Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Конспект НОД в подготовительной группе «Лесное путешествие с В.В. Бианки»

Дата публикации: 2018-12-18 18:14:13
Статью разместил(а):
Егошина Галина Васильевна

Конспект НОД в подготовительной группе

«Лесное путешествие с В.В. Бианки»

(Литературная экологическая викторина)

Автор: Егошина Галина Васильевна

МКДОУ «Детский сад № 21» Еманжелинского района Челябинской области

 

Цель: Формирование познавательного интереса к природе у детей через художественное произведение .

Задачи:

1. Познакомить детей с произведениями В.Бианки.

2. Уточнить знания детей о насекомых, их особенности строения, образе жизни и среде обитания через произведения В. В. Бианки.

3. Развивать умение узнавать насекомых по описанию, внешнему виду, сравнивать и описывать насекомых.

4. Воспитывать бережное отношение к живой природе, через литературные произведения познавательной тематики.

Оборудование: музыкальное сопровождение «Звуки леса», чудесный мешочек, фишки, конверты с картинками насекомых, маски-насекомые, картинки с изображением болота, луга, поля, леса, материалы для опыта (емкости с водой, палочки)

 

ХОД НОД

Воспит.:- Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы  собрались с вами на литературную викторину. Викторина это игра, когда отвечают на вопросы из различных областей знаний. Мы  посвятили викторину творчеству Виталия Бианки.

Слайд .Звуки леса (муз.сопровождение)

Воспитатель: Много самых разных загадок и тайн хранит природа. Один из тех писателей, который мог отгадать эти загадки и разгадать тайны был Виталий Валентинович Бианки. Этот замечательный писатель любил природу и умел её описывать в своих сказках и рассказах. Ещё мальчишкой В. Бианки проводил в лесу всё свободное время, с интересом прислушивался к рассказам старых охотников. Он пытался понять, о чём «разговаривают» птицы, почему ноги цапли и лапы крота так не похожи, почему одни животные строят домишки на деревьях, другие на воде или под водой.
В основе всех лесных сказок, рассказов и повестей Бианки лежат его собственные научные наблюдения над жизнью леса и его обитателей. Создавая  эти сказки, он хотел вас, ребята, научить любить природу и наблюдать за ней. 

Повсюду: в лесу на полянке,

В реке, на болоте, в полях-

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.

Про птиц, насекомых, лягушек

Рассказы и сказки прочтёшь

И лучше знакомых зверушек

Узнаешь, дружок, и поймешь.

Ох, так написать о природе

Непросто, ведь нужно уметь

На вещи, знакомые вроде,

Всегда удивлённо смотреть.

(стихотворение  читают дети) 

Воспит:- Для того чтобы нам провести литературную викторину нам необходимо разделиться на команды.

У меня волшебный мешочек с фишками разного цвета, вы разделитесь на команды по цветам фишек.

Воспит.: Ребята разделились на команды и теперь в каждой команде необходимо выбрать капитана. Посовещайтесь и решите, кто в вашей команде будет капитаном. Итак, все вопросы мы разрешили, и готовы начинать.

1 тур «Разминка».

Вы будете всей командой по очереди называть произведения Виталия Бианки,  на чьей команде ход остановится, те ребята проиграли и балл присуждается противоположной команде.

 

2 тур «Отгадай героев произведений В.Бианки».

Я буду по очереди каждому игроку загадывать  загадку, отгадал получаешь фишку, затрудняешься, переход к другому игроку чья команда больше наберет  ответов , та получит  балл.

  • Пёстрая крякушка ловит лягушек. (Утка)
  • Зелена, а не лук, бела, а не снег, кудрява, а не голова. (Берёза)
  • Утром ползает, в полдень неподвижна, вечером летает. (Бабочка)
  • В поле котелок стоит в нём точно вода кипит, а дров никто не подкладывает. (Муравейник)
  • Днём спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова)
  • Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)
  • Без рук, без топорёнка построена избёнка. (Гнездо)
  • Бела, как снег, черна, как уголь.вертится, поёт, как бес и улетает в лес. (Сорока)
  • Чернокрылый, красногрудый и зимой найдёт приют. Не боится он простуды с первым снегом тут как тут.(Снегирь)
  • У маленькой скотинки - сто серебряных монеток на спинке. (Рыба)
  • Волосата, зелена в листьях прячется она хоть и много ножек, бегать всё равно не может. (Гусеница)
  • Под водой живёт народ, ходит задом наперёд. (Раки)
  • Выпуча глаза сидит, непонятно говорит, родилась в воде, а живёт на земле. (Лягушка)
  • Зелёный поясок в траве затерялся. (Ящерица)
  • Не зверь, не птица, а нос, как спица. (Комар)
  • Кто шляпу носит, а здороваться не умеет. (Гриб)
  • Летом гуляет, зимой отдыхает. (Медведь)
  • Не птица, а летает, с хоботом, а не слон. (Муха)
  • Мальчишка в сером армячишке по двором шныряет крохи подбирает, по полям ночует, коноплю ворует.(Воробей)
  • Гудит мохнатенькая, летит за сладеньким. (Пчела)
  • Летит - воет, сядет - землю роет. (Жук)
  • В одежде богатой, да сам слеповатый, живёт без оконца, не видывал солнца. (Крот)

·         Затока, речка, озерцо для нас любимый дом.
В округе ветку, деревцо грызём, 
Грызём, грызём - запруды строим.
Под водой проходы - кладовая.
Шалашик сверху из ветвей.
Живём, хлопот не зная.
И ценный мех, и хвост-лопата.
Ну что? Узнали нас ребята?   (Бобры) 

·         За деревьями, кустами

Промелькнуло будто пламя.

Промелькнуло, пробежало...

Нет ни дыма, ни пожара.

(Лиса)

Воспит: Пока жюри подводит  итоги, мы с ребятами немножко отдохнем. И поиграем в игру «Летает, не летает». Если птица летает, вы машете руками, а если не летает, вы приседаете.

Сова,

Аист,

ворона

Курица

Сокол,

Воробей,

Перепёлки,

Пингвин, 

Ласточка,

Синица,

Грач,

Сорока,

Попугай,

Жаворонок

Страус, 

Журавль,

Фламинго,

Чайки,

Киви

Тетерев,

Глухарь,

Галка,

 

 

Слайд.

3 тур «Путешествие Муравьишки».

Вам предстоит ответить на вопросы по этому произведению.

1. Кто главный герой этой сказки? (Муравьишка)

2. Как называется домик, где жил Муравьишка?(Муравейник)

3. Почему Муравьишка оказался далеко от дома?(Муравьишка сидел на листке, дунул ветер и сорвал листок с ветки, Муравьишка на нем улетел далеко от дома)

4. Почему Муравьишке нужно было вернуться домой до заката солнца? (после захода солнца муравьи закрывают все ходы и выходы в муравейнике).

5. Кто вез Муравьишку до картофельного поля? (гусеница-землемерка, паук-сенокосец и жужелица)

6. Кто перевёз Муравьишку через картофельное поле?(жучок – блошачок)

7. До какого препятствия довез Жучок–БлошачокМуравьишку?(до забора)

8. Кто перенес Муравьишку через забор?(кузнечик)

9. Что было за забором? (река)

10. Почему кузнечик не смог перепрыгнуть реку? (река широкая, кузнечику ее не перескочить)

11. Кто перевез Муравьишку через реку?(водомерка)

12. Кто перенес Муравьишку через лес, который был за рекой?(майский жук)

13. Кто последним помог добраться Муравьишке домой?(гусеница-листовертка)

14. Успел Муравьишка в домик до захода солнца? (успел)

 

Следующий тур 4  «Кто быстрее и правильнее».

Воспит.- Каждой команде раздаются конверты, в которых находятся картинки с насекомыми из сказки Виталия Бианки «Как Муравьишка домой спешил». Ребятам необходимо как можно быстрее разложить насекомых в том порядке, как они помогали Муравьишке добраться до дома.

(Гусеница-землемер = паук-сенокосец = жужелица = жучок-блошачок = кузнечик = водомерка = майский жук = гусеница-листовертка)

слайд 

Жюри подводит итоги, а мы продолжаем, и я предлагаю вам дидактическую подвижную  игру «Каждому свой дом»

Вы выбираете себе любую маску насекомого: муравей, паук, божья коровка, кузнечик, бабочка, стрекоза, колорадский жук, гусеница, комар, муха, клоп,пчела.

На больших картинах изображена среда обитания: болото, лес, луг, поле

Нужно найди свой домик.

5 тур «Угадай, кто это?» 

- Ребятам по описанию предлагается угадать персонажей произведений В. Бианки, «Как муравьишка домой спешил»

слайды

1. «Ноги, как ходули, между ног голова качается, коленки выше спины торчат» (Паук - сенокосец.)

2. «Глядь - бежит по воде лодочка на ножках, подпрыгнула и зашагала по воде, как посуху. Оттолкнется ножками и катит-скользит по воде, как по льду». (Водомерка-клоп)

3. «На листке сидит, шелковую нитку из себя тянет, тянет и на листок мотает. Сперепугумуравьишка кувырк с листка и полетел вниз, но что-то сверху - дёрг! И закачался он на шёлковой ниточке: ниточки-то на сучок были намотаны». (Гусеница-листовертка.) 

4. «Смотрит Муравей: рядом Червяк червяком лежит, только спереди - ножки и сзади - ножки. Т изогнулся дугой, задние ноги к передним приставил, хвост - к голове. Потом вдруг встал во весь рост, да так и лег на землю палкой.»  (гусеница- землемер) 

5. «Ноги у нее ровные, как у коня.Бежит шестиногий конь, бежит, не трясет, будто по воздуху летит.(жужелица)

6. «Подобрал под себя толстые задние ножки - а они у него как пружинки, складные - да щелк! - распрямил их. Глядь, уж он на грядке сидит. Щелк! - на другой. Щелк! - на третьей.»(жучок-блошачек)

 7. «Сложил свои длинные задние ноги пополам, потом разом выпрямил их и подскочил высоко в воздух» (кузнечик)

 8. «Разломил спину надвое, два жестких крыла приподнял. Крылья точно два перевернутых корыта, а из-под них другие крылышки лезут, разворачиваются: тоненькие, прозрачные, шире и длиннее верхних.» (майский жук)

Конкурс капитанов.

1. Откуда началось путешествие муравьишки? 

а) с осины         в) с берёзы, 

б) с сосны         г) с пальмы. 

2. Какую часть тела повредил герой? 

а) ручку,            в) ножку, 

б) носик,           г) хвостик. 

3.На чём муравьишка летел, «через лес, через реку, через деревню»? 

а) на мухе,            в) на ковре-самолёте, 

б) на листке,         г) на птице. 

4. Куда должен был попасть муравьишка до заката? 

а) в улей,             в) в магазин, 

б) в норку,            г) в муравейник. 

5. Какого из препятствий не было на пути Муравьишки:

а) картофельное поле  в) озеро   

б) забор                         в) лес

6. Какой способностью обладал водомер?

а) скользить по воде           в) плавать кролем, 

б) плавать под водой,          г) рыть землю. 

 

Воспит.: Ребята, мы знаем много свойств воды, но так еще и не определили, почему не тонет водомерка.

Как же водомерка скользит по воде. Вы сможете показать как она это делает?

Водомер скользит по пруду,               дети непроизвольно

Конькобежцем режет гладь.               изображают

Ни утенку, ни гусенку                          скользящую по воде

Водомера не догнать!                         водомерку.

Дети проходят к  столу, садятся на стулья. 

Воспит.:- У водомерки ноги тонкие и длинные. Эти тонкие палочки помогут нам ответить на наш вопрос.

Итак, начинаем наш опыт.(перед детьми емкости с водой и палочки) Представьте, что палочка -это водомерка. Мы опускаем нашу водомерку на поверхность воды.

Почему же палочка  не тонет? (ответы детей)

Оказывается у воды есть еще одна особенность: на поверхности мы можем увидеть водяную пленочку – «кожу». Почему же водомерка все – таки не тонет? Теперь вы догадались?

(Ответы детей). 

Слайд.

Поверхность воды покрывает пленка. У нее особые свойства, которые и используют клопы-водомерки. Из поколения в поколение перемещались эти насекомые с берега на плавающие листья, а затем и просто на воду. Лапки их обросли волосками-щетинками, особью железы вырабатывают для них смазку, которая отталкивает частицы воды. Благодаря этому лапки остаются сухими, и легкое насекомое не тонет, слегка продавливая пленку. Вот почему водомерка легко бегает по воде. Но стоит лапкам намокнуть, и они будут погружаться в воду; ловкая водомерка превратится в беспомощное существо, поспешит на берег, чтобы обсушить лапки и смазать их жиром.

Воспит.: Молодцы! Вы отлично справились со всеми заданиями, а подвести итоги мы попросим наше жюри.

Подведение итогов. Награждение детей.

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь