Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Дидактические упражнения на уроках литературного чтения как средство формирования читательской компетенции

Дата публикации: 2022-10-04 22:39:40
Статью разместил(а):
Мирошниченко Валентина Викторовна

Дидактические упражнения на уроках литературного чтения как средство формирования читательской компетентности младших школьников

Автор: Мирошниченко Валентина Викторовна

МОУ «Борчанская СОШ», Валуйский район Белгородской области

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Борчанская средняя общеобразовательная школа» Валуйского района Белгородской области является одним из старейших учебных заведений района. За время его существования педагогический коллектив школы накопил богатый опыт по обучению и воспитанию подрастающего поколения. Он всегда стремился искать новые подходы в образовательном процессе и активно участвовал в их реализации.

Начальная ступень образования в школе всегда считается приоритетной, так как именно в начальном звене закладываются основы будущей успешной учебной деятельности обучающихся.

Возникновение опыта связано с тем, что в условиях реализации нового государственного образовательного стандарта начального общего образования одним из приоритетных направлений работы учителя стала работа по формированию читательской компетентности обучающихся, важность которой трудно переоценить.

Автора опыта заинтересовала проблема формирования и развития читательской компетентности младших школьников. В мае 2013 года была проведена диагностика определения уровня сформированности читательской компетентности выпускников начальной школы по методике М.Ю. Алексеева, Е.И. Матвеева.

В результате диагностики было выявлено, что только у 11% обучающихся сформирован достаточный уровень развития читательской компетентности: 37% обучающихся обладали  средним уровнем сформированности: остальные  52%– низким уровнем.

Проведенная диагностика свидетельствовала о необходимости активизации работы по формированию читательской компетентности обучающихся.

Актуальность опыта.

Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом. В России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. Чтобы преодолеть эту негативную тенденцию, в нашей стране Российским книжным союзом была разработана и в настоящее время реализуется «Национальная программа поддержки и развития чтения».

Особая роль в изменении сложившейся ситуации отводится школе,  которая  совместно с другими государственными и общественными структурами должна способствовать формированию читательской компетентности школьников, как основы полноценного образования и воспитания.

С введением ФГОС НОО обозначились новые цели современного образования: развитие личности, владеющей обобщенными способами учебной  деятельности, умеющей учиться самостоятельно [4]. Это умение  напрямую связано с умением читать, быть компетентным читателем. Впервые примерная программа по литературному чтению провозглашает формирование читательской компетентности целью начального литературного образования [8].

Этим объясняется актуальность проблемы формирования у учащихся начальной школы знаний, умений,  навыков и способов деятельности, определяющих читательскую компетентность как одну из ключевых, которая составляет основу умения учиться. Однако  в практике работы массовой школы наблюдается устойчивое противоречие между требованием ФГОС к повышению уровня сформированности читательской компетентности обучающихся начальной школы  и несовершенной методологической основой решения этой задачи с  использованием дидактических упражнений  при  организации учебного процесса по литературному чтению в условиях реализации требований ФГОС НОО.  

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей использования дидактических упражнений  на уроках по литературному чтению  в начальной школе для формирования читательской компетенции младших школьников.

Диапазон опыта представлен системой уроков по предмету  «Литературное чтение»  с использованием дидактических упражнений  направленной на повышение уровня читательской компетенции младших школьников.

Теоретическая база опыта

Феномен «читательская компетентность» в науке начал изучаться в последние годы. Он рассматривается в разных аспектах: общекультурном (Т.Г. Галактионова, Е.И. Казакова, М.И. Гринева, Э.А. Орлова), психологическом (Е.Л. Гончарова), педагогическом (Примерные программы по литературному чтению, М.Ю. Алексеева и Е.И. Матвеева). Чтобы определить ценностно-смысловой контекст для рассмотрения явления «читательская компетентность», необходимо исследовать научные категории «компетентность» и «компетенция» (А.А. Вербицкий, В.К. Загвоздкин, И.А. Зимняя, Е.А. Самойлов, А.В. Хуторской и др.), «чтение» (Т.Г. Галактионова, Н.Л. Гончарова, Национальная программа поддержки и развития чтения, М.И. Оморокова, З.И. Романовская, Н.Н. Светловская, Д.Б. Эльконин), «читательская деятельность» (Н.Л. Гончарова, М.И. Оморокова, Н.Н. Светловская) [1].

Явление читательской компетентности являлось объектом рассмотрения исследователей, что дает материал для размышлений и позволяет дать свое определение этому феномену в методическом ключе и на этой основе выделить инновационные виды деятельности, способствующие формированию читательской компетентности.

Термин «читательская компетентность» прочно вошел в современную педагогическую теорию и практику. Как показал анализ педагогической литературы, читательская компетентность рассматривается в разных аспектах, которые мы обозначили так: психологический, общекультурный, педагогический.

В педагогическом аспекте (как цель образования) читательской компетенции  рассматривается в современной Примерной программе по литературному чтению 2011 года.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе названо формирование читательской компетентности, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности для самообразования. Выделяются следующие составляющие в структуре компетентности: владение техникой чтения и «приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения», умение ориентироваться в круге чтения, сформированность духовной потребности в чтении.

- развитие речи учащихся через формирование.

В работах Е.А. Жестковой [8] мы определен перечень задач, предназначенных для формирования читательской компетенции:

- развитие интереса к чтению и, как следствие, формирование читательского интереса в целом;

- совершенствование качества чтения, как основы глубокого и полноценного восприятия младшими школьниками художественного текста;

- правильного литературного языка и умений выражать свои мысли и чувства в разных формах устной и письменной речи;

- освоение учениками-читателями нравственных ценностей, содержащихся в художественном произведении, осмысление нравственных понятий, формирование нравственных качеств личности на примере литературных героев.

Компетентность – тот результат образования, который формируется в деятельности. По мнению многих педагогов-практиков для организации разных видов деятельности на уроках литературного чтения можно использовать специально созданную систему учебных задач, которая будет способствовать не только достижению предметных результатов, но и метапредметных.

Среди многообразия путей и средств формирования читательской компетентности особое внимание следует уделить тем, которые в процессе развития заинтересованности детей в чтении художественной литературы способны создать ситуацию и атмосферу успешного освоения знаний на уроке.

Одним из главных среди этих средств являются дидактические упражнения. Правильный подбор и чередование этих упражнений совместно с учетом индивидуальных особенностей ребенка создают надежную основу для организации эффективной работы по формированию основ читательской компетентности младших школьников.

Проблема построения систем учебных задач и использования для их решения упражнений  исследована в теоретическом плане (Г.А. Балл, А.Б. Воронцов, В.В. Давыдов, Е.И. Машбиц, JI.M. Фридман, Д.Б. Эльконин), а также в аспекте практического применения в работах Е.А. Демидович, A.A. Максютина, С.М. Небогатиковой, С.А. Шаповал и др. Но вопросы, связанные с построением и использованием системы учебных задач по литературному чтению в начальной школе, не ставились. Не исследовалась проблема эффективности применения системы учебных задач в процессе формирования читательской компетентности как нового результата современного образования.

Упражнение – это специально созданное учебное задание, целью которого является формирование умений и навыков, а также их дальнейшее их совершенствование. Дидактические упражнения имеют учебную цель. И являются элементом дидактической игры.  Но без освоения навыка через многократное повторение  упражнения, невозможно провести дидактическую игру и успешно организовать процесс обучения в начальной школе.

Новизна опыта заключается в создании авторской системы использования дидактических упражнений на уроках по предмету «Литературное чтение» для повышения уровня сформированности читательской компетентности младших школьников.

Применение данного опыта возможно учителями начальных классов и организаторами внеурочной деятельности, работающими над проблемой повышения уровня сформированности читательской компетентности  обучающихся начальной  школы.

Целью педагогической деятельности является  использование дидактических упражнений на уроках литературного чтения для  формирования читательской компетентности младших школьников

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • Изучить литературу по проблеме и определить виды дидактических упражнений в начальной школе, применяемые на уроках по предмету «Литературное чтение»  для формирования читательской компетентности  обучающихся;
  • организовать мониторинг, который бы позволял объективно определять эффективность проведенной работы;
  • выявить организационные условия эффективного применения дидактических упражнений  в начальной школе, применяемые на уроках по предмету «Литературное чтение»  для повышения уровня сформированности читательской компетентности  обучающихся;
  • создать систему использования дидактических упражнений в начальной школе, применяемую на уроках по предмету «Литературное чтение» для формирования читательской компетентности обучающихся.

Формирование читательской компетентности необходимо начинать с работы над совершенствованием навыков чтения в их сочетании с элементарным пониманием читаемого текста. Затем добавлять более сложные упражнения и дидактические игры, направленные на осмысление текста, определение его главной идеи. 

Успешное поэтапное формирование читательской компетентности  возможно лишь на базе правильно организованной учебной деятельности в целом. Процесс формирования читательской компетентности  младших школьников  нацелен на решение следующих  задач:

· развитие речи школьников и активное  формирование  навыка  чтения и речевых умений;

· развитие у детей способность воспринимать художественное произведение, сопереживать героям;

· учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения;

· развитие поэтического слуха детей;

· формирование потребности в постоянном чтении книги, развитие  интереса  к литературному творчеству, творчеству писателей;

· расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике;

· создание условий  для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формирование  «читательской самостоятельности».

При этом использование специальных дидактических упражнений необходимо для работы по первым пяти пунктам. А последние три пункта являются следствием успешной работы по выполнению задач первых пяти. И они требуют других,  более сложных видов работы.

Основной задачей автора опыта было подбор упражнений и создание эффективной системы их использования.

В основе теории поэтапного формирования умственных действий (Л.С. Выготский, Л.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина) лежит идея о принципиальной общности внутренней и внешней деятельности человека.

Умственное развитие, как и усвоение знаний, навыков, умений, происходит путем интериоризации, т.е. постепенного перехода внешней деятельности во внутренний умственный план.

Согласно вышеуказанной теории, последовательность обучения в условиях реализации требований ФГОС слагается из отдельных этапов. В соответствии с классификацией упражнений, предложенной М.И. Омороковой, представим эти этапы в следующем порядке:

I. Развитие речевого аппарата.

II. Развитие внимания к зрительному образу читаемого.

III. Расширение оперативного поля чтения.

IV. Развитие смысловой догадки (антиципации).

V. Овладение пониманием значения слов, сближение восприятия и понимания текстов.

VI. Увеличение скорости чтения вслух и про себя.

Первым основным шагом развития читательской компетенции является формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое).

Как учить чтению, чтобы дети полюбили книги. Каждый учитель задумывается над этим вопросом и старается решить эту проблему, совершенствуя навык чтения потому,  что только техника чтения не ниже 120 слов в минуту.

Каждый педагог знает факторы, мешающие быстрому чтению:

- малое поле зрения, т.е. поле видения в строке без передвижения зрачков;

- плохое развитие памяти у детей 7 лет. Это отражается на технике чтения.

- недостаточное использование смысловой догадки.

Память человека устроена таким образом, что запоминает не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Вывод значит надо через определенные промежутки времени проводить упражнения, направленные на развития скорочтения.  

В начале обучения (1-2 класс) особое внимание необходимо уделять использованию упражнений по развитию речевого аппарата. Среди этих упражнений выделяют, как наиболее эффективные, артикуляционную гимнастику и упражнения по развитию четкости произношения.

Обучающимся 1 классов нравится произносить согласные в сочетании с гласными, имитируя звуки  дождя, ветра, шума турбин самолета и т.п.

В старшем возрасте  сложность упражнения повышается. Обучающиеся тренируются в произношении скороговорок, чистоговорок и декламации небольших стихотворных форм. Обучающиеся 3-4 классов добавляют к этому упражнению чтение текста в различном темпе.

Все вышеприведенные упражнения выполняются в различных вариантах произношения: шепотом и медленно, тихо и в умеренном темпе, громко и быстро и т.п.

Невозможно представить успешность работы по формированию читательской компетентности без упражнений, направленных на развитие внимания к зрительному образу читаемого. Поэтому существует целая серия специальных упражнений, направленных на решение данной задачи.

К сожалению, в современном мире снижены требования к культуре речи. Не только  в повседневном общении, но и в СМИ. Поэтому ребёнок часто не задумывается над правильным произношением слов. Следствием чего является слабое развитие орфографической зоркости.

Поэтому начиная с 1 класса необходимо большое внимание уделять упражнениям,  направленным на определение лишних букв, слогов, слов.

Например, в таких словах как речка, река, ручей, ручка, ручеек.

На втором этапе работы применяются упражнения на определение того, что в словах является общим, и чем слова отличаются друг от друга, упражнения на произношение согласных и гласных звуков по таблице. Особенно это важно при изучении тем связанных с определением состава слов.

В 3-4 классах педагогу необходимо вести активную работу по развитию смысловой догадки (антиципации). Для этого можно использовать поговорки, диалоги, и даже связные тексты с использованием решеток с разной шириной, закрывающих части слов или текста.

Важным этапом развития читательской компетентности является организация  лексической работы,  направленной  на обеспечение понимания фактического, элементарного слоя произведения.

Способы лексической работы:

• Выявление детьми в тексте непонятных слов, объяснение учениками их значения, если это возможно. Если нет, то необходимо обратить внимание детей на необходимость выяснения значения слово у взрослого (учителя на уроке) или нахождения данного слова в толковом словаре.

• Показ предмета, его изображения, демонстрация действия.

• Замена непонятного слова синонимом, значение которого известно детям.

• Использование антонима.

• Развернутое пояснение по типу статьи толкового словаря.

• Обращение к составу или этимологии слова.

• Понимание смысла слова из контекста.

Увеличение скорости чтения вслух и про себя является залогом успешной работы по формированию читательской  компетентности.

Упражнения по формированию правильного и беглого чтения следует проводить в начале урока, а упражнения, связанные с осмыслением прочитанного, можно использовать при подготовке к восприятию нового материала. Упражнения можно включать на уроках окружающего мира, русского языка, изобразительного искусства, а также использовать для индивидуальной работы.

Эффективны упражнения, предложенные М.О. Омороковой: «Губы», «Угадай», «Финиш», «Фотоглаз», «Буксир», «Молния».

Упражнение «Буксир» используется для развития скорости и гибкости чтения. Учитель громко читает текст, изменяя скорость чтения в соответствии с намеченным планом. Дети читают тот же текст про себя, стараясь поспевать за учителем.

Упражнение «Молния»: чередование чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости; чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя «Молния!» и продолжается от 20 секунд до 2 минут. Упражнение проводится ежедневно.

Упражнение «Финиш». Учитель показывает текст (по учебнику) или раздаёт карточки с текстом для чтения молча и указывает слово (группу слов, до которого(ых) дети должны будут как можно быстрее дочитать текст (слова подбираются из второй половины текста так, чтобы они встречались в данном тексте только один раз). Дочитав до заданного слова, дети поднимают руки. Учитель проверяет выборочно правильность (дети показывают ему заданное слово). Чтобы предупредить скольжение по тексту и стимулировать внимательность чтения, нужно обязательно подготовить и задать контрольные вопросы по содержанию прочитанной части текста.

Кроме того упражнения для многократного чтения.

Многократное чтение.

Порядок многократного прочтения текста: чтение каждого предложения осуществляется в таком порядке:

• 1-й раз – медленное чтение учителем, четкое проговаривание слогов;

• 2-й раз – повторное прочтение без учителя;

• 3-й раз – плавное слитное чтение слов;

• 4-й раз – чтение в темпе разговорной речи;

• 5, 6, 7-й разы – предложение перечитывается с поочередной постановкой логического ударения на каждом слове;

• 8, 9, 10-й разы – темп чтения доводится до уровня скороговорки.

Развитие выразительности чтения способствует  развитию не только зрительной,  но и слуховой памяти.

Эта группа упражнений связана с выяснением жанра произведений. Это важно, потому что каждый жанр требует особого чтения.

Вопросы – задания.

1) Указания на особенности чтения произведения данного жанра.

Постарайся прочитать каждую из песен плавно, напевно. Прислушайся к звучанию песен. Какие слова придают песням особую задушевность?

2) Соотношение текста с персонажами.

Подготовься к чтению сказки по ролям. Найди слова автора и других героев. Подумай, как их надо прочесть. Почему?

3) Объяснение тона, темпа чтения в зависимости от содержания текста.

Подумай одинаковым ли тоном надо читать слова героев. Почему ты так считаешь? Подумай,  в каком тоне и темпе надо читать это произведение – плавно, напевно, грустно, быстро или бодро.

Упражнения по формированию правильного и беглого чтения следует проводить в начале урока, а упражнения, связанные с осмыслением прочитанного, можно использовать при подготовке к восприятию нового материала. Упражнения можно включать на уроках окружающего мира, русского языка, изобразительного искусства, а также использовать для индивидуальной работы.

В своей работе автор опыта пользуется  рекомендациями методики оптимального чтения С.Г. Швайко, И.Т. Федоренко-Пальченко.

1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.

2. Жужжащее чтение ( это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, кто-то медленнее).

3. Ежеурочные пятиминутки чтения. (используется на любом уроке по любому предмету).

4. Чтение перед сном.  

5. Режим щадящего чтения.

Все эти упражнения проводятся каждый раз с привлечением новых текстов, текст прочитывается вслух и идет работа над выразительностью, пересказом и т.д. Выполнение каждого из этих упражнений занимает 5-7 мин. Ценность их в том, что после первого самостоятельного знакомства с текстом дети читают его вслух выразительно. Наряду с основными упражнениями используются и другие:

6. Совершенствование техники чтения про себя – хороший фундамент совершенствования техники чтения вслух.

Использование системы  всех вышеперечисленных дидактических упражнений дает возможность значительно повысить качество образовательного процесса по литературному чтению и способствует созданию фундаментальных основ для формирования читательской компетентности младших школьников.

Об успешности опыта могут свидетельствовать следующие показатели: 

- рост уровня сформированности читательской компетенции обучающихся;

- рост качества знаний по предмету;

- увеличение числа победителей и призеров предметных олимпиад и конкурсов различного уровня;

- увеличение числа обучающихся, вовлеченных в создание творческих работ.

Исходный, текущий и итоговый мониторинг уровня читательской компетенции обучающихся по методике М.Ю. Алексеева, Е.И. Матвеева проводился один раз в год в течение четырёх лет.  Его результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1. Уровень сформированности читательской компетентности младших школьников. 

Год диагностики

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

2013-2014

5 %

35%

60%

2014-2015

12%

52%

36%

2015-2016

19%

48%

33%

2016-2017

25%

52%

23%

Как видим из таблицы в начале работы над опытом высокий уровень сформированности читательской компетентности  был выявлен только у 5% обучающихся,  к концу работы диагностика показала, что таким уровнем стали обладать 25% обучающихся. Средний уровень сформированности читательской компетентности  на начальном этапе у 35% обучающихся, в конце работы  -  у 53 % детей.

Об успешности работы по использованию дидактических упражнений  для повышения уровня сформированности читательской компетентности обучающихся   свидетельствуют результаты мониторинга качества знаниий обучающихся.  

Система преподавания с использованием дидактических упражнений по литературному чтению привела к индивидуальным успехам отдельных учащихся.   

Об успешности работы над опытом так же свидетельствует увеличение числа обучающихся, вовлеченных в создание творческих работ.

Таким образом,  исходя из вышесказанного, можно утверждать, что использование дидактических упражнений  при организации учебного процесса по литературному чтению в младших классах школы создает предпосылки для повышения уровня сформированности читательской компетентности обучающихся.

 

Библиографический список:

1. Абакумова Н.Н., Малкова И.Ю. Компетентностный подход в образовании: организация и диагностика / Н.Н. Абакумова, И.Ю Малкова. Томск: Томский государственный университет, 2007.–368 с.

2. Алексеева М.Ю., Матвеева Е.И. Измерители качества обучения по  литературному чтению 2-4 класс / М.Ю. Алексеева, Е.И.Матвеева. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013. 96 с.

3. Бедерханова В.П. Школьные технологии. 2006. № 8.С. 20–24.

4. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. М.: Изд-во Ин-та проф. образования Мин-ва образования России, 1995. 336 с.

5. Голуб Г.Б., Загребина М.Г., Плотникова А.Ю., Севостьянова О.В., Смирнова И.В. Тесты внешней оценки уровня сформированности  ключевых компетентностей учащихся: Методическое пособие для руководителей и педагогов образовательных учреждений / Под ред. И.С. Фишман. Самара, 2006. 69 с.

6. Ермаков Д.С. Компетентностный подход в образовании/ Д.С. Ермаков // Педагогика. 2011. № 4. С.8–15.

7. Ефросинина Л.А. Литературное чтение в начальной школе: контрольныетработы, тесты, литературные диктанты, тесты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2-х ч./ Л.А. Ефросинина. М.: Вентана-Граф, 2012. 416 с.

8. Зимина М.Л., Суркова М.Г., Жесткова Е.А. «Художественная литературы как средство воспитания патриотических чувств младших школьников // ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Лобачевского (Арзамазский филиал).

9. Лазарева В.А. Уроки литературного чтения в современной 0начальной школе: лекции 1–4 / В.А. Лазарева. М.:Педагогический университет «Первое сентября», 2006. – 68 с.

10. Леонтьев А.А. Обучение чтению младших школьников: Из опыта работы / А.А. Леонтьев. М.: Просвещение, 1981. 215с.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь