Читательская компетентность
Читательская компетентность
Автор: Годова Ольга Владимировна
«Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот , кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться» (Э. Тоффлер)
В современном быстроменяющемся мире человек вынужден учиться в течение всей жизни. Одним из условий успешного самообразования является сформированность ключевых компетентностей, о чём сказано в концепции модернизации российского образования. Центральное место в перечне ключевых компетентностей занимает читательская компетентность. Содержание образования в течение жизни будет меняться. Поэтому важнее вооружить ребёнка не только информацией, которая неизбежно забудется, а умением учиться.
Национальная образовательная политика «Наша новая школа» декларирует, что «главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития». Актуальной проблемой новой школы является обучение учащихся способам добывания и переработки информации. Этим объясняется актуальность проблемы формирования у учащихся начальной школы знаний, умений, способов деятельности, определяющих читательскую компетентность как одну из ключевых, которая составляет основу умения учиться.
Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом: 2003-2013 годы были объявлены ООН десятилетием грамотности. Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. К сожалению, современная ситуация характеризуется отсутствием у детей и их родителей интереса к книге, прежде всего к произведениям художественной литературы, низким уровнем читательского восприятия. Не может не тревожить уровень речевой грамотности, коммуникативной культуры, предпочтение русскому слову иностранной лексики.
Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь. Сегодняшний мир – другой. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать.
В связи с этим возникают противоречия между снижением интереса к чтению у молодого поколения и необходимостью поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к литературе и чтению.
Исходя из этих противоречий, передо мной встала такая педагогическая проблема - как организовать образовательный процесс, способствующий развитию читательской компетентности у обучающихся в условиях действующих образовательных стандартов и при переходе на новые образовательные стандарты. Я, как педагог, призванный сегодня реализовывать Стандарты, сама училась и много работала по программам и учебникам знаниевой школы. Теперь же мне предстоит кардинально изменить технологии обучения, методы и приёмы, позволяющие наиболее эффективно формировать у обучающихся потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя.
Поэтому целью моей работы является создание базы эффективных методик, методов и приёмов по формированию читательской компетентности.
Из основной главной цели вытекает ряд задач, решение которых способствует становлению ребёнка – читателя:
- определить наиболее эффективные приёмы, методы и технологии формирования читательской компетентности младших школьников;
- повысить интерес к чтению, создать условия для мотивации учебной деятельности,
- активизировать счета творческую опцион деятельность.
Этапы сейф формирования доход читательской соло компетентности диск младших чеки школьников:
Этапы маржа читательской карта подготовки |
Класс |
Подготовительный |
1 закон класс |
Начальный |
2 знаки класс |
Основной |
3 класс |
Заключительный |
4 класс |
Подготовительный этап – это этап обучения детей читательской азбуке. На этом этапе дети учатся воспринимать содержание детских книг на слух, рассматривать книги, устанавливать простейшие связи между их содержанием и оформлением, применять полученные знания в самостоятельной деятельности с книгой: складывать из знакомых букв слоги, слова, читать надписи.
В течение подготовительного этапа учащиеся под руководством учителя осваивают следующее содержание обучения.
Круг чтения |
Приёмы читательской деятельности |
Детская художественная книга объёмом 8-30 страниц в типовом оформлении. Равномерно представленная тематика чтения: о Родине, о её героях, о детях, о растениях, о приключениях. |
Восприятие и воспроизведение содержания прослушанного произведения с помощью учителя, ориентировка по обложке и иллюстрациям внутри книги после её прочтения вслух. Освоение закономерной связи: содержание книги – иллюстрации, заглавие, автор. |
Для совершенствования навыка чтения первоклассников на уроках обучения грамоте и уроках литературного чтения используются следующие виды упражнений:
- упражнения в орфоэпическом произношении (чистоговорки, скороговорки);
- упражнения, развивающие оперативное поле зрения и память (приём жужжащего чтения);
- упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя.
В процессе овладения техникой чтения применяется технология чтения вслух и про себя с использованием дидактических тренировочных средств и алгоритмов читательской деятельности.
Используемые приёмы: чтение слоговых таблиц, речевые разминки, вышеперечисленные упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания.
Начальный этап – это этап накопления минимального литературного развития и пробы детьми сил в самостоятельном чтении разных книг под руководством и наблюдением учителя.
Рассмотрим, как изменилось содержание обучения на начальном этапе читательской подготовки учащихся.
Круг чтения |
Приёмы самостоятельной читательской деятельности |
Детская художественная и научно-художественная книга объёмом 8-30 страниц с усложнённым оформлением, дифференциация книг по жанрам. Произведения для самостоятельного чтения объёмом от 140 до 400 слов |
Ориентировка в книге и в группе книг (2-4) до чтения |
Эффективность обучения учащихся самостоятельному чтению на данном этапе находится в прямой зависимости от соблюдения в педагогическом руководстве ряда организационно-методических правил:
- оценивание результатов читательской деятельности как в безотметочном варианте, так и с помощью отметки;
- подбор книг по теме.
Особое внимание на данном этапе следует уделить развитию оперативной памяти. Это связано с тем, что ребёнок во втором классе при чтении предложения из 8-10 слов, дочитав до середины, часто забывал первое слово, в результате чего не мог уловить смысл предложения.
Наиболее эффективным средством развития оперативной памяти второклассников могут являться зрительные диктанты по текстам И.Т. Федоренко. Они состоят из набора по 6 предложений в каждом. Каждое предложение длиннее предыдущего на 1-2 буквы. Время работы со всеми наборами – 2 месяца. За это время оперативная память второклассников может развиться настолько, что каждый ребёнок сможет запомнить предложение из 8-9 слов, не забывая первого.
Третий, основной этап – это непосредственно формирование действий, характеризующих настоящего читателя, умеющего самостоятельно и квалифицированно читать доступные книги и другой печатный материал для расширения и пополнения своих знаний. Задача учителя на данном этапе – увлекать детей чтением всё новых и новых книг, обучать их приёмам поиска и использования доступной литературы разных видов и жанров для самостоятельного приобретения знаний по заранее указанной теме.
Содержание обучения на основном этапе расширяется и углубляется.
Круг чтения |
Приёмы самостоятельной читательской деятельности |
Русская, зарубежная и детская книга, художественная и научно-познавательная, объёмом от 16-18 страниц до 150 страниц. |
Ориентировка в книгах одного автора или разных авторов в соответствии с заданной уроком целью. Воспроизведение книги по эпизодам. Освоение закономерных связей: автор – книги, тема – авторы, жанр – книги, жанр - авторы. |
К концу основного этапа интерес к самостоятельному чтению книг по выбору в соответствии с поставленной учителем целью у большинства детей должен быть устойчивым.
Приёмы, применяемые на данном этапе обучения: «Знаю – Хочу узнать - Узнал».
Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно составляют таблицу, что узнали о А.С. Пушкине и его произведениях, что нового узнали о писателе и что бы хотели узнать. Графа «Хочу узнать» даёт повод к поиску новой информации. Работе с дополнительной литературой.
- Чтение с остановками. Этот вид чтения способствует развитию навыков вдумчивого чтения, даёт возможность предположить развитие дальнейших событий, проявить фантазию.
- Приём из технологии креативного мышления «синквейн». Выразить своё эмоциональное отношение к героям произведения, своё понимание художественного образа можно с помощью приёма написания стихотворения по алгоритму.
Заключительный этап – это этап формирования у детей читательских предпочтений и интересов на базе полученных за годы обучения знаний о книгах и умений с ними самостоятельно действовать.
Круг чтения |
Приёмы самостоятельной читательской деятельности |
Русская, современная, зарубежная детская книга: художественная, научно-познавательная и справочная литература для младшего школьника, без ограничения в объёме, детская периодическая печать, автобиографические повести о детстве и повести с документальной основой, приключенческая детская книга, книги о писателях, художниках, артистах |
Ориентировка в доступном круге чтения в соответствии с темой чтения. Воспроизведение содержания самостоятельно избранной и прочитанной книги по плану. Обращение к справочной литературе и материалам из периодики. Освоение закономерных связей: автор – темы, вопрос – тип книги. |
Заключительный этап имеет своей целью углубление работы по формированию навыка анализа и оценки содержания книги.
Новыми формами работы могут стать беседы-дискуссии (в ходе таких бесед дети вдумываются в текст, вглядываются в книгу, «проникаются» мыслями автора)
С целью интенсификации бесед-дискуссий в уроки включаются приёмы инсценирования и устного словесного рисования.
В ходе словесного рисования дети воображают прочитанное и как бы видят его наяву, без труда не только назовут тему любого эпизода или ситуации, но и представят детали изображаемого, цвета, формы, звуки и обстоятельства.
- диспуты,
- литературные праздники,
- встречи с интересными людьми,
- конкурсы сочинений на заданную тему
- элементы драматизации
Интересный приём, позволяющий эффективно формировать читательскую компетентность - использование «дерева вопросов».
Вопросы, представленные в виде «дерева», разделяют на 3 вида.
1 группа – вопросы с поверхности, ответы на эти вопросы лежат на поверхности текста: Кто? Что сделал? Куда? Где?
2 группа – ищет ответы на такие вопросы, которые можно найти только между строк: Почему? Как? А что, если?
3 группа – суть этих вопросов – связать текст с жизнью, опытом обучающихся.
Этот приём помогает понимать текст, искать ответы на вопросы.
Для обогащения субъективного опыта учащегося применяются следующие приёмы анализа литературного произведения.
- Анализ образа конкретного героя (текст письменный и устный)
- Создание проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов к тексту (развитие мыслительных процессов). Для реализации этих приёмов следует применить технологию системно-деятельностного метода, которая позволяет на уроках по разным учебным дисциплинам включать школьников в учебную деятельность, где протекают процессы мотивации, построения и коррекции способов действий.
- Составление детьми вопросов к тексту аналитического характера. Восстановление контекста, связывание воедино всех элементов информации. Критическое осмысление текстов.
- Рассказ от имени героев (речевое развитие)
- Работа с иллюстрациями к произведению.
- Театрализация.
Для организации текущей и итоговой проверки и оценки результатов обучения я буду применять задания следующих видов:
- Комплексные разноуровневые работы (для текущей проверки).
- Литературные диктанты (для проверки литературной эрудиции и грамотности): знание заголовков изученных произведений, литературоведческих понятий, сведений об авторах и словаря авторов, используемого в произведениях.
- Тесты по изученному произведению, теме, разделу.
- Тексты для фронтальной проверки навыка чтения вслух и молча с вопросами и заданиями на понимание прочитанного.
- Диагностические задания и тесты для проверки сформированности учебной и читательской деятельности.
- Комплексные разноуровневые итоговые работы по проверке уровня начитанности и читательских умений (в конце каждого полугодия).
- Итоговые тесты (вид комплексной разноуровневой контрольной работы).
- Контрольные работы для проверки умений работать с книгой.
Обобщив всё вышесказанное, я предполагаю, что в результате применения в своей работе описываемых приёмов и методов у учеников в начальной школе будут заложены основы формирования грамотного читателя, человека, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.
Используемая литература:
- Н.Н. Светловская. Обучение детей чтению. Практическая методика. – М.; Просвещение, 2011.
- В.В.Горецкий, М.И.Оморокова. Вопросы методики чтения в начальной школе. – М.; Просвещение, 2011.
- В.В.Давыдов. Теория развивающего обучения - М; 1996.