Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Использование технологии проблемного обучения в начальной школе

Дата публикации: 2023-03-08 10:28:03
Статью разместил(а):
Курченкова Юлия Алексеевна

Использование технологии проблемного обучения в начальной школе

Автор: Курченкова Юлия Алексеевна 

МБОУ "СОШ № 3 имени Героя Российской Федерации И.В. Коробова", г. Вязьма, Смоленская область

 

Технология проблемного обучения относится к активным методам обучения (А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, И.Я. Лернер и др.

Достоинства проблемного обучения:

- учит думать логично, научно, творчески;

- учит самостоятельному творческому поиску знаний;

- учит преодолевать встречающиеся затруднения;

- делает учебный материал более доказательным;

- делает усвоение учебного материала более основательным и прочным;

- способствует превращению знаний в убеждения;

- вызывает положительное эмоциональное отношение к учению;

- формирует и развивает познавательные интересы;

- формирует творческую личность.

Эта технология помогает мне реализовать дидактические принципы: обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности, осознание школьниками процесса обучения. Применяю ее на уроках ознакомления с новым материалом.

Психическое развитие человека, особенно интеллектуальное осуществляется только в условиях преодоления «препятствий», интеллектуальных трудностей, при возникновении потребности в новых знаниях. Эти условия связаны с понятием «проблемная ситуация». С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что начало мышления - в проблемной ситуации.

Проблемное обучение - это обучение, обеспечивающее творческое усвоение знаний, а продуктивный урок - это творческий урок. Процесс творчества начинается с возникновения проблемной ситуации, то есть со столкновением с противоречием. При этом ученик испытывает острое чувство удивления или затруднения, которое и заставляет его осознать противоречие и формулировать вопрос.

На втором этапе разворачивается поиск решения - выдвигаются разные гипотезы, но только одна из них превращается в решение, то есть открыто новое знание.

На третьем этапе предстоит выразить новое знание научным языком в принятой форме.

Как же я строю урок, чтобы ребенок стал исследователем на уроке.

А. Энштейн писал: «Формулирование проблемы часто более существенно, чем ее разрешение». Поэтому важно для меня научить ребенка ставить проблему.

Учебную проблему ставлю классическим путем через создание поблемных ситуаций. От которых разворачивается диалог, побуждающий учеников к осознанию противоречия и формулированию вопроса для исследования. Проблемная ситуация действительно возникла, если у класса появился эмоциональный отклик, если дети недоуменно смотрят на учителя.

Далее идет поиск решения учебной проблемы, завершающийся открытием (пониманием) нового знания. Путь поиска решения лежит через выдвижение и проверку гипотез. В ходе обсуждения выдвигаемые гипотезы фиксирую на доске, отреагировав на них нейтрально, затем начинаем их проверку. И только когда новое знание открыто, хвалю ученика, высказавшего верную гипотезу.

Следующий этап - творческое воспроизведение знаний. Он выполняет двоякую функцию. У детей развивается речь, формируется умение передавать мысль словами. С другой стороны, за счет проговаривания углубляется понимание. Но творческим это воспроизведение будет тогда, когда ребенок сам и по-своему выразит полученное на уроке знание. Для этого даю продуктивные задания: сформулируйте тему урока, придумайте вопросы по сегодняшней теме. Второй тип продуктивных заданий - составь опорный сигнал в виде символа, схемы, таблицы. Они направлены на то, чтобы научить наглядно - образным формам выражения мысли, которые углубляют понимание и стимулируют запоминание нового. Можно воспользоваться выражением мысли художественно в форме загадки, стихотворения.  Еще один этап  творчества - представление своего творения и получение обратной связи в виде одобрения или несогласия одноклассников.

Импульсом к началу познания служит удивление. Именно такую эмоцию вызывают коллизии. Они возникают когда:

- ребенок сталкивается с нехваткой (избытком) информации или способов деятельности для решения поставленной проблемы;

- он оказывается в ситуации выбора;

- он сталкивается с новыми условиями использования уже имеющихся знаний.

В таких случаях обучение идет не от простого к сложному, а скорее, наоборот, от какой-то незнакомой, неожиданной ситуации через коллективный поиск (под руководством учителя) к ее решению.

Девиз проблемного обучения совпадает с моим педагогическим кредо: открывать знания вместе с детьми.

Результат: рост качества знаний, стабильная 100% успеваемость, повышение мотивации, высокая активность участия в конкурсах и олимпиадах.

Результатом использования технологии проблемного обучения в моем классе стали появившаяся любознательность, положительное отношение к учебе, умение и желание высказываться, активное участие детей в конкурсах различного значения.

Проблемное обучение необходимо для развития творческого потенциала личности как ученика так и учителя, что способствует  повышению продуктивности урока и эффективности обучения.

В настоящее время учителю начальной школы предоставлен достаточно широкий выбор вариативных программ начального образования, различных систем и учебно-методических комплектов обучения. Вместе с тем, практика показывает, что, изменив лишь содержание, оставив без изменения технологию, невозможно достичь положительных результатов обучения.

Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются самостоятельная систематическая поисковая деятельность уча­щихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование мировоззрения уча­щихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций [2].

На любом современном уроке нельзя обойтись без технологии проблемного обучения или без его элементов. В чем его актуальность?

Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.

Умение видеть проблемы – интегральное свойство мышления. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности.  

Решение учебных проблем оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, создаёт благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развития их индивидуальности и творческого мышления. Кроме того, умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, классифицировать и структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи ведёт к достижению таких образовательных результатов, как способность к самостоятельной познавательной деятельности, умение быть успешным в быстро изменяющемся мире и т.д. [6]. 

Проблемный урок отличается от других (традиционных) именно этапами введения и воспроизведения знаний.

Структура проблемного урока:

Цель урока 

Этапы урока 

Деятельность обучающихся 

ЗНАНИЕ 

I. Создание проблемной ситуации 

Формулирование вопроса: «Почему не получается?» 

II. Постановка учебной задачи 

Формулирование темы урока и его задачи 

III. Поиск решения 

Открытие субъективно нового знания, путем выдвижения и анализа гипотез 

IV. Выражение решения 

Выражение нового знания в доступной форме. Моделирование. 

V. Реализация продукта 

Представление продукта учителю и классу. 

Из структуры проблемного урока видно, что его центральным звеном является проблемная ситуация [6]. 

Чтобы создать проблемную ситуацию в обучении, - отмечает А.М. Матюшкин, - нужно поставить ребенка перед необходимостью выполнения такого задания, при котором подлежащие усвоению знания будут занимать место неизвестного.

Основная цель создания проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя, а так же в овладении учащимися в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.

Проблемная ситуация возникла, если у класса появился эмоциональный отклик: ученики широко распахивают глаза, открывают рты, задумчиво почесывают затылки и недоуменно смотрят на учителя. И по реакции детей проблемные ситуации можно разделить на два больших типа: «с удивлением» и «с затруднением».

Проблемная ситуация создана, но из нее надо еще достойно выйти. Для этого используются следующие варианты: заостряет противоречие и формулирует проблему сам учитель; осознают противоречие и ставят проблему сами ученики.  

Но бывают случаи, когда самостоятельно «выпрыгивает» из проблемной ситуации, как правило, сильный ученик. Остальные, не понимая, в чем дело, молчат. Как же быть?

В этой ситуации следует говорить вместе со школьниками, подталкивая при этом их мысль .

Методы проблемного обучения можно применять на уроках, создавая проблемную ситуацию на любом его этапе.

1) Ученику задается вопрос: «С помощью чего можно увеличить количество слов в русском языке?» Вероятнее всего, в большинстве случаев дети будут отвечать: «Можно придумать новые слова или заимствовать их из другого языка». В этом случае следует еще раз повторить ребенку вопрос, делая в нем явные логические ударения: «С помощью чего можно увеличить количество слов в русском языке?» и предложить следующий рисунок:

при               у              за    

пере                                 под                           

катился

с                           вы

                   до

На схеме не указано, что вокруг слова «катился» - приставки. Задается вопрос: «С помощью чего можно увеличить количество слов в русском языке?». Одним из вариантов ответов будет: «За счет приставок». Затем предлагается при помощи данного рисунка образовать слова и выделить в них приставки [4] .

2) Перед учеником лист бумаги и ручка. Задается вопрос: «Можно ли записать одни цифры (числа) другими цифрами (числами)?» Задание: «Запиши двойку тремя пятерками». Если ребенок не может найти способа решения проблемы, наблюдатель подсказывает, что над данными числами можно совершать арифметические действия. В результате ученик приходит к решению этой проблемы и записывает: 2 = (5 + 5) : 5 [5].  

Использование проблемного подхода в обучении, позволяет достигать определенных результатов:

- проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом;

- у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация к изучению предметов, познавательный интерес;

- возросла эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- коммуникативный режим проблемного обучения и самообучения позволяет рационально организовывать и воспитывать культуру умственного труда.

Мои ученики активно участвуют в различных конкурсах: «Эрудиты планеты», «Русский медвежонок», «Гелиантус», «ЧИП» «Кенгуру», предметных олимпиадах. Число участников ежегодно растет.  

Высокие показатели качества знаний свидетельствуют о высоком уровне качественной успеваемости у обучающихся. Проведенная психологом диагностика, определяющая отношение к школьным предметам показала, что у ребят сформировался познавательный интерес к изучаемым предметам.

Таким образом, можно сделать вывод, что данная технология позволяет спланировать свою работу, которая направлена на достижение цели современного начального образования – развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья и добиться хороших результатов.

 

Список литературы:

1. Безрукова В.С. Настольная книга педагога-исследователя. Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2000.

2. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.

3. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., 1983.

4. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей. СПб.: Речь, 2006. 

5. Игнатьев Е.И. Математическая смекалка. М.: Омега, 1994.

6. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения. Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации. М.: Баласс, 1999.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь