Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Приёмы формирования навыка чтения

Дата публикации: 2019-02-22 10:02:50
Статью разместил(а):
Бодрова Наталья Сергеевна

Приёмы формирования навыка чтения

Автор: Бодрова Наталья Сергеевна

 

Прогнозирование - один из основных механизмов чтения.

Приемы формирования навыка чтения, представленные в тексте рекомендованы в работе с детьми, имеющих нарушение в речевом развитии. Виды упражнений предназначены для обучения детей подготовительных логопедических групп и учащихся 1-2 классов начальной школы. Успех коррекционного обучения зависит от удачно выбранной комбинации как приемов, так и методов обучения. Совершенстование коррекционно-педагогической работы на современном этапе должно опираться на модификацию и качественное улучшение уже существующего коррекционного арсенала. В данном случае- работа с кассой, а к ней подбор различных видов упражнений позволяющих успешно решать задачи сочетаемости коррекционной и общеобразовательной программы. Приведенные виды упражнений для работы с кассой позволяют наиболее рационально организовать работу группы учащихся с речевыми нарушениями сэкономить время,  и создать предпосылки для дальнейшего овладения беглым автоматизированным чтением.

 

Упражнения для работы с кассой:

1.    Подстановочные (когда в слове изменена одна буква).

Лак – лук

Кит – кот

Мак – рак

2.    Обратно подстановочные (обратно трансформационные слова, читающиеся в обратном порядке).

Шорох – хорош

Трос – сорт

Кот – ток

3.    Упражнение на добавление букв: а) в начале, б) в середине, в) в конце слова, в результате которого изменяется смысл слова.

Рот – крот

Плот – пилот

Сор – сорт

4.    Упражнение на исключение букв из слова.

Роса – оса

Коса – оса

5.    Упражнение на перестановку букв в слове.

Стук – куст

Марка – рамка

6.    Комбинирование упражнения (добавление к слову буквы и исключение из него буквы).

Лист («т» - убираем, «а» - подставляем)

7.    Наращивание слова (большой – маленький).

Стол –столик

С каждым словом проделываем «операцию» н-р: «сом» (составили, проанализировали).

Далее:

- что надо сделать, чтобы получилось слово «сон»?

- надо убрать согласную «м».

- что надо сделать, чтобы получилось слово «сын»?

Или. – уберите букву «о», поставьте «ы»

Что получилось?

В процессе выполнения всех этих упражнений развивается мыслительная активность и наблюдательность.

Эти виды упражнений можно применять, работая над семантикой слова в процессе совершенствования навыка чтения.

Пишем это в тетрадках.

Сон – сын – сынок – сырок – сыр – сор – мусор – мука – муха.

Здесь работает во всю звукобуквенный анализ.

После этого ребёнок уже зачитает сам.

Через упражнения с кассой мы представляем все виды речевой деятельности.

Это – слушание, чтение, говорение, письмо.

Не следует забывать работу с кассой.

Далее работая над совершенствованием процесса чтения, следует учитывать, что школьники с нарушением речи часто затрудняются в различении слов, сходных, по звучанию и начертанию, но различных по значению.

Подбираем пары слов:

Стол – столб

Колобок – клубок

Копал – купал

Купал – купил

Эти слова дети должны отчетливо прочитывать, проанализировать по звуковому и буквенному составу и сравнить. Затем они должны установить, почему получается разное значение.

Следует упражнять детей в чтении: а) одного и того же слова с разными окончаниями:

Дом

Дома

К дому

От дома

О доме

б) разных слов с одинаковым окончаниями:

на кустах

на столах

на партах

в сумках

в пеналах

в портфелях ит.д.

в) однокоренных слов:

земля

земляк

земляника

земляничное

г) слов, образованных с помощью разных приставок от одного корня:

прилететь

отлететь

долететь

перелететь

улететь

д) слов, имеющих одинаковые приставки, но разные корни:

прилетать

приехать

прибежать

прискакать

После прочтения различные грамматические формы слова обязательно сопоставляются, выясняется их звукобуквенный состав, уточняется сходство и различие, значение.

Указанные упражнения позволяют ребёнку лучше ориентироваться на основную часть слова, выделять его морфологические алименты (суффиксы, приставки, окончания).

Конструирование слов посредством морфологических элементов (приставок, суффиксов) – эти упражнения помогают так же быстрому узнаванию слова в процессе чтения.

В процессе чтения происходит прогнозирование, основой которого является догадка, возникающая на основе сформированного ранее умения устанавливать смысловые и грамматические связи. Без умения прогнозировать, т.е. понимать целое до того, как будет восприняты все его элементы, невозможно сформировать правильный навык чтения.

Прогнозирование – один из основных механизмов чтения.

Некоторые приемы, с помощью которых у детей с нарушениями речевого развития может развиться умение прогнозировать.

1.              I                  I 

            - са  -       -  за – яц

               I                  I

2.    Дифференциация сходных слогов и слов.

Ла –ра, ма – мя, дом – том, ло – ро, мо – мё, ком – сом

3.    Чтение слогов по подобию.

а              о             у

ма           мо         му

са             со          су

та             то           ту

4.    Чтение слов по подобию.

Сом                 Маша            папка

Ком                 Саша             шапка

Лом                 Паша

Дом                 каша

Том

5.    Чтение слогов и слов с подготовкой.

О – то – сто – стол

Ра – тра – трамвай

6.    Чтение слов отличающихся друг от друга одной – двумя буквами.

Кот – кто, лыжи – ложись, рак – как, следы – слёзы

7.    Чтение родственных слов, отличающихся друг от друга одной из морфем.

Лес – лесок

Трава – травка

Увидел – увиделся

8.    Чтение слов, начинающихся с одной и той же приставки.

Увёл – увял – увёз и наоборот пел – запел – напел

9.    Чтение однокоренных слов, имеющих парную грамматическую форму.

Домом – за домом – к дому и наоборот, корень разный грамматическая форма одинаковая.

В сумках

В тетрадках

В тарелках

Поскольку прогнозирование в процессе чтения у детей развивается слабо и не всегда верно в силу ограниченного речевого опыта не достаточной сформированности звуковых и морфологических обобщений, недостаточного знания норм словоупотребления и их грамматического оформления, эту способность у них необходимо формировать специально.

Приёмы.

1.    Учить ребёнка умению узнавать знакомый звукобуквенный образ слова, ориентируясь на его отдельные элементы.

Пример № 1. Ребёнку предлагается читать слова с пропущенными элементами, типа:

Те…дь (тетрадь), конв… (конверт), мед…. (медведь)

При облегченном варианте над надписями помещаются соответствующие картинки, помогающие ребёнку правильно воссоздать звуковую форму слова и тем самым найти недостающие буквы.

Пример № 2. Придумать как можно больше слов, начинающихся на данной ему слог.

Пример № 3. Можно предложить ребёнку назвать картинки, ориентируясь на ряд соответствующих им слогов.

К числу условий, влияющих на возникновение правильной смысловой догадки в процессе чтения, т.е. прогнозирование читаемого, - относится и умение воспринимать сразу не только изолированные слова, но и словосочетания.

Для этого необходимо научить детей группировать слова по лексико-грамматическим признакам. Умение группировать слова приобретается учащимися в процессе выполнения разнообразных упражнений.

Пример №4. Учитель пишет слова

Слова                                                                      тяжёлый

Корм                                                                        плохой

Пища                                                                       летний

Багаж                                                                      тёплый

Груз                                                                         изящный

Одежда                                                                   ценный

Сарафан                                                                 лёгкий

грубый

ручной

хороший

здоровый

Несколько правее записывает следующее слова. Затем предлагается детям подобрать к записанным словам слева сочетающиеся с ними по смыслу слова, записанные справа.

В дальнейшем материал для чтения текстов необходимо подбирать в соответствии с уровнем сложности сформированных оеративных единиц чтения. При этом важнейшем показателем сложности текста является ритмическая и слоговая структура слов.На необходимость учитывать этот показатель при подборе текстов предлагаемых детям на начальном этапе освоения чтения указывал еще Л.Н. Толстой. Тексты составленного им букваря являются наглядной иллюстрацией этого.

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь