Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Основы развития экологической культуры младших школьников

Дата публикации: 2020-11-14 17:55:31
Статью разместил(а):
Никонова Ольга Викторовна

Основы развития экологической культуры младших школьников

Социальный проект  «Дорогою добра»

Авторы: Андрицьо Ирина Валентиновна

и Никонова Ольга Викторовна

МБОУ «Средняя школа № 6», г. Кольчугино Владимирской области 

                       

Информационная карта проекта

1. Полное название проекта: проект по экологическому образованию и воспитанию младших школьников «Настоящий хозяин своего города».

2. Вид, тип проекта: долгосрочный.

3. Цель, направление деятельности проекта: повысить уровень знаний учащихся начальной школы о законах  живой и неживой  природы, понимания сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой, пробудить интерес к экологическим проблемам и сформировать у детей ответственное отношение к окружающему миру в целом.

4. Краткое содержание проекта: проект состоит из 4 акций: «Зелёная планета», «Чистый воздух и вода»  «Каждой пичужке по кормушке» и «Красная книга».  

5. Сроки проведения: с октября по март учебного года

6. Место проведения: МБОУ «Средняя школа №6»

7. Форма проведения: внеурочная (классные часы, внеклассные мероприятия, акции и т д.)

8. Ожидаемые результаты. Реализация проекта позволит в дальнейшем:

- создать условия для эффективного формирования у учащихся и их родителей культуры познавательной деятельности по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей и основе экологических условий жизни, культуры духовного общения с природой, культуры труда, формирующейся в процессе деятельности;

- достичь положительного результата при участии детей в различных мероприятиях экологической направленности;

- активизировать систему работы с родителями  и общественностью по формированию у детей ответственного и бережного отношения к природе в целом.

Актуальность проекта состоит в том, что экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество, поэтому в современном мире вопрос экологического образования и воспитания младших школьников приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию  детей в современной школе уже с первых лет  обучения.

Проблема экологического воспитания школьников не надумана, её решение  должно стать одной из приоритетных задач сегодняшней педагогической действительности. Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. Чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем больше будет ее педагогическая результативность. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний, здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными.

Проблема: низкий  уровень осведомленности детей начальной школы  и их родителей об экологических проблемах, происходящих в мире и сформированности  у них системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей среде.

Цель: повысить уровень знаний учащихся начальной школы о законах  живой и неживой  природы, понимания сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и сформировать у детей ответственное  и бережное отношение к окружающему миру  в целом.

Задачи:

1.     Провести анкетирование  среди учащихся  и их родителей с целью выявления уровня осведомлённости об экологических проблемах, происходящих в мире.

2.     Осуществить выбор предметных направлений, тем и видов деятельности.

3.     Разработать  планирование по разным предметным направлениям с учётом индивидуальных  и возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.

4.     Осуществить контроль над реализацией данного проекта.

5.     Обобщить итоги  по внедрению проекта.

Методы: анкетирование, игровые практикумы, беседы,  лекции, тренинги -общения, мини-акции, мастер-классы и т.д.

Формы: индивидуальные, групповые и массовые.

Индивидуальная работа тесно связана с приобщением младших школьников к чтению и обсуждению книг и статей в журналах об охране природы. Индивидуальная форма  также предполагает деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями, изготовление поделок, фотографирование, рисование, лепка.

Групповая  внеклассная работа наиболее успешно протекает во внеурочное время на занятиях проектной деятельностью. Там занимаются школьники, проявляющие наибольший интерес к изучению взаимосвязей человека с живой природой. Это клубные, секционные занятия юных друзей природы, кинолектории, экскурсии, туристические походы по изучению природы, экологический практикум(изготовление кормушек, уборка школьной территории, озеленение классных комнат, уборка береговой линии водоёма ….)

В формировании экологической культуры младших школьников огромную роль играют массовые внеклассные мероприятия: праздники, утренники, ролевые игры на экологические темы, работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, массовые природоохранные компании, конференции, экологические фестивали.

Средства: методические пособия, игры, комплекты заданий, презентации, учебные фильмы и т.д.

Этапы проекта:

1 этап – подготовительный: постановка цели и задач, определение круга проблем (анкетирование), предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.

2 этап – основной: практическая деятельность по формированию  высокого уровня осведомлённости учащихся начальной школы о законах  живой и неживой  природы, понимания сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой, ответственного и бережного отношения к природе в целом.

3 этап - заключительный: подведение общих итогов, анализ результатов, их обсуждение с привлечением общественности.

Ожидаемые результаты. Реализация проекта работы по экологическому воспитанию и образованию учащихся начальной школы, позволит в дальнейшем:

- создать условия для эффективного формирования у учащихся и их родителей культуры познавательной деятельности по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей и основе экологических условий жизни, культуры духовного общения с природой, культуры труда, формирующейся в процессе деятельности;

- достичь положительного результата при участии детей в различных мероприятиях экологической направленности;

- активизировать систему работы с родителями  и общественностью по формированию у детей ответственного отношения к природе в целом.

Конечный продукт. Знать:

·        основы экологической культуры;

·        некоторые особенности природы своего края;

·        значение природы для человека;

·        охраняемые растения и животные своего края, страны;

·        расширение представлений о значении  воды в жизни человека и растений.,

·        о неразрывной связи человека и природы;

·        принятие первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе;

·        ответственное отношение детей к окружающей среде (от этого зависит  здоровье человека);  позитивное и негативное влияние   деятельности человека на условия его жизни.

Уметь:

·        выполнять экологически сообразные правила поведения в природе;

·        заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;

·        оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости;

·        применять теоретические знания при общении с живыми организмами в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

·        исследовать и сравнивать, делать логические умозаключения;

·        выполнять задания творческого характера;

·        ставить простейшие опыты;

·        выражать свое отношение к природе и людям в игре и в практической деятельности в виде рисунков, сказок, сценок, сочинений, поделок.

Финансовая поддержка: за счёт спонсорской помощи приобретались корма для животных и птиц.

Техническое оснащение: мультимедийный проектор, компьютер, экран. 

 

Рабочий план реализации проекта

Этап

Мероприятия

Направления деятельности

П  о  д  г  о  т  о  в  и  т  е  л  ь  н  ы  й

1. Формулировка проблемы, целей и задач проекта.

-  составляем тематическое планирование по разным    предметным направлениям с учётом индивидуальных особенностей детей 

Акция 1. «Зелёная планета» 3 классы

Акция 2. «Чистый воздух и вода» 3 классы

Акция3. «Каждой пичужке по кормушке» 2 классы 

Акция 4. «Красная книга Владимирской области»  4 классы

2. Определение круга проблем ( анкетирование)

- с целью выявления у учащихся и родителей уровня осведомлённости об экологических проблемах, происходящих в мире и формирования  бережного и ответственного отношения к природе в целом.

3. Составление плана действий.

4. Составление списка материалов, необходимых для  изготовления кормушек для птиц.

5. Утверждение номинации по итогам проведения экологического проекта и присвоение учащимся звания  «Лучший друг природы. Настоящий хозяин своего города»  с вручением медали «Хочу всё знать».

 

                                                 О  с  н  о  в  н  о  й

1. Определение сроков проведения работ.

Акция 1. «Зелёная планета» 3 классы

1. Линейка-открытия  «Земля – планета будущего

2.Экологический десант "Уборка пришкольной территории.

3.  «Вода – знакомое, загадочное, необъяснимое» 

4.«Час суда»  ( внеклассное занятие)

5.«Класс – наш дом, мы живем и дышим в нем»

6.Операция «Покорми птиц зимой»

7. Операция «Ёлочка – зелёная иголочка»

Акция 2. «Чистый воздух и вода» 3 классы

1.«Отходы в доходы»

2.Знакомство с очистными сооружениями заводов

3.Чистый воздух – залог здоровья и долголетия

Акция3. «Каждой пичужке по кормушке» 2 классы 

1. «Знатоки природы»

2. Изготовление  кормушек из бросового материала

3. Экологический десант « Каждой пичужке по кормушке»

Акция 4. «Красная книга Владимирской области»  4 классы

1. «Человек в экосистеме» (создание печатных материалов и электронных презентаций)

2. «Хроники зколога» (встреча с представителями школьного лесничества «Лесной патруль»  Балакиной А., Моисеевым М.)

3. «Твори добро на всей земле, твори добро на радость  всему живому» (подкормка кабанов  в «Кожинском охотохозяйстве» 

Развитие экологической грамотности,  обучение детей экологически целесообразному образу жизни, способствующему накоплению экологических знаний, приобретению детьми умений и навыков общения с природой, расширению индивидуального экологического пространства;

 

Изучить особенности  жизни зимующих птиц, индивидуальный рацион питания.

 

 

Изучение представителей растительного и животного мира, занесенного в Красную книгу;

применение полученных знаний, в ходе работы над проектом 

Заключительный

Итоговое мероприятие

«Сохраним нашу Землю голубой и зелёной»  

( присвоение звания учащимся «Лучший друг природы. Настоящий хозяин своего города»,  вручение медали   «Хочу все знать»)

Систематизация и обобщение полученных знаний в ходе проектной деятельности 

Подготовительный этап.

1. Определение круга проблем.

Для правильной и более эффективной организации работы по экологическому воспитанию  и образованию младших школьников, необходимо было определить круг проблем, связанных с уровнем сформированности экологической культуры. Для этого провели  анкетирование с учащимися начальных классов и их родителями.

Анкетирование родителей учащихся младших классов.

Большинство родителей имеют представление о понятии экологическая культура, но не все знают о глобальных экологических проблемах, происходящих в мире. Большинство из них считают необходимым осуществление экологического образования и воспитания ребенка в школе, так как дома на это не хватает времени.

Анкетирование учащихся начальной школы.

Учащиеся недостаточно полно осознают пагубное влияние человека на природу, в недостаточной  мере осведомлены об охраняемых растениях и животных. Не все учащиеся знают, что они могут сделать для охраны природы. В целом, сложилась следующая картина: дети владеют недостаточными знаниями об окружающей среде, об экологии в целом.

Данные, полученные в ходе анкетирования учащихся и родителей, говорят о необходимости целенаправленного педагогического влияния на процесс экологического образования и воспитания младших школьников. Это послужило основой для организации социального проекта «Настоящий хозяин своего города».

Основной этап 

На данном этапе были проведены все запланированные мероприятия            

1. Линейка – открытие «Земля – планета будущего».

2. Экологический десант «Уборка пришкольной территории».

На городском субботнике            Кто-то мусор собирает,
Отличные работники.                   Кто-то деревца сажает,
Прибрать сегодня город               Кто-то в клумбах копошится,
Пришли и стар и молод.               Всюду радостные лица.

3. «Вода – знакомое, загадочное, необъяснимое» 

Вода! Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни; ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами... Ты самое большое богатство на свете ... Антуан де Сент-Экзюпери.

4. Операция "Елочка - зелёная иголочка".

5. «Класс – наш дом, мы живём и дышим в нём»

6. Акция «Покормите птиц зимой»

Сохранить природу мы сможем без труда, Повесим лишь кормушку у своего окна.                                         

Ведь все на свете птицы нам с тобой друзья! 

Мы кормушку смастерили
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь - сосед,
Будет вам зимой обед!

7. Акция «Отходы в доходы».

8. «Хроники эколога»  (встреча с представителями школьного лесничества «Лесной патруль» Балакиной А., Моисеевым М.) 

9. «Твори добро на всей земле, твори добро на радость  всему живому» (подкормка молодняка кабанов в «Кожинском охотохозяйстве».

Приготовили угощение и для лосей!

Поймите, люди, что природа
На всех на нас она одна
Пусть хорошеет год от года

Она ведь  всем нам так нужна!                                                

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Итоговое мероприятие.

«Сохраним нашу Землю голубой и зелёной»  

Присвоение звания учащимся «Лучший друг природы»,  вручение медали   «Хочу все знать»

Итоги реализации проекта.

В рамках данного проекта были проведены все запланированные мероприятия, которые   повысили  уровень знаний учащихся начальной школы о законах  живой и неживой природы, понимания сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и сформировали у детей ответственное и бережное отношение к окружающему миру  в целом. Хочется верить ,что каждый учащийся станет настоящим хозяином своего города.

Проект позволил:

- создать условия для эффективного формирования у учащихся и их родителей культуры познавательной деятельности в области экологии,

- активизировать систему работы с родителями  и общественностью по формированию у детей ответственного отношения к природе,

- достичь высоких  результатов при участии детей и педагогов в различных мероприятиях и конкурсах экологической направленности, что позволило каждому пополнить свой портфель достижений.

Акция 1. «Зелёная планета» 3 классы

1. Линейка-открытия  «Земля – планета будущего

2. Экологический десант "Уборка пришкольной территории.

3. «Вода – знакомое, загадочное, необъяснимое» 

4. «Час суда» (внеклассное занятие)

5. «Класс – наш дом, мы живем и дышим в нем»

6. Операция «Покорми птиц зимой»

7. Операция «Ёлочка – зелёная иголочка»

Акция 2. «Чистый воздух и вода» 3 классы.

1. «Отходы в доходы»

2. Знакомство с очистными сооружениями заводов

3. Чистый воздух – залог здоровья и долголетия

Акция 3. «Каждой пичужке по кормушке» 2 классы 

1. «Знатоки природы»

2. Изготовление кормушек из бросового материала

3. Экологический десант «Каждой пичужке по кормушке»

Акция 4. «Красная книга Владимирской области» 4 классы.

1. «Человек в экосистеме» (создание печатных материалов и электронных презентаций)

2. «Хроники зколога» (встреча с представителями школьного лесничества «Лесной патруль» Балакиной А., Моисеевым М.)

3. «Твори добро на всей земле, твори добро на радость  всему живому» (подкормка  молодняка кабанов в «Кожинском охотохозяйстве»

Итоговое мероприятие «Сохраним нашу Землю голубой и зелёной»  

(присвоение звания учащимся «Лучший друг природы», «Настоящий хозяин своего города» и вручение медали «Хочу все знать»)

Учащимися начальной школы была создана выставка книг с произведениями  посвящёнными  малой родине (проза) и охране окружающей среды «Поэзия».

На  заключительном празднике «Сохраним нашу Землю голубой и зелёной»  активным учащимся присваивали звания «Лучший друг природы», «Настоящий хозяин своего города» с вручением  медали «Хочу все знать».

 

Список литературы:

1. Айкина Г.А. Как сделать экологическое воспитание эффективным: [экология на уроках; формы и методы воспитательной работы] // Начальная школа.–2008.– № 8.–С.54–57.

2. Андриянов А.П. Практические аспекты экологического воспитания в начальной школе//Завуч начальной школы.–2006.–№ 6.–С.58–94.– Интегрированный подход к планированию экологического воспитания  (фрагмент  целевой  программы  "Окно в природу",1–4 кл.).

3. Аржановская Н.В. Вода в жизни растений, животных и человека: [сценарий урока]//Начальная школа.–2005.–№ 4.–С.54–56.

4. Артемихина Т.В. Тема урока: "Экологическая безопасность":3 класс//Мастер-класс.–2006.–№ 2.–С.26–30.–(Приложение к журналу "Методист").  

5. Бобылева Л.Д. Экологическое воспитание младших школьников: Кружковая работа//Начальная школа.–2003.–№ 5.–С.64–75.

6. Буренина Т.П. Реализация личностно-ориентированного образования в формировании экологической культуры младших школьников//Наука и школа.–2006.–№ 3. С.8–11.

7. Бурова Л.И. Экологическая практика учащихся начальной школы: Пособие для учителя/ Л. И. Бурова, Г.П. Сеничева, А.В.Сорокина.– Вологда, 2004.–72 с.–(ВИРО).

8. Веселова Т.М. Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала:Начальная школа.–2003.– № 2.–С.110–113.

9. Гринева Е.А. Подбор измерений для диагностирования экологической воспитанности младшего школьника//Педагогическая мастерская.–2009.– № 3.–С.2–5.– Требования к тестовым заданиям.

10. Дагбаева Н.Ж. Системный подход к экологическому образованию младших школьников//Начальная школа.–2003

 

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь