Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Урок биологии по теме "Беспозвоночные"

Дата публикации: 2019-09-07 20:57:36
Статью разместил(а):
Меликсетян Марине Людвиговна

Урок биологии по теме "Беспозвоночные"

Автор: Меликсетян Марине Людвиговна

МБОУ СОШ, г. Пионерский, Калининградская область

 

Цели: 

- Ознакомление с некоторыми характеристиками беспозвоночных животных, формирование представления о многообразии беспозвоночных животных. Раскрытие роли беспозвоночных животных в природе и жизни человека.
-  Развитие навыков исследовательской деятельности. внимания, аналитического мышления.
- Закрепление навыков работы с учебником.
- Поддержка  интереса к изучению предмета.

Результаты обучения: 

Предметные: учащиеся имеют представление об основных признаках беспозвоночных животных, о многообразии беспозвоночных животных, их многочисленности и распространении.

Метапредметные и личностные результаты:

1. Личностные УУД 

- Ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат;

- Ученик способен к волевому усилию;

- У ребенка развита рефлексия;

- У ребенка сформирована учебная мотивация;

- Ребенок умеет адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку.

2. Регулятивные УУД:

- Ученик умеет составлять план действий;

- Ученик осознает того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению;

- Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся, и того, что еще неизвестно;

- Ученик владеет навыками результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля;

- У ученика сформирован внутренний план действий;

- Ученик перед тем, как начать действовать определяет последовательность действий.

3. Познавательные УУД 

- Ребенок умеет слушать и слышать;

- Умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации;

- Ученик может структурировать найденную информацию в нужной форме;

- Может создавать устные и письменные высказывания;

- Ребенок умеет выбирать наиболее подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации;

- Ребенок владеет операциями  классификация, умеет устанавливать причинно - следственные связи;

- Ребенок может проанализировать ход и способ действий;

- У ребенка сформированы умения анализа и синтеза;

- Ребенок умеет вести поиск и выделять необходимую информацию.

4. Коммуникативные УУД:

- Ученик умеет договариваться;

- Ученик умеет вступать в диалог;

- Ребенок может сотрудничать с другими людьми;

- Ребенок умеет решать учебные проблемы, возникающие в ходе  фронтальной работы;

- Ученик может отслеживать действия партнера;

- Ребенок умеет слушать и слышать;

- Умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации;

- Ребенок может интегрироваться в группу сверстников.

Тип урока: Урок изучение нового материала.

Форма урока: комбинированный урок.

Оборудование: учебник, тетрадь, ММП, ПК, Интернет ресурс РЭШ, раздаточный материал.

 

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I . Организационный момент 

настроить класс к работе 

 

II. Актуализация

- На предыдущем занятии мы с вами познакомились с простейшими животными, тело которых состоит из одной клетки.
А на сегодняшнем уроке мы перейдём к следующему уровню эволюционных преобразований, который представлен многоклеточными животными.
Как вы думаете, какие животные одноклеточные или многоклеточные сложнее устроены?  Конечно, многоклеточные, потому что они состоят из целой группы клеток, которые должны согласованно работать, для того, чтобы существовал целый организм.

- Кто лишний на этом слайде? Почему?

- Что объединяет все оставшиеся животные? 

-  Правильно. Многоклеточные животные разделяют на беспозвоночных и позвоночных. 

А у нас с вами есть позвоночник?  

- А сейчас давайте разберёмся кто такие беспозвоночные животные?

- Некоторые признаки беспозвоночных вы можете назвать сами, я только подскажу вам как их можно вспомнить.
Во-первых, вспомните признаки характерные для всех животных.
1. В клетках отсутствуют  хлоропласты.

2. Употребляют только готовые органические вещества

3. Активно перемещаются в пространстве

4.  Они многоклеточные

5. У них нет позвоночника.

Откройте тетради, запишите дату на полях и тему, после этого запишите признаки беспозвоночных животных.

Слушают учителя,

отвечают на поставленные вопросы,

делают записи в тетради.

- Змея, она позвоночное животное.

- Они беспозвоночные.

- ДА, у нас на спинной части есть позвоночник, и поэтому мы относимся к позвоночным.

Признаки беспозвоночных:

1. в клетках отсутствуют  хлоропласты,

2. употребляют только готовые органические вещества

3. Активно перемещаются в пространстве

4.  Они многоклеточные

5. У них нет позвоночника.

III. Изучение нового материала

- Беспозвоночные животные – самая многочисленная группа животных. К ним относятся:

Кишечнополостные,

Плоские черви,

Круглые черви,

Кольчатые черви,

Моллюски,

Членистоногие,

Иглокожие.

- Для того чтобы познакомиться поближе с этими животными я предлагаю вам стать учеными-исследователями.

Делить класс на 6 групп.

- У вас на партах конверт с планом работы и информацией о животных которых будете изучать. Ваша задача составить кластер (можно по образцу, можно придумать свой вариант).

На эту работу вам дается 10 минут.

- Вашу работу в группах оценят наши наблюдатели.

- По окончании работы вы должны презентовать свой кластер.

- Эту часть вашей работы оценят наблюдатели других групп.

- Время пошло, всем удачи!


Изучение нового материала через реализацию исследовательской деятельности  

Работают в группах в течение 10 минут.

Каждая группа у доски представляет свою работу.

IV. Рефлексия

 

Предлагаю ответить на данные вопросы

Я узнал, что…

Мне было интересно (не интересно)…

Мне показалось сложным…

Я бы хотел еще узнать…

Я поработал(а)   на …

Анализируют урок, свою работу на уроке и высказываются.

V. Д/З

Параграф 20, с. 94-96

Найти 2 интересных факта о представителях группы беспозвоночных животных.

Записывают д/з в дневник

 

 ПРИЛОЖЕНИЕ

1.      Представители.

2.      Среда обитания.

3.      Особенности строения.

4.      Значение в природе и жизни человека.

5.      Интересные факты.

 1.      Губки - преимущественно морские организмы, не многие – пресноводные. Насчитывают около 8000 видов. Внешне губок даже трудно принять за животных. Они совершенно не подвижно сидят, прикрепившись к субстрату, и никак не реагируют на раздражение. Губки чаще колониальные организмы, но встречаются и одиночные. На ощупь губки твердые, жесткие. Пресноводные бадяги (используют в медицине) серые или зеленоватые, но морские губки часто ярко окрашены. Окраска зависит о наличия пигментных клеток. Губки отличаются крайне примитивной организацией. Их тело не имеет какой-либо симметрии, оно бесформенное. Внутри бокаловидного или мешковидного тела. Настоящих органов и тканей у губок нет, но их тело состоит из разнообразных клеточных элементов. Почти все Губки имеют скелет, образованный кремнёвыми или известковыми иглами.

Жизнедеятельность губок связана с непрерывным процеживанием через тело воды, которая благодаря биению жгутиков поступает в поры и, пройдя систему каналов, жгутиковых камер и внутреннюю полость, через устье выходит наружу. С водой в губку поступают пищевые частицы (простейшие, диатомовые водоросли, бактерии и пр.) и удаляются продукты обмена. Вода фильтруется и очищается.

Обладают высокой способностью к регенерации (восстановлению утраченных частей тела). Многие губки, а также населяющие их микроорганизмы вырабатывают биологически активные вещества, используемые в медицине. А именно: соединения, обладающие противовирусными, антибактериальными, противогрибковыми и даже противоопухолевыми свойствами. До изобретения синтетических губок они применялись для мытья, в качестве средства для нанесения краски и глазури.

2. Кишечнополостные – это просто устроенные многоклеточные животные, имеющие два слоя клеток тела. Насчитывается более 10000 видов. К ним относятся водные плавающие животные (медузы) и сидячие  (кораллы и гидры).

Тело кишечнополостных  чем-то напоминает термос: в нем тоже двухслойные стенки. Горлышко термоса – это как будто ротовое отверстие кишечнополостных, а полость термоса – это их кишечная полость. Это их существенный признак — наличие в теле кишечной полости — послужил основанием для названия типа. Чтобы захватывать пищу, у кишечнополостных вокруг рта имеются щупальца, которые парализуют мелких животных выделяемой едкой жидкостью.

Самая крупная медуза – арктическая цианея – достигает 2 м в диаметре купола, а щупальца имеют длину около 20 м. Для человека ее яд не опасен.

Кишечнополостные являются необходимым звеном в цепях питания в Мировом океане. Они регулируют численность рыб и ракообразных. Коралловые полипы принимают участие в круговороте кальция в природе, а также образуют осадочные породы. В природе можно наблюдать удивительные симбиозы кишечнополостных с другими организмами. «Сожительство» рака-отшельника и актинии адамсии. Актиния использует рака для передвижения, получает пищевые частички из песка, взбаламученного раком, а также его остатки пищи. В лице адамсии рак-отшельник получает надежную защиту от врагов. При смене домика, рак переносит актинию на новое местожительство.

Представители кишечнополостных животных являются объектами промысла. В пищу используют засоленных медуз. Из коралловых полипов изготавливают всевозможные предметы искусства, украшения. Ветки кораллов используют в качестве сувениров. Самыми ценными являются черный и красный кораллы, из них изготавливают дорогие ювелирные изделия. На коралловых рифах часто создают подводные заповедники Присутствует и негативное влияние кишечнополостных, например, коралловые полипы формируют рифы, препятствующие свободному передвижению судов; для человека опасен яд некоторых медуз, к примеру, яд стрекательных клеток португальского кораблика, обитающего в тропических морях, вызывает не только сильнейшие ожоги, но и нарушения ритма дыхания, работы сердца.

3.      Черви  — группа многоклеточных животных с вытянутым телом, без опорных (скелетных) образований. Они обитают в почве, морях и пресных водоёмах. Многие черви являются паразитами растений, животных и человека. К червям относят планарию, аскариду, дождевого червя и др.

У червей длинное тело, заостренное на концах, что позволяет легко закапываться в грунт.  Дождевой червь роет ходы под землей, заглатывая почву и пропуская ее через кишечник. При этом он разрыхляет и удобряет землю. Вместе с бактериями и низшими грибами почвенные черви участвуют в круговороте веществ, разлагая мертвые органические вещества и возвращая в почву перегной.

Черви неотъемлемая составляющая пищевых цепочек.  Свободноживущие особи поглощают бактерии, простейших, а сами стают кормом для рыб, рачков.

Среди червей много опасных паразитов, например печеночный сосальщик, человеческая аскарида, бычьи и свиной цепни. Личинка бычьего цепня попадает в организм человека с непроваренным мясом, поселяется в кишечнике и вырастает до 12 метров длиной. Через грязные руки и немытые овощи и фрукты  можно заразиться человеческой аскаридой. Эти черви не такие длинные, но могут образовывать большие скопления в кишечнике. Некоторые паразитические черви поражают печень, кровеносные сосуды и даже головной мозг.

Классификация червей:

- Тип Плоские черви, Классы

– Ресничные, насчитывает свыше 3500 видов. Это преимущественно свободноживущие плоские черви, представитель Молочно белая планария

– Сосальщики, насчитывает более 3 тыс. видов и практически полностью перешел к паразитическому образу жизни, представитель Печеночный сосальщик

– Ленточные, описано около 3500 видов, представитель Бычьи цепень

- Тип Круглые черви, описано более 24 тыс. видов паразитических и свободноживущих нематод, представитель Человеческая аскарида

- Тип Кольчатые черви, Классы

– Многощетинковые, насчитывает более 10 тысяч видов,  представитель Пескожил

– Малощетинковые, насчитывает 4-5 тысяч видов. представитель Дождевой червь

– Пиявки, известно около 500 видов, представитель Медицинская пиявка.

4.      Моллюски.

Моллюски — включает более 100 тысяч видов, наземные и водные животные с мягким нечленистым телом, покрытым кожной складкой — мантией. Тело моллюсков состоит из головы, туловища и ноги. У большинства моллюсков есть раковина, у одних моллюсков она имеет вид спирали, у других состоит из двух створок. К моллюскам относятся наземные животные – улитки и слизни – и водные – беззубки, устрицы, мидии и другие. Есть моллюски и без раковин – это кальмары, каракатицы и осьминоги.

Крупнейшим двустворчатым моллюском является гигантская тридакна,  достигающая длины 138 см и веса 250 кг.

Многие моллюски употребляются человеком в пищу и разводятся специально на отгороженных участках моря – морских фермах. Это устрицы и мидии. Блюда из морепродуктов содержат большое количество кальция, фосфора, селена, йода, меди, железа, а также легкоусвояемого белка и минеральных веществ. Источником важного для организма человека цинка и кобаламина (витамина В12) являются устрицы.

Жемчужница  способна откладывать перламутровый слой не только на створках раковины, но и на песчинке, попавшей в полость тела. Так получается драгоценный жемчуг.  Жемчужниц тоже научились разводить на морских фермах.

Содержимое чернильного мешка кальмаров и каракатиц применяют для производства натуральной китайской туши и коричневой краски — сепии.

Моллюски могут нанести вред человеку как вредители на сельскохозяйственных площадях. Например, слизни и  виноградная улитка наносят вред, так как съедают урожай.

Моллюски являются питанием для очень многих обитателей морей и океанов. Для рыб, для морских животных моллюски порой единственная еда. Моллюсков в океане великое множество совершенно не случайно — так как это питание и это своеобразные фильтры для морской воды. Они являются естественными фильтраторами, питаясь отцеженной органикой, которая находится в толще воды (минеральными частицами, бактериями и экскрементами живых организмов, водорослями). Одна устрица за час отфильтровывает примерно 10 л воды, мидия около 4 л.

Значительно сокращает численность мидий и устриц хищный моллюск — рапана. Корабельный червь (шашень) портит днища судов, нарушает целостность деревянных частей портовых сооружений, протачивая ходы. Двустворчатый моллюск дрейсена, прикрепляясь к подводным частям кораблей, сильно утяжеляет их и мешает ходу.

5.      Членистоногие.

Членистоногие — самая большая группа животных, населяющих нашу планету. По видовому многообразию членистоногие намного превышают численность других групп животных, а также растений, грибов, бактерий. Это обилие видов объясняется хорошо развитыми у членистоногих приспособлениями к всевозможным местообитаниям и разным источникам пищи. К членистоногим относятся ракообразные, паукообразные и насекомые.

Ракообразные — описано около 73 000 видов, в основном водные животные. Их тело состоит из головы, груди (или головогруди) и брюшка. Органы дыхания — жабры. К ракообразным относятся раки, крабы, омары, креветки, лангусты.

Планктонные рачки являются необходимым звеном в цепях питания морских животных. Они питаются, как правило, одноклеточными водорослями и органическими частицами, взвешенными в воде. В свою очередь, планктонными рачками питаются рыбы.

Равноногие раки питаются в основном мертвыми организмами, растительными остатками, способствуют процессам разложения органических остатков. Поэтому играют существенную роль в качестве сапрофагов в биоценозах.

Паукообразные — описано более 114 тыс. видов, это в основном сухопутные членистоногие, которые имеют восемь ног. Тело паукообразных состоит из головогруди и брюшка. К паукообразным относятся пауки, клещи, скорпионы, сенокосцы.

Насекомые —  это членистоногие, которые имеют шесть ног и органы воздушного дыхания — трахеи. Тело насекомых состоит из трёх отделов: головы, груди и брюшка. У большинства видов насекомых развиты крылья. Насекомые — самая большая группа среди всех животных. Их более 1 млн видов. Наиболее разнообразен мир насекомых в тропиках. В более умеренных широтах число их видов не так велико.

Давние предки насекомых, выйдя из воды, утратили жабры и развили новый аппарат для того, чтобы дышать не растворенным в воде, а атмосферным кислородом. Этот аппарат, одинаковый у всех современных насекомых, состоит из сети чрезвычайно тонких воздухоносных трубочек, которые пронизывают все ткани тела и связаны с внешней атмосферой несколькими микроскопическими отверстиями — дыхальцами, расположенными по бокам тела. У насекомых, обитающих в воде, дыхание осуществляется двумя способами. Это зависит от того, какое строение имеет их трахейная система.

Многие из водных организмов имеют закрытую трахейную систему, в которой не функционируют дыхальца. Она замкнута, и в ней нет «выходов» наружу. Дыхание осуществляется при помощи жабр – выростов тела, в которые входят и обильно разветвляются трахеи. Тонкие трахеолы настолько близко подходят к поверхности жабр, что через них начинает диффундировать кислород. Это и позволяет некоторым насекомым, обитающим в воде (личинки и нимфы ручейников, веснянок, поденок, стрекоз) осуществлять газообмен. При переходе их к наземному существованию (превращении в имаго) жабры редуцируются, а трахейная система из закрытой превращается в открытую.

В других случаях дыхание водных насекомых осуществляется атмосферным воздухом. У таких насекомых имеется открытая трахейная система. Они набирают воздух через дыхальца, всплывая к поверхности, а затем опускаются под воду до тех пор, пока его не израсходуют. В связи с этим, у них имеются две особенности строения:

1. Развитые воздушные мешки, в которых могут храниться большие порции воздуха.

2. Развитый замыкательный механизм дыхалец, который не пропускает воду внутрь трахейной системы.

Возможны и другие особенности. Например, у личинки жука-плавунца дыхальца находятся на заднем конце тела. Когда ей необходимо «сделать вдох», она подплывает к поверхности, принимает вертикальное положение «вниз головой» и выставляет наружу часть, где расположены стигмы.

У личинки обыкновенного комара от соединенных вместе 8 и 9 сегментов брюшка вверх и назад отходит дыхательная трубка, на конце которой открываются главные трахейные стволы. Когда трубка выставляется над водой, через просветы стволов насекомое получает воздух.

6.     Иглокожие — Насчитывается около 7000 современных видов, обитатели морей, преимущественно донные животные, способные к медленному передвижению. К этой группе относятся морские звёзды, морские ежи, голотурии. Размеры иглокожих составляют от нескольких миллиметров до 1 м. Когда находят пищу – заглатывают ее или обволакивают ее вывернутым  наружу желудком, осуществляя наружное пищеварение.  Рот у иглокожих находится на нижней стороне тела, а анальное отверстие – на спине.

Иглокожие имеют иглы и пластинки для придания прочности покровам и защиты от врагов. Тело иглокожих может становиться полностью мягким, а может в нужный момент затвердевать.

Если морскую звезду разделить на отдельные лучи, из каждой вырастет новая звезда.

Данные организмы впитывают радиоактивные вещества из воды. Как и другие животные, иглокожие являются звеном питания: морских ежей, офиуров и морских звезд употребляют  большие ракообразные, рыбы, осьминоги, выдра-калан. Некоторые представители иглокожих – хищники, которые питаются моллюсками, рыбой и морскими ежами, коралловыми полипами и устрицами. Животные питаются останками животных и растений, очищая морское дно. Также они поддерживают численность планктона в водной среде.

Некоторых из них человек употребляет в пищу – съедобных голотурий — трепанги. Из  останков иглокожих сформировались известняк, бельгийский мрамор, которые применяются в строительстве. Кроме положительной роли иглокожих есть и некоторые негативные стороны. Среди них есть ядовитые виды, представляющие опасность. Например, морская звезда терновый венец имеет шипы с ядовитой слизью, диадемы – острые и тонкие иглы.

Иглокожие.

Строение – Звездообразная, шаровидная или червеобразная форма тела. Недоразвитый скелет.

Движение – Движутся медленно с помощью конечностей, развита мускулатура.
Дыхание – Кожные жабры, покровы тела при участии воднососудистой системы.
Кровеносная система – Специальных нет.

Выделение происходит через стенки каналов воднососудистой системы.
Нервная система – Нервная система имеет лучевое строение: от окологлоточного нервного кольца отходят радиальные нервные тяжи по числу людей тела.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь