Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Изобразительное искусство в школе.

Дата публикации: 2022-11-20 19:21:09
Статью разместил(а):
Белых Татьяна Анатольевна

Изобразительное искусство в школе

Автор: Белых Татьяна Анатольевна

МБОУ "ООШ № 34", Белгород

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о том, что любовь к искусству детям нужно прививать с раннего детства.

Ключевые слова: образное мышление, зрительное восприятие, эстетическое воспитание, изобразительная деятельность.

 

Часто можно слышать от людей, не умеющих рисовать, играть, петь, что у них нет способности к искусству. И в то же время эти люди жадно тянутся к музыке, театру, живописи, прочитывают огромное количество литературных произведений. Что же тогда влечет их к искусству? А может быть, в самом искусстве есть нечто такое, что объединяет всех людей. Подобных примеров можно привести множество, и все они говорят о том, что тяга людей к искусству – явление всеобщее. Это значит, что в каждом из нас живёт художник. А сами мы живём в мире искусства. Вспомним своё детство: почти каждый пробует рисовать, петь, танцевать. И всё это – начало искусства. Но художником становится далеко не каждый. Для этого нужны особые способности, талант. А талант, помноженный на работоспособность, даёт наивысшие достижения в творчестве.

И всё-таки не даром говорят, что в каждом человеке живёт художник. С чего же начинается  искусство? Ответ на этот вопрос таится, как это ни парадоксально звучит, не в самом искусстве, а в жизни каждого человека, в его отношении к ней, к другим людям. Мы судим обычно об искусстве по готовым произведениям. И это, конечно, справедливо.

Мир, который нас окружает, сложен и многообразен. Эстетические чувства, возникшие в процессе трудовой деятельности и общения с природой, разбудили дремавшие в человеке творческие способности, научили его творить по «законам красоты» и вызвали к жизни особую форму общественного сознания – искусства. В специфическом значении это художественное творчество, в результате которого создаётся художественный образ, концентрирующий в себе главные, типичные стороны действительности. Художественный образ создаётся под непосредственным влиянием действительности.

Через выразительность внешних, видимых форм художник может правильно раскрыть внутреннее содержание.

Искусство учит нас находить в обыкновенном и будничном черты необыкновенного и не будничного, возбуждает сознание, заставляет переживать при виде прекрасного и трагического; вводит людей в мир красоты и правды. Искусство утверждает или отрицает какие-то стороны жизни, призывает к их сохранению или изменению, показывает существующее и долженствующее.

Первой ступенью и составной частью нашего образования является система дошкольного воспитания. Государство постоянно заботится о его дальнейшем развитии. В системе дошкольного воспитания большое место занимает изобразительная деятельность. Она позволяет осуществить такие важнейшие требования современности, как единство обучения и воспитания, комплексный подход к трудовому, идейно-нравственному, эстетическому воспитанию и физическому развитию.

Изобразительная деятельность развивает органы чувств и особенно зрительное восприятие, основанное на развитии мышления, умении наблюдать, анализировать, запоминать; воспитывает волевые качества, творческие способности, художественный вкус, воображение, знакомит с особенностями художественного языка, развивает эстетическое чувство, необходимое для понимания искусства, способствует познанию окружающего мира, становлению гармонически развитой личности.

Однако умело использовать искусство, в частности изобразительное, в педагогических целях может только учитель, знающий и любящий своё дело, хорошо владеющий рисунком, умеющий анализировать произведения искусства и детское творчество.

Эти задачи решаются путём сообщения учащимся нужных теоретических сведений о предметном мире, о вешних признаках и свойствах вещей, о материально-технических и изобразительных средствах, об особенностях зрительного восприятия и пр.

Изобразительные умения и навыки складываются в результате систематических постоянных упражнений. Умение изображать приходит вместе с умением видеть, анализировать увиденное, находить в нём главное, с привычкой к постоянному контролю за своими действиями.

То, что мы видим, слышим, чувствуем, мы запоминаем. Есть разные виды памяти: образная, логическая, понятийная, математическая, музыкальная и так далее. Даже если мы и рассказываем о своих впечатлениях, записываем их, пытаемся как-то изобразить, - всё равно для этого нужно обладать способностью творчества, умением воплощать в материале всё богатство своего духовного мира.

Будет ли разница между написанным словом и написанным красками? Да, конечно. Слово – только языковое, понятийное обозначение образа, а рисунок и цвет дают непосредственное живое представление о том, что мы видим глазом. Словами мы описываем, а живопись показывает наше видение, наше впечатление. Можно ли, скажем почувствовать красоту осени, произнеся слово «осень»? Можно ли, сказав слово «весна», передать всю прелесть этого времени года. Едва ли! Чтобы почувствовать содержание данных понятий, нужно пережить весь процесс чувственного восприятия образов тех явлений, которые обозначены своими понятиями. И сделать это может изобразительное искусство, ибо только оно даёт нам процесс переживания образов, навеянных живыми впечатлениями.

Образы рождаются в голове, а произведение искусства есть уже воплощенные в материал художественные образы. Но для того чтобы они зародились, нужно мыслить художественно образно – то есть уметь оперировать впечатлениями жизни, которые ложились бы на ткань будущего произведения. И здесь ребенок явно представляет себе произведения, которые он создаёт.

Художественное мышление – сложнейший психологический, познавательный и чувственный процесс одновременно. Жизнь даёт пищу разуму и чувству.

Каждый вид искусства – живопись, музыка, поэзия, театр, кино, архитектура – требует мышления своими образами. Но всё искусство в целом обращено к живому, познающему, чувствующему, мыслящему человеку. Он, человек, познаёт в нём себя, свою жизнь, отношения людей, свою душу. Художник, смотрит на мир глазами, умом и сердцем всех людей, и они, люди, воспринимая его искусство, учатся постигать тайны жизни, тайны человечества.

 

Список литературы:

1. Рябов В.Ф. Человек творит искусство. Ленинград, «Детская литература» 1981.

2. Костерин Н.П. Учебное рисование. Москва, «Просвещение» 1980.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь