Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности "Что за чудо эта бумага"

Дата публикации: 2019-02-07 20:33:16
Статью разместил(а):
Ковалева Светлана Ивановна

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе

«Что за чудо эта бумага»

 Автор: Ковалева Светлана Ивановна

МАДУ "Детский сад № 56", г. Красноярск

 

Образовательная область: Познавательное развитие.

Вид образовательной деятельности: Экспериментальная деятельность.

Тема: Что за чудо эта бумага.

Цель: Познакомить с историей возникновения бумаги и её свойствами. Учить детей способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с бумагой: мягкость, вес, толщина, влагоустойчивость. Развивать любознательность и интерес к исследовательской деятельности. Познакомить с разными свойствами и качествами бумаги. Активизировать речь детей. 

Предварительная работа с детьми: беседа с детьми о бумаге. 

Материал к занятию: телевизор, картон, газета, салфетки, тарелочки, ложечки, волшебная коробка, плоский камень, береста, калька, глиняная табличка, целлюлоза, белый лист бумаги, схемы  свойств.  

Раздаточный материал: бумага 3 вида: салфетка, газета, картон. 

Словарная работа: глиняная табличка, папирус, береста, шершавая, плотная, толще, жёсткая, пожёстче, шуршит, целлюлоза.

 

Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята! Сегодня к нам пришли гости. Поприветствуем наших гостей!

Ребята, сегодня у нас необычное занятие, немножко даже волшебное. Мы будем с вами экспериментировать. Я  принесла вот такую чудесную коробку. Давайте посмотрим, что в ней лежит. Дети заглядывают в коробку и достают разные вещи; камень, бересту, папирус и бумагу.

Ребята, что может быть общего у этих вещей?

Дети высказывают разные версии.

Основная часть.

2. Сегодня мы с вами и поговорим о таком материале – как бумага. Как вы думаете, бумага была всегда?

Ответы детей.

Древние люди рисовали на камнях. Затем начали писать на сырых глиняных табличках. Наши предки славяне наносили свои тексты на бересту – это кора дерева. Их называли берестяные грамоты. Люди, живущие на берегах реки Нил, нашли растение – папирус. Бумагу придумали в Китае две тысячи лет назад. Китайцы нашли способ делать бумагу из дерева.

Как же делают бумагу в наши дни?

Ответы детей.

2. Воспитатель показывает слайды с этапами изготовления бумаги.

Слайд № 1. Бумагу производят на целлюлозно-бумажном заводе.

Слайд № 2. Бревна привозят на завод, машины сдирают с брёвен кору.

Слайд № 3. Из бревен получают щепу – мелкие щепки. Ее варят в специальном растворе.

Слайд № 4. Затем из щепы получается целлюлоза.

Слайд № 5. Бумажная масса попадает в бумагоделательную машину.

Сырая бумажная лента проходит через целый ряд валиков. Одни валики отжимают воду, другие – горячие, высушивают ее, третьи – полируют,  делают ее гладкой и ровной.

Слайд № 6. Наконец ровная белая лента выходит из машины и наматывается в огромный рулон.

Слайд № 7. Затем бумагу из рулона нарезают на нужные размеры и упаковывают.

Слайд № 8.Так, переходя из машины к машине, дерево превращается в белую и чистую бумагу. Много человек должно потрудиться, прежде чем листок бумаги попадет к нам в руки.

А что же потом делают из бумаги?

Ответы детей.

Слайд № 9.

2.3.Физкультминутка.

Во дворе стоит сосна,

К небу тянется она.

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней. (Стоя на одной ноге, потягиваемся — руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.)

Ветер сильный налетал,

Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)

Ветки гнутся взад-вперёд,

Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.)

Будем вместе приседать —

Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)

Мы размялись от души

И на место вновь спешим. (Дети идут на места.)

2.4. Экспериментальная деятельность.

Дети проходят в «волшебную лабораторию», где перед каждым ребенком на тарелочках лежат разные виды бумаги (газета, салфетка, картон). Дети рассматривают их.

А сейчас мы с вами узнаем, какой же бывает бумага. Возьмите в руки бумагу, которая лежит у вас на столах, потрогайте ее.

Опыт 1. Определение мягкости.

– Что можно сказать о бумаге? Какая она на ощупь?

Дети определяют (гладкая, шершавая, тонкая, толстая и т. д.)

– Давайте проверим, какими свойствами обладает бумага. Возьмём салфетку и сомнём её. Её смять легко или трудно? Когда мы сминаем салфетку, слышен ли звук?

Ответы детей.

– Значит, она мягкая и легко мнётся. Теперь возьмём газету. Сомнём её, слышим ли мы как мнётся газета? Её также легко смять как салфетку?

Ответы детей.

– Значит газета жёстче салфетки. А теперь возьмём картон. Сомните его. Легко ли вам его мять? Как вы думаете почему?

Ответы детей.

– Подведём итог: салфетка – мягкая, поэтому мнётся легко и бесшумно. Газета – жёстче и шуршит, когда сминаем. А картон – жёсткий, поэтому смять его трудно. (Схема 1)

Опыт 2. Определение веса.

– А теперь посмотрим, какая бумага легче. Положите на ладошку смятую салфетку и тихонько подуйте. Что можно сказать? Она лёгкая.

Ответы детей.

– Газета тяжелее салфетки. Теперь возьмите смятую газету. Подуйте также тихонько на неё. Что произошло? А теперь подуйте на неё сильнее. Что произошло?

Ответы детей.

– Сейчас возьмите картон, положите на ладошку и попробуйте его сдуть тихонько. Он не сдувается.  Сильней подуйте. Легко ли сдуть картон?

– Это потому, что он тяжелее салфетки и бумаги. (Схема 2)

Опыт 3. Определение толщины.

– Сейчас проверим, какую бумагу легче порвать: салфетку, газету или картон.

– Вывод: салфетка рвётся легче и беззвучно, т.к. она тонкая. Газета рвётся с усилием, издаёт звук, т.к. она толще. Картон рвётся трудно, т.к. он толстый.

Опыт 4. Определение влагоустойчивости.

А теперь проверим насколько бумага влагостойкая.

Давайте положим лист бумаги в емкость с водой. Опустите в воду сначала салфетку, затем газету и картон. Что произошло?

Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Бумага боится воды, бумага материал не прочный. (Схема 3)

2.5. Выкладывание схем на доске.

Выводы исследований.

1. Бумага бывает мягкая и  жесткая.

2. Бумага бывает легкая и тяжелая.

3. Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.

4. Бумага боится воды.

– А можно ли нам сейчас обойтись без бумаги?

Ответы детей.

3. Рефлексия:

– Ребята, чем мы с вами занимались на занятии?

- Что мы нового узнали о бумаге?

Ответы детей.

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь