Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Современные педагогические технологии в работе учителя начальных классов

Дата публикации: 2020-11-18 20:24:51
Статью разместил(а):
Шамолина Елена Сергеевна

Современные педагогические технологии в работе учителя начальных классов

Автор: Шамолина Елена Сергеевна

 

Условия возникновения опыта.

Концепция модернизации российского образования выдвигает новые социальные требования к системе школьного образования. «… Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны».

Повышение  качества современного образования ориентировано не только на усвоение учащимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, на умение самостоятельно добывать знания. Общеобразовательная школа должна сформировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.

Подготовка учеников к жизни закладывается в школе. Требования к системе образования  сегодня меняют свои приоритеты. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся  главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным! Требования к современному образованию побудил  меня  к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания и  внедрить их в учебный процесс. Тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс.

Актуальность опыта.

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей - развитие личности ученика. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету. В этих условиях традиционная школа, реализующая классическую модель образования, стала непродуктивной. 

Ведущая педагогическая идея опыта.

Передо мной возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в  процесс развития личности ребенка. И она есть одна из самых актуальных. Считаю, что преодоление противоречий между  традиционным подходом к образованию и современными требованиями к учебному процессу  возможно через использование в процессе обучения новых технологий, позволит устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов творческой  деятельности обучающихся.

Внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий позволит учителю:

· отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности;

· развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность;

· воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий.

На основе этих заключений я выдвигаю гипотезу:

Гипотеза.

Использование современных педагогических технологий на уроках в начальной школе направлено на воспитание и обучение всесторонне развитой личности, способной к творчеству, умеющей самостоятельно добывать новые знания.

Цель  моего опыта.

Для обеспечения условий эффективного обучения детей использовать в своей педагогической деятельности современные педагогические технологии.

Перед собой ставлю такие задачи:

Задачи опыта:

• Изучить теоретический  материал о современных педагогических технологиях.

• Определить пути и условия внедрения технологий в учебный процесс.

• Выявить влияние современных технологий на повышение более высоких результатов обучения и воспитания.

Научность в представляемом педагогическом опыте.

Современные педагогические технологии  обладают существенным признаком – наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Учащиеся приобретают знания на научной основе. 

Новизна педагогического опыта.

В настоящее время широкую популярность приобрело использование эффективных современных технологий. Их применение направлено на создание условий для активной практической деятельности, на развитие умений оценивать, анализировать, применять знания. Использование различных приемов и методов  способствует совершенствованию процесса обучения. Действительно, использование в учебном процессе новых технологий активизирует учащихся на протяжении всего урока, формирует их познавательные интересы и стремление к овладению знаниями и   выигрывает по сравнению с традиционным обучением. В этом новизна  педагогического опыта.

Теоретическая база опыта.

Для того чтобы применять современные технологии в своей педагогической деятельности у меня возникла необходимость сначала их изучить. Что же такое технология?

Этапы реализации опыта:

1. Информационно-подготовительный. Знакомство с современными технологиями.

2. Внедренческий (основной). Использование современных технологий на уроках в начальной школе.

3. Аналитический. Итоговый мониторинг.

 

1. Информационно-подготовительный этап.

На данном этапе работы по опыту мною был подобран и изучен материал по изучению технологий.

В самом общем виде технология - это продуманная система, «как» и «каким образом» цель воплощается в «конкретный вид продукции или её составную часть. Существует множество интересных определений сущности педагогических технологий - термина, ставшего довольно популярным в последнее десятилетие:  

  • Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, в искусстве ("Толковый словарь русского языка").
  • Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев).

Что же подразумевается под понятием «педагогические образовательные технологии»?  

«Технология» - это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.

«Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата»

Часто педагогическую технологию определяют так: 

• Совокупность приёмов – область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов   педагогической   деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного процесса;

• Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса;

• Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве образования и науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Общая идеология стандарта, нацеленность учебного процесса на достижение основных ожидаемых результатов образования налагает особые требования и на отбор образовательных технологий.  

Среди многообразия современных образовательных технологий выделяю и использую в своей педагогической  работе:

· Информационно-коммуникационные технологии. 

· Здоровьесберегающие технологии.  

· Игровые технологии. 

· Проектно-исследовательские технологии. 

· Групповые технологии.

2. Внедренческий (основной) этап опыта.

Технология опыта.

На основном практическом этапе работы по теме опыта была определена задача: объяснить свой выбор педагогических технологий  в учебном процессе.

Информационно-коммуникационная технология.

Информационно-коммуникационная технология в начальной школе  играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребенка ХХI века, способствует  достижению основной цели модернизации образования – улучшения качества обучения, обеспечения  гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой. Педагогическое мастерство учителя основано на единстве знаний и умений, соответствующих современному уровню развития науки, техники и их продукта – информационных технологий. В свое время я прошла компьютерные курсы: владею основами работы на компьютере, имею навыки работы с интернетом.  

В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета. Чтобы обогатить урок, сделать его более интересным, доступным и содержательным, при планировании следует предусмотреть, как, где и когда лучше включить в работу ИКТ: для проверки домашнего задания, объяснения нового материала, закрепления темы, контролирования  за усвоением изученного, обобщения и систематизации  пройденных тем, для уроков развития речи и т.д. К каждой из изучаемых тем можно выбрать различные виды работ и действий: тесты, тренинги, контрольно- тестирующие комплексы. 

Я использую в своей работе презентации по предметам, кроссворды. Готовясь к урокам окружающего мира, применяю презентации, виртуальные путешествия на уроках окружающего мира, которые позволяют мне показать детям животный и растительный мир нашей Родины, портрет любой исторической личности. Интересно проходит и устный счёт на уроках математики, орфографическая  минутка и словарная  работа на уроках русского языка. В интернете нахожу  готовые презентации по творчеству писателей и поэтов. Мои ученики  принимают участие в дистанционных олимпиадах  и конкурсах. 

Мои  ученики в 3-4 классах самостоятельно составляли и защищали свои презентации. С первого класса посещают занятия по внеурочной деятельности «Учусь создавать проект». Использование ИКТ позволяет мне проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, обеспечивает наглядность, дает возможность использовать большое количество дидактического материала, повысить объём выполняемой работы на уроке, обеспечивает высокую степень дифференциации обучения,  усиливает  положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся. Использование презентаций, игровых дисков, умение учащихся работать в интерактивном режиме способствует повышению качества образования.

Здоровьесберегающая технология.

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Поэтому для формирования, сохранения и укрепления целостного здоровья человека  в  свою педагогическую деятельность я  внедряю здоровьесберегающие технологии. Её цель- обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и  применение полученных знаний в  повседневной жизни. 

В современной школе добавилось много факторов, влияющих  на здоровье школьников:

·        недостаточная освещенность класса;

·        плохой воздух школьных помещений;

·        неправильная форма и величина школьных столов;

·        несоблюдение режима дня, что приводит к перегрузке учебными занятиями; ухудшение нервно-психического здоровья; стрессовая педагогическая тактика;

·         нерациональная организация учебной деятельности;

·        снижение двигательной активности;

·        увеличение простудных заболеваний и пропусков уроков по болезни;

·        нарушение зрения, осанки;

В состав упражнений для физкультминуток включаю упражнения по формированию осанки, укреплению зрения, укрепления мышц рук, отдых позвоночника, упражнения для ног, релаксационные упражнения для мимики лица, потягивание. Физкультминутку можно выбирать в зависимости от преобладающей деятельности на уроке:

·         если преобладающий вид деятельности письмо, то использую упражнения для снятия общего или локального утомления, упражнения для кистей рук;

·        если чтение - гимнастику для глаз;

·        слушание, говорение - гимнастику для слуха,

·        дыхательную гимнастику.  

Для укрепления здоровья учащихся в школе организовано горячее питание. 100% учеников моего класса получают горячие завтраки, 53% - комплексный обед.

Здоровьесберегающие технологии могут применяться как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе.

Во внеклассной работе, на перемене  использую проведение подвижных  оздоровительных игр, веселых стартов, прогулок в парк.

Использование данных технологий  позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физкультминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

Я считаю, что внедрение в обучение здоровьесберегающих  технологий приведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детских коллективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. 

Игровые технологии.

В данное время я работаю в 1 классе, поэтому использование игровых технологий для меня актуально. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Использование игровых технологий в период обучения в начальной школе является наиболее эффективным средством повышения качества знаний обучающихся по предметам. В результате систематического использования игровых форм обучения повышается  темп работы на уроках, возрастает активность учащихся в    стремлении самостоятельно найти решение поставленной задачи. 

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Игровые технологии строятся как образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов. На уроках я использую следующие игровые технологии: Урок-игра, урок-КВН. Я активно использую эту технологию на всех этапах урока (особенно в 1 и 2 классе): будь то актуализация знаний учащихся или закрепление и повторение изученного материала (устный счет, словарно-орфографическая работа и т.д.), создаю игровые ситуации «Молчанка», «Домино», «Лото», «Эстафеты». «Лучший счетчик». Математические задачи, софизмы (нестандартные задачи с несколькими способами решений). Ребусы, шарады. «Анаграммы». Игры в слова. «Вставьте пропущенную букву и число». «Умозаключения». Кроссворды. Значение игры на уроках трудно переоценить. Здесь развивается кругозор ребенка, сообразительность.

Игра дает возможность переключиться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость, утомляемость. Игры своим содержанием, формой организации, правилами и результативностью способствуют формированию умений анализировать, сравнивать, сопоставлять. Это влияет на развитие внимания, наблюдательности, памяти, пространственных представлений, воображения. Игра способствует преодолению пассивности учеников и усилению работоспособности учащихся.

Проектно-исследовательская технология.

Суть проектной технологии заключается в том, что ученики  сами  должны активно участвовать в получении знаний из различных источников, учатся ими пользоваться, приобретают коммуникативные умения, развивают исследовательские умения и системное мышление.

Ведущая форма проектной технологии – это игра, во время которой дети делятся на группы, создают и защищают свой проект. Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач. Таким образом, проектная методика:  

· предполагает выражение учащимся своего собственного мнения, чувств, активное включение в реальную деятельность;

· особая форма организации коммуникативно-познавательной деятельности школьников на уроке;

· основывается на цикличной организации учебного процесса.

· Поэтому как элементы, так собственно и технологию проекта следует применять в конце изучения темы по определенному циклу, как один их видов повторительно-обобщающего урока.

Различаются такие виды проектов: практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой.

Перед проведением работы по каждому  из проектов должна быть четко выстроена логическая схема.  Мы с ребятами занимаемся проектной деятельностью с 1 класса. Первые проекты были индивидуальные, затем групповые, творческие, исследовательские, совместные. Темы проектов, которые готовили учащиеся, разнообразны.

Если в 1 классе проекты выполняются совместно с родителями, то к 4 классу учащиеся проявляют большую самостоятельность. При подведении итогов работы ребята представляют аргументированные выводы, обрабатывают и оформляют полученные результаты в виде: 

·        реферата, буклета, научный доклад, журнал, книжка-раскладушка;

·        деловая игра;

·        инсценировка;

·        справочник (учебное пособие), альбом, газета, гербарий;

·        ролевая игра;

·        демонстрация видеофильма;

·        макет (модель); модель, сувенир;

·        иллюстрированное сопоставление фактов.

·         презентации.

Проектная деятельность, которой уделяется большое внимание на уроках, важна и во внеурочных занятиях для формирования умения вести исследовательскую работу у младших школьников и дальнейшего постижения основ научно – исследовательской деятельности. Считаю, что проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Групповая технология.

Я считаю, что групповая технология является наиболее приемлемой среди всех технологий.

Во-первых, этот тип занятий легко вписывается в учебный процесс. Во-вторых, обеспечивает успешное усвоение материала, нравственное и интеллектуальное развитие учащихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим.

Групповые технологии предполагают организацию совместных действий.

Выделяются следующие разновидности групповых технологий: групповой опрос, смотр знаний, дискуссии,  диспуты, конференции, путешествия.

Можно выделить уровни коллективной деятельности в группе:

· Одновременная работа со всей группой.

· Работа в парах.

· Групповая работа на принципах дифференциации.

Особенности организации групповой работы.

Групповая технология позволяет организовать активную самостоятельную работу на любом этапе  уроке. Это работа учащихся в статической паре, в динамической паре, в вариационной  паре. Эта форма учебной деятельности может быть использована как на этапе предварительной ориентировки, когда школьники выделяют (с помощью учителя или самостоятельно) содержание новых для них знаний, так и на этапе отработки материала. При повторении изученного материала позволяет в короткий срок опросить всю группу, при этом ученик может побывать в роли учителя и в роли отвечающего, что само создает благоприятную обстановку на уроке. Так же применяю взаимопроверку и самопроверку после выполнения самостоятельной работы. Учащийся при этом чувствует себя раскованно, развивается ответственность, формируется адекватная оценка своих возможностей, каждый имеет возможность проверить, оценить, подсказать, исправить, что создает комфортную обстановку.

Во время работы обучающихся в группах я могу занимать следующие позиции – руководителя, «режиссера» группы; выполнять функции одного из участников группы; быть экспертом, отслеживающим и оценивающим ход и результаты групповой работы, наблюдателем за работой группы. На своих уроках я активно использую работу в парах, группах. Применяю взаимопроверку и самопроверку после выполнения самостоятельной работы. Считаю групповую технологию самой  интересной для ученика:  

- создается учебная мотивация;

- пробуждается  в учениках познавательный  интерес;

- развивается стремления к успеху и одобрению;

- происходит снятие неуверенности в себе, боязни сделать ошибку и получить за это порицание;

- развитие способности к самостоятельной оценке своей работы;

- формирование умения общаться и взаимодействовать с другими обучающимися, каждый имеет возможность проверить, оценить, подсказать, исправить, что создает комфортную обстановку.

 

3. Аналитический этап.

Результативность.

На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать, что какая-то из них лучше, а другая хуже, На мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов:  контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия . Какую бы педагогическую технологию мы ни применяли в учебном процессе, все же реализуется она через систему учебных занятий, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого ребенка в разные виды деятельности. И самым оптимальным вариантом  для моей педагогической деятельности является использование смеси этих технологий в учебном процессе. Педагог — творец технологии. Создание технологии невозможно без творчества. 

Я предлагаю понаблюдать за динамикой  использования мною  современных педагогических технологий по классам.

Информационно-коммуникационные  и здоровьесберегающие технологии активно используются в каждом классе. Игровые технологии  я чаще использую в 1и 2 классе.  А использование проектной и групповой технологии  возрастает к 4 классу. 

Выводы.

Я считаю, что использование педагогических технологий эффективно тогда, когда у детей возникает желание  работать на уроках в парах, группах, на интерактивной доске, использовать дидактические игры, исследовать и добывать новые знания, создавать и защищать проекты. Использование современных образовательных технологий позволяет учителям начальных классов добиваться высокого качества обучения, увеличивается число учащихся, принимающих участие в олимпиадах, исследовательских проектах и различных творческих конкурсах.

Применение новых технологий в начальной школе способствует развитию у школьников познавательной активности, творчества, умения работать с информацией, повышению самооценки, а главное, повышается динамика качества обучения.  

Материалы описания данного опыта подтверждают, что использование современных педагогических технологий на уроках в начальной школе направлено на воспитание и обучение всесторонне развитой личности, способной к творчеству. Гипотеза подтвердилась. Цель опыта достигнута. 

Материалы моего опыта могут использовать в своей работе учителя начальных классов.

 

Литература:

Кукушин В.С. Современные педагогические технологии в начальной школе. – /Д: Феникс, 2004.

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь