Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников

Дата публикации: 2019-11-06 12:18:54
Статью разместил(а):
Пятница Елена Вячеславовна

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников

Автор: Пятница Елена Вячеславовна

 

I. Введение

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. 

Важнейшим приоритетом начального общего образования становится развитие личности через формирование универсальных учебных действий, среди которых важное место занимают коммуникативные УУД.

В новом стандарте «Портрет ученика начальной школы» складывается из многих характеристик, одной из которой является: ученик начальной школы доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение.

Секрет успешности обучения – развитие коммуникативных навыков. 

Едва появившись на свет, ребенок постепенно овладевает социальным опытом через эмоциональное общение с взрослыми, через предметы, окружающие его, через игрушки, речь.

Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости или наоборот, вызвать агрессивность, конфликтность.

Практически у каждого ребенка в определенные моменты его жизни возникают некоторые затруднения, связанные с общением. Это не значит, что у него что-то не так. В принципе, у него сформированы коммуникативные способности. Но их необходимо поддерживать и развивать.

Поэтому для меня, как для учителя тема формирования коммуникативных УУД у младших школьников актуальна.

Цель: изучение особенностей организации педагогического процесса, обеспечивающего развитие речевых коммуникаций младших школьников.

Я поставила перед собой следующие задачи: 

·      Повысить свой уровень знаний путем самообразования, использования интернет-ресурсов, изучения литературы по теме.

·      Рассмотреть особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте.

·      Выявить эффективные формы и методы развития коммуникативных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте.

Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и приложения.

 

II. Основная часть.

2.1. Особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте.

Коммуникативные универсальные учебные действия имеют многогранный характер. В связи с этим необходимо выделение возрастных особенностей коммуникативных действий, которые имеют наиболее общее значение с точки зрения достижения целей образования, обозначенных в новом проекте стандартов. Основой решения этой задачи стало со-действие и со-трудничество.

Выделены три базовых аспекта коммуникативной деятельности, а также необходимые характеристики общего уровня развития общения у детей, поступающих в начальную школу. Представлю кратко возрастные особенности развития выделенных аспектов.

При поступлении в школу ребенок имеет определенный уровень развития общения. В состав базовых предпосылок входят следующие компоненты:

·     потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;

·     владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

·     приемлемое отношение к процессу сотрудничества;

·     ориентация на партнера по общению;

·     умение слушать собеседника.

В соответствии с нормативно протекающим развитием к концу дошкольного возраста большинство детей умеют устанавливать контакт со сверстниками и незнакомыми им ранее взрослыми. При этом они проявляют определенную степень уверенности и инициативности (задают вопросы и обращаются за поддержкой в случае затруднений).

К 6–6,5 года дети должны уметь слушать и понимать чужую речь (необязательно обращенную к ним), а также грамотно оформлять свою мысль в грамматически несложных выражениях устной речи. Они должны владеть такими элементами культуры общения, как умение приветствовать, прощаться, выразить просьбу, благодарность, извинение и др., уметь выражать свои чувства и понимать чувства другого, владеть элементарными способами эмоциональной поддержки сверстника, взрослого. 

Перечисленные особенности характеризуют лишь базисный уровень развития общения ребенка, без достижения которого теряет смысл какой-либо разговор о конкретных коммуникативных действиях.

Работая над данной темой, я узнала, что существует три вида коммуникативных универсальных учебных действий:

1. Коммуникация как взаимодействие. Учет позиции собеседника или партнера по деятельности. Вот почему на каждом уроке мы уходим от фронтальной работы. Если фронтальная работа занимает 30 или более процентов, то качество стремиться к 0. Предпочтение надо отдавать парным, групповым, интерактивным видам работы, там, где каждый высказывает свое мнение, а затем вырабатывается общее мнение.

2. Коммуникация как сотрудничество. Это согласование усилий по достижению общей цели - ориентация на партнера, т.е. одно задание на всех.

3. Коммуникация как развитие речи-интериоризация. Это умение использовать стили и способы построения речевой коммуникации.

Перейдем к выделению особенностей развития каждого вида в младшем школьном возрасте.

В рамках коммуникации как взаимодействие важной вехой в развитии детей является преодоление эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях. (Эгоцентризм — это неспособность или нежелание человека встать на место другого и понять его точку зрения. Эгоизм — поведение человека, который ставит свои интересы выше других и считает удовлетворение собственных потребностей наивысшей ценностью, иногда в ущерб другому человеку. Чем же отличаются эгоистичный и эгоцентричный человек? Индивид эгоистичный способен понять точку зрения другого, но в то же время открыто ею пренебрегает. Эгоцентричный индивид не в состоянии встать на место другого, потому что смотрит на мир только через призму своих установок и понятий. Ему сложно воспринимать информацию, которая исходит от другого человека и противоречит его собственному представлению о мире.) 

В 6-7-летнем возрасте дети впервые перестают считать собственную точку зрения единственно возможной. Это происходит главным образом, в общении со сверстниками и под влиянием столкновения их различных точек зрения в игре и других совместных видах деятельности. Подчеркну незаменимость общения со сверстниками, поскольку взрослый не может выступать как равный ему партнер.

Преодоление эгоцентризма имеет долговременный характер. Часто случается, что в процессе воспитания родители всячески поддерживают эгоцентризм ребенка, и с этой чертой характера он входит во взрослую жизнь. Тогда берегитесь все, кто находится рядом! «Взрослый ребенок» будет делать все возможное, чтобы мир крутился только вокруг него. Как справиться с этой чертой характера? Очень просто. Для начала понять, что это особенность ребенка, но не взрослого человека. Если вы видите, что «ребенку» уже 20−30−40 лет, то просто не надо потакать ему. Перед вами — незрелая личность, которой нужно работать над собой. Можно, конечно, всячески угождать эгоцентричному человеку, наподобие того, как родители хотят дать все самое лучшее своим детям. Но подумайте, а оно вам надо? Может, лучше руководствоваться разумным эгоизмом и заняться собой?

Поэтому, от первоклассника требуется хотя бы элементарное понимание (или допущение) возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.

По мере взросления он осознает, что для того, чтобы жить в обществе, ему необходимо общаться, договариваться, иногда идти на компромиссы, то есть научиться понимать, что другой человек тоже имеет свою точку зрения, которая может отличаться от  его собственной. 

В итоге к концу начальной школы коммуникативные действия, приобретают более глубокий характер: дети становятся способными понимать возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета. Вместе с преодолением эгоцентризма дети начинают лучше понимать мысли, чувства, стремления и желания окружающих, их внутренний мир в целом.

Характеризуя второй вид коммуникативных универсальных учебных действий необходимо отметить, что ядром этой группы является согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности.

На протяжении младшего школьного возраста дети активно включаются в общие занятия, интерес к сверстнику становится очень высоким. Вокруг учебной деятельности нередко возникает настоящее сотрудничество школьников: дети помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль и т. д. Приобретение навыков социального взаимодействия является одной из важнейших задач развития на этом школьном этапе. Концепция учебного сотрудничества предполагает, что большая часть обучения строится как групповое, и именно совместная деятельность обучающего и обучаемых обеспечивает усвоение обобщенных способов решения задач.

Однако в рамках сложившейся системы обучения главными показателями нормативно-возрастной формы развития коммуникативного компонента универсальных учебных действий в начальной школе можно считать умение договариваться, находить общее решение практической задачи; умение высказывать и аргументировать свое предложение, умение и убеждать, и уступать; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.

В коммуникации как условие интериоризации общение одно из основных условий развития ребенка.

 К моменту поступления в школу дети должны уметь строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения, достаточно владеть планирующей и регулирующей функциями речи. В 6,5-7 лет дети должны уметь выделять и отображать в речи существенные ориентиры действия, а также сообщать их партнеру.

Необходима организация совместной деятельности учащихся для совершенствования способности речевого отображения учеником содержания совершаемых действий в форме громкой социализированной речи. Именно речевые действия создают возможность для процесса усвоения соответствующих действий, а также для развития у учащихся рефлексии предметного содержания и условий деятельности.

Немалое значение имеет вопрос о существенной индивидуальной вариативности особенностей общения у детей. Исследования говорят о наличии у детей выраженных различий в умении взаимодействовать со сверстниками.

Создание в школе реальных условий для преодоления эгоцентрической позиции, успешное формирование навыков эффективного сотрудничества со сверстниками послужит мощным противодействием многочисленным личностным нарушениям у детей.

В заключение следует сказать, что в процессе развития коммуникативных универсальных учебных действий детей младшего школьного возраста необходимо учитывать детский эгоцентризм, как одну из возрастных особенностей.

 

2.2. Формы и методы развития коммуникативных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте.

На протяжении младшего школьного возраста происходит активное становление такой ключевой компетентности, как коммуникативная. Но в ситуации стихийного, не управляемого формирования (так сказать «сама собой») эта компетентность развивается у разных учеников очень по-разному, но в большинстве случае неудовлетворительно. Необходимы специальные условия, непосредственно связанные с внедрением принципов сотрудничества в обучение.          

Между тем на уроках в современной школе безраздельно господствуют индивидуальные формы организации учебной деятельности по типу «учитель - ученик»: ученики на уроке не взаимодействуют между собой непосредственно, так как учитель всегда выступает посредником между детьми. Обращение детей друг к другу за советом и помощью, обмен мнениями между всеми учениками без посредства учителя встречаются редко, так как им запрещают разговаривать друг с другом, а взаимопомощь на уроке называют “подсказкой и списыванием”. И получается, что в учении – в их главном на данном возрастном этапе деле – они лишены общества сверстников. Фактически дети учатся рядом, но не вместе.

Поэтому очень важны такие формы работы, как групповая работа, (в частности, организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт, а также обсуждение участниками способов своего действия), проектные задания, творческие задания, тренинговые занятия. Так, работа в группе помогает ребёнку осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например, робкие или слабые ученики.

Групповая работа младших школьников предполагает свои правила. Например, при организации групповой работы нельзя принуждать или высказывать неудовольствие, если кто-то не хочет работать в группе (позднее нужно выяснить причину отказа от работы); совместная работа не должна превышать 10-15 минут, так как если время работы больше, то участники утомляются и эффективность снижается; не стоит требовать абсолютной тишины, но следует бороться с выкрикиванием и т.д. При этом нередко требуются специальные усилия педагога по налаживанию взаимоотношений между детьми.

Однако приведенные выше формы занятий могут оказаться полезными только в случае создания благоприятной общей атмосферы в ученическом классе и в школе в целом – атмосферы поддержки и заинтересованности в том, чтобы дети высказывали свою точку зрения.

Необходима терпимость к иному мнению. Решающая роль в этом принадлежит учителю, который сам должен быть образцом терпимого, не авторитарного стиля ведения дискуссии и обладать достаточной общей коммуникативной культурой.

Лично я осуществляю образовательный процесс на основе программ и учебников УМК «Школа России», в которых связь формирования коммуникативных УУД с содержанием учебных предметов отчётливо выражена.  В систему заданий   я включаю дополнительные творческие задания. Работа по формированию коммуникативных УУД  младших школьников мною осуществляется в различных формах организации учебной деятельности на уроке (паре, группе). Например, на уроках математики использую следующие виды заданий: «Домики», «Расскажи», «Объясни», «Обоснуй свой ответ», «Решение примеров по цепочке». На уроках русского языка – «Составь предложение со словом, например, Родина», «Подготовь рассказ на тему…», «Объясни смысл пословицы», «Прочитай текст. Озаглавь. Запиши заглавие». На уроках литературного чтения – подготовка устных рассказов (о литературных героях, о личных впечатлениях по следам прочитанного), пересказ по плану, творческий пересказ текста от лица разных героев-персонажей, игра «Комплимент», работа с текстом, «рефлексивные упражнения: сталкивание мнений (Кто больше понравился из героев? Почему?),  попробуй предположить по названию, о чём будет рассказ?», игра КВН.

Что касается литературного чтения, то хотелось бы добавить следующее: коммуникативные универсальные учебные действия в курсе литературного чтения обеспечивают развитие основных видов речевой деятельности (слушания, чтения, говорения и письменной речи). Формированию коммуникативных действий также способствует методика учебной дискуссии, которая формирует такие важные коммуникативные умения, как умение слушать собеседника, понимать возможность существования различных точек зрения на один текст.

Необходимость реализации собственных замыслов, их воплощения в слове и трансляции требует от детей интенсивного освоения средств языковой коммуникации. Учащиеся приобщаются и к особой, характерной для искусства форме коммуникации – они вступают в «диалог» с автором через текст.

Виды коммуникативных действий:

1. Сотрудничество и кооперация: Чтение как кооперация (чтение по цепочке или по ролям). Примером могут служить следующие задания: «Подготовься вместе с одноклассниками к инсценированию. Распределите с одноклассниками роли»; «Какой фрагмент статьи оказался для тебя наиболее сложным? Найди его и попытайся понять. Если потребуется – используй словари, дополнительную литературу, консультируйся со старшими».

2. Интеллектуальный аспект коммуникации – учет позиции собеседника. Обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения.

3. Постановка вопросов по изучаемому произведению. Например: «Поставь вопросы к статье. Для этого: перечитай произведение, выделяя то, о чем хочешь спросить; сформулируй вопросы; задай вопросы одноклассникам».

4. Речевые умения: участие в диалоге или дискуссии о героях и их поступках; умение находить в тексте произведения диалоги героев, читать их по ролям, передавая особенности образов героев; владение монологической речью (умение находить в тексте монологи героев и читать их, составлять высказывания о героях и их поступках, о произведениях и книгах); оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста) и т.д.

Все это можно реализовать во время урока, который является основной формой организации учебной деятельности в моей практике. В своей методической копилке имею несколько типов уроков:  

·          Традиционные уроки.  

·          Нетрадиционные уроки, наиболее распространенные из них -  «Урок- игра», «Урок-поиск» (с организацией самостоятельной работы учащихся), «Урок-путешествие» и «Урок-экскурсия» (чаще всего использую при объяснении нового по окружающему миру), «Урок-КВН» (этот урок провожу для проверки знаний по литературному чтению). 

·          Интегрированные уроки, объединенные единой темой или проблемой, например, русский язык с изобразительным искусством (проект «Сказочная страничка»); технология, изобразительное искусство и математика (проект «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты», «Бумага. Волшебные фигуры»); литературное чтение и обучение грамоте («Русский алфавит»); окружающий мир и литературное чтение (проект «Мой класс и моя школа», «Мои домашние питомцы»); окружающий мир и технология («Что это за листья?», «Аппликация из листьев», «Растения. Овощи из пластилина»); физическая культура и окружающий мир («Личная гигиена»); литературное чтение, окружающий мир и литературное чтение («Знакомство с разделом «Люблю природу русскую». Картины осенней природы. Осенние загадки») и многое другое. Все эти уроки способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.  

·          Комбинированные уроки, на которых решается несколько дидактических задач: повторение пройденного и проверка домашнего задания, изучение и закрепление новых знаний.  

·          Проектные занятия. Проекты в младших классах – это, конечно, трудно и проблематично, т.к. дети еще слишком малы для проектирования. Но все-таки это возможно. Подготовку к выполнению проекта мы начинаем на уроке. Все темы, предлагаемые в качестве «проектных», посильны пониманию ребенка. Они  представлены на специальных разворотах, которые есть в учебниках и рабочих тетрадях, после большого раздела. Источники информации: книги, энциклопедии, фильмы, экскурсии… Обучающимся моего класса проектная  деятельность  нравится. Работы получаются яркие, интересные. 

·          Парная, групповая, индивидуально-групповая работа. Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий я выбрала организацию учебно-воспитательного процесса на основе деятельностного подхода.  Цель моих уроков  на основе деятельностного  подхода к обучению: формирование способности к самоучению, саморазвитию, воспитание коммуникативной культуры, гуманных нравственных качеств, интеллектуальное, эмоциональное развитие учащихся в условиях коллективной учебной деятельности с одновременным высоким уровнем освоения ими содержания учебных программ. Моя роль, как учителя, направлять, помогать, поддерживать, развивать идею, дискутировать. 

Для оценки сформированности  коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся, а также для их развития использую следующие виды заданий: «Рукавички» (Г.А. Цукерман), игра «Комплименты», игра «Доброе животное», "Волшебные конфеты", игра «Слепой и поводырь», игра «Горячий стул», игра «Пожелание на день» (см. Приложение ). 

Средствами, обеспечивающими эффективную организацию образовательного процесса, являются: 

·         задания и иллюстрации в учебниках; 

·         задания в рабочих тетрадях; 

·         разработанные собственные задания; 

·         цифровое методическое обеспечение (презентации к уроку). 

При организации внеурочной деятельности решаются следующие задачи:

·          развитие творческих способностей учащихся;

·          развитие познавательного интереса через совместную деятельность;

·          развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества детей; 

·          расширение коммуникативных способностей детей;  

·          воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

·          снятие эмоционального напряжения у детей. 

Главным показателем успешной социализации и высоком уровне метапредметных результатов являются результаты внеурочной деятельности: участие учеников в конкурсах и олимпиадах разных уровней. 

Приёмы формирования коммуникативных УУД:

·        давать учащимся время на обдумывание их ответов;

·        обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей;

·        не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации);

·        поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет;

·        предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении;

·        задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников;

·        создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.

Итак, изучение мною данной темы самообразования позволяет получать в образовательном процессе положительный эффект, выраженный в успешном формировании УУД и позитивной динамике.

 

III. Заключение

Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
формирование коммуникативных умений младших школьников - чрезвычайно актуальная проблема, так как степень  сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и  развития личности в целом. Умения  формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения учащихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.  

Поэтому очень важно развивать в детях коммуникативные качества личности. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации. «Коммуникативность» - это способность быстро и легко находить общий язык, приходить к общему мнению, устанавливать сходство суждений. Что может человек, живущий в социуме, если он не умеет общаться? Человек, лишенный общения, не может нормально развиваться.

Список литературы:

1. Арефьева, О.М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.  / О.М. Арефьева // Начальная школа. – 2012, №2. – С. 74 – 78.

2. Зайцева, К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно – воспитательной деятельности. / К.П. Зайцева // Начальная школа. – 2011, №4. – С. 78 – 83.

3. Леонова Е.В. Развитие коммуникативных способностей младших школьников в условиях совместной творческой деятельности/ Е.В. Леонова, А.В. Плотникова// Начальная школа. - 2011. - № 7. - С. 91-96. 

4. Н.И.Троицкая Особенности формирования коммуникативных универсальных…// Вектор науки ТГУ. №1(8). 2012. – с. 289 – 292.

 

Приложение

Приемы работы по активизации критического мышления и развития речи на уроках в начальной школе

Примеры фрагментов уроков

Первая стадия - ВЫЗОВ

Прием «Верные и неверные утверждения».

Урок «Окружающий мир» 2 классТема: «Вода и ее свойства».

Начнём с игры «Верите ли вы…».

- Верите ли вы, что вода – главный строительный материал всего живого на Земле?

- Верите ли вы, что растения и животные могут прожить без воды?

- Верите ли вы, что вода может быть твёрдой?

- Верите ли вы, что вода обладает различными свойствами?

- Верите ли вы, что лёд легче воды?

- Верите ли вы в слова Д. Менделеева, что «вода дороже золота».

- Верите ли вы, что, загрязняя воду, мы убиваем себя?

- Верите ли вы, что вода может впитывать в себя эмоции людей?

Сегодня на уроке вы будете обращаться к этим вопросам и видеть, насколько были правы.

Приём «Корзина идей»

Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:

Почва – это …

-       … земля

-       … растительная земля

-       … вещество

-       … суша, а не вода

-       … место обитания, дом животных

Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения.

Прием “Дерево предсказаний”.

Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести, тексте.

Правила работы с данным приемом: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум направлениям – “возможно” и “вероятно” (количество ветвей не ограничено), и листья – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

Например, тема урока: «Здоровый образ жизни»  

Был задан вопрос: «Что надо сделать, чтобы прожить здоровым и счастливым много лет?». Ученики должны были вспомнить, что им известно и всё что они думают по данной проблеме. (Ответы детей записываются на ветках дерева: загорать, отдыхать, играть, купаться, гулять на свежем воздухе, заниматься спортом, делать зарядку).

 

Вторая  стадия - ОСМЫСЛЕНИЕ

Приём «Инсерт».

Урок «Русский язык» 3 класс.

Тема: «Значимые части слова».

Прочитайте самостоятельно статью. Во время чтения текста делайте на полях пометки: «V» - уже знал; «+» - новое для меня; «-» - думал иначе; «?» - не понял, есть вопрос.

1. Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Слова, имеющие одинаковый корень и общее значение, называются родственными (однокоренными).

Чтобы найти в слове корень, нужно подобрать однокоренные слова и выделить общую часть.

2. Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Приставка помогает корню лучше выразить значение слова.

Чтобы найти в слове приставку, нужно подобрать слово без приставки или с другой приставкой.

3. Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

4. Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для образования форм слова и связи слов в словосочетании и     предложении.

Чтобы определить в слове окончание, нужно изменить форму этого слова.

Беседа с классом по вопросам.

- Что вам было уже знакомо?

- Что вызвало сомнения?

- Какую новую информацию вы получили?

Приём «Кластер»

Надо отметить, что такой приём, как «Кластер» универсальный, используется на всех стадиях. Так же таблицу «ЗХУ» начинают заполнять на стадии «Вызова», продолжают на стадии «Осмысление», заканчивают на стадии «Рефлексия».

 

Урок «Русский язык» 2 класс

Тема: «Звуки речи»

ЗВУКИ РЕЧИ

согласные, гласные, говорим, слышим, ударные, безударные, твёрдые, мягкие, звонкие, глухие.

 

Приём - таблица «ЗХУ».

Урок «Окружающий мир» 2 класс.

Тема: «Разнообразие растений».

Знаем

Хотим узнать

Узнали

1. Растения – часть

живой природы.

2.Растения выделяют в воздух кислород.

3.Животные и люди не смогли бы жить на Земле без растений.

4. Растения делятся на несколько групп:

деревья, кустарники, травы

Почему?

 

Сколько видов растений существует на Земле?

 

 

 

Какие ещё есть группы растений?

 Растения делятся на несколько групп.

 В каждой группе растений много видов.

 Науку о растениях называют ботаникой.

 Существует 350 тысяч видов растений.

 Растения бывают культурными и дикорастущими. Культурные растения делятся на несколько групп: овощные, плодовые, прядильные, зерновые, декоративные.

 

 Прием «Интервью».

Ученик «берёт интервью» у других учащихся по определённой теме, при этом составляет вопросы сам.

Прием “Таблица “толстых” и “тонких” вопросов” 

Тонкие вопросы предполагают однозначный ответ. Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

Тонкие вопросы ?

Толстые вопросы ?

  • кто...
  • что...
  • когда...
  • может...
  • будет...
  • мог ли...
  • как звали...
  • было ли...
  • согласны ли вы...
  • верно...
  • дайте объяснение, почему...
  • почему вы думаете...
  • почему вы считаете...
  • в чем разница...
  • предположите, что будет, если...
  • что, если.

 

Прием «Уголки».

При характеристике одного из героев класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая — отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения.

 

Прием «Логическая цепочка».

После текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов.

 

Прием «Лови ошибку».

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.

 

Прием «Авторское кресло».

Ребёнок выступает в роли автора и придумывает продолжение рассказа, сидя на стуле.

 

Третья  стадия - РЕФЛЕКСИЯ

Приём «Шесть шляп».

Урок «Окружающий мир» 3 класс.

Тема: «Разнообразие растений».

Класс делится на 6 групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп.

Предлагаю представить свой опыт, свои впечатления и мысли, исходя из цвета шляпы.

1 группа. Белая шляпа - факты.

С помощью энциклопедий и атласа- определителя расскажи о растениях только фактами, цифрами.

2 группа. Жёлтая шляпа – позитивное мышление.

Подумайте! Почему животные и люди не смогли бы жить на  Земле без растений?

3 группа. Чёрная шляпа - проблема.

Докажите: если бы на Земле не росли растения, в воздухе совсем не было бы кислорода. Используйте материал учебника.

4 группа.  Красная шляпа - эмоции.

Подумайте, какое эмоциональное состояние вы испытываете, когда видите, как вокруг гибнут растения?

5 группа. Зелёная шляпа - творчество.

Что бы вы сделали для того, чтобы наша Земля зеленела с каждым годом и становилась всё краше и краше?

 6 группа. Синяя шляпа - философия.

Обобщите высказывания других групп.

 

Приём «Синквейн»

Рукодельница из сказки «Мороз Иванович»
Добрая, трудолюбивая.
Готовит, убирает, помогает.
Настоящая умница.
Девочка.

Про кошку… 

Кошка.

Пушистая, ласковая.

Мурлыкает, играет, бегает.

Любимый домашний питомец.

Животное.

Про медведя… 

Медведь.

Бурый, косолапый.

Спит, плавает, ловит.

Любит кушать малину.

Млекопитающее.

 

Прием «Ромашка вопросов (Ромашка Блума)».

"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:

1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".

2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление обучающемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.

3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".

5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.

6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь