Технологическая карта урока литературы в 5 классе "И.А. Крылов ..."
Технологическая карта урока литературы в 5 классе "И.А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне "Волк и Ягненок"
Автор: Курманова Нурия Зайнулловна
МАОУ "СОШ № 137 г. Челябинска"
Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Автор-составитель: В.Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2012г.
Название раздела, темы: Русская литература XIX века. И.А. Крылов. Басни.
Цели урока: знакомство с И.А. Крыловым, краткой биографией. Чтение и идейно-художественный анализ басни «Волк и ягненок».
Планируемые результаты: познакомить с басней И.А. Крылова “Волк и Ягнёнок”, как с особым литературным жанром, способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять Злу, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых всевозможными пороками и нежелание им подражать. На примере отношения И.А. Крылова к Родине прививать у детей чувство патриотизма.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал.
Межпредметные связи: география, скульптура, архитектура, живопись.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала. |
|||
Организация начала урока |
Психологический настрой детей на урок. Точечный массаж лица. Кто до сих пор не проснулся – включаем в работу энергетические точки (биологически активные точки лица). А теперь улыбнёмся друг другу! |
Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность |
личностные: внимание, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: саморегуляция |
Этап 2. Мотивация к учебной деятельности. |
|||
Мотивация к учебной деятельности |
Проблемный вопрос: - Что общего у всех этих скороговорок и чем они различаются? - Дайте лексическое значение слова «пруд». - Сегодня мы совершим с вами виртуальную экскурсию и вы познакомитесь с еще одним прудом. Называется он Патриарший пруд. Виртуальная экскурсия. Проблемный вопрос: Подумайте, как эта экскурсия будет связана с нашим занятием и какая будет тема нашего урока. |
Анализ, сопоставление. Построение развернутого ответа на поставленный вопрос. Формулируют предполагаемую тему занятия; составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений. |
познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. личностные УУД: основы гражданской идентичности путём знакомства с достопримечательностями России. регулятивные УУД: целеполагание |
Сообщение темы урока. Постановка учебных задач. |
Задание: Вспомните героев и названия басен И. Крылова, изображенных на барельефах. Что такое барельеф? Целеполагание. Сформулируйте тему нашего урока. |
Отвечают на вопросы. Построение развернутого ответа на поставленный вопрос. Определяют тему урока, записывают в тетрадь. Постановка учебной задачи на этот урок. |
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные УУД: целеполагание |
Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи. |
|||
Выборочная проверка домашнего задания. |
Проверка заполнение маркировочной таблицы “ЗУХ”. Беседа по статье. - Где началась трудовая деятельность И.А. Крылова и в связи с чем? - Какие события предшествовали этому? - Как он получил образование? - С написания каких произведений началась его писательская деятельность? - Что такое басня? (Тема прошлого урока). |
Чтение таблицы «ЗУХ», 2-3 колонки, составленной по статье учебника «Биография Крылова И.» 2 колонка – план к статье учебника. Основные вехи жизни. 3 колонка. Что хочу узнать на уроках, посвященных творчеству баснописца. (1 колонку «Что вам известно об Иване Крылове?» заполняли на предыдущем уроке). Отвечают на вопросы учителя. |
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения. личностные УУД: смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение? »; ценностное отношение к человеку. регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата. |
Работа с литературоведческими понятиями. |
«Карта жанра» Восстановите схему жанра басня, выбрав нужные элементы. Вспомните и дайте определение басни. |
Групповая работа. Каждая команда должна выбрать верные элементы жанра басни. Оценивается правильность и скорость выполнения задания). Коллективная проверка. Предполагаемый ответ: Басня — это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, смысл. |
|
Мини-исследование в группе. |
Или аллегорический смысл. Что такое аллегория? Задание. Попробуйте дать определение термину, проанализировав следующие примеры аллегории: волк — злой человек, лиса — хитрый человек А какие известные басенные персонажи олицетворяют человеческие пороки? Осел? Медведь? Обезьяна? Петух? Собака? Слон? На аллегории построена басня, в которой определённые лица или явления изображаются под видом животных. |
Исследовательская работа. Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе. Предполагаемый ответ: Аллегория — иносказательное изображение предмета, явления для того, чтобы наглядно показать его главные черты. Отвечают на вопрос учителя. |
|
Физ. минутка (пауза релаксации) |
Организует разминку. Ча, ча, Ча, ча, ча (3 хлопка по бедрам) |
Активно выполняют физические упражнения. |
личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя. коммуникативные УУД: интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие. |
Этап 4. Практикум. Аналитическая работа с текстом. |
|||
Работа с текстом басни. |
Беседа: Сегодня мы познакомимся с басней Крылова «Волк и ягненок». Не читая басню, можете сказать, какой характер обычно присущ волку? А ягненку? Давайте проверим, действительно ли волк отображает грубость и вероломство, а ягненок – беззащитность и слабость. |
Отвечают на вопросы учителя. Дают развёрнутые ответы. |
личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа; познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Словарная работа |
Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов. Выполняет роль консультанта |
Групповая работа. В группе выпишите 10 непонятных слов. Группы -обменяйтесь листочками и обсудите значение данных слов. Коллективная проверка. |
|
Выразительное чтение учащимися |
|
Чтение по ролям басни Подготовка к чтению. Чтение. |
|
Знакомство с иллюстрациями басни Крылова |
Какая иллюстрация вам больше понравилась, почему? Как изображены персонажи басни на иллюстрации Е. Рачева? Какой намек содержит такое изображение? |
Дают развёрнутый ответ на вопросы. |
|
Этап 5. Закрепление полученных знаний. |
|||
Групповая работа. Самостоятельный анализ басни. |
Организационная. Правила работы в группе. Разработка критериев оценки работы в группе. |
Групповая работа. Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе. Самостоятельный анализ басни. 1 Задание. 1 группа. 1. Почему И. Крылов начал басню «Волк и Ягненок» с морали? 2. Над какими пороками человека смеется автор? 3. «Болтают, что басня век свой отжила и время списывать ее в архив». Докажите или дайте опровержение данной мысли. 2 группа. 1. Какие эпитеты использует поэт, чтобы описать Волка и Ягненка? 2.Какие глаголы характеризуют главных героев? 3. Язык персонажей басни И. Крылова подводит к выводу об их характерах. Докажите эту мысль, ссылаясь на текст произведений. 3 группа. 1. В басне „Волк и Ягненок“ два героя. Что можно сказать о них? Можно ли сказать, что Ягненок так испугался, что онемел от страха? 2. Как же ведет себя Волк? Только ли грубо и злобно? 3. Почему баснописец говорит, что „у сильного всегда бессильный виноват“... (Эта басня — горькая правда о несправедливых порядках. Правда на стороне Ягненка, но он беззащитен, за Волком сила). Афиширование. 2 задание. Составление сравнительной таблицы Сопоставление басни Лафонтена и Крылова. Афиширование. |
личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор регулятивные УУД : адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников и адекватно использовать речь. познавательные УУД: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям. коммуникативные УУД: строить монологические высказывания; проявлять активность в решении познавательных задач |
Этап 6. Подведение итогов урока. |
|||
Обобщение |
Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов. Выполняет роль консультанта. |
Самостоятельное написание сиквейна на басню «Волк и ягненок»: Волк. Ягненок. Афиширование результатов |
Личностные: соотносить свою часть работы с общим замыслом. Регулятивные: умение рационально организовывать самостоятельную деятельность. Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи. Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками |
Самооценка. |
Анализ работы учащихся. |
Самооценка работы на уроке. |
|
Домашнее задание.
|
Дифференцированное домашнее задание. 1. Сочинение-миниатюра. Придумайте современную ситуацию, где бы можно было использовать слова морали басни «Волк и ягненок» 2. Инсценировка басни (чтение наизусть). |
Записывают задания в дневники |
|
Рефлексия – «обращение назад»; осмысление собственных действий (самонаблюдение, размышление). |
- Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока. Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите к дереву плоды – яблоки. Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы. Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зеленые листочки. А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – желтый, чахлый лист. Итоговый комментарий |
Дети добавляют в свои аппликации нужные детали: яблоки, цветы или листья. |
регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |