-драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы бибабо или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, преимущественно использует свои средства выразительности: интонацию, мимику, пантомиму. Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.

Теневые куклы изготавливают из черного картона или бумаги. Такие куклы применяют для работы над детскими страхами, в коррекции повышенной тревожности. Играя с куклой в теневом театре. Ребенок получает опыт решения своей проблемы. Ребенок  может делать со своей «куклой — страхом» все, что захочет, вплоть до полного  уничтожения. В этом и состоит смысл теневого театра.

Плоскостные куклы. Они получили это название. Потому что двигаются в одной плоскости. Плоскостная кукла представляет собой модель куклы, вырезанную из плотного картона или тонкой фанеры. Как правило, руки куклы крепятся на шарнирах или кнопках и свободно двигаются. Обычно они используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, нарушение образа «Я». Сюда же можно отнести картинки на палочке, картинки на плотной основе по типу фланелеграфа. Картинки на палочке изготавливаются из двух половинок, которые соединяются друг с другом. Внутри крепится деревянная палочка. Картинки на плотной основе изготавливаются из картона, с обратной стороны приклеивается липкая лента.

К режиссерским играм в детском саду относятся настольные театрализованные игры: настольный театр игрушек, настольный театр картинок, теневой театр, театр на фланелеграфе. Тут ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Пантомима ребенка ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой.

Перчаточные куклы Основанием - туловищем куклы служит перчатка, голову чаще всего делают из папье - маше. Такие куклы обычно используются для детских кукольных театров, различных инсценировок, изображений сказок. А Ю Татаринцева предлагает использовать перчаточные куклы в работе логопеда. По ее мнению, встреча перчаточной куклой приводит ребенка за ширму, которая позволяет ему спрятаться и раскрыться. Так, даже если он боится говорить, заикается и краснеет, то за ширмой он успокаивается, начинает говорить увереннее это же не он говорит, а его герой. « Артист» должен помнить текст, вовремя произнести его одновременно сдвижением руки и при этом передать эмоции. Кукла может быть использована во время проведения релаксации как наглядное пособие. Снятая с руки, она повисает, и тогда детям понятно выражение: « Расслабьте полностью мышцы. Пусть ваши руки будут, как тряпочные» Игры-драматизации с пальчиками  - атрибуты ребенок надевает на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа. (Например, сказки «Репка», Коза и семеро козлят», «Гуси-лебеди». Показ таких сказок могут показывать двое, трое детей, которые располагаются за ширмой).

Пальчиковые куклы их можно изготавливать из шариков от пинг-понга, пустых скорлупок от яиц, из картона в виде небольших цилиндров, связать из пряжи, сшить из материала или использовать готовые игрушки.

Театр ложек тоже вызывает интерес.

Театральные куклы никого не могут оставить равнодушными, потому что напоминают ребенку те привычные детские игрушки, с которыми они играют в повседневной жизни. Театральная кукла, таким образом, становится мостиком, соединяющим игру с творчеством. Младшие дошкольники очень любят смотреть кукольные спектакли. Дети видят на ширме знакомые и любимые куклы, которые ожили, задвигались и заговорили. Кукольный театр доставляет детям огромную радость. Из всех видов кукольного театра в младших группах наибольшей популярностью пользуются театр картинок на палочке. Их показывают за ширмой, держа на палочке; картинки, на фланели, которые прикрепляются на специальную доску. Используется также театр игрушек и петрушек (назван по имени старинного народного кукольного героя – Петрушки). В театре игрушек и петрушек все объемное.

Без определенных знаний, умений и навыков театрализованная деятельность не может развиваться самостоятельно, поэтому, начиная с первой младшей группы необходима систематическая, целенаправленная работа по развитию у детей навыков общения интонационной выразительности речи, формированию умения имитировать жесты людей, движения животных. Для младших детей много потешек, привлекающих ребенка своей ритмичностью, игровым содержанием, сказок.

Читая потешку, побуждая малышей выполнять их сначала вместе с ним, а затем и самостоятельно. Воспитатель следит за импровизацией детей, подсказывает и направляет творческую деятельность детей.

Со второй младшей группы детей специально учат изображать описанную в художественном тексте ситуацию. Кукольные инсценировки

Удобнее начинать с диалогов из двух человек, но могут быть заняты одновременно несколько малышей, исполняющих разные роли. Во второй младшей группе можно использовать для драматизации такие произведения как р. н. с «Тили -бом», эпизоды из сказок «Рукавичка», «Три медведя», «Маша и медведь», и другие. Сначала на занятиях, затем в свободное время. В средней группе театрализованная деятельность детей становится значительно   совершеннее,   так   как   дети   уже   владеют   определенными

Умениями и навыками. Можно драматизировать сказки «Смоляной бычок», «Три поросенка» «Заяц и еж» «Рукавичка» «Пых» «Лисичка со скалочкой» и другие. Работа с детьми строится таким образом, чтобы они не чувствовали процесс обучения, а были заняты интересной деятельностью-игрой, увлекательной сказкой, в которой создаются ситуации требующие самостоятельного решения.  Постоянно нужна эмоциональная поддержка всем детям, а особенно застенчивым. «Ты можешь лучше, в следующий раз у тебя все получится».

Существует еще самостоятельное направление, получившее название  куклотерапии. Этот метод лечения с помощью куклы основан на идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и любимой игрушкой. В качестве основного приема коррекционного воздействия кукла используется как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. В настоящее время не существует четкого определения куклотерапии. Разные авторы относят ее к арт – терапии (Г Денисова, Лебедева, А Осипова), игротерапии  (А Тащева, С Гриднева) или выделяют

отдельно. Куклотерапия широко применяется для разрешения конфликтов, улучшения социальной адаптации, в коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения, а также имеющими эмоциональную травму. Очень важно, чтобы в театрализованной игре были начало, кульминация и развязка. Конец всегда должен быть позитивным.

Таким образом, театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир. Театрализованные игры  стимулируют развитие основных психических функций: внимания, памяти, речи, восприятия, содействуют расцвету творческого воображения, приобщают к театральной культуре. А театральная кукла - это мостик, соединяющий детскую игру с творчеством, с театральной деятельностью.

 

Литература:

1. Шурочкина И.С. «Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми»,  журнал «Старший воспитатель» №3, 2008г.

2. Фаустова И.В. «Метод куклотерапиии в работе с детьми старшего дошкольного возраста»,  журнал «Управление ДОУ» № 5, 2008г.

3. Хамадиева О.И. «Студия театрального мастерства», «Карусель», журнал «Воспитатель ДОУ» № 2, 2007г.

4. Щеткин А.В. «Театрализованная деятельность в детском саду», издательство «Мозаика – синтез», Москва, 2007г.

5. Караманенко Т.Н.,  Караманенко  Ю.Г. «Кукольный театр дошкольникам» Москва.

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь