Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Читательская компетентность

Дата публикации: 2020-10-18 16:33:10
Статью разместил(а):
Годова Ольга Владимировна

Читательская компетентность

Автор: Годова Ольга Владимировна

 

«Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот , кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться» (Э. Тоффлер)

В современном быстроменяющемся мире человек вынужден учиться в течение всей жизни. Одним из условий успешного самообразования является сформированность ключевых компетентностей, о чём сказано в концепции модернизации российского образования. Центральное место в перечне ключевых компетентностей занимает читательская компетентность. Содержание образования в течение жизни будет меняться. Поэтому важнее вооружить ребёнка не только информацией, которая неизбежно забудется, а умением учиться.

Национальная образовательная политика «Наша новая школа» декларирует, что «главным результатом школьного образования   должно стать его соответствие целям опережающего развития». Актуальной проблемой новой школы является обучение учащихся способам добывания и переработки информации. Этим объясняется актуальность проблемы формирования у учащихся начальной школы знаний, умений, способов деятельности, определяющих читательскую компетентность как одну из ключевых, которая составляет основу умения  учиться.

Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом: 2003-2013 годы были объявлены ООН десятилетием грамотности. Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. К сожалению, современная ситуация характеризуется отсутствием у детей и их родителей интереса к книге, прежде всего к произведениям художественной литературы, низким уровнем читательского восприятия. Не может не тревожить уровень речевой грамотности, коммуникативной культуры, предпочтение русскому слову иностранной лексики.

Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь. Сегодняшний мир – другой. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать.

В связи с этим возникают противоречия между снижением интереса к чтению у молодого поколения и необходимостью поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к литературе и чтению.

Исходя из этих противоречий, передо мной встала такая педагогическая проблема - как организовать образовательный процесс, способствующий развитию читательской компетентности у обучающихся в условиях действующих образовательных стандартов и при переходе на новые образовательные стандарты. Я, как педагог, призванный сегодня реализовывать Стандарты, сама училась и много работала по программам и учебникам знаниевой школы. Теперь же мне предстоит  кардинально изменить  технологии обучения, методы и приёмы, позволяющие наиболее эффективно формировать у обучающихся потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя.

Поэтому целью моей работы является создание базы эффективных методик, методов и приёмов по формированию читательской компетентности.                                 

Из основной главной цели вытекает ряд задач, решение которых способствует становлению ребёнка – читателя:

- определить наиболее эффективные приёмы, методы и технологии формирования читательской компетентности младших школьников;

- повысить интерес к чтению, создать условия для мотивации учебной деятельности,

- активизировать счета творческую опцион деятельность.

Этапы сейф формирования доход читательской соло компетентности диск младших чеки школьников:

Этапы маржа читательской карта подготовки

Класс

Подготовительный

1 закон класс

Начальный

2 знаки класс

Основной

3 класс

Заключительный

4 класс

Подготовительный этап – это этап обучения детей читательской азбуке. На этом этапе дети учатся воспринимать содержание детских книг на слух, рассматривать книги, устанавливать простейшие связи между их содержанием и оформлением, применять полученные знания в самостоятельной деятельности с книгой: складывать из знакомых букв слоги, слова, читать надписи.

В течение подготовительного этапа учащиеся под руководством учителя осваивают следующее содержание обучения.

Круг чтения

 Приёмы читательской деятельности

Детская художественная книга объёмом 8-30 страниц в типовом оформлении.

Равномерно представленная тематика чтения: о Родине, о её героях, о детях, о растениях, о приключениях.

Восприятие и воспроизведение содержания прослушанного произведения с помощью учителя, ориентировка по обложке и иллюстрациям внутри книги после её прочтения вслух.

Освоение закономерной связи: содержание книги – иллюстрации, заглавие, автор.

 

Для совершенствования навыка чтения первоклассников на уроках обучения грамоте и уроках литературного чтения используются следующие виды упражнений:

  • упражнения в орфоэпическом произношении (чистоговорки, скороговорки);
  • упражнения, развивающие оперативное поле зрения и память (приём жужжащего чтения);
  • упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя.

В процессе овладения техникой чтения применяется технология чтения вслух и про себя с использованием дидактических тренировочных средств и алгоритмов читательской деятельности.

Используемые приёмы: чтение слоговых таблиц, речевые разминки, вышеперечисленные упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания.

Начальный этап – это этап накопления минимального литературного развития и пробы детьми сил в самостоятельном чтении разных книг под руководством и наблюдением учителя.

Рассмотрим, как изменилось содержание обучения на начальном этапе читательской подготовки учащихся.

Круг чтения

Приёмы самостоятельной читательской деятельности

Детская художественная и научно-художественная книга объёмом 8-30 страниц с усложнённым оформлением, дифференциация книг по жанрам.

Произведения для самостоятельного чтения объёмом от 140 до 400 слов

Ориентировка в книге и в группе книг (2-4) до чтения

 

Эффективность обучения учащихся самостоятельному чтению на данном этапе находится в прямой зависимости от соблюдения в педагогическом руководстве ряда организационно-методических правил:

  • оценивание результатов читательской деятельности как в безотметочном варианте, так и с помощью отметки;
  • подбор книг по теме.

Особое внимание на данном этапе следует уделить развитию оперативной памяти. Это связано с тем, что ребёнок во втором классе при чтении предложения из 8-10 слов, дочитав до середины, часто забывал первое слово, в результате чего не мог уловить смысл предложения.

Наиболее эффективным средством развития оперативной памяти второклассников могут являться зрительные диктанты по текстам И.Т. Федоренко. Они состоят  из набора по 6 предложений в каждом. Каждое предложение длиннее предыдущего на 1-2 буквы. Время работы со всеми наборами – 2 месяца. За это время оперативная память второклассников может развиться настолько, что каждый ребёнок сможет запомнить предложение из 8-9 слов, не забывая первого.

Третий, основной этап – это непосредственно формирование  действий, характеризующих настоящего читателя, умеющего самостоятельно и квалифицированно читать доступные книги и другой печатный материал для расширения  и пополнения своих знаний. Задача учителя на данном этапе – увлекать детей чтением всё новых и новых книг, обучать их приёмам поиска и использования доступной литературы разных видов и жанров для самостоятельного приобретения знаний по заранее указанной теме.

Содержание обучения на основном этапе расширяется и углубляется.

Круг чтения

Приёмы самостоятельной читательской деятельности

Русская, зарубежная и детская книга, художественная и научно-познавательная, объёмом от 16-18 страниц до 150 страниц.

Ориентировка в книгах одного автора или разных авторов в соответствии с заданной уроком целью.

Воспроизведение книги по эпизодам.

Освоение закономерных связей: автор – книги, тема – авторы, жанр – книги, жанр - авторы.

 

К концу основного этапа интерес к самостоятельному чтению книг по выбору в соответствии с поставленной учителем целью у большинства детей должен быть устойчивым.

Приёмы, применяемые на данном этапе обучения: «Знаю – Хочу узнать - Узнал».

Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно составляют таблицу, что узнали о А.С. Пушкине и его произведениях, что нового узнали о писателе и что бы хотели узнать. Графа «Хочу узнать» даёт повод к поиску новой информации. Работе с дополнительной литературой.

  • Чтение с остановками. Этот вид чтения способствует развитию навыков вдумчивого чтения, даёт возможность предположить развитие дальнейших событий, проявить фантазию.
  • Приём из технологии креативного мышления «синквейн». Выразить своё эмоциональное  отношение к героям произведения, своё понимание художественного образа можно с помощью приёма написания стихотворения по алгоритму.

Заключительный этап – это этап формирования у детей читательских предпочтений и интересов на базе полученных за годы обучения знаний о книгах и умений с ними самостоятельно действовать.

Круг чтения

Приёмы самостоятельной читательской деятельности

Русская, современная, зарубежная детская книга: художественная, научно-познавательная и справочная литература для младшего школьника, без ограничения в объёме, детская периодическая печать, автобиографические повести о детстве и повести с документальной основой, приключенческая детская книга, книги о писателях, художниках, артистах

Ориентировка в доступном круге чтения в соответствии с темой чтения.

Воспроизведение содержания самостоятельно избранной и прочитанной книги по плану.

Обращение к справочной литературе и материалам из периодики.

Освоение закономерных связей: автор – темы, вопрос – тип книги.

 Заключительный этап имеет своей целью углубление работы по формированию навыка анализа и оценки содержания книги.

Новыми формами работы могут стать беседы-дискуссии (в ходе таких бесед дети вдумываются в текст, вглядываются в книгу, «проникаются» мыслями автора)

С целью интенсификации бесед-дискуссий в уроки включаются приёмы инсценирования и устного словесного рисования.

В ходе словесного рисования дети воображают прочитанное и как бы видят его наяву, без труда не только назовут тему любого эпизода или ситуации, но и представят детали изображаемого, цвета, формы, звуки и обстоятельства.

  • диспуты,
  • литературные праздники,
  • встречи с интересными людьми,
  • конкурсы сочинений на заданную тему
  • элементы драматизации

Интересный приём, позволяющий эффективно формировать читательскую компетентность - использование «дерева вопросов».

Вопросы, представленные в виде «дерева», разделяют на 3 вида.

1 группа – вопросы с поверхности, ответы на эти вопросы лежат на поверхности текста: Кто? Что сделал? Куда? Где?

2 группа – ищет ответы на такие вопросы, которые можно найти только между строк: Почему? Как?  А что, если?

3 группа – суть этих вопросов – связать текст с жизнью, опытом обучающихся.

Этот приём помогает понимать текст, искать ответы на вопросы.   

Для обогащения субъективного опыта учащегося применяются следующие приёмы анализа литературного произведения.

  • Анализ образа конкретного героя (текст письменный и устный)
  • Создание проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов к тексту (развитие мыслительных процессов). Для реализации этих приёмов следует применить технологию системно-деятельностного метода, которая позволяет на уроках по разным учебным дисциплинам включать школьников в учебную деятельность, где протекают процессы мотивации, построения и коррекции способов действий.
  • Составление детьми вопросов к тексту аналитического характера. Восстановление контекста, связывание воедино всех элементов информации. Критическое осмысление текстов.
  • Рассказ от имени героев (речевое развитие)
  • Работа с иллюстрациями к произведению.
  • Театрализация.

Для организации текущей и итоговой проверки и оценки результатов обучения я буду применять задания следующих видов:

  • Комплексные разноуровневые работы (для текущей проверки).
  • Литературные диктанты (для проверки литературной эрудиции и грамотности): знание заголовков изученных произведений, литературоведческих понятий, сведений об авторах и словаря авторов, используемого в произведениях.
  • Тесты по изученному произведению, теме, разделу.
  • Тексты для фронтальной проверки навыка чтения вслух и молча с вопросами и заданиями на понимание прочитанного.
  • Диагностические задания и тесты для проверки сформированности учебной и читательской деятельности.
  • Комплексные разноуровневые итоговые работы по проверке уровня начитанности и читательских умений (в конце каждого полугодия).
  • Итоговые тесты (вид комплексной разноуровневой контрольной работы).
  • Контрольные работы для проверки умений работать с книгой.

Обобщив всё вышесказанное, я предполагаю, что в результате применения в своей работе описываемых приёмов и методов у учеников в начальной школе будут заложены основы формирования грамотного читателя, человека, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.

 

Используемая литература:

  1. Н.Н. Светловская. Обучение детей чтению. Практическая методика. – М.; Просвещение, 2011.
  2. В.В.Горецкий, М.И.Оморокова. Вопросы методики чтения в начальной школе. – М.; Просвещение, 2011.
  3. В.В.Давыдов. Теория развивающего обучения - М; 1996.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь