Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Система наставничества (из опыта работы)

Дата публикации: 2019-12-15 15:12:45
Статью разместил(а):
Лоскутникова Галина Викторовна

Система наставничества (из опыта работы)

Автор: Лоскутникова Галина Викторовна, к.п.н.

МБОУ "СОШ № 87", г. Северск Томской области

 

В современных условиях реформирования национальной системы образования особое значение приобретает тот факт, что молодой педагог должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Сегодня система наставничества вновь заслуживает самого пристального внимания, в ней отражена жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте. 

Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, следовательно, наставник прежде всего должен быть терпеливым и целеустремленным. В своей работе с молодым педагогом он должен применять наиболее эффективные формы взаимодействия: деловые и ролевые игры, работу в "малых группах", анализ ситуаций, самоактуализацию и пр., развивающие деловую коммуникацию, личное лидерство, способности принимать решения, умение аргументировано формулировать их.

За последние годы в учреждении сложилась своя система наставничества. Администрацией школы, методическим советом обсуждаются и утверждаются кандидатуры наставников, предложенные школьными методическими объединениями. Учитываются такие принципы, как:

-         морально-психологическая совместимость с подопечным;

-          позитивный личный пример наставника в работе;

-         доброжелательность и взаимное уважение;

-         согласованность содержания работы по предмету с планами работы методического объединения.

В начале учебного года мы организуем семинар по организации работы наставников с приглашением молодых и малоопытных коллег, где на основе анализа итогов работы за прошедший учебный год и выявленных проблем и/или опыта эффективных форм работы в данном направлении планируем работу на предстоящий год.

Планирование работы наставников предполагает включение образовательного заказа от молодых специалистов, в том числе практические мини-семинары по психологическим аспектам взаимоотношения с детьми, их родителями, с коллегами, администрацией; совместное планирование способов преподавания и оценивания образовательных результатов; возможность участия в конкурсах различного уровня.

Вызывает трудность такое направление планирования, как работа с индивидуальной траекторией, включающей цели, стратегию достижения целей, способы фиксации компетентностных результатов.

Цель – создание организационно-методических условий для успешной адаптации малоопытных учителей и молодых специалистов в условиях современной школы.

Основные идеи:

- используя возможности организации методической работы в школе, городе, области, создать условия для развития профессиональных качеств молодых педагогов;

- используя возможности школьных методических объединений, создать условия для формирования у малоопытных учителей и молодых специалистов готовности к самообразованию и самосовершенствованию.

Задачи:

- помочь адаптироваться молодым учителям в коллективе;

- определить уровень профессиональной подготовки молодых специалистов, выявлять затруднения в педагогической практике и оказывать своевременную методическую помощь;

Формы работы:

-       целевые взаимные посещения урочных и внеклассных занятий с последующим обсуждением их результатов и рекомендациями;

-       организация в учреждении малых методических и психолого-педагогических консилиумов;

-       активизация работы с докладами и сообщениями из опыта работы коллег;

-       организация в учреждении семинаров–практикумов по актуальным проблемам;

-       знакомство с новинками методической литературы, презентациями;

-       ведение каталогов тематических разработок, дидактического материала;

-       наставничество, курсы, стажировки.

Направления:

-       планирование и организация методической работы в школьном методическом объединении;

-       работа со школьной документацией;

-       работа по саморазвитию;

-       контроль за деятельностью молодых специалистов с целью оказания своевременной методической помощи;

-       организация участия в городских мероприятиях.

Содержание деятельности:

1.  Диагностика затруднений молодых специалистов и выбор форм оказания помощи на основе анализа их потребностей.

2.  Планирование и анализ деятельности школьного объединения молодых специалистов, организация работы наставников.

3.  Разработка рекомендаций о содержании, методах и формах организации воспитательно-образовательной деятельности.

4.  Помощь молодым специалистам в повышении эффективности организации учебно-воспитательной работы.

5.  Ознакомление с основными направлениями и формами активизации познавательной, научно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время (олимпиады, смотры, предметные недели, аукционы знаний и др.).

6.  Организация мониторинга эффективности деятельности молодого учителя.

7.  Создание условий для совершенствования педагогического мастерства молодого учителя.

8.  Организация встреч с опытными учителями, демонстрация опыта успешной педагогической деятельности.

9.  Проведение Декады успеха и самопрезентации молодых специалистов.

По итогам трёх лет совместной работы успешно прошли аттестацию на соответствие занимаемой должности все молодые специалисты.

По данным учителей–наставников в течение 2018–2019 учебного года проведена следующая работа: 

-       были посещены уроки у молодых и начинающих педагогическую деятельность коллег – 32;

-       молодые, начинающие учителя, студенты посетили уроки коллег – 37;

-       количество консультаций, проведённых наставником для молодых, начинающих учителей, студентов (в соответствии с утверждёнными планами) – 128;

-       конкурсы, в которых наставник сопровождал молодого коллегу – 8.

В соответствии с полученной информацией разного уровня и во исполнение приказов, распоряжений и т. п. проведены также следующие мероприятия:

-       привлечены молодые коллеги к участию в интеллектуальной игре «Побеждай!», организованной Ассоциацией молодых учителей Томской области (получены дипломы);

-        приняли активное участие в работе двух семинаров на базе Томского государственного педагогического университета в рамках всероссийского сетевого методического объединения педагогов-наставников.

-       молодые специалисты приняли участие в областных семинарах:

«Рефлексивная культура молодого учителя как условие профессионального развития».

«Разработка педагогического проекта».

«Внеурочная деятельность как ресурс формирования комплексного образовательного результата».

Проведены анкетирования:

- внутришкольное по теме «Оцените свой творческий потенциал» – 12 молодых специалистов;

- приняли участие в региональном анкетировании 12 человек;

- молодые специалисты приняли участие в областных семинарах.

В декаде молодых специалистов по плану, утверждённому управлением образования, приняли активное участие молодые учителя в сопровождении учителей–наставников.

Коллеги очень ответственно относятся к проводимым муниципальным Декадам творчества молодых специалистов «Расскажи миру о себе», где молодые педагоги школы под «патронажем» наставников представляют коллективу самопрезентации «Я – молодой специалист!». По сути, это творческий отчёт за год совместной работы с наставником.

В июне месяце подведены итоги работы учителей-наставников совместно с молодыми специалистами по следующим направлениям:

-         создание учебно–познавательной атмосферы;

-         используемые методы обучения;

-         деятельность учащихся на уроке;

-         речь учителя и ее значение на уроке;

-         воспитывающая сторона урока;

-          взаимоотношение учителя и учащихся.

Также в ходе посещенных уроков и часов общения выявлены проблемы в работе с детьми с низкой учебной мотивацией, в частности, проблема состоит в вовлечении их в активную учебную деятельность и соблюдении ими дисциплины.

Рост педагогического мастерства молодых специалистов мы отслеживаем и по результатам участия в конкурсах. Конечно, очень важно материальное стимулирование, но когда на педагогическом совете по итогам определённого периода вручают грамоты, дипломы наряду с признанными педагогами молодым, начинающим коллегам, и это вызывает поддержку всех присутствующих,  для  молодых – явный залог успешности, стабильности, определённости.

Вот отрывок из статьи молодого учителя: «В течение двух лет работаю в МБОУ «СОШ №87». С первых дней работы в школе я почувствовала заботу и внимание со стороны администрации школы, я сразу отметила и хорошо спланированную систему наставничества. Ведь мало быть образованным веком. Если рядом не окажется мудрых наставников, то из учителя-новичка никогда не получится ценный специалист. Я считаю, что попала именно к таким людям. Преподавательский состав нашей школы всегда готов оказать помощь в решении педагогических и методических задач, передать свой опыт».

Конечно, можно долго конкретно перечислять те мероприятия, в которых принимают посильное участие наши молодые коллеги. Главное – есть желание, есть первые результаты, и это радует! Хочется от всей души пожелать всем молодым специалистам успехов, а нам, состоявшимся профессионалам, помочь начинающим педагогам, и тогда качественное образование внесёт свой неоценимый вклад и в реализацию экономических реформ, и в повышение конкурентоспособности России.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь