Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Осмысление проблемы сценического волнения и методы ее решения

Дата публикации: 2019-10-01 22:56:54
Статью разместил(а):
Яшенева Наталья Владимировна

Осмысление проблемы сценического волнения и методы ее решения

Автор: Яшенева Наталья Владимировна

ГБУ ДО НАО «ДШИ», г. Нарьян-Мар

 

Взаимовлияние исполнителя и слушателя всегда проявляется в каждом выступлении. Свидетельством этого является эстрадное  волнение, которое испытывают все выступающие - от ученика музыкальной школы до маститого артиста с огромным концертным опытом. Волнение перед выступлением весьма многолико в своих проявлениях: оно может воодушевлять и в этом случае позволяет раскрыть все потенциальные возможности музыканта. Но больше всего оно беспокоит исполнителей  своим угнетающим воздействием и слабой управляемостью. Предстоящее выступление и само исполнение перед публикой создаёт такую психологическую перегрузку, которая равна стрессовой.     

Сценическое волнение – истинная напасть концертного исполнения. Педагоги часто наблюдают проявление этого чувства у своих учеников. Нужно различать волнение, связанное с характером исполняемого сочинения, вложенным в него эмоциями, и волнение, которое вызывает концертная обстановка, присутствие слушателей и особенно мысли, что исполнение может получиться плохим, что текст забудется. Аналогией может служить выражение драматических артистов: «волнение в образе» и волнение «вне образа». Первое естественно и полезно, оно необходимое условие художественного исполнения. Второе – вредно. Характерным признаком вредного концертного волнения является затуманивание сознания, при котором ослабевает связь между мыслью и слуховыми представлениями, с одной стороны, и движениями рук и пальцев – с другой. Как следствие ослабевает и общий слуховой контроль. Исполнитель теряет самообладание, допускает неточности, совершенно не свойственные ему при обычном исполнении, забывает, смазывает пассажи и т.д. Исполнение теряет и определенность силы, качества звука, бледнеет выразительность музыкальной фразы. Чем ближе день и час выступления перед публикой, тем обостренней чувства исполнителя и его требовательность к себе. Появляется гнетущее чувство неуверенности: у одних появляется ощущение легких рук и слабых пальцев – звук становится неопределенным, колеблющимся; у других наоборот руки напрягаются и потеют.

У этих мучительных чувств немало причин. Причиной сценического волнения могут стать такие ценные качества, как самокритичность, чувство ответственности перед публикой, чувство чести – качество которое обостряется во время исполнения. Стоит исполнителю представить себе, что выступление может оказаться  неудачным, как наступает сильнейшее  волнение.

Следующей причиной волнения при публичном исполнении часто бывает обстоятельство, когда пьеса недоучена и в ней остались еще непреодолённые трудности. В этом случае появляется чувство неуверенности, страх. Достаточно подумать, что можешь ошибиться, как действительно ошибаешься.

Важная причина волнения перед публикой – традиция играть наизусть. На эстраде отсутствует суфлер, который подскажет, избавив исполнителя от мучительной мысли, что можно забыть и ошибиться. Если пьеса не выучена  надёжно, появляются опасения, и память может подвести.

Как о причине волнения нельзя забывать и о слабой нервной системе некоторых учащихся, легко смущающихся, не способных
к сосредоточенности, стеснительных. Само присутствие слушателей для таких учеников – уже повод для волнения, как бы надёжно они не овладели пьесой. Болезненная чувствительность предрасполагает к самовнушениям, мешающим играть. Такие исполнители плохо влияют на других исполнителей. Глядя на таких учащихся, другие впадают в сильное волнение, обнаруживая свои исполнительские слабости.        

А. Готсдинер в статье «Концертное исполнение как специфическая форма социального общения» выделяет 5 фаз предконцертного состояния, которые имеют четкую периодичность и специфические особенности:   

Первая фаза – длительное предконцертное состояние. Она наступает, как только учащемуся становится известна дата выступления. В зависимости от подготовленности к нему или от собственных расчетов, волнение периодически возникает с той или иной силой. По мере приближения 
к установленной дате появляется раздражительность, бессонница, частая смена настроений.

Вторая фаза – Непосредственное предконцертное состояние. У некоторых изменяется давление, повышается температура, ощущается сильное недомогание. Преодоление этого состояния с помощью немалых волевых усилий, ощущения поддержки со стороны педагога успокаивают выступающего. Именно в этой фазе мы можем увидеть разные типы волнения. Например, волнение-подъём, сопровождающееся легкой эйфорией, нетерпеливым желанием выйти скорее на сцену. Это наиболее желательное волнение. Но бывают и другие. Это волнение – паника, которое связано с сильным перевозбуждением. Внешне проявляется в суетливости движений, отсутствии сосредоточенности, потливости рук,  тревожности, вырастающей до страха. Такое предконцертное состояние приводит к случайностям, исполнение часто становится неуправляемым. Преодолеть такое состояние очень трудно, для этого нужно попытаться переключить внимание ребёнка со своего состояния на музыкальное произведение, продумывание исполнительского плана, темповые указания, динамический план. Отрицательных результатов можно ожидать и от  волнения-апатии – угнетённого и подавленного состояния, когда цель и содержание выступления уходят на периферию сознания, а в нём настойчиво звучит одна мысль  –  скорее бы все это закончилось.

Третья фаза – время выхода на сцену, самая короткая и самая острая. Выступающий остаётся один на один с публикой. Эта фаза часто проходит как в тумане и редко остается в памяти.

Четвертая фаза – начало выступления. Здесь исполнитель должен посвятить время на внутреннюю подготовку, собраться, сосредоточится, мысленно вспомнить темп, динамику, услышать внутренним слухом начало пьесы. Важно на репетициях закрепить основные детали концертного выступления и поведения, тогда ребёнку будет легче справиться с волненьем.

Пятая фаза – послеконцертное состояние. Эмоциональные перегрузки не могут мгновенно прекратиться с уходом со сцены – оно продолжается еще довольно долго. Радостный подъём или чувство усталости, недовольство собой или запоздалое желание сыграть по-другому. Большая неустойчивость и ранимость детской психики требует бережного отношения к послеконцертным  переживаниям.       

Часто волнение при концертном исполнении свидетельствует о повышенной внутренней жизни и чувстве ответственности. В этих границах оно даже полезно.  Разумеется, если оно не выходит за  рамки  «естественного». Если же волнение перед выступлением переходит границы «естественного» и полезного, надо принимать меры.

Как же бороться с концертным волнением? Как готовить ученика к выступлению? Проблема психологической подготовки музыканта-исполнителя к концертному выступлению – одна из важнейших в музыкальном искусстве.      

Воспитание артистических качеств, требует от педагога тонкого, тактичного, индивидуального подхода к ученикам. В подготовке
к выступлению нужно устранить все, что может вызвать нервозность.

У ученика не должно возникать сомнения в полном успехе. Предстоящего выступления надо ждать как праздника, а не как страшного суда. Успокаивать нервничающего ученика надо, пусть даже с преувеличенной похвалой и подчёркиванием его достижений. Возбудимый тип учащегося, перед концертом должен оберегаться от волнующих даже положительных эмоций. И наоборот, инертный, тормозящий тип требует перед выступлением «разгона», подъёма. Для педагога важно решить проблему преодоления вредного сценического волнения и создания благоприятных условий для учащегося-исполнителя.

Музыкальное произведение, которое предстоит исполнить перед публикой, должно стать предметом удвоенного внимания педагога и ученика. И здесь важно сознательное усвоение произведения на память. Учащийся, прежде всего, должен полагаться на слуховую память, быть способным воспроизвести музыкальное произведение мысленно. Могут помочь и зрительные восприятия - вид нот, клавиатуры или грифа, представление пальцев на них в момент исполнения. Старый испытанный способ усвоения сочинения со всеми подробностями – работа с нотами без помощи инструмента. В день концерта играть много и с эмоциональной отдачей не надо. Достаточно проиграть произведение по нотам и наизусть в медленном темпе, обдумывая поставленные задачи. 

А что же делать, если произведение выучено как следует, музыкальный образ найден, содержание вложено, но при выходе на сцену из-за сильного волнения все «построенное» рушится? Музыкально исполнительское искусство предполагает одно самое главное и особое условие для успешного выступления – самообладание, умение владеть собой в условиях публичного выступления. Внутренняя собранность, концентрация внимания, полная мобилизация всех психофизических ресурсов – вот необходимые психологические условия успешности музыкально-исполнительской деятельности. Во всём здесь необходима воля, чтобы музыкант смог продемонстрировать свои возможности, свое  Я  в любой стрессовой ситуации.

Еще одно из средств борьбы со сценическим волнением – сознательная тренировка исполнения перед публикой, обеспечивающая необходимую смелость, самообладание, ясную мысль, сосредоточенность. Последнее качество особенно важно. И во всем этом верным помощником и наставником своему подопечному должен быть педагог. С его поддержкой и добрыми наставлениями ученик, выходя на сцену, должен постараться сосредоточиться на исполнении до такой степени, чтобы забыть обо всем другом – концертной обстановке, публике, даже о самом себе. Всё исчезает в свете сочинения, которое играется. Важно суметь сосредоточиться на задаче художественного исполнения. Волнение в образе, сосредоточенность  на  исполняемом  произведении помогает отвлечься от панических мнений о себе. Мысль эта нашла удачное выражение в остроумном плакате, висевшем в артистической комнате в консерватории: «Волнуйся не за себя, а за композитора».

Нельзя не отметить также, что волевые качества исполнителя не статичны. Они интенсивно развиваются в процессе активной музыкальной деятельности. Многократно повторяясь, эпизодические проявления воли становятся частью характера человека. Поэтому так необходима систематичность концертной деятельности.

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что для успешного, стабильного выступления юному музыканту необходимо научиться справляться с собственным волнением. Для этого необходимо наличие следующих компонентов в работе с детьми: добросовестная и тщательная проработка репертуара, отработка всех деталей выступления на репетициях, поддержка взрослых на всех этапах подготовки, а главное – постоянные выступления, во время которых будет постепенно вырабатываться и закрепляться умение контролировать волнение.

 

Список использованной литературы:

1. Петрушин В.И. «Музыкальная психология»  Учебное пособие для студентов и преподавателей.  М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.

2. Нейгауз Г. "Об искусстве фортепианной игры". - М.: Музыка 1987.

3. Баланчивадзе Л.В. "Индивидуально-психологические различия музыкального исполнения".

4. Наумов Л.Н. «Сценическое волнение».

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь