Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Дата публикации: 2020-11-23 21:50:59
Статью разместил(а):
Башта Валерий Анатольевич

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Автор: Башта Валерий Анатольевич

МБОУ «СОШ № 28 с УИОП имени А.А.Угарова», г. Старый Оскол, Белгородская область

       

Актуальность рассматриваемой в статье проблемы.

Цель современной школы – подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни. Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов.

Исследования подтверждают, что современная организация учебного процесса в большинстве школ и недооценка родителями рационального двигательного режима приводят к тому, что биологическая потребность в движении многих детей не удовлетворяется [4, с. 25].

Для ребенка начало школьного возраста – критический период, когда «играющий» ребенок превращается в «сидячего» ребенка. Решить вопрос повышения двигательной активности призвана программа физического воспитания учащихся. В программе значительное место отведено физкультурно-оздоровительным мероприятиям в режиме учебного дня, включающим гимнастику до учебных занятий, физкультурные минуты до уроков, физические упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах, а также ежедневные физкультурные занятия в группах продленного дня [4, с. 125].

Обзор литературы.

Здоровьесбережение и его роль в учебном процессе рассматривается учеными различно. М.А. Данилов здоровьесбережение рассматривает в занимательности школьника к учению; Б.П. Есипов рассматривал его как средство активизации учебной деятельности; Н.И. Гамбург использование занимательности считает средством повышения качества обучения. В исследовании Г.И. Щукиной занимательность – важный стимул возбуждения интереса к предмету.    

Результаты исследования.

Здоровьесберегающие технологии предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью [5; c. 17].                   

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. [5; c. 19]

К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖ.       

Программа здравоохранения в школе включает 7 основных модулей:

1) образование детей в сфере здоровья;

2) программы и практические руководства по физической активности;

3) школьное питание;

4) медицинские услуги в школе;

5) психологическое и социальное консультирование;

6) повышение квалификации работников школ в области здравоохранения;

7) активное участие семьи и общества.

Использование здоровьесберегающих технологий способствует: созданию благоприятной эмоциональной атмосферы, придающей и вселяющей уверенность в своих силах; повышению уровня успеваемости и эффективности учебного процесса; сбережению и укреплению физического здоровья учащихся [5, с. 20].    

Здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно- воспитательном процессе, делят на три основные группы: 

1. Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса. Прежде всего, это правильная организация урока, которая дает возможность поддерживать высокую работоспособность и предупреждать утомления. 

2. Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности учащихся. 

3. Психолого-педагогические технологии. В первую очередь использование игровых технологий, нестандартных уроков (уроки- игры, уроки-соревнования, уроки-экскурсии и другие), уникальных задач и увлекательных заданий, интерактивных обучающих программ и проч. Основное – это создание благоприятного эмоционального климата [2, с. 35]. 

Отсутствие прямого принуждения, демократический стиль, приоритет положительного стимулирования, право ребенка на ошибку, на собственную точку зрения способствую формированию здоровой психики и, как итог, высокого уровня психологического здоровья. Все средства и методы должны быть направлены на то, чтобы ученики испытали удовлетворение в процессе учебной работы на уроке. Осуществление этой цели напрямую зависит от следующих приоритетов учебно-образовательного процесса: организация рационального учебного процесса; рациональная организация двигательной активности учащихся; система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни [2; 167-169].  

Но, несмотря на это, необходимо ежегодно проводить диагностику состояния здоровья учащихся и прослеживать динамику изменений, систематически осуществлять мониторинг. Чтобы эта работа была рациональной, необходимо хорошо знать здоровье детей, следить за изменениями в состоянии их здоровья, видеть проблемы. Поэтому 3 раза в год нужно проводить мониторинг состояния здоровья учащихся (стартовая, текущая, финишная диагностика). Мониторинг проводится по трем направлениям:   физическое здоровье учащихся (соблюдение ЗОЖ, данные медицинских осмотров, двигательная активность); психическое здоровье учащихся (оценка уровня тревожности, развитие познавательных процессов, самооценка);   социальная адаптация учащихся (оценка уровня комфортности) [1, с. 95]. 

Еще необходимо активнее вести пропаганду по формированию у учащихся представлений о здоровом образе жизни. Особое внимание уделять корригирующим упражнениям по предупреждению нарушения осанки и плоскостопия на уроках физической культуры. Каждому учителю нужно искать самые оптимальные пути обучения и воспитания учащихся, умело использовать передовые педагогические технологии для того, чтобы учебно-воспитательный процесс был радостным, доступным для всех, и здоровьесберегающим [3]. 

Анализ знаний основ ЗОЖ, а также изменения отношения учащихся к своему здоровью от начала к концу учебного года, позволяют оценивать эффективность внедрения здоровьесберегающих технологий.

Выводы. Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебновоспитательный процесс школы – это одно из самых рациональных решений сложившихся проблем в образовании. Применение новых технологий в системе здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса приведет к нормализации, грамотности применения новейших методов и форм работы в образовании детей. 

Перспективы дальнейших исследований. Эффективность применения здоровьесберегающих технологий зависит и от того, насколько удалось, с одной стороны, обеспечить реализацию индивидуальных физкультурных потребностей, а с другой – сформировать максимальный оздоровительный эффект.  

 

Список литературы:

1. Абрамова И.В. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] /И.В. Абрамова. – Самара, 2004. – 170 с.

2. Зайцев В.Н. Практическая дидактика: учебное пособие [Текст] / В.Н. Зайцев. – Москва: КноРус, 2000. – 177 с.

3. Ковалѐва Л.М. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе [Текст] / Л.М. Ковалева, Н.Н. Тарасенко / Начальная школа – 1996. – № 7. – С. 17-22.

4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1–4 классы [Текст] / В.И. Ковалько. – М.: Вако, 2004. – 213 с.

5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе [Текст] / Н.К. Смирнов. – М.: АПКиПРО, 2002. – 121 с. 

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь