Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Трудоемкость обучения в начальной школе

Дата публикации: 2019-03-25 16:10:05
Статью разместил(а):
Васильева Надежда Васильевна

Трудоемкость обучения в начальной школе

Автор: Васильева Надежда Васильевна

ГБОУ " Школа № 618", Приморский район Санкт-Петербурга

 

Постановка проблемы.

1. При рациональном отдыхе успевает ли организм школьника восстановиться при современном темпе и объемах обучения? 

2. Восстанавливается ли организм школьника за выходные дни после учебной недели? 

3. Как соотнести затраты школьника при освоении программы по: математике; истории; физической культуре; физике; музыке и т. д.? 

4. По каким параметрам, исключая нижеприведенные, можно еще судить о трудоемкости предмета для учащегося?

5. Коэффициент утомительности  учебной недели, какую он дает информацию?

Этот показатель дает нам информацию не только о степени трудности усвоения того или иного учебного материала, стиле и методах работы учителя, но и о дополнительной учебной нагрузке, которую ученик должен выполнить еще и дома. Как видим, понятие трудоемкость предмета широко охватывает весь учебный труд школьника от уроков в школе до выполнения домашних заданий, дополнительных занятий и т. д. 

Для того чтобы определить, насколько трудоемкий тот или иной предмет, необходимо не только составить ранговую шкалу трудности предметов, но и иметь информацию о временных параметрах загруженности школьника уроками, домашними заданиями, дополнительными занятиями по предмету. 

Такой подход позволит определить причины, влияющие на  трудоемкость каждого предмета и, проанализировав, понять, насколько целесообразны те или иные временные затраты школьника на обучение тому или иному предмету, и соотнести это с итогом (оценкой). 

 

Творческая работа.

Составьте анкету и проведите опрос в каком-нибудь классе по временным параметрам — сколько времени ребенок тратит на: 

•  урок по предмету; 

•  домашние задания по предмету; 

•  дополнительные занятия по предмету; 

•  самостоятельные занятия по предмету. 

Проанализируйте полученные результаты и разработайте рекомендации для рационального использования времени школьников в процессе обучения.

 

Алгоритм определения коэффициента утомляемости обучающихся начальной школы

1. Подсчитать реальную ежедневную нагрузку обучающихся (R для каждого учебного дня) по расписанию уроков класса, используя шкалу трудностей учебных предметов.

2. Подсчитать среднюю ежедневную нагрузку обучающихся в классе (S). Для этого сложить показатели реальной ежедневной нагрузки обучающихся всех дней учебной недели и разделить на количество дней.

3. Вычислить номинальную ежедневную нагрузку обучающихся (N для каждого учебного дня).

Расчет номинальной ежедневной нагрузки обучающихся начальной школы:

6-дневная учебная неделя

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

0,75•S 

S 

1,25•S 

1,25•S 

S 

0,75•S 

5-дневная учебная неделя

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

0,75•S 

S 

1,25•S 

1,25•S 

0,75•S 

 

4. Найти коэффициент утомляемости для каждого учебного дня (K) по формуле: K=R/N. Результаты оформить в виде таблицы.

Таблица определения коэффициента утомляемости:

Показатели

Пн.

Вт.

Ср.

Чт.

Пт.

Сб.

Реальная учебная нагрузка в баллах (R)

 

 

 

 

 

 

Номинальная ежедневная нагрузка в баллах, высчитанная по формулам (N)

 

 

 

 

 

 

Коэффициент утомляемости (K)

 

 

 

 

 

 

Обработка результатов исследования осуществляется следующим образом: если значение коэффициента утомляемости:

· менее 1,15 – образовательный процесс организован в рамках максимально допустимых психофизиологических нагрузок;

· от 1,16 до 1,25 – образовательный процесс организован с превышением максимально допустимых психофизиологических нагрузок;

· более 1,26 – образовательный процесс проходит со значительными психофизиологическими нагрузками.

 

2 вариант. Расчет % учебной нагрузки, исходя из среднего показателя.

В течение учебного дня умственная работоспособность школьников изменяется от первого ко второму- третьему уроку (период врабатывания и оптимум работоспособности). С третьего урока у младших школьников и с четвертого у старших работоспособность начинает значительно снижаться на 50% по сравнению с первым уроком. Аналогичная динамика умственной работоспособности наблюдается и в течение учебной недели. Если принять нормальную работоспособность за 100%, то в понедельник она будет равняться 98%, во вторник – 105%, в среду – 109%, в четверг – 96%, в пятницу – 95%, в субботу – 94%.

Пример:

1.    

Дни недели

4 класс

% от среднего показателя (100%)

1.      

Понедельник

21

86,8%

2.      

Вторник

29

119,8%

3.      

Среда

23

95,04%

4.      

Четверг

27

111,6%

5.      

Пятница

21

86,8

6.      

Суббота

 

 

Средний балл на  учебный день – 24,2

 

Литература:

1. Васильева Н.В. Обучать, сохраняя здоровье. Педагогические условия организации учебного процесса в школе: учебно-метод. пособие. - СПб.: СПбАППО, 2008,- 64. 

2. Громбах С.М. Степень утомительности уроков и ее изучение // Советская педагогика. — 1982. —№ 12. — С. 58—62. 

3. Здоровая школа. Проектирование программы здоровьесозидания.

4. Настольная книга для руководителей образовательных учреждений и педагогов. СПбАППО, 2010г.

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь