Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Омонимия слов категории состояния, наречий и кратких прилагательных

Дата публикации: 2021-12-07 15:54:40
Статью разместил(а):
Веденеева Анастасия Аркадьевна

Омонимия слов категории состояния, наречий и кратких прилагательных

Автор: Веденеева Анастасия Аркадьевна

МАОУ "Лицей № 14", г. Владимир

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о том, какой урок можно провести на тему: «Омонимия слов категории состояния, наречий и кратких прилагательных».

Ключевые слова: омонимия, прилагательные, конспект урока.

 

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

Образовательные:

1) выявить закономерности различения слов категории состояния, наречий на -о, -е и кратких прилагательных;

2) научиться различать слова категории состояния, наречий на -о, -е и кратких прилагательных;

3) определить синтаксическую роль омонимичных частей речи в тексте, уметь употреблять их в собственной речи.

Развивающие:

1) развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;

2) способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти.

Воспитательные:

1) воспитывать у учащихся активность;

2) воспитывать у учащихся интерес и любовь к родному языку и к литературе наших земляков, конкретно – к светлой, легкой, доброй прозе В.А. Солоухина.

 

Ход урока:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность Ученика

1. Организационный момент 

Здравствуйте, ребята. Садитесь.  

Учащиеся настраиваются на работу.

2.      Изучение нового материала

Ребята, как вы думаете, слово легко, это какая часть речи? Наречие? Категория состояния? Или краткое прилагательное?

-Мы не можем точно сказать, что это за часть речи, потому что слово легко в разных высказываниях может быть наречием, категорией состояния, кратким прилагательным.

Как называются слова, одинаковые по форме, но разные по значению?

Правильно, такие слова называются омонимами.

Омонимы могут относиться к разным частям речи. Многие слова на «–о», подобно слову легко, могут проявляться в разных случаях то как прилагательные, то как наречия, то как слова состояния. Наличие омонимов среди разных частей речи – это омонимия частей речи.

Тема нашего урока – «Омонимия слов категории

 состояния, наречий и кратких прилагательных» (тема записывается на доске и в тетрадях учеников). 

- Ребята, кто-нибудь знает кто такой Владимир Солоухин? Владимир Солоухин – это писатель нашего родного края, Владимирской земли. Он родился в 1924 в селе Алепино (сейчас это Собинский район). Солоухин написал замечательные рассказы и повести. Я вам советую обязательно прочитать цикл его рассказов «Камешки на ладони». Я уверена, что они вас заинтересуют и тронут до глубины души. Прочитайте рассказ «Выводок» на внеклассное мероприятие по литературе.

- А сейчас мы с вами возвращаемся к теме нашего урока. Запишите 3 предложения из рассказа Солоухина «Мошенники».

1) Стандартное пальто коротко ему.

2) Наступал час, когда мы целеустремлённо шли в сторону заводских корпусов.

3) Ставить нас на чёрную работу (например, разбирать мусор или грузить тяжести) было неудобно.

Найдите в тексте одинаковые слова. Назовите их. Правильно, это слова коротко, целеустремлённо, и неудобно. А почему они одинаковые? Что в них общего?

Определить к каким частям речи относятся эти слова.  Для того чтобы это сделать, мы должны выяснить, от какого слова зависят наши слова или не от чего не зависят, что они обозначают, каким членом предложения являются.

Рассмотрим 1 предложение: задаем вопрос от существительного: пальто каково? коротко, то есть слово на «о» зависит от существительного и обозначает признак предмета. Каким членом предложения является? Выделим грамматическую основу: пальто коротко. В предложении является сказуемым. Значит, слово коротко в предложении является сказуемым, выраженным кратким прилагательным. Краткие прилагательные изменяются по родам и числам. Поэтому прилагательное имеет окончание.  Выделите его. Краткую форму прилагательного можно заменить полной: стандартное пальто короткое ему.

Во втором предложении грамматическая основа мы шли. Задаем вопрос к слову на «о» от глагола: шли (как?)  целеустремлённо. Что обозначает слово целеустремлённо? (признак действия) Каким членом предложения является, если отвечает на вопрос как? Все правильно, это обстоятельство. Значит, слово целеустремленно является обстоятельством, выраженным наречием. Наречие- неизменяемая часть речи, не имеет окончания. На конце выделяем суффикс –о-.

Перейдем к 3 предложению: выделяем грамматическую основу: одно сказуемое было неудобно, подлежащего нет и не может быть, то есть это безличное предложение. Что обозначает это слово? (состояние человека): было каково?

Было неудобно. Слово на «-о», сказуемое в предложении, где нет подлежащего, значит, какая это часть речи? Правильно, это слово категории состояния. Категория состояния – слово неизменяемое, поэтому не имеет окончания.

Итак, как мы видим, слова на «о» могут быть краткими прилагательными, наречиями и словами категории состояния.

Чтобы не путаться и правильно определять, чем выражены омонимичные части речи, нужно составить сравнительную таблицу разграничения омонимичных слов разных частей речи (учитель раздает заранее заготовленные карточки, куда нужно только вписать отличительные признаки).

 Вопросы 

Краткое прилага-тельное

 Наречие 

Слово категории состояния 

К какому слову относится?

 Сущест.-- 

 Глагол 

Не зависит от других слов 

На какой вопрос отвечает?

Каков? Какова? Каковы? 

 Как? Где? 

 Как? Каково? 

 Что обозначает?

Признак Предмета

Признак действия, признак другого признака 

Состояние природы, человека, оценку действия 

Каким членом предложения является?

 Сказуемое 

 Обстоятельство 

Сказуемое в безличном предложении 

 Как изменяется?

По родам, числам, падежам 

Не изменяется 

Не изменяется 

Пример

 

Лицо было грустно.

Он грустно смотрел на нее.

Ему грустно.

 

Учащиеся отвечают на вопрос учителя о том, что такое омонимы.

Ученики открывают тетради, записывают число и тему урока «Омонимия слов категории состояния, наречий и кратких прилагательных».

Записывают 3 предложения из рассказа Солоухина. Слушают рассуждения учителя и вместе с ним определяют части речи. 

На карточках под диктовку учителя записывают отличительные признаки омонимичных частей речи 

3.  Закрепление изученного материала

Запишите, пожалуйста, следующие предложения и определите часть речи омонимичных слов (1 ученик работает у доски, остальные в своих тетрадях).

Жена посмотрела на меня испуганно, как на сошедшего с ума.

Вся моя чаша полна лунным светом.

Ставить нас на чёрную работу (например, разбирать мусор) было неудобно.

Теперь составьте предложения, употребив слова трудно и глубоко в роли омонимичных частей речи.

Проверяем упражнение.

Чтобы понять, как вы усвоили тему урока, выполните тест, состоящий из 4 вопросов. Правильным может быть только 1 вариант ответа.

(учитель раздает тест, ученики на отдельных листочках выполняют его и сдают учителю).

1. Какой частью речи является слово шумно в предложении: В столовой было шумно:

А) наречием на -о

Б) кратким прилагательным

В) категорией состояния.

2. Каким членом предложения является слова немедленно: Река немедленно сорвала и унесла с собой все лавы:

А) сказуемым

Б) обстоятельством

В) определением.

3. Что обозначает слово красиво: Платье ее было красиво:

А) признак предмета

Б) состояние человека, природы

В) признак действия.

4. Какой частью речи является слово подозрительно в предложении: Витька посмотрел на меня подозрительно:

А) кратким прилагательным

Б) категорией состояния

В) наречием на -о.

Записывают предложения. Определяют части речи.

Выполняют тест.

4. Подведение итогов.

Сегодня темой нашего урока были омонимичные части речи. Расскажите, как и по каким признакам нужно их различать? У кого есть вопросы?

Выставление оценок.

Спасибо за урок! Всего доброго!

 

Рассказывают с помощью таблицы о том, как различать омонимичные части речи.

5.      Домашнее задание.

Выучить таблицу.

Прочитайте рассказ Владимира Солоухина «Подворотня».

(4 страницы). Найдите и выпишите омонимичные части речи.  Определите, какой частью речи они являются в предложении.

Учащиеся записывают домашнее задание.

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь