Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Системный подход к обучению учащихся безопасному поведению на дорогах и улицах

Дата публикации: 2019-09-05 17:52:37
Статью разместил(а):
Грибанова Наталья Иосифовна

Системный подход к обучению учащихся безопасному поведению на дорогах и улицах

Автор: Грибанова Наталья Иосифовна

МБОУ «Усть-Сосновская ООШ»

 

Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастает, поэтому обеспечение безопасности движения становится все более важной государственной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов – детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьезные трудности и опасности и жить которым придется при несравненно большой интенсивности автомобильного движения.

Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные  самим себе дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь веселую игру. 

Психофизиологические и возрастные особенности детей во многом определяют их поведение на дороге. Детская импульсивность и спонтанность, суженное восприятие, рассеянное внимание, почти полное отсутствие опыта и развитых способностей предвидения последствий своих действий и поведения окружающих обуславливают резкие изменения в поведении ребенка, которые с большим трудом могут быть предугаданы другими участниками движения. Все эти обстоятельства заставляют отнести детей этого возраста к категории пешеходов с повышенным риском.

Безопасность на улицах и дорогах – это, прежде всего, строгое соблюдение Правил дорожного движения (ПДД). Это понятие настолько привычно для нас, что очень часто мы забываем всю важность обучения этим правилам детей. Главным фактором в обучении ребенка Правилам дорожного движения является личный пример взрослого. Если взрослый,  появляясь с ребенком на улице постоянно спешит, перебегая через дорогу перед близко идущим транспортом, не обращая внимания на светофор, то ребенок подсознательно усваивает такую манеру поведения и действовать один на улице будет точно также. Поэтому, выходя с ребенком на улицу, взрослые сами должны неукоснительно выполнять Правила дорожного движения.

Миллионы мальчишек и девчонок каждый год вливаются в армию участников дорожного движения. Юные пешеходы, велосипедисты должны не только знать и соблюдать правила, но и стать примером для других участников движения.

Дорожно-транспортная обстановка современных городов не прощает невежества. Ежедневно на  дорогах нашей страны совершается более 400 дорожно-транспортных происшествий, из них под колеса автомобилей попадает около 60 детей.

Избежать этих страшных фактов можно лишь путем проведения систематических занятий по обучению детей ПДД, на которых учащимся прививаются навыки безопасного поведения на дороге и в транспорте.

В связи с актуальностью этой проблемы я разработала программу систематических занятий с обучающимися младшего школьного возраста «Дорожная азбука».

Обучением детей правилам дорожного движения занимаюсь втечение четырех лет. Занятия провожу с учащимися младшего школьного возраста, учитывая психофизиологические и возрастные особенности.

ЦЕЛЬ этих систематических занятий: обучение детей основам безопасного поведения на дороге и в транспорте.

Реализация этой цели осуществляется через ряд ЗАДАЧ:

- оказать теоретическую и практическую помощь учащимся в приобретении знаний, умений и навыков безопасного поведения на дороге и в транспорте;

- формировать у детей психологическую установку на соблюдение ПДД, т.е. использование знаний, полученных на занятиях, в повседневной жизни;

- развивать фантазию, воображение, внимание, образно-ассоциативное мышление.

Занятия с учащимися провожу в классе, предназначенном для изучения Правил дорожного движения: наличие стендов «Светофорное регулирование», «Дорожные знаки и разметка», «Сигналы регулировщика», «Основы оказания первой доврачебной помощи», компьютера с установленным программным обеспечением – «Начальное изучение ПДД», «Изучение и контроль знаний ПДД», «Экзамен по ПДД», «Экзамен в ГИБДД». Кроме того, в кабинете есть: набор диафильмов по ПДД для детей младшего школьного возраста, настольные методические игры для школьников, наборы дорожных знаков, макеты транспорта, макет улиц города.

Пройдя полный курс обучения по этой программе, воспитанники приобретают знания и навыки поведения на дороге и в общественном транспорте, учатся прогнозировать опасные дорожные ситуации, проводить пропаганду Правил дорожного движения, осваивают способы оказания первой доврачебной помощи, учатся фигурному вождению велосипеда.

Данная программа разработана в соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации и предусматривает изучение основных терминов и понятий. Каждому термину в ПДД дается конкретное и четкое определение. Учащиеся знакомятся с терминами, относящимися к местам движения, видам и элементам дорог, к средствам передвижения и участникам дорожного движения. Проверка степени усвоения учащимися знаний и умений осуществляется непосредственно после изучения каждой темы посредством наблюдений, выполнением тестовых заданий, проведением викторин и конкурсно-игровых программ, которые могут быть также использованы для повторения пройденного материала.

По окончании каждого года обучения, в рамках учебных часов планируется проведение конкурсов, соревнований, участие в городских и областных слетах юных велосипедистов, которые являются контрольными и служат показателем освоения учащимися программы.(приложение3)

Теоретические и практические занятия проводятся с привлечением наглядных материалов, которые обеспечивают накопление более полных и ярких представлений об изучаемых предметах и явлениях, обогащают жизненный опыт учащихся и способствуют формированию осмысленного восприятия.

Большое значение на своих занятиях уделяю играм, так как игра - одно из древнейших культурных, проявлений человеческого разума.(приложение 4)

Игра – это не только развлечение. Она делает досуг содержательным, учит творчеству, умению ориентироваться в сложных ситуациях, развивает ум волю терпение и быстроту реакции. Психологи утверждают, что учебный процесс, что учебный процесс наиболее эффективен, если он обличен в игровую форму, живо и доходчиво ориентирован.

При изучении правил дорожного движения игра является одной из самых действенных форм и, безусловно, должна занимать значительное место на занятиях.

Опыт показывает, что при изучении правил дорожного движения усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на традиционных учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности.

Все игры, разработанные в данном пособии используются, как в процессе обучения, так и для закрепления и проверки знаний и умений.

Игра – это одна из наиболее привлекательных ярких и эмоциональных форм детской деятельности по усвоению правил поведения в различных сферах жизни. Игра по инициативе ребенка – это форма его самовыражения. Игра по инициативе педагога направлена на усвоение специально подобранных, педагогических целесообразных знаний и умений. В данном случае те, которые обучают детей безопасному поведению на дороге.

 

Краткое содержание тем:

Регулируемые перекрестки.

На занятиях по данной теме ребята, выполняя различные задания и упражнения, получают и закрепляют знания о видах и сигналах светофоров.

На размеченной площадке учатся пересекать перекресток, пользуясь жестами регулировщика.

Выполняя задание на макете перекрестка, запоминают очередность проезда ТС, руководствуясь сигналом светофора и жестами регулировщика.

На занятиях используются игры, развивающие внимание, память, быстроту реакции: «Ответь светофору», «Поющий светофор», игра шутка «Да-нет», игра «Перекресток»

Нерегулируемые перекрестки.

На занятиях определяются отличительные признаки нерегулируемых перекрестков равнозначных и неравнозначных дорог.

Детям предлагается определить очередность проезда этих перекрестков. При изучении данной темы необходимо объяснить понятия «Главная дорога», «Второстепенная дорога», «Автомагистраль».

Практические занятия проводятся на макете, на размеченной площадке.

Раздел «Оказание первой доврачебной помощи».

При несчастных случаях рядом с пострадавшим, как правило оказываются люди, не имеющие медицинского образования, и от того как они поведут себя, будет зависеть здоровье, а не редко и жизнь человека.

Изучение содержания данного раздела направленно на решение следующих задач:

- формирование умения определить область повреждения пострадавшего и оказать первую доврачебную помощь;

- изучение техники реанимации.

Ребята учатся определять виды ран, кровотечений и тренируется оказывать помощь при данных повреждениях, знакомятся с видами переломов и способами иммобилизации конечностей, учатся оказывать помощь при шоке, остановке дыхания и сердечной деятельности.Проверка знаний проводится на итоговом занятии данного раздела в виде игры-соревнования, в которую включены кроссворды, ребусы, карточки-тесты, игра «Я-доктор», игра-шутка «Айболит».

Каждая тема, включенная в программу, содержит теоретическую практическую часть. Механизм оценки полученных знаний проводится через проведение викторин после изучения каждой темы, конкурса игровых программ, тестирования. (приложение 6).

Результаты:

· Ежегодное участие в муниципальном конкурсе «Даже кроха должен знать правила дорожные»;

· Ежегодное участие в муниципальном конкурсе детского рисунка «Дорога и дети»;

· Ежегодное участие в смотре информационных уголков по безопасному поведению на дороге «На дороге ты не один» среди общеобразовательных учреждений. . – 3 место;

· Участие в муниципальном конкурсе творческих работ «Знатоки на дороге», -2 место Боброва Олеся «Лесные правила движения»;

· Благодарственное письмо от ГИБДД г.Топки Грибановой Н.И. за активное участие в пропаганде дорожно-транспортного травматизма.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь