Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Проектная деятельность как средство развития познавательной активности младших школьников

Дата публикации: 2020-11-13 21:13:27
Статью разместил(а):
Никонова Ольга Викторовна

Проектная деятельность как средство развития познавательной активности младших школьников через уроки литературного чтения

Автор: Никонова Ольга Викторовна

МБОУ «Средняя школа № 6», г. Кольчугино Владимирской области

 

Условия возникновения опыта.  

 В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования: пересмотрены прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства. Современная школа ориентирована на формирование  у обучающихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей. Поэтому одна из главных задач современной  начальной школы - создание необходимых и полноценных условий  для личностного развития каждого ребенка и формирование его активной позиции. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально- волевую сферу, создает условия для самостоятельной активности и сотрудничества  и позволяет адекватно оценивать свою работу. На протяжении многих лет работы меня интересовала проблема по формированию познавательной активности  моих учеников. Активная познавательная деятельность учащихся необходима для их полной ориентации в окружающем мире.  

Наиболее интересной и приемлемой формой работы оказался метод проекта. Чем же хорош метод проекта? Во-первых - это один из методов проблемного обучения; во-вторых, проектная деятельность охватывает различные области знаний, а значит, возможна интеграция предметов; в-третьих, в проекте могут принимать участие не только дети, но и члены семьи, а это способствует повышению познавательной активности учащихся.

Актуальность опыта.

В наше время на учителя возлагается большая ответственность за развитие социально активной, креативной, умеющей рационально перерабатывать информацию и находить нестандартные способы решения проблем личности. 

Федеральные Государственные образовательные стандарты второго поколения предполагают, что недостаточно просто владеть набором знаний, умений, навыков, надо уметь их приобретать в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации. Метод проекта наиболее эффективно решает поставленные задачи, т.к. способствует:

· Развитию творческих способностей и самостоятельности учащихся.

· Формированию познавательной активности, т.к. учащиеся видят конечный результат своей деятельности.

Познавательную активность следует рассматривать как важную значимость в развитии человека, личности и дальнейшего его формирования. Формирование познавательной активности в младшем школьном возрасте - одна из важных задач педагогической теории и практики.

· Повышает самооценку учащихся и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.

Проектирование стимулирует педагога к получению новых знаний, к творческим поискам, помогает повышать профессиональную компетентность. Владение технологией проектирования – это один из признаков высокого уровня профессионализма современного педагога.

Противоречия.

Психологи считают, что младший школьный возраст несет в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Возникли противоречия между идеологией потребления знаний, снижением престижа уровня знаний  и человеком, умеющим самостоятельно добывать новые знания. Таким образом, актуальность темы формирования познавательной активности определяется противоречием между насущной необходимостью развития познавательной активности младших школьников и недостаточным использованием возможности совершенствовании данного процесса.

Теоретическая база опыта.

На сегодняшний день можно констатировать, что алгоритм Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям XXI века, как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества.

«Брошенный вперёд» - таков точный перевод слова «проект». Возникший из идеи свободного воспитания в начале прошлого столетия в США, метод проектов вобрал в себя идеи гуманистического направления в философии и образовании. Дж. Дьюи и его ученик В.Х. Килпатрик предложили строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика. Русскими педагогами основы проектного обучения разрабатывались практически параллельно с американскими. Руководил группой педагогов С.Т. Шацкий -  начиная с 1905 года. Сегодня мы возвращаемся к методу проектов на новом этапе.

Итак, в основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.

Метод проектной деятельности достаточно хорошо отработан. Разработке этого направления посвящены работы М.Б. Павловой, В.Д. Симоненко, П.С. Лернера, Е.С. Полат, И.Д. Чечель, М.Б. Романовской.

В своей работе я использую определение метода проекта автора Хромова А.А.

«Метод проекта – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса. Он ориентирован на творческую самореализацию личности учащихся, развития их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта под контролем учителя, обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость».

Кроме того, можно согласиться с Сергеевым И.С., который  пишет: «Проект – это 5 «П». Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. И 6 «П» – Портфолио (сбор документов)». Данный подход интересен тем, что достаточно просто и лаконично ложится в основу любого проекта, становится его структурой. 

В настоящее время предлагаются различные подходы к классификации проектов. Одной из задач данного авторского проекта было проанализировать и отобрать типы проектов, которые можно реализовать на занятиях в школе первой ступени. Для определения типа проекта Е.С. Полат разработал следующие типологические признаки:

1.     Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная, ознакомительно-ориентировочная;

2.     Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знаний), межпредметный проект;

3.     Характер координации проекта:  непосредственный (жёсткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта);

4.     Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города);

5.     Количество участников проекта (индивидуальный, парный, групповой, ребёнок и родитель); 

6.     Продолжительность выполнения проекта (минипроект, краткосрочный, долгосрочный).

Результатом грамотно выстроенной проектной деятельности, становится повышение познавательной активности младших школьников и интереса к предмету. Сегодня нужен человек не только потребляющий знания, но и умеющий их добывать. Нестандартные ситуации наших дней требуют от нас широты интереса. Особый вид интереса - интерес к познаниям, или познавательная активность. Его область - познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование 

Изучением познавательной активности, ее структуры, мотивов развития с учетом возраста младших школьников занимались такие выдающиеся ученые, как Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, А.Е. Дмитриева, Л.В. Занков, В.С. Мухина и др. 

В.А. Сухомлинский считал, что " каждый ребенок должен испытывать радость познания, только это чувство приведет не только к уверенности к себе, в своих познавательных силах, но и побудит у него жажду знания". Познавательная активность – избирательная направленность личности на  предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательная активность становится основой положительного отношения к учению.   

Развитие познавательной активности младшего школьника – это целенаправленный процесс формирования устойчивых качеств личности, отражающих потребность, желание и внутреннюю убеждённость ученика в необходимости творческого познания реальной действительности, способность формулирования познавательных задач и поиска их решения.

Первый уровень познавательной активности (любопытство) проявляется в устойчивом внимании, вызывается новизной стимула и используется в системе познавательной ориентировочной деятельности. Второй уровень познавательной активности - любознательность. Она появляется в проблемной ситуации, ее проявлением является количество и качество вопросов, возникающих по инициативе учащегося; создание познавательных задач и действий. Типы вопросов следующие:

- вопросы, носящие причинно-следственный характер, относящиеся к познанию объекта в его связях с другими объектами, направленные на выявление причин и следствий;

- вопросы на определения, связанные с уточнением родовых понятий, видовых различий;

- уточняющие вопросы, требующие дополнительной информации, уточняющие факты.

Третий уровень познавательной активности - появление устойчивого интереса. Он проявляется:

- в реальном поведении и поступках,

- инициативности в познавательной и других видах деятельности;

- избирательности в их выборе;

- в стремлении по собственному желанию участвовать в коллективной творческой деятельности;

- в распространении интереса на другие занятия;

- в наличии творческих продуктов, свидетельствующих о превращении интереса в устойчивый мотив деятельности.

Главным показателем сформированности познавательной  активности у младших школьников, является устойчивый интерес к учебной и внеурочной деятельности, характеризующийся осознанием цели деятельности, способности к напряженной работе. [5] Познавательная активность учащихся яв­ляется важным фактором улучшения и одно­временно показателем эффективности и ре­зультативности процесса обучения, поскольку она стимулирует развитие самостоятельности, поисково-творческий подход к овладению содержанием образования, побуждает к самооб­разованию 

Таким образом, метод проектов – это инновационный метод обучения школьников, максимально активизирующий деятельность учащихся. Творческий проект в наибольшей степени решает учебную, развивающую и воспитательную задачи урока. Наиболее эффективна организация интегрированных творческих проектов, объединяющая несколько учебных дисциплин. Проектный метод помогает реально внедрять дифференцированный подход к учащимся, гуманизировать и демократизировать процесс обучения. Усилить положительную мотивацию учения. Познавательная активность учащихся яв­ляется важным фактором улучшения и одно­временно показателем эффективности и ре­зультативности процесса обучения, поскольку она стимулирует развитие самостоятельности, поисково-творческий подход к овладению содержанием образования, побуждает к самооб­разованию 

Гипотеза.

Проектная деятельность ставит каждого ученика в позицию активного участника познавательного процесса. В качестве гипотезы выдвинуто предположение: организация проектной деятельности на уроках литературного чтения будет способствовать повышению познавательной активности у младших школьников, обеспечит готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию морали к осознанной личностью необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом.

Выдвигаем гипотезу:   

Эффективность развития познавательной активности будет существенно повышена через организацию проектной деятельности на уроках литературного чтения.  

Но эффективность будет достигнута в том случае, если проектная деятельность: 

- включает изучение обученности проектной деятельности  (ребенок делает то, что ему понятно);

- направлена на формирование мотивации к занятиям проектной деятельностью (ребенок делает то, что ему интересно);

- характеризуется наличием системности в образовательном процессе (ребенок делает то, что ему знакомо).

Ведущая педагогическая идея опыта.

Считаю, что преодоление противоречия между снижением престижа уровня знаний и познавательной активности и воспитанием человека, умеющего самостоятельно добывать новые знания, возможно через использования проектной деятельности в учебном процессе.

Цели и задачи опыта.

К поиску новых форм и методов работы меня побудило названное выше противоречие, исходя из которого, и была поставлена цель опыта.

Цель опыта: Повысить уровень познавательной активности младших школьников через использования проектной деятельности на уроках  литературного чтения.

Объект исследования: Познавательная активность младших школьников.

Предмет исследования: Проектная деятельность, ее особенности.

Мною были определены следующие задачи педагогической деятельности:

Задачи опыта: 

1. Изучить степень разработанности проблемы в теории и практике.

2.Проанализировать психолого-педагогический аспект повышения познавательной активности у младших школьников.

3. Апробировать различные типы проектной деятельности на уроках литературного чтения.

4. Проверить в процессе экспериментальной работы, какие типы проектной деятельности способствуют повышению познавательной активности младшего школьника, обеспечивают готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и социальной деятельности, готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке..

Для решения поставленных задач  были определены 3 этапа реализации опыта.

Этапы реализации опыта:

1. Информационно-подготовительный. Знакомство с методом проектной деятельности.

2. Внедренческий (основной). Использование проектной деятельности на уроках окружающего мира и литературного чтения.

3. Аналитический.

Итоговый мониторинг.

Над этой темой я работаю с 2012 года, используя в своей практике УМК «Планета знаний». УМК  «Планета Знаний» построена таким  образом, что  все его важнейшие компоненты: предметное содержание, дидактическое  обеспечение, методическое сопровождение способствуют:

— эффективному личностному и познавательному развитию учащегося на основе формирования умения учиться;

— реализации личностно-ориентированной педагогики, где ребенок субъект учебного процесса и ему создаются условия для выбора деятельности;

— формированию, развитию и сохранению у учащихся интереса к учению;

Организация учебной деятельности учащихся строится на основе системно- деятельностного подхода, который предполагает:

· ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

· опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:

- проблемно-диалогическую технологию,

- технологию мини-исследования,

- технологию организации проектной деятельности,

- технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Информационно-подготовительный этап.

Жить – значит иметь проблемы. Решать их – значить расти интеллектуально. (Дж. Гилдфорд, психолог)

Анализируя отечественный опыт в области применения современных активных методов обучения, можно сказать, что метод проектов широко  применяется в обучении. Он направлен на формирование у обучающихся потребности и готовности к восприятию и самостоятельному получению новых знаний, развитие личностных качеств ученика.

Учебный проект - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель и согласованные способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой- либо проблемы, значимой для участников проекта.

При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников. Здесь  учащиеся знакомятся и принимают непосредственное участие в своих первых проектах. Учатся работать в микрогруппах и обучаются самостоятельному составлению плана действий по выполнению проекта. Не  следует сразу нацеливать детей на решение сложной задачи. Первые проекты должны носить практический характер и основываться на уже имеющемся опыте учеников. Задача  классного руководителя - развитие у детей через проектную деятельность навыков самооценки и рефлексии собственной деятельности и всего коллектива в целом. Кроме того, это уникальный возраст для развития творческого мышления и воображения.

Поэтому детям необходимо предлагать ситуацию выбора, свободы действий. Где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и результат труда. Проектную деятельность школьников можно определить как форму мыслительной активности, творческой деятельности, которая заключается в достижении поставленной цели по созданию проекта и направлена на овладение учащимися приемами самостоятельной реализации личностно-значимых качеств в процессе выполнения учебного проекта.

Какова же цель проектного обучения?

Цель проектного обучения: Создание условий, при которых учащиеся самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач.

В основу проектного метода входят:                                         

1)    Развитие познавательных умений и навыков учащихся;

2)    Умение ориентироваться в информационном пространстве;

3)    Умение самостоятельно конструировать свои знания;

4)    Умение интегрировать знания из различных областей наук;

5)    Умение критически мыслить.

Метод проектов - один из способов организации учебно-познавательной деятельности.

Проектная технология предполагает:                                  

•         наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска её решения;

•         практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;

•         самостоятельную деятельность учащихся;

•         структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;

•         использование исследовательских методов, сбор информации, оформление конечных результатов, презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.

Этапы работы над проектом: 

Этапы

Задачи

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1. Погружение в проект 

Определение темы, целей и задач, типа проекта, количества участников.

 Формирование основополагающего и проблемного вопроса .Вживание в игровую ситуацию.Принятие задачи.

Мотивирует учащихся.Формулирует проблему и объясняет цели и задачи проекта Наблюдает.

2. Планирование.

Анализ проблемы.

Определение источников  для сбора необходимой информации.

Выбор методов исследования.

Распределение ролей в группе.

Определение критериев оценки результатов работы над проектом.

Выбор формы презентации проекта.

Уточняют тему исследования.

Формируют состав группы и распределяют роли.

Осуществляют планирование работы.

Выбирают форму презентации результатов.

Предлагают и обосновывают свои критерии оценки работы над проектом.

Предлагает возможные варианты состава групп и распределение ролей в группах.

При необходимости помогает учащимся в анализе, поиске источников информации, планировании, выборе форм презентации и т.д.

Консультирует учащихся (по их просьбе).Наблюдает.

3. Исследование.

Выполнение проекта.

Собирают информацию в соответствии со своей ролью и сообща (в соответствии с планом работы).

Консультируются с учителем.

Оформляют собранный материал.

Консультирует учащихся по необходимости.

Ненавязчиво контролирует деятельность школьников.

Наблюдает.

4. Результаты и выводы.

Корректировка деятельности учащихся.

Оказание непосредственной помощи при затруднении.

Участвуют в промежуточных обсуждениях полученных данных в группах (на уроках, занятиях  и т.д.)Ведут подготовку к защите проекта, участвуют в коллективном самоанализе.

Практическая помощь (по необходимости)

Проводит репетиции, консультации. Помогает определиться с формой и способом презентации.

5. Презентация проекта 

Презентация проекта.

Защищают проект (демонстрируют понимание проблемы, целей и задач проекта)

Участвует в оценке результатов работы над проектом.

6. Оценка и результат

Оценка результативности.

Сбор информации в портфолио.

Организация выставок работ учащихся

Участвуют в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

Анализ достигнутых результатов, причин успехов и неудач.

Обобщает полученные результаты.

Подводит итоги работы.

Награждение лучших работ и участников проекта.

 

Результаты проектной деятельности могут быть такими:

•         научный доклад, журнал, книжка-раскладушка;

•         деловая игра;

•         инсценировка;

•         справочник (учебное пособие), альбом, газета;

•         ролевая игра;

•         демонстрация видеофильма;

•         макет (модель);модель, сувенир;

•         иллюстрированное сопоставление фактов.

Проект сначала оценивается самим автором, а потом - жюри.

Новая позиция учителя. Принципиально изменяется позиция учителя. Он перестает быть  "носителем объективного знания".

Главное для учителя – увлечь детей, выбрать проблему, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а ещё привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.

Учителю, организующему проектную деятельность детей, надо знать, что проектная деятельность требует от него создание условий для расширения познавательных интересов детей, Возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Именно учитель стимулирует активность учащихся, их сообразительность и изобретательность, повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их по пути достижения целей, организует доступ к информационным ресурсам, дает четкий анализ результатов выполненного проекта.

Какую же роль выполняют родители?

Умные родители не отталкивают детей, но и не дают прямых ответов, а пытаются натолкнуть ребёнка на самостоятельные наблюдения, размышления, на формулирование интересующего их понятия, иногда показывая как это нужно делать. 

 Обучение с использованием проектных приёмов в начальной школе имеет целый ряд достоинств. Можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:

-     исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);

-    социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);

-     оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности  других);

-     информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений не достаёт);

-     презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);

-     рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился? Чему мне необходимо научиться?»;

-     адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

-    менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность, время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.

Таким образом, проектная деятельность - это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания; это сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой.  В данное время метод проектов становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования и является значимой в начальной школе.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь