Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Рабочая программа по швейному делу для 8 класса

Дата публикации: 2020-09-22 02:02:04
Статью разместил(а):
Хаустова Вера Ивановна

Рабочая программа по швейному делу для 8 класса

Автор: Хаустова Вера Ивановна

КГОБУ «Тиличикская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», с. Тиличики Камчатского края

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа предназначена для обучающихся 8 классов в возрасте 15-17 лет, имеющих заключение ПМПК: «Легкая умственная отсталость».

Учебный предмет «Профильный труд» входит в предметную область «Технология» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа разработана на основе Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида «Швейное дело» для 8 классов (Изд. Центр ВЛАДОС, под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой) и требований к уровню подготовки обучающихся с учётом регионального компонента и особенностей школы. Региональный компонент отражён в содержании заданий.

Цель: создание условий для общетрудовой подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, овладения данной категорией воспитанников общетрудовыми и специальными умениями и навыками в области технологии изготовления женской и детской легкой одежды, активной сознательной работы данной категории обучающихся при выполнении практических заданий, обдумывания и осмысления осуществляемого процесса.

Задачи:

· формирование общетрудовых умений и навыков;

· формирование потребности трудиться и положительной мотивации трудовой деятельности;

· формирование знаний, умений и навыков, необходимых для овладения профессией швеи;

· формирование умений создавать личностно или общественно значимые продукты труда, вести домашнее хозяйство;

· формирование и развитие умений мыслить и работать самостоятельно;

· развитие творческого потенциала обучающихся;

· развитие познавательно-трудовой активности;

· воспитание трудолюбия, культуры труда, ответственности за его результаты;

· коррекция недостатков психофизического развития в процессе учебно-трудовой деятельности;

· социальная реабилитация инвалидов со сложной структурой дефекта.

Срок реализации – 1 год. Рабочая программа рассчитана на 274 часов (8 часов в неделю). Программа включает теоретические и практические занятия.

Формы организации учебного процесса: беседы, экскурсии, лабораторная и практическая, работа с учебником и инструкционными технологическими картами, фронтально-индивидуальный опрос, тестирование.

Учитель должен подходить к оценочному баллу индивидуально, учитывая при оценочном суждении следующие моменты:

1.     Качество изготовленного школьником объекта работы и правильность применявшихся им практических действий (анализ работы).

2.     Прилежание ученика во время работы.

3.     Степень умственной отсталости.

4.     Уровень патологии органов зрения, слуха и речи.

5.     Уровень физического развития ученика.

 

2. Общая характеристика учебного предмета, курса.

Программа по профильному труду «швейное дело» составлена в соответствии:

- с Примерной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобрена решением Методического федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);

 - с положениями федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1599;

- с требованиями адаптированной основной общеобразовательной программы для умственно отсталых обучающихся (вариант 1), целями, учебным планом КГОБУ "Тиличикская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" и Положения "О рабочей программе педагога".

Для составления программы использовались:

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы под редакцией В.В. Воронковой и авторской программой по швейному делу О. В. Павловой. Имеет гриф: «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации».

Содержание программы направлено на профориентацию учащихся коррекционной школы VIII вида, приобретение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне.

Программа ориентирует на повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности, что предполагает формирование у них необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений.

Содержание программного материала учитывает общие принципы обучения: научность, системность, доступность, концентричность изложения материала, воспитывающий принцип обучения. Учтены принципы повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового.

Одной из основных форм осуществления учебного процесса является урок, он позволяет организовать учебно-познавательную деятельность и дает возможность сочетать фронтальную, групповую и индивидуальную работу с учащимися.

Методы: наглядные, словесные, практические и их разнообразные комбинации.

Дополнительные формы: домашняя самостоятельная работа, практическая работа и т.д., которые дополняют и совершенствуют классно-урочную систему.

Формы контроля:

- устный опрос;

- опрос по карточкам;

- проверка письменных работ;

- объяснение учащимся способов выполнения задания;

- ответы на вопросы;

- самостоятельная работа;

- практическая работа;

- контрольная работа.

Для успешного обучения по данной программе швейная мастерская оснащена всем необходимым оборудованием, станками и инструментами.

Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися по различным предметам.

Межпредметные связи: При профессионально-трудовом обучении общеобразовательная, коррекционно-развивающая, воспитательная и практическая задачи в условиях специальной (коррекционной) школы решаются комплексно при осуществлении тесной связи трудового обучения с другими учебными предметами, особенно с математикой, письмом и развитием речи, изобразительным искусством, историей и литературой.

Коррекционная составляющая.

Программа составлена с учетом психофизических особенностей, учащихся с нарушением интеллектуального развития с учетом особенностей умственной деятельности учащихся. 

Одна из психологических особенностей детей состоит в том, что у них наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Дети рассматриваемой группы имеют бедный словарный запас, плохо овладевают эмпирическими и грамматическими обобщениями. После поступления в школу эти дети продолжают вести себя как дошкольники. Ведущей деятельностью остаётся игра, положительного отношения к школе не наблюдается. Внимание детей характеризуется неустойчивостью, повышенной отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте. При обучении детей необходимо исключить действия каких бы то ни было раздражителей. У детей наблюдается сравнительно низкий уровень развития восприятие. Об этом свидетельствует, прежде всего, недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний детей об окружающем мире. Это обусловлено бедностью опыта ребёнка. Работая с такими детьми, учитель считается с тем, что передаваемая им информация далеко не всегда достигает цели. Все сообщаемые детям сведения нужно неоднократно повторять. Т.А. Власова, М.С. Певзнер указывают на снижение произвольной памяти у обучающихся, как одну из главных причин их трудностей в школьном обучении. Им свойственны колебания продуктивности памяти, быстрое забывание выученного.

Следует отметить, что для детей характерна конкретность мышления, слабость роли мышления, его не критичность. Некоторым детям свойственно не сомневаться в правильности своих, только что возникших предположений. Они редко замечают свои ошибки. Таким образом, коррекционная работа ведётся в следующих направлениях:

·        осуществлять индивидуальный подход к детям;

·        предотвращать наступление утомления;

·        в процессе обучения следует использовать те методы, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей;

·        во время работы с детьми этой категории проявлять особый педагогический такт. Важно подмечать и поощрять успехи детей, помогать каждому ребёнка, развивать в нём веру в собственные силы и возможности;

·        обладает колоссальным воспитательным потенциалом: воспитывается интеллектуальная честность, критичность мышления, способность к размышлениям и творчеству.

Обучение швейному делу в такой школе носит предметно-практический характер и тесно связанна как с жизнью и профессионально - трудовой подготовкой обучающихся, так и с другими учебными дисциплинами. На практике используются следующие методы обучения школьников данной группы на уроках:

- Объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.

- Репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации)

- Метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути её решения

- Частично-поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы)

- Исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют).

- Наиболее продуктивным и интересным считаю создание проблемной ситуации, исследование, поиск правильного ответа. Для развития познавательных интересов следует выполнять следующие условия:

- Избегать в стиле преподавания будничности, монотонности, серости, бедности информации, отрыва от личного опыта ребенка;

- Не допускать учебных перегрузок, переутомления и низкой плотности режима работы использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;

- Стимулировать познавательные интересы многообразием приемов занимательности (иллюстрацией, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, занимательными упражнениями и т. д.);

- Специально обучать приемам умственной деятельности и практической работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения.

Программа предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву белья и легкого платья со специализацией по профессии швея-мотористка женской и детской легкой одежды.

Материал программы в 8 классе достаточно сложен: изучаются технология пошива легкой одежды, свойства тканей, устройство швейных машин. Продолжается обучение школьников построению чертежей изделий и их пошиву с постоянным усложнением работы на швейной машине (регулировка стежка и натяжения нитей, смена машинной иглы, выполнение закрепки машинной строчки). Вырабатывается автоматизация навыков работы на швейной машине. Учащиеся осваивают изготовление изделий, которое состоит из множества мелких операций. Поэтому особое внимание уделяется обучению планировать процесс пошива, анализировать свои действия и их результаты.

Обучение ведется с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках черчения, математики, естествознания и истории. Эти знания помогают им строить чертежи выкроек, учитывать расходы материалов, понимать процессы изготовления тканей, вникать в положения трудового законодательства и т. д. В свою очередь, навыки и умения, полученные при освоении швейных операций, способствуют более успешному изучению школьницами общеобразовательных предметов.

Традиционные формы обучения дополняются экскурсиями. Благодаря конкретным впечатлениям учащиеся прочнее усваивают теоретические сведения.

Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторики у аномальных детей. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на становлении их личностей, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.

Составление и чтение чертежей, планирование последовательности выполнения трудовых операций, оценка результатов своей и чужой работы также входят в программу обучения. Большое внимание уделяется технике безопасности. Затронуто эстетическое воспитание. Все это способствует физическому и интеллектуальному развитию подростков с нарушениями интеллектуального развития и их социально-бытовой ориентации.

Формы организации учебного процесса: фронтальная работа, работа в группах и парах, индивидуальная работа.

Формы контроля освоения содержания: текущий, промежуточный, итоговый контроль. 

Правила выставления оценок при текущей и итоговой аттестации.  

1. Текущая аттестация: выставление поурочных оценок за различные виды деятельности обучающихся.

2. Промежуточная аттестация: оценка четвертная, полугодовая, годовая. Четвертная и полугодовая оценки выставляются на основании оценок, полученных обучающимися за четверть, полугодие, как среднее арифметическое по правилам математического округления (в пользу учащегося).

3. Годовая оценка выставляется на основании четвертных, полугодовых оценок как среднее арифметическое по правилам математического округления (в пользу учащегося).

3. Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.

Базовые учебные действия (БУД) для учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Личностные действия: 

· испытывать чувство гордости за свою работу, гордится школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;

· уважительно и бережно относится к людям труда и результатам их деятельности;

· активно включаться в общеполезную социальную деятельность;

· соблюдать правила безопасного и бережного поведения в природе;

· развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

· формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

· воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения.

Регулятивные действия:

· принимать и сохранять цели и задачи типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;

· определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;  

· высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

· работать по предложенному учителем плану;

· осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

· оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

· осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

· осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные действия:

· находить ответы на вопросы;

· делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

· проявлять свои теоретические, практические умения и навыки при подборе и переработке материала;

· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

· понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;

· уметь высказывать своё отношение к получаемой информации;

· оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

· использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

· использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами;

· применять начальные сведения о сущности и особенности объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием предмета и для решения познавательных и практических задач.

Коммуникативные действия:

· вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);

· использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач;

· слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;

· учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);

· договариваться и приходить к общему решению;

· формулировать собственное мнение и позицию;

· осуществлять взаимный контроль.

Ожидаемые результаты:

Обучающиеся должны знать/понимать:

•   основные технологические понятия;

•   назначение и технологические свойства материалов;

•   назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

•   виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов на окружающую среду и здоровья человека;

•   понятие профессиональной деятельности;

•   профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;

•   разделение и специализации труда, сферы, отрасли, предметы и процесс профессиональной деятельности;

•   основные виды художественной обработки материалов;

•   определения понятий термоклеевая аппликация;

•   основные этапы выполнения творческого проекта;

•   этапы процедуры защиты выполненного проекта.

Должны уметь:

•         рационально организовать рабочее место;

•         находить необходимую информацию в различных источниках и применять;

•         составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия;

•         выбирать материалы, инструменты и оборудования для выполнения работ;

•         выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, оборудования;

•         соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, оборудованием;

•         осуществлять доступными средствами контроля качества изготавливаемого изделия (детали);

•         находить и устранять допущенные дефекты;

•         проводить разработку учебного проекта (выбирать тему будущего проекта, проводить сбор и обработку требуемой информации);

•         подготовить, защитить свой проект;

•         распределять работу при коллективной деятельности.

4. Содержание учебного предмета, курса.

Первая четверть – 66 часов

Вводное занятие (2 часа)

План работы и задачи на год. Профессия швеи-мотористки. Правила техники безопасности при работе в швейной мастерской.

Вышивание гладью (10 час)

Изделия. Отделка на изделии (гладь).

Теоретические сведения. Применение вышивки для украшения швейного изделия. Виды вышивки (гладь). Инструменты и приспособления для вышивки. Способы перевода рисунка на ткань. Умение. Вышивание гладью. Перевод рисунка на ткань. Практические работы. Выбор рисунка и подбор ниток. Перевод рисунка на ткань. Выполнение гладьевых стежков.

Построение чертежа основы блузки. Элементарное моделирование и раскрой (18 час) 

Изделие. Блузка без воротника и рукавов или с цельнокроеными короткими рукавами (линия бока начинается от середины проймы).

Теоретические сведения. Общее представление о получении волокон и пряжи натурального и искусственного шелка. Свойства волокон шелка. Ткани для блузок. Фасоны блузок без рукавов и с короткими цельнокроеными рукавами. Мерки для построения чертежа основы блузки. Название деталей и контурных срезов. Припуски на обработку срезов. Простейшее моделирование (перенос нагрудной вытачки). Правила раскладки выкройки на ткани. Расчет расхода ткани на блузку.

Умение. Проглаживание копировальных оттисков.

Практические работы. Проверка чертежа и изготовленной выкройки. Перенесение нагрудной вытачки. Раскладка выкройки на ткань и раскрой с припуском на швы. Прокладывание копировальных стежков по контуру выкройки, по линии талии.

Соединение основных деталей плечевого изделия (26 час)

Изделие. Блузка без воротника и рукавов или с короткими цельнокроеными рукавами (горловина и проймы обрабатываются окантовочным швом или косой обтачкой).

Теоретические сведения. Ткани из натурального и искусственного шелка: свойства (прочность, сминаемость, гигроскопичность, воздухопроницаемость, скольжение, осыпаемость, прорубаемость), отношение к воде, теплу, щелочам, правила утюжки. Способы обработки горловины, пройм и низа цельнокроеного рукава. Виды обработки низа блузки в зависимости от ее назначения (двойной строчкой, швом вподгибку с закрытым срезом, притачным поясом).

Умение. Распознавание шелковой ткани.

Лабораторная работа. Определение тканей из натурального и искусственного шелка по внешнему виду (блеску), на ощупь, по характеру горения нитей.

Сравнение шелковой ткани с хлопчатобумажной и шерстяной.

Региональный компонент (6 час)

Национальное творчество

Меховые шкуры. Топография, состав меховых шкур. Четыре способа удаления дефектов

Самостоятельная работа (4 час)

Обработка среза окантовочным швом и косой обтачкой. Обработка среза двойной строчкой. (Выполняется по готовому крою на образце.)

Вторая четверть (62 часа)

Вводное занятие

План работы на четверть. Бережное отношение к инструментам и оборудованию в школьной швейной мастерской.

Изготовление выкройки цельнокроеного платья на основе выкройки блузки и раскрой (12 час)

Изделие. Платье цельнокроеное прямого, приталенного или свободного силуэта без воротника и рукавов или с короткими цельнокроеными рукавами.

Теоретические сведения. Понятие силуэт (в одежде). Фасоны цельнокроеного платья, описание фасонов. Виды выреза горловины в платье без воротника (круглый, каре, углом). Использование выкройки блузки для изготовления выкройки платья. Название деталей и контурных срезов выкройки. Детали платья. Расчет и расположение вытачек по линии талии.

Упражнение. Моделирование выреза горловины в платье без воротника (выполняется в альбоме в масштабе 1:4).

Практические работы. Снятие мерки длины изделия. Изменение выкройки основы блузки.

Подготовка выкройки платья к раскрою. Раскладка выкройки на ткани и раскрой.

Обработка подкройной обтачкой, стачанной по плечевым срезам, горловины (35 час)

Изделие. Платье цельнокроеное прямого, приталенного или свободного силуэта без воротника и рукавов или с цельнокроеными рукавами.

Теоретические сведения. Ткань: отделка. Дефекты ткацкого производства, крашения и печатания. Виды обтачек (долевая, поперечная, косая и подкройная). Способы раскроя подкройной обтачки. Правила обработки и соединения с горловиной подкройной обтачки.

Практические работы. Сметывание деталей. Примерка платья. Устранение дефектов после примерки. Обработка вытачек. Стачивание плечевых срезов. Изготовление выкройки и раскрой подкройной обтачки. Соединение обтачки по плечевым срезам. Приметывание и обтачивание горловины платья. Обработка отлетного среза обтачки. Стачивание и обработка на краеобметочной машине боковых срезов. Обработка оборкой или швом вподгибку с закрытым срезом пройм (или низа цельнокроеного рукава) и нижнего среза. (Оборкой можно обрабатывать и горловину путем втачивания ее одновременно с обтачкой.) Утюжка и складывание изделия.

Упражнения. Изготовление образцов горловины разной формы (каре, круглый вырез, вырез углом, с застежкой посередине переда или на спинке). Обработанных подкройной обтачкой горловины.

Умение. Чистка и смазка швейной машины. Частичная разборка челночного комплекта.

Ремонт одежды (7 час)

Изделие. Заплата.

Теоретические сведения. Виды ремонта в зависимости от характера изделия (ткани, формы, виды повреждения, степени износа). Наложение заплаты на легкое верхнее платье.

Практические работы. Определение способа ремонта. Подбор ткани, ниток для заплаты. Подготовка заплаты. Соединение заплаты с изделием на машине стачным или накладным швом при соблюдении одинакового направления нитей и совпадения рисунка. Использование зигзагообразной строчки и петельных стежков для наложения заплаты в виде аппликации.

Региональный компонент. Национальное творчество. (7 час)

Традиционное корякское искусство.

Третья четверть (78 часа)

Вводное занятие (1 час)

План работы на четверть. Добросовестное отношение к труду.

Отделка легкой одежды (15 час)

Изделия. Отделка на изделии (рюш, волан, мелкая складка и защип, мережка).

Теоретические сведения. Виды отделки легкой одежды. Различия между оборками, рюшами и воланами. Правила раскроя отделочных деталей. Мережка столбиком, пучками.

Умение. Выполнение мережки.

Практические работы. Раскрой рюшей, воланов. Обработка швом вподгибку вручную и на машине зигзагообразной строчкой обрезных срезов отделочных деталей. Соединение отделочных деталей с изделием: притачивание, втачивание. Настрачивание рюшей. Раскрой и застрачивание деталей изделия со складочками.

Построение чертежа основы платья (9 час)

Изделие. Выкройка основы платья.

Теоретические сведения. Общее представление о получении синтетических волокон и пряжи. Виды синтетического волокна (капрон, лавсан, нитрон). Получение пряжи из синтетических волокон и нитей. Мерки для платья, правила их снятия. Основные условные линии и ориентирные точки фигуры. Детали платья. Названия контурных срезов выкройки.

Умение. Распознавание синтетической ткани.

Лабораторная работа. Определение волокон капрона, лавсана, нитрона по внешнему виду, на ощупь, по характеру горения.

Изучение свойств синтетического волокна (прочности, способности смачиваться водой, стойкость при нагревании).

Практические работы. Изготовление чертежа основы платья.

Построение чертежей основы втачного длинного рукава и воротника на стойке (14 час)

Изделия. Выкройка короткого рукава. Выкройка воротника на стойке.

Теоретические сведения. Основные свойства тканей с примесью лавсана и капроновых (стойкость к износу, малая гигроскопичность, легкая воспламеняемость). Мерки и расчеты для построения чертежей прямого длинного рукава и воротника на стойке. Фасоны воротников. Нанесение линии низа короткого рукава. Название срезов выкройки и кроя. Высшая точка оката рукава. Виды обработки низа короткого рукава. Обработка воротника.

Упражнение. Изготовление образцов короткого рукава и воротника на стойке. Обработка на образце низа короткого рукава (имитация манжетов).

Практические работы. Снятие мерок и расчеты для построения чертежа втачного длинного прямого рукава. Построение чертежей рукава и воротника на стойке. Раскрой рукава с учетом направления долевой нити в надставках к рукаву. Нанесение контрольной линии высшей точки оката рукава. Раскрой и обработка воротника.

Обработка деталей с кокетками (8 час)

Изделие. Кокетка.

Теоретические сведения. Кокетка: виды, соединение с деталью притачным и накладным способами, обработка нижнего среза. Отделка.

Упражнение. Изготовление образцов кокеток прямой, овальной и фигурной формы.

Практические работы. Элементарное моделирование кокеток. Раскрой. Обработка притачных кокеток с прямым и овальным нижним срезом. Обработка накладных кокеток с прямым и овальным срезом. Обработка уголков кокетки при настрачивании отделочной строчкой. Утюжка деталей с кокетками.

Изготовление выкройки по основе платья и раскрой блузки с застежкой доверху (9 час)

Изделие. Блузка с воротником на стойке, застежкой доверху и коротким рукавом.

Теоретические сведения. Особенности конструкции блузки с рукавом и воротником. Фасоны блузок: выбор и описание. Изменение выкройки основы платья. Нанесение линии низа блузки. Припуск на обработку застежки в середине полочки платья.

Практические работы. Раскладка выкройки на ткани. Припуск на обработку застежки. Раскрой блузки с воротником и коротким рукавом. Прокладывание копировальных строчек по контурным срезам и контрольным линиям.

Соединение воротника на стойке с горловиной и рукава с проймой (18 час)

Изделие. Блузка с воротником на стойке, застежкой доверху и коротким рукавом.

Теоретические сведения. Приспособления к бытовым швейным машинам: линейка для стачивания деталей и прокладывания отделочных строчек; лапки с направляющим бортиком для выполнения накладного и настрочного шва и для отделочных строчек на разные расстояния от края деталей. Связь и соответствие линий проймы и оката рукава, горловины и воротника.

Упражнения. Пробные строчки с применением приспособлений.

Практические работы. Установка линеек и лапок на швейной машине. Сметывание, примерка, возможные исправления, стачивание деталей. Обработка низа застежки блузки. Обработка воротника. Соединение воротника с горловиной. Разметка и обработка петель. Обработка рукавов. Обработка нижнего среза рукава. Совмещение высших точек оката рукава и проймы. Распределение посадки. Прикрепление, вметывание, втачивание рукава. Утюжка, складывание по стандарту изделия.

Региональный компонент. Национальное творчество. (4 час)

Четвёртая четверть (68 часа)

Вводное занятие (1 час)

План работы на четверть.

Изготовление выкройки по основе платья и раскрой халата (16 час)

Изделие. Выкройка халата с отложным воротником, притачным подбортом и длинным рукавом на манжете. Выкройка подборта. Выкройка манжеты. Выкройка отложного воротника.

Теоретические сведения. Общее представление о получении нетканых материалов. Фасоны халатов: назначение, ткани для пошива. Нетканые материалы. Особенности изготовления выкройки халата на основе платья. Виды манжет. Ворот и подборт. Подборт: виды и назначение.

Практические работы. Выбор и описание фасона. Изготовление выкройки халата, отложного воротника, подборта и манжеты. Раскладка выкройки на ткани с учетом рисунка и припусков на швы. Раскрой деталей изделия. Прокладывание копировальных стежков.

Обработка бортов подбортами в легком женском платье (41 час)

Изделие. Халат домашний из хлопчатобумажной ткани с отложным воротником, с кокеткой или без нее, с рукавом или без них.

Теоретические сведения. Челночный стежок: строение, назначение, выполнение. Роль нитепритягивателя, иглы, челнока, двигателя ткани в выполнении стежка. Неполадки в работе промышленной швейной машины: виды (слабая строчка, петляет сверху, петляет снизу), исправление. Сравнение хлопчатобумажных, льняных, шерстяных и шелковых тканей по технологическим свойствам. Способы, соединения манжеты с длинным рукавом.

Умение. Регулировка швейной машины.

Упражнения. Соединение манжеты с длинным рукавом на образце.

Практические работы. Сметывание и примерка халата. Исправление обнаруженных дефектов. Обработка вытачек. Стачивание боковых и плечевых срезов. Обработка подборта. Обработка и соединение воротника с горловиной путем вкладывания его между полочкой и подбортом. Обработка борта подбортом: накладывание и приметывание подборта на борт полочки лицевой стороной внутрь, обтачивание по полочке от надсечки по длине борта, внизу — по линии подгиба. Подрезание ткани в углах халата. Отгибание подборта наизнанку, выметывание на участке отворотов до первой петли со стороны полочки и от первой петли до подборта. Обработка рукава и соединение его с проймой.

Региональный компонент (8 час)

Национальное творчество

Контрольная работа и анализ ее качества (2 час)

Отдельные операции по изготовлению образца блузки с отложным воротником, притачным подбортом и коротким рукавом в масштабе 1:2.

 

 5. Тематический план.

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Теоретические

Практические

I четверть

1

Вводное занятие

2

2

 

2

Вышивание гладью

10

2

8

3

Построение чертежа основы блузки. Моделирование и раскрой

18

3

12

4

Соединение основных деталей плечевого изделия

26

3

23

5

Национальное творчество

Меховые шкуры. Топография, состав меховых шкур. Четыре способа удаления дефектов

 

6

 

2

 

4

6

Самостоятельная работа

 

4

 

 

 

4

 

Итого

66

 

 

II четверть

1

Вводное занятие

1

 

 

2

Изготовление выкройки цельнокроеного платья на основе выкройки блузки и раскрой

 

12

4

8

3

Обработка подкройной обтачкой, стачанной по плечевым срезам, горловины

35

4

31

4

Ремонт одежды

7

1

6

5

Региональный компонент. Национальное творчество. Традиционное корякское искусство.

7

3

4

 

Итого

62

 

 

III четверть

1

Вводное занятие

1

1

 

2

Отделка легкой одежды

15

2

13

3

Построение чертежа основы платья

8

1

7

4

Построение чертежей основы втачного длинного рукава и воротника на стойке

14

3

11

5

Обработка деталей кокетками

8

1

7

6

Изготовление выкройки по основе платья и раскрой блузки с застежкой доверху

9

1

7

 

Соединение воротника на стойке с горловиной и рукава с проймой

19

2

17

7

Региональный компонент. Национальное творчество. Традиционное корякское искусство.

 

4

1

3

 

Итого

78

 

 

IV четверть

1

Вводное занятие

1

1

 

2

Изготовление выкройки по основе платья и раскрой халата

16

3

13

3

Обработка бортов подбортами в легком женском платье

41

2

39

4

Региональный компонент. Национальное творчество. Традиционное корякское искусство

8

3

5

5

Контрольная работа

2

 

2

 

Итого

68

 

 

 

6. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).

Картушина, Г. Б. Швейное дело: учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая. – М: Просвещение, 2016.

Картушина, Г. Б. Швейное дело: учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая. – М.: Просвещение, 2016.

Картушина, Г. Б. Швейное дело: учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая. – М.: Просвещение, 2016.

Картушина, Г. Б. Швейное дело: учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая. – М.: Просвещение, 2016.

Картушина, Г. Б. Швейное дело: учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая. – М.: Просвещение, 2016.

Мозговая, Г. Г. Рабочая тетрадь по швейному делу для обучающихся 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Г. Г. Мозговая, Г. Б. Картушина. – М.: Просвещение, 2009.

Мозговая, Г. Г. Рабочая тетрадь по швейному делу для обучающихся 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Г. Г. Мозговая, Г. Б. Картушина. – М.: Просвещение, 2010.

Митлянская, Т.Б. Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего Востока / Т. Б. Митлянская. - М.: Просвещение, 1983.

Витер, И. В. Мода от природы / И.В. Митер, Ю. О. Новик – Петропавловск-Камчатский, Изд-во Холдинговая компания «Новая книга», 2004.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь