Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Урок на основе системно-деятельностного подхода

Дата публикации: 2019-04-05 19:30:36
Статью разместил(а):
Терсина Ольга Викторовна

Урок на основе системно-деятельностного подхода

с организацией формирующего оценивания

«Файлы и файловые структуры»

Автор: Терсина Ольга Викторовна

МБОУ "СОШ № 11", г.о. Спасск-Дальний

 

Пояснительная записка

Актуальность.

Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования (ФГОС ООО) полностью меняют взгляд на образование в целом. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который сможет и будет учиться всю жизнь. Особенность ФГОС — деятельностный характер, направленной, в первую очередь, на развитие личности ученика. Поэтому в настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Современный урок - это хорошо организованный урок, в условиях работы по новым стандартам,  главной особенностью подготовки которого является моделирование деятельности не учителя, а именно учающихся на основе использования системы заданий, направленных на обеспечение запланированных результатов.

Условия  реализации.

Разработка урока «Файлы и файловые структуры»  применима при изучении раздела «Компьютер как универсальное устройство обработки информации» в 7 классе общеобразовательной школы по программе Л. Л. Босовой. Эта тема особенно актуальна, т. к. использовать приобретенные знания и умения учащиеся смогут в практической деятельности к повседневной жизни для:

• создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

• организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.

Разработка данного урока учитывает знания, полученные учащимися при изучении первоначальных сведений о файле в  VI классе.

Материально-техническое обеспечение. Для проведения данного урока необходимы компьютерный класс, мультимедийный проектор. На уроке запланирована практическая деятельность: выполнение основных операций с файлами и папками.

Типа данного урока. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Цель урока: Знакомство учащихся с новыми способами нахождения знания и сформирование системы новых понятий по теме, расширение знаний за счет включения новых определений, терминов, описаний.

Данный урок направлен на решение следующих учебных задач:

1) получить представление о логических именах устройств внешней памяти;

2) обобщить представления о файлах и папках, правилах их именования  и научиться записывать пол­ное имя файла/каталога, путь к файлу/каталогу по имеющемуся описанию файловой структуры некоторого информационного носителя;

3) сформировать представление о файловых структурах; научиться строить графическое изображение файловой структуры некоторого носителя на основании имеющейся информации;

4) расширить представления об операциях с файлами.

Данный урок направлен на решение следующих коммуникативных задач:

1) учить  сознательно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;

2) учить грамотному владению устной и письменной речью;

3) учить выражать свои мысли, выслушивать мнения других;

4) строить структуры и способы деятельности в соответствии с целями, задачами и планируемыми результатами.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные представления  об  объектах файловой системы и навыки работы с ними.

Метапредметные умения и навыки организации файловой структуры в личном информационном пространстве.

Личностные понимание необходимости рациональной организации собственного информационного пространства, упорядоченного хранения собственных программ и данных.

Данный урок отвечает системе требований системно-деятельностного подхода, то есть реализованы целеполагание, мотивация, практическая значимость знаний и способов деятельности, отобрано содержание, отрабатываются метапредметные универсальные способы образовательной деятельности, используются разнообразные приёмы образовательной деятельности. 

Проведение оценивания на уроке.

Во время проведения данного урока предусмотрено оценивание универсальных учебных действий в течение всего урока, по окончании решения отдельных задач (этапов) урока, самооценки и взаимооценки, по результатам которых выставляется оценка.

Диагностика УУД

Фамилия, имя учащегося

Приём

Вопросительные слова

Метод группового исследования

Групповая дискуссия.

Приём  "Телеграмма"

Суммарные баллы

Оценка

Назначение приёма

Умения задавать вопросы

(0-2 балла)

Умение работать в паре,  в группе

(0-2 балла)

Умение высказывать и обосновывать своё мнение (суждение)

(0-2 балла)

Умение оценить свою деятельность, свой результат

(0-2 балла)

1

Иванов Иван

 

 

 

 

 

 

 

 ...

 

 

 

 

 

 

 

Критерии оценки за урок:

«5» - 8 баллов

«4» - 6-7 баллов

«3» - 4-5 баллов

«2» - 0-3 балла.

 

Технологическая карта урока:

Предмет

Тема урока

Класс

Информатика

«Файлы и файловые структуры»

7 класс

Цель:  Знакомство   учащихся с новыми способами нахождения знания и   сформирование системы новых понятий, расширение знаний за счет включения новых определений, терминов, описаний.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

представления  об  объектах  файловой  системы  и  навыки работы с ними

умения  и  навыки  организации  файловой  структуры  в личном информационном пространстве

понимание  необходимости  рациональной организации собственного информационного пространства, упорядоченного  хранения собственных программ и данных.

 Условия реализации урока

Информационные ресурсы

 (в том числе ЦОР и Интернет)

Учебная литература

Методические ресурсы

Оборудование

ФГОС. Настольная книга учителя: Учебно-методическое пособие, В.И. Громова, Т.Ю. Сторожева.– Саратов, 2013.

Набор цифровых образовательных ресурсов на диске «Информатика 5–7».

Л.Л. Босова,  Информатика и ИКТ: Учебник для 7 класса,

БИНОМ Лаборатория знаний, 2013

Л.Л. Босова,  Информатика и ИКТ: Рабочая тетрадь для 7 класса, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013

 

Л.Л. Босова,  Информатика и ИКТ: методическое пособие для учителей ,   БИНОМ Лаборатория знаний, 2013

Занимательные задачи по информатике: сборник задач по информатике для 5-7 классов,   БИНОМ Лаборатория знаний, 2014

Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 5–7 классов,  БИНОМ Лаборатория знаний, 2014.

Компьютер.

Мультимедийный проектор.

Основные понятия

·                  логическое имя устройства внешней памяти

·                  файл

·                  правила именования файлов

·                  каталог

·                  корневой каталог

·                  файловая структура

·                  путь к файлу

·                  полное имя файла

Форма проведения урока

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Ход урока

Деятельность

учителя

Приёмы, обеспечивающие получение запланированных результатов

Задания для учащихся, выполнение которых

приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность

учеников

УУД

Этап урока: Мотивация к учебной деятельности, актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Время: 7 минут

Цель: Обеспечение познавательного интереса к проблеме, организация самостоятельного формулирования проблемы и постановки цели.

Учитель задает вопросы, по изученному в 6 классе  материалу,  используя описанные  приёмы. Подводит к постановке  проблемы и цели урока. Обратить внимание на вопрос о применимости данной темы для организации личного информационного пространства.

 

1.  Вопрос-ответ

2.  Стратегия “Вопросительные слова”, направленная на формирование умения задавать вопросы и  на актуализацию знаний учащихся по новой и пройденной темам.

 

1. Вопросы.

Что такое файл?

Какие имена могут иметь файлы?

Ниже указаны имена файлов. Выбери из них имена текстовых файлов графических файлов, программ?

(лето.bmp, сочинение.doc, мама.jpg, юра.wav, dog.txt, cat.jpg, game.bmp, boy.exe, music.txt, bоок.mpЗ, vopros.wav, box.exe, otvet.txt)

2. Задание

Учащимся предлагается таблица вопросов и терминов по изученным ранее вопросам и новой теме урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы.

Вопроситель-ные слова

Термины

Как?

Что?

Где?

Почему?

Сколько?

Откуда?

Какой?

Зачем?

Каким образом?

Какая взаимосвязь?

Из чего состоит?

Каково назначение?

характеристика  файлов

действие с файлами

каталог

файловая структура

операционная система

файловая структура

каталог

личная папка, личные данные

 

 

1.                    Вспоминают и проговаривают,  что такое файл и правила записи имён файлов

2.                     Вспоминают,  называют действия с файлами и как их производят.

3.                    Составляют вопросы и предлагают ответы, например, что такое файловая структура. На доске фиксируют правильные вопросы и предположительные ответы.  Испытывают затруднения в ответе на вопрос о связи файловой структуры  с операционной системой.

4.                    Ставят цель своей деятельности на уроке и предлагают алгоритмы  по выходу их создавшегося затруднения. Рассматривают разные варианты решения проблемы

Регулятивные

·     анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

·     ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей

Познавательные

·      Умение определять понятия выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

·      самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации.

Коммуникативные

учебное сотрудничество

Этап урока: Построение проекта выхода из затруднения и реализация построенного проекта

Время: 13 + 7 минут

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Деятельность

учителя

Приёмы

Задания для учащихся

Деятельность учеников

УУД

Учитель предлагает материал для рассмотрения и систему вопросов. Консультирует и направляет при необходимости.

 

Метод группового исследования

 3 группы (по 6 человек в группе – по 2 человека на объект),  исследуют объекты файловой системы с целью подготовки группового сообщения и выступления перед всем классом. Внутри группы формируется отчётная таблица

1.      Заполнение таблицы

Объект

Понятие

Возможные виды

Возможные характеристики

Возможные действия с объектом

Практическое подтверждение.

Применимость данного объекта  для собствен. целей

1.                     

Файл

 

 

 

 

 

 

2.                     

Каталог

 

 

 

 

 

 

3.                     

Файловая структура диска

 

 

 

 

 

 

 

2.     Выполнение практических заданий.

1.    Ученики самостоятельно составляют обобщенную характеристику файловой системы по определенному плану, информационному источнику и проверяя  на компьютере свои факты.

2.     Вникают в тему и учатся анализировать, выделять главное.

3.    Выполняют практические задания, проверяют свои теоретические аспекты темы.

4.    Заполняют таблицу. В группе сводят полученный первичный материал в таблицу, обсуждая и обмениваясь полученными званиями и практическим опытом.

 

Регулятивные

·     определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

·     сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные

· находить в тексте требуемую информацию

·      преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность

Коммуникативные

· определять возможные роли в совместной деятельности;

· строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

· принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником

· использовать компьютерные технологии

Этап урока: Закрепление с проговариванием во внешней речи и коррекция результатов выполненной работы 

Время: 12 минут

Цель: Коррекция первичных результатов

Деятельность учителя

Приёмы

Задания для учащихся

Деятельность

учеников

УУД

Предоставляет возможность выдвигать,  формулировать варианты решения поставленных учебных задач. Задаёт вопросы. Корректирует полученные результаты.

Обращает внимание на правильные ответы.

Групповая дискуссия.

Метод обсуждения сложных теоретических и практических проблем, обмен опытом между обучаемыми, уточнение и согласование позиций участников дискуссии и выработка единого подхода к исследованию.

Представить отчёт и комментарии, а так же через проектор  показать свой вариант заполнения таблицы. Отстоять свой вариант отчёта, отвечая на вопросы соперников.

 

 

 

 

Каждая группа (в лице лидера, выбранного самой группой) представляет и защищает устно результат своей работы, доказывает правильность своих результатов, отвечает на вопросы оппонентов, задаёт вопросы, дискуссирует при необходимости.

Отвечают на вопросы, поставленные в начале урока и сравнивают с первоначальными ответами на составленные вопросы.

Регулятивные

·   оценивать продукт своей деятельности по самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

Познавательные

·    делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

Коммуникативные

·  соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

·  высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

·  принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником.

Этап урока: Рефлексия учебной деятельности на уроке. Домашнее задание.

Время: 6 минут

Цель: Формирование навыка самооценки.

Деятельность учителя

Приёмы

Задания для учащихся

Деятельность

учеников

УУД

Предлагает написать и зачитать самые интересные, на взгляд обучающихся,  телеграммы.

Сообщает домашнее задание.

Приём  "Телеграмма"

Актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись.

Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). 

Задание: Написать очень кратко мнение о собственном опыте урока и пожелание соседу по парте с точки зрения изученного на уроке.

Домашнее задание: составить схему организации собственного информационного пространства в двух вариантах: реального и (по вашему мнению) рационального.

Оценивают опыт урока и составляют телеграмму соседу. Знакомятся с телеграммой соседа, оценивают опыт соседа по парте и других одноклассников.

Записывают домашнее задание.

Регулятивные

•           оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

Познавательные

·    рефлексировать опыт разработки и реализации учебного задачи,  на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели.

Коммуникативные

· принимать позицию собеседника

· строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности

2.      Изобразите в виде дерева файловую структуру школьного компьютера.

3.      Создать на компьютере иерархическую файловую структуру

(файлы скопировать из общей папки Приложения, находящейся в папке Документы).

 

Список информационных ресурсов:

1. Набор цифровых образовательных ресурсов на диске «Информатика 5–7».

2. Л.Л. Босова,  Информатика и ИКТ: Учебник для 7 класса,

3. БИНОМ Лаборатория знаний, 2013

4. Л.Л. Босова,  Информатика и ИКТ: Рабочая тетрадь для 7 класса, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

5. Л.Л. Босова,  Информатика и ИКТ: методическое пособие для учителей, БИНОМ Лаборатория знаний, 2013.

6. Занимательные задачи по информатике: сборник задач по информатике для 5-7 классов, БИНОМ Лаборатория знаний, 2014.

7. Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 5–7 классов, БИНОМ Лаборатория знаний, 2014.

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь