Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка

Дата публикации: 2023-05-06 03:36:43
Статью разместил(а):
Антонова Юлия Александровна

Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка

Автор: Антонова Юлия Александровна

ГБОУ "Гимназия № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга"

 

Аннотация: Статья посвящена важному вопросу организации деятельности педагога, работающего с одарёнными детьми. Рассматриваются различные задания, направленные на развитие творческих способностей детей, указаны некоторые формы организации учебных занятий, приведены примеры вопросов, связанных с созданием проблемной ситуации на уроке. Материал может быть полезен педагогам, работающим в среднем и старшем звене. Задания можно использовать как на индивидуальных занятиях с одарёнными детьми, так и во время уроков.

Ключевые слова: одарённый ребёнок, формы организации учебных занятий, задания повышенного уровня сложности, проблемное обучение, игра как метод активизации мыслительной деятельности ребёнка.

 

В каждом классе есть учащиеся, которые мыслят нестандартно, чьи способности на порядок выше. Как правило, эти учащиеся не могут не вызвать со стороны учителя повышенного внимания. Соответственно мы должны поддерживать и поощрять учащихся с незаурядными способностями. 

В чём особенности одарённых детей? Они весьма любознательны, интересуются всем необычным, им мало узнать ответ, они хотят знать, один ли он; они чрезвычайно требовательно относятся к результатам своего труда.

Задача учителя – задать правильное направление деятельности таких ребят.

Педагогическое сопровождение одаренных учащихся начинается на уроке и может осуществляться при объяснении нового материала, повторении, закреплении. Перед всеми учащимися ставится единая познавательная задача, к решению которой они идут путями, соответствующими возможностям каждого из них. 

Таким образом происходит вовлечение как одаренных учащихся, так и детей со средними способностями в активную познавательную деятельность. На мой взгляд, ценность такого подхода заключается не только в выявлении личностей, мыслящих не шаблонно, но и в создании комфортного общения, ситуации сотрудничества для всех учащихся на уроке. 

Однако при этом методы и приёмы работы с одарёнными детьми, безусловно, имеют свои особенности. Важно включить в урок задания повышенной трудности, для выполнения которых нужен более высокий уровень, умение свободно оперировать знаниями, использовать их в новых ситуациях. Это наиболее продуктивное направление работы, поэтому сосредоточим на нём основное внимание. Какие же формы и приёмы работы помогут его реализовать?

Самостоятельный подбор учащимися дидактического материала, аналогичного упражнению учебника. Например, при изучении в 8 классе темы «Односоставные предложения» в одном из упражнений предлагается найти сказуемое в пословицах и поговорках (2 л., ед.ч.); в качестве же дополнительного задания, направленного на самостоятельный подбор материала учащимися, учитель просит вспомнить и записать пословицы, в которых сказуемое выражено глаголом в другой форме, но при этом ситуация, описанная в пословице, также имеет обобщённое значение. 

Задания, ориентирующие учащихся на установление внутрипредметных связей между лингвистическими явлениями, на осмысление практической значимости полученных знаний.

Пример:

В курсе повторения изученного в 6 классе в начале учебного года 7-классникам имеет смысл задать вопрос: «Как связаны между собой морфология и синтаксис?» При этом важно услышать аргументированные суждения с приведением наглядных примеров, что будет свидетельствовать о понимании учениками законов родного языка, которые требуют определённой чёткости в выстраивании мысли.

При изучении в 6 классе правописания удвоенной Н в именах прилагательных важно обратить внимание учащихся на связь, которая прослеживается между словообразованием и орфографией, что акцентирует их внимание на строении слова, его образовании, связи с родственными словами других частей речи.

Существенную роль играют на уроке задания, ориентирующие учащихся на поиски разнообразных вариантов выполнения задания. Такая форма работы позволяет рассматривать те или иные лингвистические явления не однолинейно, не по шаблону, а под разными углами зрения, находить варианты решения одной и той же проблемы. Например: сколько вариантов группировки слов вы можете предложить? Укажите, что лежит в основе группировки.

(Сторож, мышь, течь, молодёжь, с пастбищ, река Сож, город Керчь, из училищ, дочь, без калош).

Учащиеся могут предложить массу вариантов: а) наличие мягкого знака и его отсутствие; б) тип склонения; в) род; г) падеж; д) собственные- нарицательные; е) одушевлённые - неодушевлённые; ж) с предлогами – без предлогов; з) имеющие только форму ед. числа; и другие.

Нельзя не сказать об особой роли на уроках заданий исследовательского характера. В качестве интересного примера задания такого характера может послужить следующее:

1) подбор доказательств к данному умозаключению.

Например: докажите справедливость следующих слов: «Обособленные определения широко используются в научных терминах, где надо выразить мысль довольно точно и в то же время с максимальной краткостью и чёткостью». Использовать учебники, толковые словари.

«Обладающие сжатостью и стройностью, конструкции с обособленными определениями широко применяются в художественной литературе при описании природы, персонажей».

Это может быть и …

2) формулировка собственных умозаключений на основе собранного материала. Например: модальные частицы в баснях Крылова («Осёл и соловей», «Лжец», «Ворона и Лисица») и их роль.

Сравнительные обороты в поэме Лермонтова «Мцыри», их функции.

Сегодня одним из самых важных вопросов в обучении является формирование у учащихся коммуникативной компетенции, или умения общаться. Это особенно актуально, если говорить о детях, проявляющих особые способности. Эффективно в этом отношении использование групповой работы на уроке, поскольку такая форма даёт возможность детям непосредственно взаимодействовать друг с другом, ставить перед собой определённые задачи, достигать цели общими усилиями. Здесь педагогу важно грамотно организовать работу внутри групп. Для этого прежде всего следует определить состав каждой команды, распределить обязанности.

Групповая работа помогает формировать аналитические, коммуникативные навыки, является ступенькой к социализации личности, формирует навыки участия в дискуссии. Уже с 6 класса можно пробовать проводить дебаты, например, по роману «Дубровский» были проведены дебаты на тему «А счастье было так близко, так возможно…», «Благородный ли разбойник В.Дубровский?» Во время проведения дебатов в роли спикеров, как правило, выступают более способные ученики, обладающие высоким уровнем развития монологической речи, аналитическими навыками, умеющие аргументировать свою точку зрения.

Развитию одарённости учащихся способствует создание проблемной ситуации на уроке. Проблемный диалог обеспечивает высокую познавательную мотивацию учащихся, а процесс припоминания того, что учащиеся уже изучали, превращает учение в творческий процесс. Задания при применении этого метода просты по конструкции, но имеют высокую концентрацию творчества. Например, серия вопросов, одна строчка стихотворения, высказывания известных людей служат импульсом к творческой работе.

«Пугачёв – народный защитник или бунтарь?»

«Кого из героев «Капитанской дочки» вы могли бы назвать истинно свободным человеком?»

Особую роль в работе со способными учащимися играет формирование самостоятельной деятельности.
Опыт показывает, что общие для всего класса задания не могут быть доступны в одинаковой мере для всех учащихся. Необходимо так строить процесс обучения, чтобы он предъявлял достаточно высокие требования к более подготовленным ученикам, обеспечивал их максимальное интеллектуальное развитие и в т то же время создавал условия для успешного овладения и развития менее подготовленных учащихся. Поэтому нужно использовать систему дифференцированных заданий. 

При изучении нового материала работа с учебником можно выстраивать следующим образом. Работа с параграфом учебника: можно пригласить сильного ученика, который, опираясь на наблюдение над материалом, предваряющим работу над изучением новой темы, ученик самостоятельно составляет опорную схему-конспект на доске. Это составление схем-конспектов, опорных таблиц, алгоритмов, их составление вовлекает ученика в активную деятельность, выводы рождаются на глазах учеников, а это дает более стойкий результат по освоению темы. 
При этом важно то, что они должны постоянно подключаться к работе. В данном случае наглядность направлена не только на запоминание или воспроизведение заученного, а на размышление, установление причинно-следственных связей.

Важно особое внимание уделять речевому развитию учащихся. Этому, безусловно, способствует обучение написанию творческих работ, однако на каждом уроке учитель так или иначе ориентирует деятельность ребят на формирование умения выстраивать связное высказывание, аргументированное и интересное. Каждый раз происходит это на разном уровне, с большим или меньшим успехом. Но всегда это движение вперёд. Одним из самых эффективных приёмов в работе по данному направлению является использование заданий, формирующих у учащихся эмоциональную картину мира. Не секрет, что ребёнку любого школьного возраста невероятно трудно говорить о чувствах, эмоциях, внутренней жизни героя или себя самого. Это связано со многими психологическими особенностями, однако это не единственная причина. Порой невыразимо то, о чём мы просто не можем сказать в силу нехватки лексических единиц, которыми располагаем. Поэтому целесообразно включать в уроки задания такого типа:

Страна «Фразеология переживаний»

Покраснеть от…

Порозоветь от…

Просиять от…

Побледнеть от…

Побелеть от…

Позеленеть от…

Стать серым от…

или ... Какие цветовые оттенки вы могли бы подобрать для описания радости, восторга, робости, страха, гнева, раздражительности, сомнения, обеспокоенности …

Полезной находкой может стать на уроках проведение «лингвистической пятиминутки».

Домашнее задание: совершить лингвистическое открытие. Таким открытием может стать любой заинтересовавший вас факт из жизни языка. Обнаружите ли вы этот факт сами или прочтете о нем где-нибудь, совершенно неважно. Главное, чтобы найденное действительно заинтересовало вас, а ваши слушатели этот интерес почувствовали. Для сообщения вашего открытия в конце каждого урока будет отводиться ровно пять минут. Это будут самые интересные пять минут, интеллектуальный, так сказать, пир, праздник лингвистической мысли.

Конечно, это игра. Конечно, это не открытия. И все же что-то неуловимо меняется в отношении к уроку и предмету. В отношении друг к другу. В отношении к языку. 

Безусловно, одарённые дети нуждаются в особом внимании и руководстве, в специальном обучении, в индивидуальном подходе.

Работа с ребёнком, проявляющим особые успехи, должна представлять собой хорошо слаженную систему, направленную на развитие ученика, на открытие им не только нового знания, но и новых возможностей, на раскрытие самого себя. И роль учителя в этом непростом деле очень велика.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь