Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Проектирование технологической карты урока технологии

Дата публикации: 2019-04-10 16:56:57
Статью разместил(а):
Дивеева Светлана Александровна

Проектирование технологической карты урока технологии

Автор: Дивеева Светлана Александровна

 

Введение.

Актуальность исследования: Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания технологии.

Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося. Именно развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения.

Технология, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Социальный заказ общества в области обучения технологии выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика.

Урок - гибкая форма организации обучения. Он включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обучения.

На уроке организуется фронтальная, коллективная и индивидуальная формы учебной работы. Различные формы проведения урока не только разнообразят учебный процесс, но и вызывают у учащихся удовлетворение от самого процесса труда.

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями поставлена задача научить учиться.

Особенность ФГОС нового поколения – системно-деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности. Поставленная задача требует с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении.

Поставленная задача с этого момента полностью меняет конструирование современного урока. Так что же для  нас современный урок? Если в традиционном уроке учитель пользовался жестко структурированным конспектом урока, то на современном этапе он должен составлять сценарный план урока, который предоставляет ему свободу выбора форм, способов и приемов обучения в зависимости от сложившейся на учебном занятии ситуации. Для этого учитель должен подготовить технологическую карту урока.

Структура технологической карты в  современной школе имеет несколько модификаций. Строго обязательного описания технологической карты нет, поэтому педагоги вправе самостоятельно изменять или дополнять часто предлагаемые технологические карты. Данный метод для многих педагогов является новым, и у них возникает масса вопросов по созданию и заполнению технологической карты.

Объектом данной работы является технологическая карта урока технологии.

Предмет - особенности составления технологических карт уроков технологии.

Цель работы: изучить и обобщить материал по составлению технологических карт урока технологии.

Задачи:

1)    Изучить методическую литературу по проектированию урока технологии и составлению технологической карты урока.

2)    Проанализировать структуру технологических карт уроков.

3)    Выявить особенности составления технологических карт уроков технологии.

4)    Обобщить информацию по составлению технологических карт урока.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ педагогической и методической литературы; теоретические методы разработки технологической карты урока.

 

1. Технологическая карта урока.

1.1. Понятие «технологическая карта».

Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленного производства. Технологическая карта в дидактическом смысле представляет собой проект учебного процесса, где представлено довольно подробное описание действий от цели до результата урока с использованием инновационной технологии работы с информацией. Технологическая карта – это новый вид методической разработки, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС второго поколения.

Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса, который можно планировать как на одном уроке, так и в процессе изучения темы или всего курса.

Освоив написание технологической карты, педагоги смогут прорефлексировать проведенные уроки, внести изменения в свои рабочие программы.

1.2. Структура технологической карты.

Технологическая карта урока может включать в себя такие разделы:

I.  Общие сведения.

II. Задачи и планируемые результаты. 

III. Связи, формы, ресурсы. 

IV. Тип и цель урока. 

V. Этапы урока. 

VI. Деятельность преподавателя. 

VII. Деятельность учащихся.

VIII. Универсальные учебные действия.

1.2.1. Технологическая карта по В.М. Монахову.

Согласно теории, предложенной В.М. Монаховым, технологическая карта урока технологии предполагает наличие пяти основных компонентов:

1) Целеполагание необходимо для проектирования единой цели, постановки нескольких задач.

2) Диагностика позволяет устанавливать факт достижения либо недостижения каждой конкретной задачи.

3) Разбитые на части задания помогают выявить уровень самостоятельности ученика, провести диагностику.

4) Логическая структура технологии направлена на анализ достигнутой ранее цели, полученных результатов, последующее развитие внимания, памяти, познавательного интереса.

5) Коррекция учебного процесса способствует построению индивидуальной траектории развития для каждого воспитанника.

1.2.2. Технологическая карта урока  в трудах С.И. Львовой, И.П. Цибулько, Ю.Н. Гостева.

Технологическая карта урока технологии в трудах С.И. Львовой, И.П. Цибулько, Ю.Н. Гостева предполагается в виде четырех основных структурных компонентов:

1) Диагностика уровня начального усвоения школьниками учебного материала, а также отбор в группы с равным запасом сформированных знаний.

2) Организация и мотивация учебной деятельности школьников. Перед учителем ставится основная задача – вовлечение воспитанников в учебно-познавательную и проектную работу, поддержание сформированного интереса к обучению.

3) Процесс обучения, предполагающий непосредственное усвоение школьником учебной дисциплины посредством взаимодействия с разнообразными средствами.

4) Осуществление контроля качества усвоенного материала.

В таблице 1 представлен фрагмент технологической карты, состоящих из четырех структурных компонентов.

 

Таблица 1. Фрагмент технологической карты

Этап урока

Цель этапа

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1) Организацион-ный этап

Создание положительной атмосферы на занятии. Что способствует и стимулирует творческое саморазвитие личности ребенка

Прозвенел звонок веселый

Все готовы? Всё готово?

Мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, работать начинаем.

Не теряя ни минутки,

Приглашаю всех вас в путь!

Взять все знания в дорогу!

И улыбку не забудь!

Приветствует. Проверяет явку и готовность учащихся к занятию.

 Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку.

2) Актуализация опорных знаний и опыта обучающихся

Систематизировать имеющиеся у учащихся знания

Организует беседу по вопросам изученного материала. (Виды машинных швов).

Выдаются задания: соотнести графическое изображение  с условным изображением  швов и указать название шва.

Отвечают на вопросы.

 

Работают над заданием в парах.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Создание мотивационной базы для активной творческой работы ученика

Предлагает учащимся вопросы:

Связь времён поколений – как это проследить ?

А задумывались ли вы когда-нибудь  откуда появился  утюг?

-Кто изобрёл утюг?

- Для чего он нам необходим?

Презентация: из истории развития утюга.

Формулировка темы урока и цели для себя. Корректирует цели, поставленные учащимися и записывает на доске. 

Отвечают на вопросы.      

 

Смотрят презентацию.

 

Формулируют тему урока.  Определяют для себя цели  урока 

4) Объяснение нового материала

 

Зачитывается стихотворение про электрический утюг.

-Что такое утюг?

-Из каких элементов состоит утюг?

Виды подошв утюга.

При работе  ВТО необходимо следовать правилам техники безопасности. (работа с учебником)

Знакомит с  терминами темы. (Слайд)

Требования предъявляемые к ВТО. (Слайд . Демонстрация приёмов работы)

Организует физкультминутку 

Осмысливают понятия, записывают их в тетрадь.

 

Читают в учебнике правила техники безопасности (стр. 2-43).

 

Термины записывают в тетрадь.

5) Первичная проверка понимания 

Правильное и осознанное усвоения нового учебного материала; выявление пробелов, неверных представлений и их коррекция

 Предлагает заполнить таблицу. (Термин. Содержание работы. Область применения).

После того как заполнили таблицу сопоставить её аналогичной информацией учебнике ( Учебник Технология. Обслуживающий труд. 5 класс. Под редакцией В.Д. Симоненко, М.: В-Граф. 2012г. Стр. 44-45)

Заполняют таблицу: «Терминология ВТО», комментируют свои записи.

Осуществляют коррекцию знаний

6) Закрепление новых знаний

 

Предлагается   учащимся  карточки с заданием. (На карточках два столбика. В первом рисунки, а во втором необходимо написать термин, который соответствует рисунку).

Получают карточки с заданием. Выполняют задание, аргументируют своё мнение. 

 

Делают выводы

7) Рефлексия

 

Раздать анкеты для учащихся.

Вопросы:

-Узнал ли ты что-нибудь новое?

(Да, нет, частично)

- Пригодится ли тебе это когда-нибудь в жизни?

Отвечают на вопросы .

Сдают анкеты.

Технологическая карта урока технологии по ФГОС (мальчики или девочки по ней обучаются, неважно) предполагает формулировку основных параметров для каждого учебного занятия. Педагог определяет диагностическое целеобразование, продумывает результативность урока. В таком случае процесс обучения будет действительно эффективным, и гарантировано достижение всех поставленных целей и задач.

Технологическая карта по уроку технологии (девочки) помимо теоретической части обязательно содержит информацию о тех практических навыках, которыми в ходе занятия должны овладеть школьницы. Педагог старается предусматривать определенный резерв учебного времени, чтобы отработать теоретические знания на практике. В зависимости от особенностей группы, приходящей к педагогу, происходит корректировка технологической карты.

1.2.3. Технологическая карта по системе В.В. Гузеева.

Рассмотрим систему В.В. Гузеева. Технология (девочки) – предмет, который, прежде всего, направлен на подготовку будущих хранительниц семейного очага. Именно поэтому в карте каждого урока технологии учитель обязательно оставляет некоторый запас времени на отработку основных, универсальных навыков, предусмотренных общеобразовательной программой по данной учебной дисциплине. В. В. Гузеев отмечал важность соответствия между поставленной первоначальной целью и конечным результатом. Кроме того, автор данной методики уделяет серьезное внимание текущей диагностике, а также прогнозированию индивидуального развития ученика, проверке его приближения к поставленной цели.

Технологическая карта урока технологии (мальчики) предполагает описание всех действий учителя и школьников с указанием способов контроля, особенностей организационного процесса. С ее помощью можно рассматривать процесс обучения как целостную систему учебных занятий, связанных по содержательному, целевому, операционному, контрольному, регулировочному, а также рефлексивному этапам. Она включает в себя планирование развития для каждого конкретного ученика, контроля усвоения им определенных знаний, а также развитие дополнительных специальных навыков.

Конструирование технологической карты можно представить следующим образом:

1-й шаг заключается в определении ожидаемых результатов после рассмотрения изучаемой темы.

2-й шаг предусматривает определение первого и последнего занятий.

3-й шаг состоит в разбивке содержания изучаемой темы на отдельные блоки.

4-й шаг предполагает выделение основного материала для конкретных уроков.

5-й шаг предполагает прогнозирование целей и формы урока в конкретном блоке.

6-й шаг связан с составлением заданий для самоконтроля школьников.

Таким образом, для проектирования урока учитель может выбрать удобную для него структуру технологической карты.

Технологическая карта – некий паспорт проекта будущего урока, предназначенного для определенной группы детей. Это особая форма конструирования учителем обучающего процесса. Педагог совмещает классическое тематическое планирование с разработками каждого конкретного урока.

1.3. Проектирование технологической карты.

В соответствии с требованиями ФГОС второго поколения происходят и изменения в основных этапах урока: при объяснении и закреплении материала учитель предоставляет больше времени для самостоятельной работы учащихся, выступая при этом в роли консультанта. Меняется главная цель учителя на уроке, приоритет отдается организации деятельности учащихся по поиску и обработке информации, обобщению способов действий.

 Из опыта работы руководителем РМО учителей технологии, могу сказать, что у молодых педагогов затруднения встречаются не только в структурировании технологической карты, но и в проектировании урока, целеполагании.

В последнее время существует много конструкторов технологических карт. Одни конструкторы представляют собой электронные ресурсы, другие – электронные документы, которые можно распечатать и использовать как настольную книгу при подготовке к урокам.

1.3.1. Педагогический Конструктор, как средство «сборки» уроков.

Мне хотелось бы поделиться своим опытом работы в данном направлении, за основу которой взята продуктивная, на  мой взгляд, педагогическая идея «Методический конструктор», применяемая как эффективное средство для «сборки» уроков.

Любой из основных этапов  урока отчасти может быть реализован разными  методическими приемами или их комбинацией. То есть приемы, по сути, и есть элементы    Конструктора.

Идея  Конструктора  принадлежит педагогу Анатолию Гину.

Конструктор  повышает эффективность проектирования урока учителем. Даже если все методические приемы известны учителю, без Конструктора трудно удержать их в памяти. С Конструктором разнообразные уроки можно готовить довольно быстро.

Педагогический конструктор урока в руках каждого учителя будет «дышать» по-своему и изменяться, как живое существо. Если какие-то приемы окажутся ненужными – их можно просто исключить из таблицы. А возможно, появятся свои,  фирменные. У каждого учителя может быть свой конструктор.  Я предлагаю лишь его форму и  некоторые  методические приемы.

Опыт применения данной техники представляет элемент новизны в совершенствовании современного урока и существенно обогащает методическую копилку учителя.

Предлагаю алгоритм деятельности по применению техники “Конструктор” (приложение А):

1. Обязательное обозначение основных разделов урока.

2. Изучение разных методических приемов и их комбинаций.

3. Структурирование всех приемов в “Конструкторе”.

4. Тематическое планирование с введением раздела “Конструктор”.

5. Создание собственного “Конструктора” уроков.

Применение современной педагогической техники “Конструктор” дает следующие преимущества:

1. Значительно возрастает многообразие уроков.

2. Происходит систематизация известных и используемых в работе методических приемов, которые без «Конструктора» учителю трудно удержать в памяти.

3. При использовании «Конструктора» значительно снижается время на подготовку уроков.

4. При подготовке к урокам уделяется большое внимание на организацию начала и завершения урока, на этап «Домашнее задание».

5. Разнообразие методов и приемов на уроке повышают интерес учащихся к предмету, что, несомненно, сказывается на качестве обучения.

1.3.2. Конструктор для молодых специалистов.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Урок № _________________________________________________

Учитель _________________________________________________

Класс ___________________________________________________

Предмет ________________________________________________

Автор УМК _____________________________________________

Тема урока ______________________________________________

Дата проведения урока ____________________________________

 

II. ЗАДАЧИ И  ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Задачи: Используют глаголы: объяснить, получить информацию, обобщить, узнать, сравнить, сопоставить, обсудить, приобрести опыт, использовать знания, оценить и  т.  п.

Общеобразовательные:

 

– познакомить с  …;

– дать представление о  …;

– научить чтению и  анализу карт, схем, графиков и  пр.;

– активизировать познавательную деятельность в  …;

– раскрыть типичные черты …;

– выработать умение ...;

– научить владению приемами …;

– углубить знания о  …;

– выявить качество и  уровень владения знаниями и  умениями,

– полученными на  предыдущих уроках по  теме …; 

– обобщить материал как систему знаний о  ...; 

– проверить способность к  творческому мышлению и  самостоятельной деятельности; 

– закрепить умение работать с  тестовыми заданиями;

– научить применять полученные знания по теме … на  практике; 

– оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации; 

– закрепить умения и  навыки работы с  …;

– научить отстаивать свою точку зрения;

– закрепить умения вычленять проблемы.

Воспитательные:

– показать роль …; 

– вовлечь в  активную практическую деятельность;

– способствовать воспитанию природо- и культуроохранного, экологического сознания; 

– создавать объективную основу для воспитания и  любви к  своему городу, району, краю; 

– совершенствовать навыки общения;

– вовлечь в  активную деятельность;

– формировать культуру;

– формировать экологическую культуру,

– гуманные качества личности;  совершенствовать навыки общения;

– воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего мира; 

– создать условия для реальной самооценки обучающихся, реализации их как личности;  способствовать формированию ответственного отношения к  ... и  мобилизации усилий на  безошибочное выполнение заданий; 

– проявить наибольшую активность в  выполнении заданий; 

– воспитать культуру учебного труда;

– воспитать культуру навыков самообразования;

– воспитать культуру экономного расходования ресурсов .

Развивающие:

– продолжить развитие умения анализировать;

– продолжить развитие умения сопоставлять;

– продолжить развитие умения сравнивать;

– продолжить развитие умения выделять главное;

– продолжить развитие умения устанавливать причинно-следственные связи;

Развивающие:

– продолжить развитие умения приводить примеры;

– формировать умения работы с  литературой;

– формировать умения работы с  картами;

– формировать умения работы с  таблицами;

– формировать умения работы со  схемами;

– научить работать с  дополнительной литературой и  другими источниками информации; 

– научить работать с  сетевыми ресурсами;

– формировать критическое мышление;

– формировать умения анализировать;

– формировать умения выделять главное;

– формировать умения обобщать и  делать выводы;

– совершенствовать умения работать с  источниками знаний; 

– совершенствовать навыки анализа и обобщения;

– совершенствовать навыки умения выступать и  отстаивать свою точку зрения; 

– развивать творческие способности;

– развивать коммуникативные навыки работы в  группах;

– развивать познавательный интерес к окружающей жизни;

– развивать пространственное, образное мышление;

– развивать умения классифицировать;

– развивать умения выявлять связи;

– развивать умения формулировать выводы;

– развивать умения объяснять особенности …;

– развивать умения объяснять закономерности;

– развивать умения сопоставлять;

– развивать логическое мышление;

– развивать память.

Планируемые результаты:

Предметные

После проведения урока (занятия) учащиеся смогут…:

– использовать термин …;

– понимать различия между употреблением терминов …;

– описывать …;

– работать с  сервисами …;

– выбирать способ представления данных в зависимости от  поставленной задачи.

Личностные:

– смогут более ответственно относиться к учебе; 

– будут готовы к  самообразованию на  основе мотивации к  обучению и  познанию; 

– получат представление о  целостном формировании мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и  общественной практики; 

– будут более осознанно относиться к  собственным поступкам; 

– смогут продемонстрировать коммуникативные компетентности в  процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и  других видов деятельности.

Метапредметные:

– смогут самостоятельно определять цели своего обучения;

– ставить и  формулировать для себя новые задачи в  учебе и  познавательной деятельности; 

– овладеют основами самоконтроля;

– овладеют основами самооценки;

– овладеют основами принятия решений и осуществления осознанного выбора в  учебной и  познавательной деятельности;

– смогут определять понятия …;

– смогут обобщать …;

– смогут устанавливать аналогии …;

Метапредметные:

– приобретут умение классифицировать …;

– приобретут умение самостоятельно выбирать основания и  критерии для классификации; 

– смогут устанавливать причинно-следственные связи;

– смогут строить логические рассуждения,

– умозаключения (индуктивное, дедуктивное, по  аналогии) и  делать выводы; 

– смогут создавать, применять и  преобразовывать знаки и  символы …; 

– смогут создавать, применять модели и  схемы для решения учебных и  познавательных задач; 

– смогут осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; 

– продемонстрируют уверенное владение устной и  письменной речью; 

– приобретут навыки формирования и  развития ИКТ компетентности.

 

III. СВЯЗИ, ФОРМЫ И  РЕСУРСЫ.

Связи.

Межпредметные связи: биология, информатика, обществознание, черчение, алгебра, геометрия, физика, химия, естествознание, чистописание, чтение, технология, природоведение, математика, музыка, ИЗО, русский язык, физкультура, родной язык, ОРКСЭ, иностранный язык, краеведение, история, литература, ОБЖ, география, экономика, правоведение, философия, экология, МХК, риторика.

Формы:

Формы деятельности: 

фронтальная;  индивидуальная;  парная; групповая. 

Формы обучения: 

– деятельностный способ обучения; 

– практикум;

– исследование;

– семинар;

– дискуссия;

– интеллектуальная игра;

– деловая игра;

– ролевая игра;

– экскурсия. 

 

Ресурсы: презентация по  теме;  ПК учителя; ПК обучающихся; медиапроектор; цветные мелки (маркеры); ЦОР; видеоурок по  теме; интерактивная доска; документкамера; система опроса (пульт); плакат; опорная схема; раздаточный материал; сетевые ресурсы; планшеты; графические планшеты; сканер; принтер; учебник; рабочая тетрадь; ПО; УМК.

IV. ТИП И  ЦЕЛЬ УРОКА.

Типы урока:

1. Классификация уроков по дидактическим целям: 

– комбинированный урок;

– урок совершенствования знаний, умений, навыков; 

– урок решения практических, проектных задач;

– урок изучения нового материала;

– урок контроля;

– урок обобщающего повторения; 

2.Классификация уроков по  этапам формирования навыка: 

– вводный урок; 

– тренировочный урок;

– коррекционный урок;

– итоговый урок. 

3. Классификация уроков по используемым приемам активизации познавательного интереса и  познавательной деятельности:

– урок-практикум; 

– урок-семинар;

– урок-лекция;

– урок-зачет;

– урок-игра;

– урок-конференция;

– урок-экскурсия и  др.

4. Классификация уроков по способу организации общения участников учебно-воспитательного процесса:

– урок организации работы в динамических парах или парах сменного состава; 

– урок организации работы в  статистических парах или парах постоянного состава; 

– урок работы в  малых группах;

– урок коллективного способа обучения.

5. Классификация уроков по  приоритетно используемому методу обучения:

– информирующий урок; 

– проблемный урок;

– исследовательский урок;

– эвристический урок.

6. Классификация уроков по  типу межпредметных связей:

– интегрированный урок; 

– библиотечный урок;

– клубный урок;

– медиаурок.

 

Цель урока: Цель формулируют в  виде отглагольного существительного: развитие, становление, осознание, воспитание, понимание, самореализация, мотивация, взаимодействие, сотрудничество, расширение кругозора и  т.  п.

Примеры: 

– формирование информационной и  алгоритмической культуры; 

– формирование представлений об  основных изучаемых понятиях; 

– развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в  современном обществе; 

– развитие умений составлять и записывать …;

– формирование умений формализации и  структурирования информации; 

– научить выбирать способ представления данных; 

– формирование умений и  навыков безопасного и  целесообразного использования Интернета, умения соблюдать нормы информационной этики и  права.

ЭТАПЫ УРОКА.

Вводная часть.

Организационный блок: 

– постановка цели и  задач деятельности обучающихся; 

– мотивация учебной деятельности обучающихся.

Основная часть.

Информационный блок: 

– актуализация знаний;

– первичное усвоение новых знаний (повторение изученного).

Аналитический блок: 

– первичная проверка понимания;

– первичное закрепление;

– контроль усвоения, обобщение ошибок и  их коррекция.

Заключительная часть.

 Оценочный блок: 

– подведение итогов занятия;

– оценивание;

– информация о  домашнем задании.

Рефлексивный блок: 

– возвращение к  ожидаемым результатам;

– обсуждение форм работы и возникших трудностей.

 

ПРИМЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.

Проверяет готовность обучающихся к  уроку. 

Озвучивает тему и  цель урока.

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. 

Выдвигает проблему.

Создает эмоциональный настрой на…

Формулирует задание…

Напоминает обучающимся, как…

Предлагает индивидуальные задания.

Проводит параллель с  ранее изученным материалом. 

Обеспечивает мотивацию выполнения… 

Контролирует выполнение работы.

 Осуществляет: а)  индивидуальный контроль;

б)  выборочный контроль. 

Побуждает к  высказыванию своего мнения.

Отмечает степень вовлеченности учащихся в  работу на  уроке. 

Диктует.

Дает: а)  комментарий к  домашнему заданию;

б)  задание на  поиск в  тексте особенностей... 

Организует:

а) взаимопроверку;

б) коллективную проверку;

в) беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;

г)  оценочные высказывания обучающихся;

д)  обсуждение способов решения;

е)  поисковую работу обучающихся (постановка цели и  план действий);

ж)  самостоятельную работу с  учебником;

з)  беседу, связывая результаты урока с  его целями. 

Подводит обучающихся к  выводу о…

Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в…

Обеспечивает положительную реакцию учащихся на  творчество одноклассников (одногруппников). 

Акцентирует внимание на  конечных результатах учебной деятельности обучающихся на  уроке.

 

ПРИМЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

По очереди комментируют… 

Приводят примеры. 

Пишут под диктовку. 

Проговаривают по  цепочке. 

Работают с  научным текстом … 

Составляют схемы. 

Отвечают на  вопросы преподавателя. 

Выполняют задания по  карточкам. 

Озвучивают понятие … 

Выявляют закономерность … 

Анализируют … 

Определяют причины … 

Формулируют выводы наблюдений.

Объясняют свой выбор.

Высказывают свои предположения в  паре.

Сравнивают …

Читают план описания…

Подчеркивают характеристики…

Находят в тексте понятие, информацию.

Работают с учебником.

Составляют опорные конспекты.

Разрабатывают мысле-карты. 

Слушают доклад, делятся впечатлениями о … 

Высказывают свое мнение. 

Осуществляют: а)  самооценку; б)  самопроверку; в)  взаимопроверку; г)  предварительную оценку. 

Формулируют конечный результат своей работы на  уроке.  Называют основные позиции нового материала и  как они их усвоили (что получилось, что не  получилось и  почему).

 

УУД

Личностные УУД (примеры): 

-       самоопределение; 

-       смыслообразование; 

-       нравственно-этическое оценивание.

Познавательные УУД (примеры): 

-       формирование познавательной цели; 

-       поиск и  выделение информации; 

-       знаково-символические;

-       моделирование;

-       анализ с  целью выявления признаков (существенных, несущественных); 

-       синтез как составление целого, определение недостающих компонентов; 

-       выбор оснований и  критериев детализации классификации объектов;

-       подведение под понятие, выведение следствий; 

-       уточнение причинно-следственных связей; 

-       построение логической цепи рассуждений; 

-       доказательство;

-       выдвижение гипотез и  их обоснование.

Коммуникативные УУД (примеры): 

-       планирование (определение цели, источников, способов взаимодействия); 

-       постановка вопросов;

-       разрешение конфликтов;

-       управление поведением партнёра.

Регулятивные УУД (примеры): 

-       целеполагание; 

-       планирование;

-       прогнозирование;

-       контроль;

-       коррекция;

-       оценка. 

Используя представленный материал, учитель может заполнить технологическую карту урока.

 

2. Практическая часть.

2.1. Составление технологической карты урока технологии в 5 классе по теме «Конструирование фартука».

Предмет: Технология.

Раздел:  Создание изделий из тканей.

Тема: Конструирование швейного изделия  «фартук». Построение чертежа в масштабе 1:4. 

Цели урока:

1. Расширить знания по теме: «Конструирование и моделирование», научить строить чертёж фартука в масштабе 1:4.

2. Развивать интерес к предмету, коммуникативные навыки, словарный запас, умение оценить свою деятельность.

3. Воспитывать общий уровень культуры, стремление выполнять работу качественно.

Межпредметные связи:

биология – особенности телосложения человека;

изобразительная деятельность и черчение – разработка эскизов, построение чертежа модели.

математика – расчет формул для построения  чертежа

 

Тип учебного занятия

Комбинированный

Цели учебного занятия

 Познакомить учащихся с правилами построения и оформления чертежей швейных изделий, правилами снятия мерок, условными обозначениями мерок для построения чертежей

Форма организации познавательно– трудовой деятельности

 фронтальная, групповая, индивидуальная,

Методы обучения

- словесные (объяснение материала, работа с таблицей учебника);

- демонстрационные (использование изобразительных пособий: пример оформления   чертежа, готовый фартук, схема снятия мерок);

- практические (составление описания фартука по алгоритму, построение чертежа по индивидуальным меркам). репродуктивный, наглядный, частично-поисковый, практический.

Планируемые результаты

Достижение цели и решение основной дидактической задачи урока

Регулятивные (Р)

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

Познавательные (П)

Использование знаково-символических средств,  схем для решения задач; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные(К)

Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе.

Личностные (Л)

Развивать познавательный интерес, формировать трудовую активность, аккуратность .

 Практическая работа

1. Снятие мерок для построения чертежа.

2. Построение основы чертежа фартука в масштабе 1:4.

Оценка и контроль образовательных результатов

Методы контроля и самоконтроля знаний: работа с компьютерным тестом, оценивание практической работы. 

 

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД   

Организационный этап

Приветствие учителя:

Когда встречаем мы рассвет,

Мы говорим ему... (Дети хором) привет!

С улыбкой солнце дарит свет,

Нам посылая свой...привет!

При встрече через много лет

Вы крикните друзьям...привет!

И улыбнутся вам в ответ

От слова доброго...привет!

И вы запомните совет:

Дарите всем друзьям...привет!

Я вижу у вас хорошее настроение, значит мы отлично поработаем!

подготовка рабочих мест

Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку.

Личностные: самоорганизация.

Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.

Мотивационный этап

Сегодня нас ждет удивительно творческая работа.

Эпиграф нашего урока «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

Как вы понимаете эту поговорку?

Рассуждают, отвечают

 

Актуализация знаний

 

– Кто такие манекенщицы?
(Демонстрация фартуков на девочках).
– Давайте попробуем описать эти модели фартуков.
– Как вы думаете, почему на девочках фартуки выглядят по- разному?

Правильно, все люди разные.  И каждому должен соответствовать свой размер.

– А как определить размер?

Вот у нас есть такое изречение – “Чтобы одежда была удобна и красива, надо шить ее по определенному размеру” только тогда мы сможем правильно построить чертеж и сшить  изделие.

Отвечают на вопросы, рассуждают, приводят примеры

Личностные: умение излагать свои мысли, приводить примеры, делать вывод.

способность к рассуждению

Коммуникативные: взаимодействовать  с учителем  группой.

Познавательные:

Умение анализировать, выделять и формулировать  задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.    

Постановка цели урока в начале или в процессе урока

 Итак, пожалуйста, приступайте к построению чертежа фартука на свой размер.

  В чем затруднение? У вас возникла проблема? Какая?

(Мы не знаем, как выполнить задание?)

- Молодцы!

Вы сами сформулировали проблему. Давайте попробуем ее решить на сегодняшнем уроке.

-Что  нам нужно знать и уметь?

Формулировка темы урока и цель выводится учащимися в виде плана

 

Личностные: способность к рассуждению. осознание своих возможностей.

Регулятивные:

умение  регулировать свои действия,

Коммуникативные: взаимодействовать  с учителем  группой.

Познавательные:

Умение анализировать, выделять и формулировать  задачу; умение осознанно строить высказывание.   

Освоение новых знаний

(работа в группах)

 Способствовать освоению новых понятий

Знакомство с понятиями  (масштаб, чертеж, линии чертежа, линейка закройщика)

 Требования к чертежу

  Пример оформления чертежа и запись формул.   Алгоритм работы

презентация

1. Находят значения слов в учебнике, заучивают понятия.

 2. Находят ответы на поставленные вопросы.

Личностные:

- умение понимать смысл поставленной задачи проявление активности в выборе ее решения, установление личностного смысла знания.

Коммуникативные: работать в сотрудничестве Регулятивные:

умение применять полученные знания на практике

Познавательные:   умение ориентироваться в понятиях 

Практическая работа

(работа в парах)

Игра «Ателье» объяснение роли каждого ученика.

Выполняют работу по инструкционным картам, записывают результаты в тетрадь. Определяют и выполняют технологические операции, осуществляют самоконтроль   

Личностные: овладение нормами и правилами  организации труда; 

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей    деятельности

Регулятивные:

умение применять полученные знания на практике    осуществлять контроль по результату, выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления

 Познавательные:   умение ориентироваться в понятиях,. 

 Коммуникативные: взаимодействовать  с учителем  группой.

Применение теоретических знаний при выполнении практической части урока

Проверка готовности к практической работе

 (наличие: записи  мерок в тетради, масштабной    линейки, карандаша)  

- Построение учащимися чертежа фартука совместно с учителем

- Проверка качества построения чертежа

Личностные:

адекватная самооценка результатов учебной деятельности в сравнении с технической документацией

Познавательные:    

- осознание значимости и ценности технологических знаний в жизни человека

- проявление интереса к изучаемому предмету.

Контроль за процессом, результатом учебной деятельности школьников

Комментирует и объясняет допущенные ошибки, демонстрируя работы учеников.  Сравнивает качество работы

Умение учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности

Личностные: умение провести самооценку и организовать самоконтроль.

Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательство.

Познавательные: умение сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов Коммуникативные сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе 

Рефлексия деятельности

Тестирование

Прием Группировка:

Детям даются карточки с мерками, предлагается детям разделить их на группы, обосновывая свои высказывания. Основание классификации дети назовут сами.

Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников (новое содержание, изученное на уроке и оценка личного вклада в совместную учебную деятельность), достижение поставленной цели

Рассуждают, отвечают на вопросы, дают самооценку результатам своей работы.

Домашнее задание

Построить чертежа фартука в натуральную величину.

Нарисовать эскиз своего фартука

Поиск идей для реализации цели

 

 

Заключение.

В нашей работе были выполнены следующие задачи:

1) Изучена методическая литература по проектированию урока технологии и составлению технологической карты урока.

2) Проанализированы структуры технологических карт уроков.

3) Выявлены особенности составления технологических карт уроков технологии.

4) Обобщена информация по составлению технологических карт урока.

На основании теоретического исследования можно сделать следующие выводы.

Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса, который можно планировать как на  одном уроке, так и  в процессе изучения темы или всего курса. Структура технологической карты в  современной школе не имеет строго обязательного описания, поэтому педагоги вправе самостоятельно изменять или дополнять часто предлагаемые технологические карты.

В работе представлены Конструкторы для молодых педагогов и для опытных учителей. Также представлена технологическая карта урока технологии в 5 классе по теме «Конструирование фартука».

Освоив написание технологической карты, педагоги смогут прорефлексировать проведенные уроки, внести изменения в  свои рабочие программы.

 

Список использованных источников:

1. Капранова  М.  Н. Методика проектирования уроков в современной информационной образовательной среде. Опыт работы по ФГОС ООО» /  М.Н.  Капранова. — Волгоград : Учитель, 2015. — 98  с.

3. Бутурлакина  Т.Ю. Методическое пособие по  созданию современного урока по ФГОС (для преподавателей гуманитарных дисциплин образовательных учреждений СПО и  НПО) г. Армавир, 2013г.

4. Иоффе А. Н. Структура современного занятия / А.Н. Иоффе, Н.Ф. Крицкая, Л.В. Мостяева.

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь