Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Урок биологии "Общая характеристика царства растений"

Дата публикации: 2019-09-07 21:13:26
Статью разместил(а):
Меликсетян Марине Людвиговна

Урок биологии "Общая характеристика царства растений"

Автор: Меликсетян Марине Людвиговна

МБОУ СОШ, г. Пионерский, Калининградская область

 

Цель урока: сформировать общее представления о царстве Растения. 

Планируемые результаты. 

Личностные: осознание ценностей растительного мира, как важнейшего компонента природы. 

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, синтезировать и обобщать знания, использовать имеющиеся знания для создания общей картины  изучаемой темы, высказывать суждения, подтверждая их фактами. 

Предметные: называть растения Подцарства Высшие и Низшие растения, объяснять и выделять основные  отличительные особенности растений от других царств живой природы. 

Универсальные учебные действия. 

Личностные: осознавать необходимость изучения растительного мира. 

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии поставленной целью, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. 

Познавательные: извлекать информацию о классификации растений, делать анализ и отбор информации, извлекать информацию из различных источников, обрабатывать ее до получения необходимого результата. 

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом. 

Задачи: 

Образовательные:
- Познакомить учащихся с критериями классификации растений на высшие и низшие;
- Выделить отличительные особенности растений от представителей других царств живой природы.

Развивающие:
- Формирование умения работы с тестами;
- Формирование информационных навыков при работе с текстом, его осмысливания и формулирования выводов.

Воспитательные: Воспитать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Тип урока: изучение нового материала, получение новых знаний.

Оборудование: учебник, компьютер, диск с уроком, презентация, схема «Растительная и животная клетки», микроскоп, микропрепараты растительной и животной клетки.

 

Ход урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

I. Оргмомент.

Здравствуйте! Проверяем готовность к уроку. На парте у вас должен быть учебник, тетрадь, дневник, пенал.

Староста, назови, пожалуйста отсутствующих.

Учащиеся проверяют готовность к уроку (наличие всего оборудования)

II. Актуализация знаний о живой природе.

- Какие царства живой природы вы знаете?

- Составьте схему Царства.

Учитель открывает первый слайд презентации.

Какие царства живой природы мы изучили?

Какое царство нам осталось изучить?

Вызов.

Пропустите место для темы (2 строчки) и подготовьте таблицу "Знаю, Хочу узнать, Узнал(а)" и заполните 1,2 колонки. Кто желает озвучить свои записи?

4 царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные

Царства:

Бактерии   Грибы    Растения   Животные

 

Мы изучили царства Бактерии, Грибы.

 

Осталось изучить царство Растения и Животные.

 

Учащиеся  записывают в тетради.

Учащиеся называют то, что они знают и хотят узнать о растениях.

III. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке наша задача выяснить какие особенности отличают Царство Растения от других царств, дать характеристику этому царству. Поэтому тема нашего урока: «Общая характеристика царства Растения" (открывает 2 слайд презентации).

Запишите тему урока в тетради.

Учащиеся записывают тему урока в тетради

IV. Изучение нового материала.

1. Сравнение грибов, растений и животных.

- Вспомните какими признаками обладают все живые организмы?

- Составим таблицу «Сравнительная характеристика царства Грибы и царства Растения»

Признаки  сравнения

Отличительные признаки

Грибы

Растения

Клеточное строение

 

 

Состав клеточной стенки

 

 

Пластиды

 

 

Запасной углевод

 

 

Ткани

 

 

Рост

 

 

Тип питания

 

 

Продукт обмена

 

 

Половое размножение

 

 

Пока вы заполняете таблицу, учащиеся первых парт 3-х рядов работают  в экспертных группах с изображениями грибных, бактериальных,  растительных и животных клеток, и попробуют установить отличие этих клеток по отношению к растительной клетки.

Задание экспертных групп.

Установите отличия клеток:

•         1 группа - Растительной и животной;

•         2 группа - Растительной и грибной;

•         3 группа - Растительной и бактериальной.

Обсуждение работы с таблицей, акцентировать на термины "автотрофы", "гетеротрофы":

Что значит автотрофы?

Кто такие гетеротрофы?

Обсуждение работы экспертных групп.

Послушаем, что установил исследователь клеток.

Послушаем и закрепим знания ( учитель включает компьютерный материал)

Клеточное строение, рост, размножение, питание, дыхание, обмен веществ, выделение.

Учащиеся  чертят и заполняют таблицу

Сравнительная характеристика царства Растение и Царства Животные

Признаки  сравнения

Отличительные признаки

Грибы

Растения

Клеточное строение

+

+

Состав клеточной стенки

Оболочка из хитина

Оболочка из целлюлозы

Пластиды

Нет пластид

Есть пластиды

Запасной углевод

Гликоген

Крахмал

Ткани

Не образуют

Образуют

Рост

 В течении всей жизни, верхушечный

В течении всей жизни, верхушечный, вставочный

Тип питания

Гетеротрофный

Автотрофный

Продукт обмена

Мочевина

Клеточный сок

Половое размножение

Редуцировано

Хорошо развито

 

Учащийся рассматривают рисунки клеток, сравнивают их, составляют отчет работы.

 

Отвечают на вопросы:

Сами получают органические вещества из неорганических. благодаря особому пигменту хлорофилл, который находится в хлоропластах.

 

Питаются готовыми органическими веществами.

 

Отчеты экспертов

 

 Учащиеся слушают.

3. Изучение строения растений

Рассмотрите изображение следующих организмов.

Чем отличаются эти растения?

Составьте схему.

Чем клетка одноклеточного отличается от клетки многоклеточного

Что образуют клетки многоклеточного организма? Продолжите схему:

Клетка  ---  … --- ... --- … --- организм

- Какие органы вы знаете у растений?

Таким образом, ткани образуют органы и это еще одно отличие их от царства грибов.

Как происходит регуляция жизнедеятельности у растений?

Учащиеся рассматривают изображения растений.

- Есть одноклеточные растения, есть многоклеточные  без органов (низшие) и многоклеточные, которые имеют органы (высшие).

Учащиеся составляют схему

Растения

Низшие     Высшие

(водоросли)  (мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, покрытосеменные)                                             

У одноклеточного в одной клетке происходят все процессы, а у многоклеточных клетка выполняет определенную функцию.

Учащиеся составляют схему:

Клетка --- ткань --- орган ---  организм

- Органы растений: корень, стебель, листья, цветы и плоды.

- У растений регулируют жизнедеятельность фитогормоны.

V. Закрепление изученного.

Назовите характерные признаки царства растений, которые отличают их от представителей других царств.

Посмотрим все ли признаки мы назвали (открывается электронная версия)

Самостоятельная работа учащихся

Теперь посмотрим как вы усвоили материал и выполним тест «Верно – неверно» (смотри Приложение №1)

Поменяйтесь тетрадями и проверим, поставьте оценки:

10 - 9в – «5»

8 - 7в – «4»

6 – 5в – «3»

- Кто получил «5», «4», «3»

Учащиеся называют признаки:

1. тело высших растений разделено на органы, а низших - нет;

2. автотрофное питание;

3. наличие фитогормонов;

4. клеточная стенка из целлюлозы;

5. наличие клеточного сока как продукта обмена;

6. наличие пластид.

 

Учащиеся получают тест и выполняют в тетради.

Учащиеся проверяют тест и ставят оценки.

- Составляют синквейн, например:

1. растения

2. зеленые, древесные

3. Дышат, растут, фотосинтезируют

4. растения приносят пользу планете Земля

Рефлексия.

Возвращаемся к нашей таблице "Знаю. Хочу узнать. Узнал(а)". Заполните третью колонку. Кто желает озвучить свои записи, пожалуйста по одному пункту. Будьте внимательны, не повторяйтесь!

- Сегодня мы узнали, что растения имеют черты, характерные только для них. Нам еще предстоит узнать очень много про них, а сейчас послушаем небольшой рассказ о растений

Работают в тетради.

Озвучивают свои записи.

Сообщение ученика

VI. Домашнее задание.

- страница учебника 38 – 39  пересказ

- упрв р/т

Учащиеся записывают задание в дневник

VIII.  Итог урока.

Учитель подводит итог урока, выставляет оценки.

Учащиеся ставят оценки в дневник

 

Приложение № 1 "Да/нет"

1. Активное передвижение – признак большинства растений.

2. У растительной клетки толстая плотная клеточная стенка.

3. Ботаника – наука о животных.

4. Растения способны создавать органические вещества из неорганических.

5. У растений регуляцию жизненных процессов осуществляют гормоны внутренних желез.

6. У растений ограниченный рост.

7. У растений нет вакуолей.

8. Растения гетеротрофные.

9. Все растения имеют органы.

10. Растения размножаются половым и бесполым путями.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь