Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Областные певческие стили. Учебное пособие

Дата публикации: 2019-12-27 13:07:30
Статью разместил(а):
Шорникова Ольга Владимировна

Областные певческие стили. Учебное пособие

для средних специальных учебных заведений культуры и искусства 53.02.05 «Сольное и хоровое народное пение», вид «Хоровое народное пение»

Автор: Шорникова Ольга Владимировна

ГБПОУ «Нижегородский областной колледж культуры», г. Бор, Нижегородская область

 

 

В учебном пособии рассмотрены особенности региональных традиций русского народного певческого творчества. Данное пособие составлено на основе нижеуказанной литературы и учебных пособий. Содержащиеся в учебном пособии теоретические положения и выводы в изучении областных певческих стилей обладают определенной значимостью для составления музыкальной диалектной карты России.

Знание совокупности условий бытования, стиля и приемов исполнения, определяющих своеобразие музыкального фольклора определенного народа в той или иной ограниченной местности, необходимы для формирования музыкально-теоретической базы, профессионального кругозора, необходимого, в свою очередь, для ведения исполнительской, репетиционно-концертной и педагогической деятельности.

Данное учебное пособие предназначено для студентов колледжей культуры, обучающихся по специальности 53.02.05 «Сольное и хоровое народное пение» вид «Хоровое народное пение» и может быть рекомендовано для обучения по ПМ. 03 «Организационная деятельность».

 

Введение

Музыкальная культура России является частью  народной художественной культуры общества. Музыкальная культура отражает действительность в звуках, художественных образах. Она развивается под влиянием принятых и утвердившихся в данном обществе художественных норм, ценностей, идеалов, традиций.

Традиция – (с латинского «передача»)  - исторически сложившиеся и передаваемые из поколения к поколению элементы социального и культурного наследия.

Понятие «традиции» тесно связано с понятием социальной, духовной преемственности и является закономерным явлением в развитии общества. Универсальность и относительная консервативность традиций проявляется в том, что они постоянно присутствуют в процессе жизнедеятельности индивида как норма, правило, предписание. Традиция учит индивида мыслить по этим нормам, строить свое поведение, учитывая эти нормы.

Традиция понимается как этнический опыт, передаваемый от поколения к поколению в виде определенных правил поведения, порядков, предметов материальной культуры и фольклорных текстов. Понятие «традиция», соприкасаясь с философскими, эстетическими сторонами народной культуры, объединяет основные принципы устного народного творчества в целостную систему.

Каждому региону характерны свои песенные традиции, которые нашли свое отражение в фольклоре каждого региона (области).

Фольклорная традиция - это естественный коммуникационный канал, в котором значимая для этноса социальная и духовная информация аккумулируется, преобразуется в устойчивые и общепонятные, типовые по структуре, образные и символически насыщенные вербальные формы, обладает набором специфических механизмов для сохранения и передачи этой информации.

Человек занимался творчеством  в процессе трудовой деятельности, обрядовых действий и свободное время, т.е. практически было неотрывно от всей повседневной деятельности человека. Поэтому в нем в образной и эстетической форме отражалась вся жизнь, труд, надежды и мечты человека. 

Природно-климатические и социально-культурные особенности того или иного региона наложили особый отпечаток на мелодику, интонацию и манеру исполнения песен. Все это обусловило некоторые отличительные черты и типологию песенного фольклора той или иной местности. Сложились так называемые местные традиции песенного фольклора, под которыми понимается совокупность условий бытования, черт стиля и приемов исполнения, придающих своеобразие и характерные отличительные свойства песенному фольклору определенного народа в одной ограниченной местности.

Сложились так называемые местные традиции песенного фольклора.

Местные (региональные, областные) традиции песенного фольклора - совокупность условий бытования, черт стиля, приемов, манеры исполнения, говора, наречия, интонации, мелодики, склада многоголосья. Все перечисленное придает своеобразие и характерные отличительные свойства песенному  фольклору определенного народа в той или иной ограниченной местности.

Основные стилевые географические зоны русского песенного фольклора:

  1. Северорусская
  2. Южнорусская
  3. Среднерусская
  4. Западнорусская
  5. Средне-волжская
  6. Уральская
  7. Сибирская

Отдельная группа - Казачий фольклор (традиции донских, оренбургских, терских казаков), хотя в целом музыкальная культура качества соответствует южно-русским фольклорным традициям. Однако внутри южно-русской культуры в силу особенностей заселения территории, примыкающих к Дону и Кубани, сложилось множество своеобразных песенных традиций. Так песенный фольклор Кубани очень неоднороден. В нем соединились черты и украинского мелоса, и среднерусских традиций. Достаточно цельными и самостоятельными являются традиции, сформировавшиеся в казачьей среде до XVIII столетия, когда на эти территории еще не приехали выходцы из других регионов России.

 

Западнорусская песенная традиция.

Западнорусская песенная традиция - наиболее древняя традиция, относящаяся к периоду раннего формирования. Представляет особый интерес, т.к. в ней сохранились архаичные черты славянского мелоса (мелос – с греческого - песнь; песенный мелодический элемент, мелодическое начало в музыке).

Территория распространения западнорусской традиции: Брянская, Смоленская области (центр западно-русской народной традиции), прилегающие районы Калужской, Курской, Орловской, Псковской, Тверской областей.

На западнорусской территории первоначально складывалась восточнославянская архаическая культура, сохранившая наибольшие связи с западнорусской культурой. Им свойственна сохранность дохристианской картины мира и архаических форм народной духовной культуры.

Яркой отличительной чертой бытования фольклора в данной местности является опора на праздничную культуру.

Основной вид деятельности населения на данной территории - земледелие. Жители - люди оседлые, земледельцы. В связи с этим фольклор связан с календарными обрядами.

Показателем древности и архаичности западнорусской традиции является функционирование календаря в качестве «ядра» традиции. Сохранение полного годового корпуса календарных обрядовых песен и выдвигает календарь в число доминанты в системе песенных жанров западнорусской традиции.

Песенный фольклор существует в рамках хорошо сохранившихся традиций празднования таких календарно – земледельческих обрядов  как Рождество, Масленица, Сороки, Семик, Иванов день, Дожинки. Достаточно распространенными являлись здесь и песни, знаменующие начало того или иного вида сельскохозяйственных работ (например обряд первого выгона скота – «Егорьевские песни»; прополочные, песни жатвы и др.).

С обрядовыми напевами календарного цикла сохраняют генетическую связь свадебные обрядовые и ранние лирические песни.

Западнорусский свадебный обряд принадлежит к типу ритуала «свадьба-веселье» (классификация Б.Б. Ефименковой) и называется «веселейкой», где доминирует горизонтальный переход невесты в другую семью и актуализируются в первую очередь мотивы обмена, купли/продажи. На первом плане «свадьбы-веселейки» находится линия коллективная, общинная.

Музыкальный код «свадьбы-веселье» представлен двумя жанрами: свадебными песнями и причитаниями, которые интонируются на напевы похоронных напевов.

Причитания в «свадьбе-веселье» исключительно сольные, чаще всего песенной формы, и исполняются в контрапункте с обрядовой песней, подчеркивая индивидуальное и коллективные начала в свадебном ритуале. В редких случаях, например, в Смоленской области зафиксированы причитания, исполняющиеся под скрипичный наигрыш (мелодия обрядовой свадебной песни). В Брянской области в свадебный фольклор включены типичные приёмы календарных песен, например, прием-гукания (возгласы, выкрики).

Специфическое отличие западнорусской свадьбы - каравайный обряд (приготовление свадебного каравая, его украшение, исполнение специальных каравайных песен).

В недрах обрядового фольклора родилась архаичная (старинная, древняя) лирика. Общность лирических и календарных напевов западнорусской традиции заключается в следующем:

- исполнении и тех, и других жанров преимущественно женщинами;

- исполнение на политекстовые напевы;

- интонировании напряженным тембром, рассчитанном на звучание на открытом воздухе.

Помимо ранней архаичной лирики встречается поздняя лирическая песня - «песня-романс», родившаяся в рамках городского фольклора и несущая все его атрибуты: тип стихосложения, ритмическую и ладовую организацию. Поздние лирические песни объединены особым складом многоголосной фактуры: функциональным темброво-контрастным двухголосием с верхним солирующим подголоском - подводкой.

Жанр хороводных песен изначально связан с календарным циклом. В древности они имели магическое значение и магически воздействовали: зимние хороводы - на дом и его обитателей, весенние - на поле, луг, растительность. Впоследствии, магическая функция хороводов утрачена и они стали знаками того или иного сезона, формами молодежного досуга.

Современные исследования показали, что на западнорусской территории активно бытуют духовные стихи в форме псальм и сопровождении колесной лиры.

В инструментальной музыке западнорусской традиции выделяются скрипка (при игре используют максимальное количество открытых струн); колесная лира; пастушеские рога (изготавливались из натуральных рогов животных и использовались в пастушеской практике); свирели и жалейки, сдвоенная дудка; флейта Пана.

Особенности музыкального стиля западнорусских песен:

  • силлабическое строго цезурированное стихосложение (т.е. основанный на определенном количестве слогов независимо от расположения ударений в словах; чаще всего ударение на последнем или предпоследнем слоге;
  • цезурированная ритмика (цезура – короткая еле заметная пауза между фразами);

-           гетерофония в многоголосии (разноголосица, которая образуется в результате одновременной импровизации одной мелодии певцами; пение в унисон, с небольшими эпизодическими расхождениями голосов);

- использование бурдона вместо гетерофонии (трубка на волынке, издающая непрерывно тянущийся звук неизменяемой высоты);

- равномерный музыкально – слоговой ритм с минимальным распевом слогов;

-           бесполутоновые ладовые звукоряды (с преобладанием трихордовых звукорядов т.е. преобладание диатонического звукоряда из 3-х ступеней, обычно в пределах терции или кварты).

В западнорусской традиции преобладает женское пение. Мужское ансамблевое пение не встречается, хотя, можно услышать сольное пение мужчин, что не типично для традиции.

Сама манера вокализации в западнорусской традиции очень индивидуальна. Для неё характерна звонкая прямая подача звука в среднем регистре, завершение строф длительным, тщательно выстроенным унисоном, использование выкриков – возгласов (гуканий) в середине и конце музыкальных фраз.

 Для Брянской области характерна глубокая манера пения, использование низких женских голосов.

 Для Смоленской - пение мягкое, появляется в мелодии мелизматика, но звук плотный и звучат достаточно низкие женские голоса.

Для Псковской - регистр пения поднимается, в пении используется головной регистр, гетерофонное пение приобретает октавные формы и октавный фложелет артикулируется с помощью головных резонаторов.

Западнорусская традиция, в отличие от других песенных традиций, в меньшей степени испытала воздействие межкультурных традиций и сохранила в себе архаичные Славянские черты.

 

Северорусская традиционная музыкальная культура.

Северорусская традиционная музыкальная культура относится ко второй крупной региональной системе песенного фольклора.

Территория распространения северорусской музыкально-поэтической традиции:

- современная территория Новгородской, Архангельской, Ленинградской и Вологодской областей;

- частично у представителей славянского этноса, проживающих на территориях Коми, Карелии и Кольского полуострова;

- северные районы Костромской и Кировской областей (можно обнаружить некоторые стилевые особенности данной песенной традиции).

На развитие северных песенных традиций особое влияние оказали:

  1. доминирование Новгородского княжества (на этих территориях в меньшей степени сказались последствия междоусобиц XII-XIV вв., здесь в меньшей степени проявились отрицательные последствия крепостного права).
  2. суровые природные условия;
  3. уникальные социально-культурные и бытовые условия:

 - преобладание рыболовства и охоты над земледелием,

-  традиционные торговые и культурные связи с  представителями финно-угорского этноса-карелами, вепсами, коми, удмуртами (русские, осваивая северную территорию, постоянно контактировали с этими коренными народами финно-угорской языковой группы). Возможно названные контакты и объясняют своеобразие северной культуры, её резкое отличие от западно, и южнорусской культур.

- традиционные торговые и культурные связи с западными славянами и другими культурами благодаря торговым связям и  посредством беломорского судоходства.

С XII в. к берегам Белого моря проникают новгородцы – мореходы, занятые промыслами рыбы, морского зверя. Мужчины, как правило, владели грамотой и мореходной наукой, основами математики, астрономии и кораблестроения. Промыслово-хозяйственная специфика, особенности быта и празднично-производственного календаря в значительной мере определили их фольклорную систему, в которой большое место занимает эпическая традиция.

- заселение территории старообрядцами.

Большой приток населения на северно-русскую территорию начался во II половине XVII века после раскола русской церкви. На Русский Север устремились старообрядцы, образовывая свои скиты, монастыри, деревни. Гонения укрепляли «ревнителей древнего благочестия» в осознании их особенной миссии. Старообрядцы с их своеобразной материальной и духовной культурой сохранили до нашего времени огромное число старых рукописных книг, в том числе и певческих рукописей крюковой нотации – ценнейших памятников русского церковно-певческого искусства. Замкнутость жизни старообрядческих общин, суровые внутренние запреты не только в религиозной, но и в культурно-бытовой сфере (в частности, запрет на инструментальное музицирование и танцы) оказали сильное воздействие на структуру и способы функционирования текстов фольклорной традиции.

С приходом старообрядцев быт этого края приобрел специфические черты, а также под влиянием старообрядцев постепенно складывался  психологический тип северянина – суровый, сдержанный, строгий.

В значительной мере фольклорную систему определили:

- промыслово-хозяйственная специфика,

- особенности быта,

- празднично-производственный календарь.

Система жанров со своим «ядром» и «периферией» формировалась постепенно. В прошлом «ядро» северорусской песенной традиции составляли два слоя, взаимосвязанные между собой, - эпический и причетный. Для них характерны одни и те же закономерности:

- сольное исполнение;

- тоническое стихосложение;

- нестабильные сегментированные формы напевов регулируются нормами 8- или 9-сложной стиховой конструкции;

- однострочные напевы;

- речитативный тип напева (приближен к сказительскому речитативу);

- повествовательный тип интонирования;

- музыкальная формульность.

Следует отметить то, что особенностью северной фольклорной традиции является преобладание эпических песенных жанров в сольной сказительной форме. К ним относятся былины, баллады, духовные стихи, небылицы, скоморошины (были записаны этнографами на территориях Заонежья, по берегам Пинеги, Мезени и Печеры, т.е. в бассейнах крупнейших северных рек).

Постепенно эпический комплекс прекращает свое историческое существование и в качестве «ядра» северорусской традиции выступает причетный комплекс. Как уже отмечено, на стилевые особенности северных плачей и причитаний наложила отпечаток эпическая манера исполнения. Помимо взаимодействия с высокоразвитой эпической традицией этому немало поспособствовали профессиональные плакальщицы «вопленицы», «вытницы». Причетная культура касается всех сторон песенной системы: свадебного, похоронного, рекрутского обрядов, необрядовых-бытовых плачей.  

Присутствуют две разновидности причети - сольная и групповая причетная песня (ансамблевая).

Северные плачи отличаются детально разработанной поэтикой, строгой упорядоченностью композиционных принципов. В них получили последовательное применение приемы, ставшие классическими в народной поэзии: синтаксический параллелизм, сопутствующая ему анафора (одинаковое начало стихов) в сочетании с варьированным повтором, синонимией, тавтологией. На их основе была выработана культура построения масштабных поэтических текстов, обладающих чертами эпического повествования.

Эпический и причетный комплексы оказали большое влияние на поэтический строй и образную систему текстов северорусских лирических песен. Эпические корни лирики подтверждаются обилием сюжетов исторической тематики, тонической организацией стиха.

Лирическая песня на Русском Севере бытует двух видов:

- ранняя женская лирика, связанная с хороводным жанром,

-  поздняя, в виде народных романсов, иногда бытующих в городском стиле.

Широко проникает в обрядовый фольклор частушка, заполняя праздничные формы музыкального творчества.

На Севере распространены весьма разнообразные и сложные по хореографическому рисунку хороводы. Медленные хороводные песни северного региона отличаются степенным, повествовательным характером музыкального языка. Это в целом соответствует эпическому складу северной народной музыкальной культуры.

Календарь в северорусской традиции можно охарактеризовать как фрагментарный и эклектичный по своему стилю. В основном он представлен святочным комплексом с исполнением обрядовых песен: рождественских колядок (с христианскими мотивами), поздравительных "виноградий". Остальные календарные праздники представлены вторично приуроченными жанрами (например, на Масленицу исполняется в качестве вторично приуроченного жанра лирическая песня; жанр частушки пронизывает весь календарь в качестве приуроченного жанра; хороводная "избённая" песня заменяет во многом отсутствующий календарь).

Из обрядового фольклора на Русском Севере прекрасно сохранился свадебный ритуал. Северорусскую свадьбу называют "свадьба-похороны" (классификация Б.Б.   Ефименковой), где доминирует инициационный переход невесты.

Драматургия всего свадебного действа строится с резким контрастом двух составляющих его частей:

- первая - происходит в доме невесты и включает этапы ее постепенного отчуждения от своего рода и социовозрастной группы;

- вторая - происходит в доме жениха и чаще сводится лишь к застолью.

Контрастность двух частей выражается и в их музыкальном наполнении.

В довенечной части ритуала звучат преимущественно причитания ("вопли", "причеть"), интонируемые на погребальные и свадебные напевы, и прощальные, причетные песни. Специфическая особенность музыкального кода свадьбы-похороны заключается в исполнении групповой причети.

Вторая часть свадебного пира оформляется песенными напевами - припевками.

Свадебные ритуалы Севера существуют в двух версиях: причетно-песенном и причетном (песни отсутствуют).

Бытуют разные разновидности причети:

- сольные причитания допесенной формы (не поются, а декламируются), сольные причитания песенной формы (политекстовые напевы), ансамблевые причетные песни;

- контрапунктические формы - соединение свадебной причетной песни и сольного причитания, частушки и сольного причитания, хороводной песни и сольного причитания.

Для сопровождения песенного фольклора на русском Севере чаще всего употреблялись гусли (связаны с эпическим комплексом), пастушеские трубы, гудок, позднее тальянки, трехрядки (местные разновидности гармоник), скрипка, балалайка.

Музыкальная стилистика северного песенного фольклора близка эпическим жанрам сказателей.

Особенности музыкального стиля северорусских песен:

- распевание тонического (акцентного) стиха. Его ритмику организуют 2, чаще 3 постоянных ударения (данный тип стиха распространен в эпосе, причитаниях, свадебных и хороводных песнях, в лирических песнях);

-размеры 11/4 и 9/4 (характерно для эпических и свадебных песен);

- использование уменьшенных интервалов (уменьшенную квинту и уменьшенную  кварту);

- преобладание многоголосной песенно-хоровой фактуры – усложненная гетерофония с «пучкообразным» расслоением голосов между мелодическими «узлами»;

- использование двухрегистрового звучания вокальных ансамблей, в которых октавное удвоение основной мелодии (в легком головном регистре) проходит в верхнем или среднем голосе. В гармоническом отношении голоса звучат собранно и сравнительно мягко;

- диатонические или гемитонные ладовые звукоряды;

- повествовательный тип интонирования (поступенное движение мелодики, преобладание секундовых и терцовых интервалов);

- преобладает женская исполнительская традиция: мягкая, негромкая, с широким привлечением головных резонаторов. Сегодня мужское пение для Русского Севера не характерно.

Эпический строй народного песенного искусства Севера, его строгость, сдержанность, степенность, сказывающиеся в музыкальной стилистике и в исполнительской манере, определяют художественный облик песенного фольклора данного региона.

 

Южнорусская песенная традиция.

Южнорусская народная музыкальная культура представляет собой самобытнейший пласт отечественной культуры, это особая песенная традиция, вобравшая в себя черты иных регионов, но создавшая уникальные ладогармонические и полифонические сочетания. Южнорусская традиция характерна для регионов, расположенных к югу от реки Ока вплоть до границы с Украиной.

Территория распространения южнорусской традиции:

- Белгородская область,

- Курская область,

- Воронежская область,

- Липецкая область,

- восточные районы Калужской и Орловской областей,

- южные районы Тульской и Рязанской областей,

- северные районы Тамбовской области.

Элементы этой песенной традиции часто проявляются также в фольклоре русского населения, проживающего на северо-востоке Украины в Харьковской, Полтавской и Сумской областях.

Южнорусская народная традиция в основных чертах сложилась в 17-18 столетиях. Формирование южнорусской традиции проходило в результате миграций населения из западно-среднерусских регионов, с историческим процессом освоения лесостепных районов в верховьях Дона. Первые создатели южнорусской традиции - восточные славяне, земледельцы, что подчеркивает и сближает ее с западнорусской песенной традицией. В дальнейшем, на формирование традиции оказали влияние ратные люди, поселенные на южных рубежах Московского государства с целью защиты его южных границ от набегов крымских и ногайских татар. Строительство сторожевых крепостей и защитных сооружений положило начало одному из слоев казачьей культуры.

Южнорусская традиция отличается опорой на хореографию плясового характера с приуроченностью хороводов к различным периодам и датам крестьянского календаря.

В системе жанров юга России в роли «ядра» выступает группа песен с движением: хороводных, плясовых, плясовых свадебных, плясовых припевок (частушки под пляску).

Хороводные делятся на: медленные круговые или фигурные хороводы (карагоды) и быстрые с пляской (танки).

Многие из вышеназванных песен содержат «али-лёшный» припев (припев со словами лели-лёли), соответствующий слоговой группе стиха или равный целому стиху (термин А.В. Рудневой). Сам по себе он связан с древнейшей любовной магией, поскольку содержит обращение к языческим богам. Именно этим фактом можно объяснить распространенное в регионе название этих песен «лёлюшки» или «алелёшные» песни. Причем все равно среди данной категории песен преобладают плясовые «лелюшки», особенно они характерны для свадебного обрядового действа.

Свадебный ритуал, из обрядовых жанров юга России, представлен наиболее полно. Представлен как «свадьба-веселье» (по жанровому составу он аналогичен западнорусскому свадебному обряду).

В свадебном репертуаре преобладают плясовые «лелюшки». Медленные, чинные ритуальные песни (их немного) - исполняются в лишь в самые драматические моменты обряда бракосочетания (когда невеста уезжает из родительского дома, или когда ей расплетают косу). Свадебные причитания либо вовсе отсутствуют, либо занимают скромное место в обряде, бытуют в сольной форме, звучат на фоне свадебных песен.

Распространен каравайный обряд с полным комплексом каравайных песен. Специфическими элементами южнорусской свадьбы являются: жанр поезжанских песен, сопровождающих движение свадебного поезда; жанр плясовых свадебных песен, вливающихся в группу «алилёшных» песен.

Календарь в южнорусской традиции представлен не полностью, в основном хороводными песнями, маркирующими весенний сезон.

Специфические особенности приобрела южнорусская лирическая песня.

Характерной особенностью лирических песен Юга является то, что они в большинстве своем содержательно исполняются от лица мужчин или передают переживания мужчины. Поэтому южнорусская лирика имеет мужественный оттенок, ярко проявляющийся при исполнении песен мужскими ансамблями. Вообще мужское ансамблевое исполнительство чрезвычайно характерно для южнорусской традиции. Это связано с историческим развитием региона (появление служивых людей).

Здесь бытует и архаическая женская лирика, связанная по своему происхождению с карагодными песнями (медленными хороводами) и покосными песнями (приурочены по форме, но по содержанию лирические). Женские сезонно прикрепленные песни сходны с западнорусскими - распеваются в гетерофонной фактуре и не имеют больших внутрислоговых распевов.

В южнорусской песенной традиции встречаются духовные стихи в виде псальм, песен-притч в сопровождении колесной лиры.

Юг России отличается богатой инструментальной культурой. В свадебном ритуале и в досуговых формах времяпровождения молодежи используется скрипка и широкий круг духовых инструментов – кугиклы, двойная жалейка, дудки. В Курской области встречается специфический женский инструмент - кугиклы, кувиклы (инструмент в виде набора закрытых флейт). В отличие от классической флейты Пана, этот набор озвучивался не одним исполнителем, а совместными усилиями нескольких музыкантов ансамбля. Игрой на кугиклах отмечали вступление девочек в старшую возрастную категорию. Обучение девочек проводилось по всем правилам ритуального искусства, тайно, у женщин-знатоков игры на кугиклах. Каждая девочка обучалась не только игре на кугиклах, но и ритуальным выкрикам во время игры, что создавало определенную сложность.

Кроме того, на юге России распространены инструментальные ансамбли, часто сопровождающие пляски. Примером может служить ансамбль в Курской области, состоящий из кугикл, сопилок, рожков, скрипок и жалейки. Обратим внимание на тембр названных инструментов: кугиклы и сопилка - тембр свистящий, рожок - яркий и мелодичный тембр, жалейка - носовой специфический тембр, что приводит к соединению несоединимого, объединению несовместимых противоположностей - одного из ведущих принципов смеховой культуры.    Слушание    такого    инструментального    «наивного» ансамбля, сопровождающего пляску, вызывает смеховой эффект, веселое настроение.

Особенности музыкального стиля южнорусских песен:

- силлабическое стихосложение;

- цезурированные ритмические периоды;

- опора на бесполутоновые и целотонные звукоряды; бесполутоновые звукоряды представлены различными пентатонными структурами (полными и неполными), а целотонные звукоряды связаны с настройкой инструмента -кугиклы;

- многоголосие в архаичных жанрах - диафония с бурдоном (бурдон может помещаться как в нижнем, так и в верхнем голосах).

Ритмика: ритмика южнорусских песен очень импульсивна. В ней широко используются дробные рисунки и синкопы.

Очень богата хоровая партитура песен. Она во многих случаях имеет трехголосную основу с подголосками. Голоса находятся в тесном расположении, женский состав поет преимущественно в низком и среднем регистрах, а мужчины в высоком. На основании этого можно говорить о своеобразии местного ладового мышления.

Здесь очень характерно использование ладов с опорой на увеличенную кварту. Иногда звукоряд всей песни состоит всего из четырех звуков, расположенных друг от друга на расстоянии большой секунды, тем самым крайние звуки звукоряда образуют тритон.

В мелодии песен также нередки тритоновые интервалы, образующие несколько угловатые ходы.

В Курской области встречаются древние магические формы интонирования - бурдонное многоголосие. В женских песнях встречается монодийная гетерофония. В мужской лирической песне встречается функциональное двухголосие, где один из голосов исполняет роль подголоска. В поздней лирической песне встречается двухголосие с подводкой (верхний голос). В Белгородской области в женских или смешанных ансамблях при исполнении прощальных, сиротских свадебных и лирических песен распространена сложная форма многоголосия - соединение двухголосия и бурдонного многоголосия.

В целом, исполнительскую традицию отличает резкость, звонкость, зычность открытой вокальной манеры. Иногда мастера-песельники украшают напевы особыми короткими призвуками ("иканьями") флажолетного тембра в высоком регистре. В целом характер южнорусской песенной манеры можно описать как повышенно-экспрессивный, открытый и выраженно-эмоциональный, отличающийся большой непосредственностью в выражении чувства.

 

Казачья традиционная песенная культура.

Как отдельную оригинальную традицию можно рассматривать казачий песенный фольклор. Наиболее ярко она проявилась в искусстве донских казаков, хотя в целом данная традиция не выходит за пределы южнорусской культуры, являясь ее ответвлением.

Для песенного фольклора донских казаков, так же, как и в южнорусской культуре, очень характерны такие формы бытования, как плясовой хоровод, свадебная игра, календарные празднества, насыщенные плясовыми напевами. Здесь также распространена лирическая песня мужественного воинского склада. Яркими стилевыми особенностями являются многоголосие с противопоставлением нижнему голосу верхнего подголоска в условиях напряженной голосовой тесситуры и открыто эмоциональная активная форма вокализации. Наряду с этими исполнительскими приемами пению донских казаков присущи и уникальные черты. Репертуар донских казаков насыщен песнями воинского содержания. В них рассказывается о подвигах казаков в сражениях с врагами отчизны. Уникальным для русского фольклора является исполнение героического эпоса в многоголосном ансамблевом распеве.

Свадебный обряд донских казаков эклектичен, поскольку он формировался в XVIII в., после реформ Петра I. В целом обряд испытал воздействие украинской культуры, но вобрал в себя и элементы северных и западных регионов Руси.

Отличительным признаком казачьего пения, своеобразной визитной карточкой этой манеры можно выделить виртуозный орнаментальный подголосок - «дискант». Наиболее интересен он в исполнительской манере жителей среднего Дона. Он исполняется тенором и альтом при вокализации гласных «о-а-е», при этом голосом выводятся сложнейшие мелодические обороты. Для песенной традиции донских казаков также характерно преобладание пентатоники. Она присутствует как в чистых, так и в усложненных формах, что формирует неповторимый фольклорный стиль. Для казачьих песен характерна также чеканная ритмика. В исполнительской трактовке доминирует энергичная импульсивная подача музыкального материала. Пение часто сопровождается богатой жестикуляцией. Иногда казаки резкими взмахами руки отбивают такт. Воодушевленная лихая манера подчеркивает волевую активность пения. В ряде случаев их исполнительская манера приобретает бравый, озорной характер. Все основные особенности песенной традиции донских казаков сложились в условиях казачьей вольницы и закрепились в воинской станичной общине XVIII-ХГХ вв.

В среде кубанского казачества также возможны социально-культурные различия, вызванные историческими и социально-политическими процессами. При общей ориентации на южнорусскую песенную культуру музыкальные традиции очень неоднородны. В искусстве кубанских казаков заметно проступают некоторые общие местные черты, что проявляется и в особенностях песенного репертуара (наличие протяжных песен, в иных районах не встречающихся), и в своеобразии музыкального стиля (поддержка верхним подголоском нижнего ведущего голоса, имеющего относительно закругленную структуру), и в характере исполнения, более мягком, нежели у донских станичников.

Песенный фольклор уральских (яицких) казаков. Формирование яицкого казачества восходит к первой половине XVI в., когда из центральных районов России и Поволжья на правый берег реки Яик начали заселяться русские выходцы с Дона. Помимо русских, составляющих большинство, в Яицкое казачье войско вошли чуваши, татары, мордва, башкиры, казахи и другие народы. Главную роль в бытовой деятельности казаков играло рыболовство, промыслы (добыча соли и охота), скотоводство, в меньшей мере -земледелие. По конфессиональной ориентации, в основном, яицкие казаки считались старообрядцами (поповцы и беспоповцы). Специфика этнокультурного  облика уральского  казачества определяется этнической неоднородностью и участием в его формировании соседних кочевых этносов.

Местные песенные жанры, дифференцированные соответственно их жизненному назначению, образуют две группы:

  1. Жанры «внешнего быта», связанные с воинской службой казаков: мужские лирические, лиро-эпические, исторические, военно-бытовые, баллады, песни с текстами литературного содержания; в соответствии со структурными признаками жанры разделяются на три музыкально-стилевых слоя: ранний (закономерности традиционной крестьянской песни), поздний (закономерности городской песенности), поздний, связанный с инструментальной музыкой (строевые песни).
  2. Жанры «внутреннего быта», отражающие особенности мирной жизни и деятельности казачьей общины: обрядовый фольклор (традиционный календарь, свадебный обряд),

В роли жанрового ядра в песенной системе уральских казаков выступает протяжная песня с характерными для нее особенностями:

  • тонический или силлабический цезурированный стих со структурой 5+5, 7+7 слогов; силлабо-тонический стих со строением 8+7 слогов;
  • сочетание двух типов мелодики - «слогового» и «внутрислогового» (термины Е.В. Гиппиус);
  • многоголосие долгих казачьих песен образуют две основные голосовые партии - нижняя (в народной терминологии «грубый голос») и верхняя («подголосок», «меньшак», «подпевала»). Многоголосие казачьих протяжных песен обнаруживает некоторые черты общности с инструментальной музыкой тюркоязычных народов.

Оренбургские, а также астраханские казаки в целом следуют художественным традициям донского войска. В то же время уникальной особенностью астраханского казачества является присутствие в местном песенном репертуаре рыбацких трудовых артельных песен. Вокальные традиции терских казаков отличаются светлой, лиричной исполнительской манерой, преобладанием гармонической фактуры в ансамблевых вариантах песен. В этой традиции нет орнаментального подголоска. В песнях плясового характера отчетливо ощущается влияние музыкальной ритмики кавказских народностей. Возможно сопровождение пения и танца выбиванием ладонями по пустому тазу характерных плясовых ритмов.

Особую культуру в среде казаков несут жители станицы Некрасовская. Они долго жили в Турции в изгнании, пока в начале 1960-х гг. не вернулись в Россию. Пребывание их в исламской стране наложило отпечаток на все виды художественного творчества, и даже на традиционный костюм. Сложилась у них и особая манера исполнения старинных русских песен, в основном донского казачьего происхождения. Они распеваются хором в гетерофонном складе с обильным использованием ориентальной мелизматики. В типичной для ряда восточных певческих школ манере их пение имеет несколько носовое звучание с остро и прямо посылаемым звуком.

 

Среднерусская песенная традиция.

Среднерусская традиция занимает центральное место в национальной музыкальной народной музыкальной культуре.

Распространена в:

- Московской

- Владимирской

- Нижегородской областях.

Можно встретить также в Ивановской, Ярославской, Тверской областях.

Черты центральной и южнорусской культуры несет в себе фольклор Калужской, Тульской и Рязанской областей.

Ее возникновение приходится на период укрепления Московского государства в XVI-XVII вв.

Московские песенные новинки распространялись благодаря  посетителям  ярмарок, отходникам, ямщикам.

Песенные жанры:

- Лирическая песня (широко распространена в быту, свадебном обряде, инструментальном жанре).  

Лирическая песня является преобладающим жанром, что является важнейшей характеристикой фольклора центра России. Лирическая песня центра России несет в себе и особую идейно-художественную нагрузку. На всех, даже на инструментальных произведениях ощущается явное тяготение к лирике.

- хороводные песни – плавные, неторопливые, лирические. Для среднерусского хоровода очень характерно участие солистов танцоров, подкрепляющих смысл песни плясовыми движениями. Их выразительные движения руками в фольклорной традиции называются «рассуждениями».  

- кадрильные песни, частушки. Исполняются спокойно, неторопливо. Окрашены лирическим настроением.

Свадебный обряд.

В свадебном обряде преобладает лирическое настроение. Лирические песни становятся фактически драматургическим ядром свадебного обряда.

Жанры:

- лирическая песня, на которую выпадает ведущая драматургическая роль в обряде;

- величальные песни (как и лирические песни являются доминирующим жанром обряда. Носят жизнеутверждающий, бодрый характер, часто сопровождаются плясовыми движениями. Эти особенности сближают среднерусскую традицию с южнорусской).

Среднерусская вокальная манера приближается к академической, сохраняя некоторые характерные народные особые черты, к которым относятся артикуляция, близкое к разговорному произнесение слова. Среднерусские песни звучат преимущественно в среднем и высоком регистрах, очень мягко и собранно.

 

Песенные традиции среднего Поволжья.

Территория распространения:

- Ульяновская

- Самарская

- Саратовская

- Пензенская области.

Просматриваются в фольклоре русского населения Татарии, Башкирии, Мордовии, Чувашии, Мари.

Эта песенная традиция сформировалась в XVI - начале XVIII столетиях. Ее появление обусловлено процессами заселения южных и юго-восточных окраин России. Песенная традиция Поволжья сильно отличается от традиций других регионов, поскольку на ее формирование оказали влияние:

- близкое соседство с финно-угорскими и тюркскими народностями и народами,

- условия хозяйствования (это нашло отражение в содержании песенного творчества),

- природные условия, развитие, помимо крестьянского, промышленного производства (это предопределило, в частности, отсутствие плясовых движений и ритмов в песенной культуре Поволжья),

- связь с другими песенными традициями (в песнях Поволжья, как и в Среднерусских, проявляются общенациональные черты русского музыкального фольклора).

 В местном фольклоре преобладают медленные хороводы («круги»). Чаще всего они приурочены к определенным датам крестьянского календаря (в основном к весенним праздникам) (это роднит с южнорусской традицией).

Свадебный фольклор:

– преобладают песни лирического содержания, исполняемые в умеренном темпе. (это сближает со среднерусской певческой манерой).

- плачи (причитания) невесты играют важную драматургическую роль (близость со северно-русской песенной традицией).

- величальные песни (близость с южной традицией).

Песни Поволжья имеют развитую многоголосную фактуру с преобладанием гармонических средств. Характер звучания песен очень своеобразен, самобытен. Для него характерно широкое расположение голосов с использованием мягкого среднего и легкого головного регистров. Преобладающим является пение «тонкими голосами», благодаря которому достигается особая прозрачность, «воздушность» хоровой звучности. Относительную самостоятельность приобретает высокий верхний подголосок, который часто дублируется в октаву одним из нижних голосов. Подобная манера предопределяет ассоциации с северным многоголосием.

Таким образом, в песнях проявляются многие общенациональные черты русского музыкального фольклора. Важной особенностью является развитая, широкая по диапазону мелодия, которая становится важнейшим средством выразительности.

Ведущими жанрами являются мужские песни вольницы и воинская лирика.

Сама терминология исполнения песни, связанная с рассказыванием предполагает ее эпический характер. Особенности волжской песенной манеры нашли свое точное выражение в местных народных терминах «сказать», «орать» песню.  Часто пение сопровождается саратовской гармоникой, балалайкой, скрипкой и тростниковыми дудками.

В целом музыкально-образный строй средневолжской традиции отличает широта, полнокровность, благородная сдержанность в выражении чувств.

 

Среднеуральская песенная традиция.

Средний Урал занимает горную и предгорную части Свердловской и Пермской областей, восточный склон Уральской горной системы и прилегающие западносибирские земли, входившие   в   прошлом   в   состав   Пермской   губернии. Первоначально среднеуральские земли осваивались коренным населением - предками финно-угорских и тюркских народов. Основной контингент переселенцев составляли северорусские крестьяне (из Поморья) и посадские люди, позже присоединились выходцы из центральных уездов. После зарождения и активного развития горнозаводской промышленности миграционный поток на Среднем Урале становится более пестрым. По своей конфессиональной ориентации значительная часть среднеуральского населения принадлежит к числу старообрядцев, не принявших церковной реформы, проведенной в середине XVIII в. патриархом Никоном.

Специфика традиционной культуры на Урале обусловлена соединением в трудовых и культурных традициях местных жителей земледельческой составляющей с промыслово-промышленной. В связи с этим основными носителями традиционной культуры на Среднем Урале являются крестьяне и мастеровые люди, проживающие в деревнях, селах, слободах, а также «заводских» селах или «заводах».

В качестве базового плана среднеуральской традиции утверждаются закономерности северорусского и отдельных элементов среднерусского крестьянского песнетворчества, к которым позже присоединятся принципы городской песенности.

В системе региональных песенных культур России среднеуральская вписывается в контекст традиций позднего формирования или «вторичной локализации фольклора».

Особенностью музыкального плана календарных обрядов является его фрагментарность, обусловленная поздним формированием среднеуральской традиции, ассимилирующая разнообразные истоки, и охарактеризованная второстепенной ролью земледелия в трудовой деятельности населения.

Календарные песни различны по времени возникновения и музыкально-поэтическим закономерностям: более полно представлен зимний святочный песенный цикл: «колёдки», «виноградья», детские «славы», новогодние «посевания»,   песни   девичьих   гаданий;   музыка   масленичной недели представлена единичными образцами; менее обширна сфера весенне-летнего календаря. Значительную роль в структурировании календарного года играют и необрядовые жанры: сезонно приуроченные весенние и осенне-зимние хороводные песни, лирические проголосные (на Масленицу, исполняемые в среде замужних женщин), частушки (троицко-семицкая неделя, исполняемые молодежью), духовные стихи (посты и дни поминовения усопших - Радуница и Троица).

Роль центрального элемента среднеуральской песенной традиции принадлежит причетно-песенному комплексу традиционной свадьбы. Начальную фазу инициационной линии ритуала, соответствующую символическому умиранию невесты озвучивают: сольная свадебная причеть (сольная плачевая речитация); групповые причитания (коллективное обрядовое песни «вытьё»); прощальные песни (близкие коллективной причети). Этапы территориального перехода невесты и контактов двух семей отмечают величальные и корильные песни («просмешные припевки»).

Из неприуроченных песенных жанров одно из центральных мест принадлежит лирическим песням - «проголосным» (по народной терминологии), в основном бытующих сегодня в женской среде. Исполнение протяжных песен обозначается кругом народных терминов «вытягать», «возгудать», «качать мотив» (с мелодическими поворотами распевать слова).

В виде отдельных монострофных песен, также в форме спевов, объединяющих несколько строф, бытуют среднеуральские частушки («припевки», «наговорки», «набирушки», «повертушки»). Основную часть уральских «наговорок» составляют неприуроченные, имеющие обычно любовные, социально-бытовые или историческое содержание. Народные исполнители дифференцируют частушечные мелодии на скорые («крутые», «короткие»), связанные с движением и моторной речитацией, и медленные («растяжные», «длинные»), связанные с напевной речитацией.

В культуре староверов, живущих на Урале, бытуют духовные стихи позднего формирования.

Особенности музыкального стиля среднеуральской песенной традиции:

  • доминирование сегментированных ритмических форм,
  • диатоническая ладовая основа;
  • гетерофония, в том числе двухрегистровая, в качестве ведущей фактурной модели - близка к стилистике северных и средневолжских песен (Кировская область, Прикамье, русские села Удмуртии).

Таким образом в музыкальном фольклоре Среднего Урала соединяются традиции Севера, Поволжья, Сибири.

 

Западносибирская традиционная музыкальная культура.

Региональная культура Западно-Сибирского Зауралья сформировалась в результате «вторичной» локализации и взаимной адаптации разнородных элементов коренных народнопесенных систем европейской России. Результаты фольклорно-этнографических исследований на территории Тюменской области выявили сосуществование нескольких народно-песенных традиций, представляющих творчество различных социальных слоев населения, пришедших на эти земли в разное время из различных регионов Европейской части России. Наиболее показательная для данной территории старожильческая культура, сформировавшаяся ранее других традиций преимущественно под влиянием северорусской и казачьей культур. Именно старожильческая традиция в значительной степени определила облик местного песенного фольклора. С одной стороны, влияя на песнетворчество новопоселенцев (по народной терминологии «россиян» или «рассейских»), с другой стороны, наоборот, воспринимая некоторые его тенденции, старожильческая традиция приобрела значение централизующего стержня в устно-песенном творчестве разных районов края. Старожильческой традиции, несмотря на очень сложную внутреннюю структуру, на разнородные истоки, присуща этнокультурная целостность, характеризуемая единством принципов музыкального творчества.

Основу старожильческого населения Тюменской области составили выходцы   из   северорусских   и,   частично,   среднерусских   губерний - Вологодской, Пермской, Вятской. Сами старожилы до сих пор называют себя «русскими коренными жителями Сибири», «исконными сибиряками», «испокон веку здесь живущими», в народной терминологии зовутся «чалдонами», «кержаками», «желтопупыми», «желторотыми», «родчими», «тутошними», «казаками», «староверами» и пр. Народная интерпретация термина чалдон сводится к нескольким вариантам: «люди, пришедшие/сосланные с Чала и Дона», «первые русские, приплывшие на челнах», «потомки донских казаков».

Во второй половине XIX в. группа интеллигентов, вошедших в организацию под названием "Сибирское областничество" (Г.Н. Потанин, Н.М. Ядринцев, С.С. Шашков и др.) отстаивала мнение, что в Сибири сформировался "особый историко-этнографический тип русских", чей внешний облик и привычки есть результат взаимодействия с аборигенными этносами, а также колонизации и природно-климатических изменений. В исследованиях П.М. Головачева, вышедших в начале XX в., о русских старожилах Сибири говорится, что он коренаст, крепок, имеет довольно большой рост и по внешнему виду отличается от великорусов: преобладают черные волосы, черные или коричневые глаза, более смуглый цвет кожи. Во второй половине XIX - начале XX вв. на территории Западно-Сибирского Зауралья сложились компактные зоны проживания старожильческого населения - деревни Абатского, Армизонского, Бердюжского, Викуловского, Голышмановского, Исетского, Казанского, Сорокинского, Упоровского и Юргинского районов.

Новопоселенческая традиция, характерная для уроженцев западнорусских, южнорусских губерний, а также переселенцев Белоруссии и Украины сформировалась на территории Тюменской области во 2-ой половине XIX - начале XX веков. Переселенцы, как правило, знали и помнили места своего выхода в Западную Сибирь и называли себя могилевскими, смоленскими, черниговскими, гомельскими, объединяясь в одну большую группу - переселенцы, в народной терминологии: «самоходы», «лапотники/лапотоны», «российские/расейские/расея», «хохлы», «кацапы», «поселенщики», «новоселы», «колтучаны», «целинники» и пр. Сохранялась историческая память о прародине в названиях населенных пунктов - Боровлянка, Вознесенка, Еловка, Новоалександровка, Новотроицкое, Новоандреевка. По той местности, откуда прибывали переселенцы и получали названия «концы», «края» или отдельные улицы полинациональных селений. Так д. Старорямово Бердюжского района делилась на три улицы: «поморцев» (старообрядцы), «хохлов» (украинцев), сибиряков-чалдонов.

Необходимо обратить внимание на особенности местного говора старожилов и поздних переселенцев, особенно влияющих на манеру исполнения музыкальных фольклорных образцов.

Русские старожильческие говоры, прежде всего связанные с говорами Вологодско-Вятской, Поморской групп, и сегодня распространены на сибирской территории. Одной из характерных особенностей считались «чоканье» и «окающий» разговор. В поэтических текстах музыкального фольклора старожилов сохранены основные особенности местных говоров:

  • оканье - произнесение «о» как под ударением, так и в безударных слогах («роста», «росхорошенький», «топереча», «споженила», судароня»);
  • ёканье - произнесение в безударных слогах «ё» вместо «е» («будёт»);
  • замена «е» на «о» («цоловаться», «споженила», «серцо»);
  • замена «щ» на «шш» («ишшо», «гушша», «пушше», «рошша», «вешши»);
  • замена «ч» на «ш» («пошто», «девишник»);
  • замена «ц» на «с» («выхожденьисо», «благословленисо»);
  • замена «ы» на «о» в окончаниях слов («разбитой»);
  • частое употребление частиц - «от», «то», «та», «ту», «ка» («тамо-ка», «како-то», «тута-ка»);
  • частое употребление кратких в прилагательных («целна миска», «коса матеруща»);
  • сокращение окончаний в глаголах 3-го лица единственного числа («она мот» - может, «бегат» - бегает).

В разговорной речи переселенцев отчетливо сохраняется: аканье - произнесение  в  безударных  слогах  «а»  вместо «о» («маладого»);

  • замена «л» на «в» в окончаниях глаголов 3-го лица единственного числа прошедшего времени («стругався», «покрав», «загнав»);
  • произнесение «э» вместо «е» после «ч» («ручэй», «чэрнобривая»);
  • замена «и» на «ы» («крычать»);
  • замена «е» на «я» в безударных слогах («няделя», «сяводни», «вясёла», «ляску»);
  • мягкое произнесение окончаний глаголов 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени («идёть», «ходить»);
  • мягкое произнесение звука «г».

В современной науке сложился подход к изучению традиционной культуры не только с научно-фольклористических позиций, рассматривающих ее извне, но и взгляд изнутри культурной системы, отражающий представления о ней самих носителей. Фольклористы воссоздают местные диалекты в поэтических текстах, изучают жанры песенного, инструментального фольклора и обращаются к специальному анализу народной музыкальной терминологии. Если говорить о перечне местных песенных жанрах в фольклористических и народных терминах, характерных для западносибирской традиции и зафиксированных в лексике местных жителей, то они выглядят так:

  • календарные: «щедровки», «колядки», «таусенка», «овсеньки», «посеванья», «рождественские», «На Рождество славление», «веснявые», «троицкие»; «илею» (гадальные);
  • свадебные: «жалостливые», «жалобные» («Сирате косу расплетають и жалобные пають песни», Аромашевский р-н, д. Новоберезовка; «Дефки все с песнями сидели и выпевали кажную песню», Сладковский р-н, д. Новониколаевка); свадебные «девичьи», «сиротские»;
  • «хвалебные» (величальные), «дразнилки»;
  • причитания: «вытье», «вопление», «привывание», «причитывание», «голошение», «причеты» («На вячёрки хадили, там причеты были» Ишимский р-н, д. Ново-Локти; «Загалосит-та она в голос», Викуловский р-н, д. Еловка; «Выпричитывает на вечеринке невеста», Упоровский р-н, д. Нифаки; «Невеста сидит да воет» Исетский р-н, д. Нифаки; «Невеста ранёхонько встаёт да вопит с причетами» Сорокинский р-н, с. Сорокино «Мать утром привывает» Юргинский р-н, д. Сосновка; «Девушки поют, а невеста приголашивает. А до этого проголосница приголашивала», Казанский р-н, д. Ильинка);
  • хороводные: «круговые», «улошные», «луговые», «караводные»;
  • игровые: «игрищные», «вечёрошные», «половые», «поцелуйные»;
  • плясовые: «восьмёры», «шестеры», «no-тройкам» «сени», «барыня»;
  • лирические: «проголосные», «долгие»;
  • частушки: «припевки»;
  • духовные стихи: «постовые», «божественные».

Обрядовый комплекс представляет собой один из самобытных разделов западносибирской традиции. Современные фольклорно-этнографические записи не полностью отражают состояние местной календарной системы. Из исследований материалов, собранных в старожильческих поселениях, более полно сохранились календарные: святочные, масленичные, семицко-троицкие обряды. Остальные этапы календарного года отмечены фрагментарно, что составляет трудность проследить трехфазовые обрядовые композиции. У новопоселенцев, сохранивших особенности тех мест, откуда они ведут своё происхождение, встречается равномерное развитие годового песенного цикла при наличии всех календарных праздников - от Зимних святок до Покрова - с сохранением обрядов весеннего и летнего цикла, что способствует сохранению и проведению областных праздников в южных районах Тюменской области. В календарных обрядах прослеживаются идеи трехфазности ритуалов: разделение - открепление субъекта перехода от места, занимаемого им в космической или социальной системе; грань - состояние контактов с «иным» миром, уподобляемое смерти, утробному существованию, двуполости, пустыне, затмению солнца; восстановление - завершение перехода в новое стабильное состояние, достигнутое в лиминальной фазе, закрытие границ в «иной» мир.

Типологические признаки, выявленные в народном календаре западносибирской традиции - старожильческой и новопоселенческой - сближает его, с одной стороны, у старожилов с календарными традициями, сложившимися на Русском Севере (Упоровский, Исетский, Аромашевский районы Тюменской области), с другой стороны, у новопоселенцев - с западнорусской и южнорусской традициями (деревни поздних переселенцев Викуловского, Сладковского районов Тюменской области).

Обрядовый фольклор новопоселенцев, песенные жанры и их музыкально-поэтическая стилистика, с одной стороны коррелируют с моделями ритуалов ранних региональных культур европейской России. С другой стороны, культура новопоселенцев впитывает черты старожильческой традиции, что придает ей определенные региональные признаки. На основе проведенного исследования западносибирского свадебного фольклорно-этнографического комплекса можно выделить в нем старожильческую и новопоселенческую типы свадьбы с определенными типологическими и региональными признаками.

Важнейшую сторону западносибирской песенной традиции образуют лирические «проголосные» песни, включающие в себя: основной пласт русско-сибирского склада, объединяющий ранний слой лирики, песни свадебные и хороводные; лирические песни позднего происхождения, распетые на основе музыкально-стилевых закономерностей западносибирской традиции; поздний слой лирических песен, имеющих общерусское распространение и по основным характеристикам музыкально-поэтического языка восходящих к новым веяниям городской культуры. Основная масса лирических проголосных песен (женских и мужских) бытует сегодня в женской среде, что сказывается на манере артикуляции.

 

Традиционная музыкальная культура семейских Забайкалья.

Семейские - потомки раскольников, образовавших группу русского старожильческого населения Забайкалья. История семейских связана с расколом, происшедшим в русской православной церкви в середине XVII в., когда официально приняли так называемое «нововведение» патриарха Никона. Раскольники - старообрядцы отказались принять «нововведние» и продолжали придерживаться старых обрядов, молились по неисправленным церковным книгам, за что были подвергнуты различным репрессиям. В середине XVIII в. началось массовое переселение старообрядцев целыми семьями в Восточную Сибирь, отсюда и прозвище "семейские". Поселенцы-раскольники селились по соседству с русскими старожилдами либо на вновь отводимые им земли. Старались жить самостоятельно, подальше от всех инаковерующих, соблюдая заповедь "жить так, как наши деды жили".

Песенный фольклор семейских разнообразен по своим социально-историческим мотивам, тематике и характеру исполнения. Преимущественно это лирические протяжные, "проголосные" песни о горькой доле крестьян, изгнанных с родных мест, о неволе, о любви как преобладающий жанр песенного фольклора семейских. Также бытуют свадебные, плясовые, шуточные и игровые песни; солдатские и рекрутские, песни ссылки и каторги.

В речи семейских преобладает мягкое южнорусское "г"; частая смена гласных "е" на "а " или "л"; в окончаниях твердое "т" меняется на мягкое "ть"; замена согласной "в" на гласную ("деука"). В семейском распеве почти каждый слог обрастает дополнительными гласными, отчего неузнаваемо меняется и звучание текста, и его структура. Семейский распев - форма певческой культуры, в которой сохраняются элементы русского средневекового церковно-певческого искусства.

Если выделить объединяющий признак семейских песен, то это многоголосный склад песен, где наблюдается близость южнорусским традициям - подголосочно-полифоническая ткань напева, обилие самостоятельных   голосов   и   подголосков.   Нередко   встречается прием «текстовой полифонии» - свободной перестановки слов, иногда целых фраз, в результате в нескольких голосах интонируется одновременно разный текст. Ритмика семейских песен очень богата - использование синкоп и переменных ритмов. Особенности семейского распева в большей степени определяется приемами голосоведения: последовательное включение подголосков в распев: средний голос - зачин; высокий - захват; подхват - низкий голос. Исполнители семейского многоголосного распева должны владеть приемами паузирования, чувствовать полифоническую природу многоголосного распева. Важную конструктивную функцию в семейском распеве выполняют приемы перекрещивания голосов, отчего голосоведение приобретают ярко выраженный импровизационный характер.

Богатством отличается ладовое строение семейских песен - ладотональная переменность (фригийская или дорийская наклонность), типична квартовая переменность ладотональных устоев, ладовое смещение напева.

В исполнительском стиле семейских преобладают мужские традиции семейского распева, поскольку в прошлом существовали профессиональные певческие школы, готовящие мальчиков для клира. Высокое исполнительское мастерство свободного голосоведения доступны лишь высокоталантливым исполнителям, оттачивавшим свое искусство многие годы.

 

Вопросы и тестовые задания по курсу «Областные певческие стили»

Тема: Западнорусская традиционная музыкальная культура.

  1. Назовите территорию распространения западнорусской традиции.
  1. Центр западнорусской народной традиции находится в:

А. Брянской, Смоленской областях

Б. Белгородской, Воронежской областях

В. Новгородской, Архангельской областях.

 

  1. В западнорусской традиции можно обнаружить родственные черты с песенными традициями

А. восточных славян

Б.  западных славян

В. финно-угорской группы языков.

  1. В западнорусской традиции преобладает

А. мужское пение

Б. женское пение

В. смешанное пение.

  1. Особенностью западнорусской традиции является преобладание

А. эпических песенных жанров

Б. лирических песенных жанров

В. календарных песенных жанров.

  1. Какой прием-украшение используется в песенной традиции

А. «гукания»

Б. «иканье»

В. «люлюкание».

  1. Назовите особенности музыкального стиля западнорусских песен

Тема Северорусская традиционная музыкальная культура

  1. Назовите территорию распространения северорусской певческой традиции.
  2. Что повлияло на развитие северных песенных традиций?
  3. Перечислите жанры северной фольклорной традиции.
  4. Преобладание какого жанра составляет особенность северной фольклорной традиции?
  5. Как называют северорусскую свадьбу?
  6. В чем состоит специфическая особенность музыкального кода свадьбы?
  7. Что определяет художественный облик песенного фольклора данного региона?
  8. Перечислите особенности музыкального стиля северорусских песен.

Тема: Казачья традиционная песенная культура.

  1. Составьте схему «Общее» - «Уникальное» в казачьей песенной культуре.

Тема «Среднерусская песенная традиция»

  1. Назовите территорию распространения среднерусской традиции.
  2. Благодаря кому распространялись Московские песенные новинки.
  3. В народном пении каких областей наиболее ярко выражен среднерусский музыкальный фольклор.
  4. Какой жанр является преобладающим.
  5. С какой фольклорной традицией прослеживается близость среднерусской свадьбы.
  6. Какая вокальная манера исполнения песен близка среднерусской песенной традиции.
  7. В каких регистрах звучат среднерусские песни.

Темы: Западнорусская, Северорусская, Южнорусская, Среднерусская, традиционная музыкальная культура, песенная культура Среднего Поволжья.

  1. Распределите нижеперечисленные области по стилевым зонам русского песенного фольклора

Западнорусская

Северорусская

Южнорусская

Среднерусская

Cреднее Поволжье

- Московская;

- Ульяновская;  

- Курская;

- Самарская; 

- Брянская;        

- Новгородская;

- Белгородская;        

- Саратовская;         

- Смоленская;

- Архангельская;

- Нижегородская;       

- Владимирская;   

- Воронежская.         

  1. Особенностью западнорусской традиции является преобладание

А. эпических песенных жанров

Б. лирических песенных жанров

В. календарных песенных жанров.

  1. Что повлияло на развитие северных песенных традиций:

А. заселение территории старообрядцами;

Б. хорошо развитая календарная обрядовая культура;

В. ничего не повлияло, т.к. данная песенная традиция самобытна.

  1. Какой прием – украшение используется в западнорусской песенной традиции:

А. «гукания»;

Б. «иканье»;

В. «люлюкание».

  1. В северно-русском типе свадебного обряда:

А. преобладает праздничное настроение, общий веселый тон;

Б. Преобладает драматическое настроение с включением в обряд большого количества причитаний;

В. Сочетаются песни и причитания, но преобладают песни. Все это создавало богатую эмоционально-психологическую палитру чувств и переживаний, полюса которой составляли веселая и грустная тональности.

  1. Сольная и групповая причетная песня присутствует в

А. западнорусской музыкальной культуре;

Б. северорусской музыкальной культуре;

В. южнорусской музыкальной культуре.

  1. Али-лёшный припев характерен песням

А. Южнорусской традиции;

Б. Среднерусской традиции;

В. традиции cреднего Поволжья.

  1. Такое выражение как «орать», «сказать» песню относится к исполнению песен в

А) Южнорусской традиции;

Б) Среднерусской традиции;

В) традиции cреднего Поволжья.

  1. В фольклоре каких традиций распространены медленные хороводные песни, приуроченные к датам народного календаря

А) Южнорусской традиции;

Б) Среднерусской традиции;

В) традиции cреднего Поволжья.

  1. В какой музыкальной традиции вокальная манера исполнения песен приближена к академической

А) Южнорусской традиции;

Б) Среднерусской традиции;

В) традиция cреднего Поволжья.

  1. Какая традиция отличается опорой на хореографию плясового характера

А) Южнорусская традиция;

Б) Среднерусская традиция;

В) традиция cреднего Поволжья.

  1. В фольклоре каких традиций преобладающим жанром являются лирические песни

А) Южнорусской традиции;

Б) Среднерусской традиции;

В) традиции cреднего Поволжья.

Темы: Среднеуральская песенная традиция, Западносибирская традиционная музыкальная культура, Традиционная музыкальная культура семейских Забайкалья.

  1. Охарактеризуйте русский музыкальный фольклор, бытующий на обширной территории, расположенной за Уралом в Сибири и на Дальнем Востоке.
  2. Назовите и охарактеризуйте традиционные песенные жанры и обряды зафиксированные в Сибири.
  3. Расскажите о песенной традиции семейских Забайкалья.

 

Список литературы:

  1. Ананичева Т., Суханова, Л. Песенные традиции Поволжья. / Т. Ананичева, Л. Суханова. - Москва: Музыка, 1991.
  2. Демина, Л. В. Свадебный обряд славян Тюменской области / Л. В. Демина. - Тюмень: Экспресс, 2005.
  3. Дорофеев, Н. И. Русские народные песни Забайкалья. Семейский распев / Н. И. Дорофеев. - Москва : Сов. композитор, 1989.
  4. Народная художественная культура: Учебник/ ред.Т.И. Бакланова. – М: МГУКИ, 2000.
  5. Пархоменко, Н. Русские народные песни Томской области / Н. Пархоменко. - Москва : Сов. композитор, 1985.
  6. Руднева А.В. Русское народное музыкальное творчество.-.М.: Советский композитор, 1990.
  7. Урсегова Н.А. Народное художественное творчество: Учебное пособие для ссузов культуры /Н.А.Урсегова, новосибирский областой колледж культуры и искусств. – Новосибирск, 2011.
  8. Чагин, Г. Н. Культура и быт русских крестьян Среднего Урала в середине XIX - начале XX вв. / Г. Н. Чагин - Пермь : ПТУ, 1991.
  9. Чагин, Г. Н. Мировоззрение и традиционная обрядность русских крестьян Среднего Урала в середине XIX - начале XX вв / Г. Н. Чагин. -Пермь : ПТУ, 1993.

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь