Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Программа "Я познаю психологию жизни"

Дата публикации: 2019-11-19 18:55:01
Статью разместил(а):
Равчева Маргарита Раилевна

Программа "Я познаю психологию жизни"

Авторы: Равчева Маргарита Раилевна

и Пахмутова Лия Борисовна

МБУ «Лицей № 67», г. Тольятти, Россия

Задача преподавателя начального звена и родителей заключается в знании и учете психологических особенностей детей младшего школьного возраста в обучении и воспитании, проведении комплекса коррекционной работы с детьми, используя различные игры, задания, упражнения.

Данная программа составлена в рамках внеуроч­ной деятельности. Цель данной программы дать младшим школьникам безболезненно адаптироваться к школьным условиям, осмысленно относиться к ресурсам человеческой психики, эффективно использовать их во всех основных видах и формах познания и ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображения. Задачи обучающие включают: помочь детям быстрее и по возможности безболезненно адап­тироваться к школьным условиям; познакомить детей с базовым понятийным аппаратом пси­хологии; учить методам и приемам познания себя; учить осмысленно, относиться к ресурсам человеческой пси­хики, эффективно использовать их во всех основных видах и формах познания; помочь детям осознать ведущие каналы восприятия инфор­мации и ориентировать их на целенаправленное развитие всей системы восприятия окружающего мира; познакомить детей с понятиями «чувства» и «эмоции»;научить детей осознавать и называть собственные переживания; ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображения. Развивающая задача  в том, чтобы помочь осознать свои задатки и способности. Задачей воспитания  является, познакомить детей с типологиями индивидуально-психологических особенностей человека.

Применяемые в программе методы активны и основаны на проживании опыта: дети не просто усваивают знания, а через действия, игру, сказку погружа­ются в содержание собственного внутреннего мира. Эмоционально окрашены, пробуждают разнообразные эмоции, «затрагивают» интересы детей. Рефлексивны: большинство игр, упражнений, психологичес­ких техник предусматривает наличие позиции участников. Метафоричны: во-первых, используемые упражнения, игры, психологические техники являются, по сути дела, поведен­ческими метафорами — ведь они говорят об одном предмете через признаки другого, а во-вторых, сказкотерапевтические процедуры, которых много в программе, не могут обой­тись без метафоры. Событийны: методы программы должны давать возможность событию детей и взрослого, а также событиям, ведущим к личностным изменениям.

Основные принципы программы: принцип взаимодействия (ученик - учитель, ученик-ученик); принцип личностно-ориентированного подхода; принцип позитивного восприятия образовательной среды; принцип коммуникативный – ориентирующий на отбор сведений о языке и речи, которые необходимы для овладения основными видами речевой деятельности.

В программе реализуются личностные УУД. Лчностное, профессиональное, жизненное самоопреде­ление. Смыслообразование — поиск и установление личностного смысла учения (т.е. «значения для себя»), понимание границ того, «что я знаю» и «что я не знаю», стремление к преодоле­нию разрыва между этими областями. Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценива­ние усваиваемого содержания исходя из социальных и лич­ностных ценностей.

Виды коммуникативных УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверст­никами — определение цели, функций участников, спосо­бов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в по­иске и сборе информации; разрешение конфликтов — выявление, идентификация про­блемы, поиск и оценка альтернативных способов разреше­ния конфликта, принятие решения и его реализация.

Виды регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; планирование — определение последовательности проме­жуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; контроль — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и от­личий от эталона; коррекция — внесение необходимых дополнений и коррек­тив в план, и способ действия в случае расхождения эта­лона, реального действия и его результата с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товари­щами.

Виды познавательных УУД: анализ объектов с целью выделения признаков (существен­ных, несущественных ). Синтез — составление целого из частей, в том числе само­стоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов. Выбор оснований и критериев для сравнения. Подведение под понятие, выведение следствий. Установление причинно-следственных связей, представле­ние цепочек объектов и явлений. Построение логической цепочки рассуждений, анализ ис­тинности утверждений.

Планируемые образовательные результаты к концу первого класса: эмоционально ­положительное отношение к школе; адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; принятие образца «хоро­шего ученика» как примера для подражания способность к самопозна­нию и само­оценке.

 

Содержание программы для первого класса:

Название занятия

Ключевые задачи, решаемые на занятии

Прошепчи меня

познакомиться друг с другом и ввести в игровую атмосферу

Имя и движение

создать условия для самораскрытия и мотивирование на заимопознание;

Я теперь школьник

познакомить с правилами школьной жизни и занятий

Что значит быть школьником?

помочь в осознании социальной позиции школьника

Знакомство с Пси-Магом

создать мотивацию на познание самих себя и дать первоначальное представление о психической реальности

Королевство Внутреннего Мира

поддержать мотивацию на позна­ние самих себя и одноклассников, создать первоначальное представ­ление о специфике психической реальности

Сказка о волшебных зеркалах-1

укрепить интерес к самопознанию, познакомить с основными состав­ляющими Я-образа, развивать самоанализ и рефлексию

Все мы в чём то похожи…

Что я знаю о себе?

актуализировать рефлексивную позицию, развивать потребность в самоанализе и рефлексии

Установление контакта

помочь посмотреть на себя глазами других людей

Я — это кто?

помочь осознать собственную уникальность и себя самого в прошлом, настоящем и будущем, развивать способности к самоана­лизу и рефлексии

Мои ощущения

показать роль ощущений в позна­нии окружающего мира, развивать осознание различных видов ощущений

Мои ощущения

Мое восприятие мира

содействовать осознанию уникаль­ности собственного восприятия окружающего мира

Передай маску!

Мое внимание

содействовать осознанию актуаль­ного состояния своего внимания, развивать внимательность

Как быть внимательным?

развивать умение замечать свои ошибки, концентрацию, устойчи­вость, распределение и переключе­ние внимания

Развиваем внимание

помочь в осознании значимости целенаправленного сосредоточения внимания для достижения успеха, активизировать и развивать произвольное внимание

Я умею быть внимательным

мотивировать на развитие соб­ственного внимания, развивать произвольное внимание и наблю­дательность

Что такое темперамент?

содействовать осознанию индиви­дуальных различий между людьми, познакомить с психологическими особенностями различных типов темперамента

Типы темперамента

способствовать осознанию уникальности и неповторимости каждого человека, мотивировать на познание особенностей своего темперамента, развивать умение различать его типы

Разные люди — разные типы темперамента

закрепить умение различать типы темперамента, содействовать осо­знанию собственной уникальности и неповторимости через обнаруже­ние у себя особенностей того или иного типа темперамента, разви­вать экспрессивные возможности

Сколько нас?

Разные люди — разные характеры

обогатить запас слов, используе­мых для обозначения черт характе­ра, развивать умение описывать черты характера других людей и произвольность поведения

Какой у меня характер?

мотивировать на осознание черт соб­ственного характера, актуализировать нравственные представления о хоро­ших и плохих чертах характера, спо­собствовать осознанию особенностей собственного характера на основе нравственной оценки своих поступ­ков, поддержать позитивное самоотношение при обогащении представ­лений о себе

Описание с закрытыми глазами

Мой характер: оценим недостатки

содействовать осознанию неприв­лекательных черт своего характера за счет получения от одноклассни­ков обратной связи, развивать рефлексивные способности и способности оценки других людей

Что такое эмоции?

мотивировать на познание собственного эмоционального мира,

способствовать осознанию собственных эмоций

Какие бывают эмоции?

показать богатство и многообразие

эмоциональных проявлений

людей, расширить активный

словарь для обозначения эмоций.

Конкурс чувствоведов

мотивировать на понимание

собственных и чужих эмоций,

развивать способности к их «про­

чтению», мимический и жестовый

репертуар выражения эмоций,

содействовать осознанию способов выражения собственных эмоций

Конкурс чувствоведов

Что я знаю о своих эмоциях?

способствовать осознанию богат­ства и уникальности собственного

эмоционального мира, развивать

способности к дифференцировке

различных эмоций и выражать свои эмоции через рисунок

Королевство Внутреннего Мира

стимулировать интерес к самопознанию, содействовать осознанию

содержания собственной психи­ческой реальности, развивать рефлексию

Дружеское интервью

 

Список литературы:

1. Белопольская Н.Л. Азбука настроений. Эмоционально-коммуникатиная игра для детей 4-10 лет. — М.: Когито-центр, 2008.

2. Вачков И.В. Сказки о самой душевной науке. — М.: Генезис, 2012.

3. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. — М.: Ось-89, 2001.

4. Чистякова М.И. Психогимнастика.— М.: Просвещение; Владос, 1995.

5. Брагина Е.А. Работа психолога с младшими школьниками. — Ульяновск, 1995.

6.  Вачков И.В., Аржакаева Т.А., Попова А.Х. Психологическая азбука. Рабочая тетрадь. 1 класс. — М.: Генезис, 2012.

8. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. — М.: Генезис, 2010.

9. Белопольская Н.Л. Азбука настроений. Эмоционально-­коммуникативная игра для детей 4—10 лет. — М.: Когито- центр, 2008. М., Когито-Центр, 2008.

10. Лютова Е.К., Монина Г.С. Шпаргалка для взрослых. Психо­коррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. — М.: Генезис, 2000.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь