Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Программа внеурочной деятельности кружка «Мастерок» (декоративно-прикладное направление)

Дата публикации: 2018-02-26 12:38:04
Статью разместил(а):
Кондрашова Ирина Александровна

Программа внеурочной деятельности кружка

«Мастерок» (декоративно-прикладное направление)

Автор: Кондрашова Ирина Александровна

КС(К)ОУ «Шумерлинская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат» Минобразования Чувашии

 

1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Таблица 1-Паспорт проекта

Название проекта

Программа внеурочной деятельности кружка «Мастерок» (декоративно – прикладное направление)

Автор проекта

Кондрашова Ирина Александровна

Место реализации проекта

Бюджетное общеобразовательное учреждение Чувашской Республики «Шумерлинская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся c ограниченными возможностями здоровья» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

Проблема, на решение которой направлен проект

Недостаточное развитие мелкой моторики рук, тонких движений пальцев, что благотворно влияет на общее интеллектуальное развитие и успешное обучение в школе, совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда, развивает творческие способности, воображение, художественный вкус.

Цель проекта

Развитие личности обучающихся через творческую деятельность, формирование художественно-творческих способностей воспитанников через обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений.

Задачи проекта

1) развитие творческих способностей воспитанников;

2) привитие интереса к народно-прикладному искусству, развитие познавательной активности воспитанников;

3) воспитание эстетических представлений и трудолюбия, умения наблюдать и выделять характерные черты изготавливаемой поделки;

4) совершенствование трудовых умений и навыков

Участники проекта

1) Педагоги;

2) Воспитанники;

3) Родители воспитанников.

4) Кондрашова Ирина Александровна

Сроки реализации проекта

Долгосрочный- с 01.01.2017 г.  по 31.05.2019 г.

Ожидаемые результаты

У воспитанников будут сформированы:

1) широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

2) интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

3) устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

4) адекватное понимания причин успешности/не успешности творческой деятельности

 

2. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Данный вид декоративно-прикладного искусства приносит пользу для психического развития детей. Также папье-маше можно рассматривать как один из методов сбрасывания напряжения, как способ снятия агрессии и внутренней нестабильности, как для детей, так и для взрослых. Папье-маше отлично развивает мелкую моторику рук, Занимаясь папье-маше, воспитанники осваивает новые и необходимые в дальнейшей жизни способы работы с инструментами, а также овладевает различными видами художественной деятельности – рисованием, аппликацией, навык моделирования. Дети, освоившие технику папье-маше, знакомятся с различными формами предметов, что способствует развитию пространственного мышления и наиболее точного восприятия предметов. Также папье-маше развивает детей и является одним из способов реализации творческого потенциала.

Нельзя не отметить положительное влияние папье-маше на развитие таких личностных качеств, как аккуратность, терпеливость, сосредоточенность. Овладевая техникой папье-маше, воспитанники учится контролировать свои эмоции, таким образом, данный вид прикладного искусства влияет и на эмоционально-волевую сферу развития личности. Очень важным является то, что на занятиях воспитанники не только осваивают технику папье-маше, но и используют изготовленные игрушки для сюжетно-ролевых и подвижных игр. А ролевая игра, являясь источником развития воспитанника, помогает детям лучше освоиться в окружающей действительности с помощью воспроизведения и моделирования. Таким образом, папье-маше – как вид прикладного искусства является способом психологической разгрузки; влияет на развитие творческого воображения и мышления; способствует развитию целостного восприятия форм, цвета предметов; способствует концентрации внимания и развивает зрительную память. Так же папье-маше влияет на развитие эмоционально-волевой сферы личности, формируя ряд положительных личностных качеств.

С помощью занятий по папье-маше развивается умение ставить перед собой цель и достигать желаемого результата, в свою очередь, развивая и мотивационную сферу. Поэтому можно сказать, что папье-маше в целом способствует гармоничному развитию личности детей и имеет большое психологическое и педагогическое значение.

Важное направление в содержании программы «Мастерок» уделяется духовно-нравственному воспитанию детей. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

  • патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
  • трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
  • ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
  • ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
  • ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).

 

3. АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

Анализ внешней среды.

Анализ деятельности школы-интерната за 2016-2017 учебный год и первую половину 2017 учебного года свидетельствует, что образовательное учреждение стабильно функционирует, но актуальным является вопрос перехода в режим развития, который обусловлен изменениями как внешней, так и внутренней среды. Характеристики внешней среды школы-интерната соответствуют социокультурной ситуации областного центра. Основное влияние на ситуацию развития в работе школы-интерната в настоящее время оказывает проводимая государством и воспроизводимая на уровне региона образовательная политика. Социальный образовательный заказ соответствует приоритетам государственной образовательной политики и состоит в освоении новых механизмов ресурсного обеспечения образовательного процесса, в развитии сферы сетевого взаимодействия школы-интерната с возможными социальными партнерами в процессе достижения общих образовательных целей, в содействии становлению на этой основе гражданских образовательных институтов.

Основными партнерами школы-интерната, воспроизводящими на своем уровне приоритеты государственной образовательной политики, выступают образовательные учреждения общего, дополнительного и профессионального образования, взаимодействие с которыми осуществляется как непосредственно, так и с использованием Интернет-ресурсов. По отношению к школе эти образовательные учреждения выступают носителями специфического социального заказа, связанного с объединением и перераспределением образовательных ресурсов. Кроме того, спектр потенциальных партнеров школы-интерната в решении данного вопроса может быть расширен посредством организации дистанционного взаимодействия на основе использования современных информационных технологий.

Родительская общественность, как было сказано, не обладает сегодня образовательным заказом, нацеленным на перспективу, пожелания родителей носят локальный характер и касаются, в основном, качества обучения, условий обучения детей в школе-интернате и характера отношений воспитанников и педагогов. По данным проведенного в 2010 году опроса около 90% родителей активно интересуется (через ребенка) происходящим в школе-интернате, 68% в разной степени видят свою возможность принимать участие в работе органов общественного управления школой-интернатом. Таким образом, образовательный заказ родителей связан лишь с улучшением тех условий обучения, которые существует сегодня, но видение перспектив развития школы-интерната и будущих изменений, как таковое, отсутствует.

Особое место в анализе социальной среды школы-интерната занимает образовательный заказ, исходящий от самого ребенка и обусловленный особенностями его профессионального и личностного самоопределения в современном мире. Его основными компонентами выступают: способность к самообучению и мобильному освоению новых знаний, технологий и профессий; готовность к принятию персональной ответственности за события собственной жизни и результаты своего взаимодействия с окружающей средой; толерантность как способность строить продуктивные социальные отношения в мультикультурном мире.

 

Анализ внутренней среды.

В учреждении функционируют следующие помещения:

- Кабинеты 1-9 классы

- Кабинет ПТО Швейная мастерская

- Актовый зал

- Кабинет дистанционного обучения

- Кабинет социального педагога

- Библиотека

- Кабинет СБО

- Кабинет учителя – логопеда

- Спортивный зал

- Учительская

- Кабинет информатики

- Кабинет педагога-психолога (сенсорная комната)

- Кабинет ПТО

- Слесарная мастерская

- Столярная мастерская

В учреждении имеется современная информационно–техническая база:

- ноутбук

- компьютер, подключены к Интернету;

- электронная почта; сайт,

- мультимедийный проектор

- магнитофоны

- телевизор

- оргтехника.

 Анализ внутренней образовательной среды школы-интерната, его конкурентоспособных преимуществ, сильных и слабых сторон позволяет утверждать следующее.

Цели и результаты деятельности школы-интерната, связанные с обучением воспитанников предметным знаниям и их подготовкой к итоговой аттестации, свидетельствуют об уровне организации образовательного процесса, соответствующем государственным образовательным стандартам. Конституционное право ребенка на образование реализуется в полном объеме. По данным проведенных опросов учащихся и педагогов, образовательная среда школы-интерната может считаться удовлетворительной по таким показателям, как психологический микроклимат в классах, психологическая комфортность условий обучения и воспитания, уровень профессионального мастерства педагогов.

В то же время, не столь однозначно поддаются оценке такие показатели образовательной среды школы-интерната, как профессиональная позиция педагогов и субъектная позиция обучающихся. Полученные в ходе проведенного опроса ответы воспитанников двойственны: с одной стороны, они признают, как реальное возможность своего участия в планировании и организации образовательного процесса школы-интерната, с другой стороны, они выражают готовность принимать занятия такими, какими они есть, отдавая всю полноту ответственности за их качество и целесообразность педагогам.

Профессиональная позиция педагогов также не может быть определена однозначно. Готовность обсуждать и решать с воспитанниками их проблемы носит достаточно выраженный характер, однако, в значительной степени ограничивается рамками преподаваемого предмета. По стилю педагогического общения коллектив неоднороден: демократизм и авторитарные тенденции представлены в нем приблизительно с одинаковой степенью выраженности.

Вместе с тем, при анализе педагогических ситуаций выявлены следующие проблемы:

  • отсутствие трудовых навыков у большинства воспитанников;
  • большой процент часто болеющих детей;
  • при общей загруженности родителей — высокая безнадзорность их детей;
  • основная масса воспитанников - «выдавленные» из общеобразовательных школ дети, которые относятся к «группе риска».

Для решения данных проблем планируется:

  • усилить психолого-медико-педагогическую помощь воспитанникам в коррекции поведения и образовательных навыков;
  • пересмотреть методику преподавания ряда предметов с целью организации индивидуальных образовательных маршрутов;
  • внедрить раннее профориентационное воспитание, ввести элементы допрофессиональной подготовки;
  • оказать методическую помощь родителям обучающихся в решении образовательных, воспитательных, социальных, психологических и других проблем;
  • ввести и эффективно использовать современные образовательные технологии, сочетая новые технологии и лучшие отечественные традиции образования;
  • добиться доступности образования, которая понимается педагогами школы в контексте новых образовательных технологий. Доступность образования заключается в создании особых психолого-педагогических условий в школе, позволяющих каждому ученику освоить образовательную программу и быть успешным;

Одной из сильных сторон, характеризующих состояние школы-интерната, является система воспитания, ориентированная на развитие патриотизма и гражданственности.

 

4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА.

Цель программы: развитие личности обучающихся через творческую деятельность, формирование художественно-творческих способностей воспитанников через обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений.

Задачи программы:

  • развитие творческих способностей воспитанников;
  • привитие интереса к народно-прикладному искусству, развитие познавательной активности воспитанников;
  • воспитание эстетических представлений и трудолюбия, умения наблюдать и выделять характерные черты изготавливаемой поделки;
  • совершенствование трудовых умений и навыков.

 

5. УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

Таблица 2 – Участники проекта

Участники

Роль в реализации проекта

Директор

Организационное обеспечение

Заместитель директора по УР

Организационно-методическое обеспечение

Педагоги

Наглядное и дидактическое обеспечение, реализуют проект

Воспитанники

Участники проекта

Родители ДОУ

Принимают участие в реализации проекта, взаимодействуют с воспитателем

 

 6. РЕСУРСЫ ПРОЕКТА

Таблица 3. Ресурсы проекта.

Ресурсы проекта

Кадровый потенциал

Материально-техническая база

Информационное обеспечение

1.Педагоги;

2. Воспитатели.

1. Предметно-развивающая среда наглядные пособия (видеоматериал,

фотографии);

2. Технические средства обучения:

-мультимедийный проектор;

-ноутбук;

- компьютер.

3. Инструменты и приспособления:

-простой карандаш;

-линейка;

-ножницы канцелярские с закругленными концами;

-кисточка для клея и красок;

-индивидуальная салфетка.

4. Материалы:

-клейстер;

-бумага цветная для техники «гратаж»;

-картон белый и цветной;

-клей ПВА;

-ватные диски;

-Газеты, газетная бумага;

-Форма- болванка (игрушка).

 

 

1. Информативно-правовая база:

-информационные стенды

-сайт ДОУ

- презентации.

2. Научно-исследовательские разработки;

3. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ БОУ «Шумерлинская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

 

 

7.МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 Таблица 4. Механизм реализации проекта

Подготовительный этап

Основной этап

Заключительный этап

- проведение мониторинга,

-разработка и утверждение тематического плана,

-подбор методического сопровождения,

-подготовка наглядного материала.

-реализация тематического плана через организацию совместной и самостоятельной деятельности детей,

-«погружение» воспитанников в реальные практические ситуации,

-привлечение воспитанников к изготовлению изделий.

-проведение повторного мониторинга,

-анализ и обобщение опыта.

 

 

8. План реализации проекта

Таблица 5. План реализации проекта.

1-й год обучения.

Тема  занятия

Форма работы

Кол-во часов

1

Введение. Знакомство с коллективом. Инструктаж по технике безопасности. Краткая программа курса. История возникновения бумагопластики, папье-маше (приложение 1). Сведения о материалах, инструментах и приспособлениях. Знакомство с техникой работ с использованием мятой бумаги.

Способы декоративного оформления работ.

 

Беседа,инструктаж

1 час

2.

«Колобок-румяный бок» Знакомство с технологией папье-маше.

Работа с клейстером и бумагой

 

Практическая работа

1 час

3

Грунтовка изделия

Работа с водоэмульсионной краской

 

 

Практическое занятие

 

1 час

4

Раскраска изделия

Работа с акриловыми красками

 

 

Практическое занятие

 

1 час

5

Инсценирование сказки « Колобок» с готовыми изделиями.

 

Народные забавы

1 час

6

Коллективная работа по темам « Аквариум», «Лесная поляна»

Работа в творческих группах

 

Практическая работа

1 час

7

Подготовка работы к грунтовке.

Работа в творческих группах

 

Практическая работа

1 час

8

Грунтовка изделий. Работа с водоэмульсионной краской.

 

Практическая работа

1 час

9

Покраска изделий. Выставка коллективных работ.

 

Выставка

1 час

 

2 четверть

 

 

1

Различные возможности работы с бумагой. Знакомство с техникой Декупаж (приложение 2). Панно- тарелка.

 

Устный журнал

1 час

2

Декупаж. Оформление панно- тарелки.

 

Практическая работа

1 час

3

Работа с использованием  мятой бумаги. Конструирование  елочной игрушки.

 

Практическая работа

1 час

4

Елочная игрушка

 

Новогодняя гостиная

1 час

5

Работа над формой елочной игрушки. Грунтовка

 

Практическое занятие

1 час

6

Красочное оформление елочной игрушки. Роспись

 

Рисование

1 час

7

Лакировка. Выставка поделок

 

Практическая работа, выставка

1час

 

3 четверть

 

 

1

Овощи и фрукты. Работа в творческих группах. Ваза для фруктов. Техника декупаж

 

Практическая работа

1 час

2

Работа над формой изделий.

 

Изготовление изделия

1 час

3

Грунтовка изделий

 

Изготовление изделия

1 час

4

Роспись изделий.

 

Рисование

1 час

5

Подарок маме. « Золотая рыбка». Настенное панно

 

Защита презентации

1 час

6

Грунтовка изделия. Роспись

 

Рисование

1 час

7

«Птичий базар». Пластика

 

Изготовление изделия

1 час

8

Работа над формой

 

Практическое занятие

1 час

9

Грунтовка, покраска изделия

 

Практическое занятие

1 час

10

Праздник мастеров. Итоговый урок. Выставка.

 

Выставка

1 час

 

4 четверть

 

 

1

Пасхальное яйцо.

 

Устный журнал

1 час

2

Работа над формой.

 

Практическая работа

1 час

3

Грунтовка и шлифовка изделия

 

Практическая работа

1 час

4

Роспись изделия

 

Рисование

1 час

5

«Скоро лето» Коллективная работа. Знакомство с техникой  гратаж (приложение 3).

 

Практическая работа

1 час

6

Оформление «Солнечной  полянки» Коллективная работа.

 

Практическая работа

1 час

7

Оформление выставки. Подготовка к Празднику мастеров

 

Изготовление информационного стенда

1 час

8

Праздник мастеров. Итоговое занятие с приглашением родителей. Выставка. Награждение.

 

Праздник мастеров

1 час

         

2-й год обучения.

Тема  занятия

Форма работы

Кол-во часов

1

Вводное занятие. Техника безопасности. Творческие упражнения.

Инструктаж ,беседа

1 час

2.

«Совенок» Знакомство с техникой папье-маше.

Работа с клейстером и  мятой бумагой

Практическое занятие

1 час

3

Работа с формой и мелкими деталями.

Практическая   работа

1 час

4

Грунтовка изделия

Практическая  работа

1 час

5

Раскраска изделия

Работа с гуашевыми красками

Практическое занятие

1 час

6

Коллективная работа по темам «Аквариум», «Лесная поляна»

Работа в творческих группах

Практическая  работа

1 час

7

Подготовка работы к грунтовке.

Работа в творческих группах

Практическая  работа

1 час

8

Грунтовка изделий. Работа с водоэмульсионной краской.

Практическая  работа

1 час

9

Покраска изделий. Выставка коллективных работ.

Выставка

1 час

 

2 четверть

 

 

1

Панно- тарелка. Работа с формой. Техника  маширования

Практическая  работа

1 час

2

Грунтовка изделий. Работа с водоэмульсионной краской

Практическое занятие

1 час

3

Роспись изделий.

Рисование

1 час

4

Елочная игрушка

Новогодняя гостиная

1 час

5

Работа над формой елочной игрушки. Грунтовка

Практическое занятие

1 час

6

Красочное оформление елочной игрушки. Роспись

Рисование

1 час

7

Лакировка. Выставка поделок

Практическое занятие Выставка

1 час

 

3 четверть

 

 

1

Овощи и фрукты. Работа в творческих группах. Ваза для фруктов

Практическая  работа

1 час

2

Работа над формой изделий.

Изготовление изделий

1 час

3

Грунтовка изделий

Изготовление изделий

1 час

4

Роспись изделий.

Рисование

1 час

5

Подарок маме. « Золотая рыбка». Объемная работа. Настенное панно

Практическая  работа

1 час

6

Грунтовка изделия. Роспись

Рисование

1 час

7

Матрешка. Знакомство с народными промыслами. (приложение 4)

Беседа

1 час

8

Работа над формой

Практическая  работа

1 час

9

Снятие с основы. Швы. Последний слой

Практическое занятие

1 час

10

Роспись матрешки. Выставка

Рисование ,выставка

1 час

 

4 четверть

 

 

1

Пасхальное яйцо. Техника  маширования.

Устный журнал

1 час

2

Работа над формой.

Практическое занятие

1 час

3

Снятие с основы. Швы.

Практическая  работа

1 час

4

Грунтовка, роспись.

Практическая  работа

1 час

5

Лакировка

Практическая  работа

1 час

6

Любимая игрушка

Беседа

1 час

7

Грунтовка и раскраска игрушки

Практическое занятие

1 час

8

Подготовка к празднику Мастеров. Оформление выставки

Праздник мастеров

1 час

9

Праздник мастеров. Итоговое занятие с приглашением родителей. Выставка. Награждение.

Выставка ,награждение

1 час

         

 

3-й год обучения.

Тема  занятия

Форма работы

Кол-во часов

1

Вводное занятие. Техника безопасности. Творческие упражнения. Из истории возникновения техники папье- маше

Инструктаж ,беседа

1 час

2.

«Корзинка» Знакомство с основными приемами создания корзинки в технике  папье – маше.

Работа с клейстером и бумагой

Практическая работа

1 час

3

Заготовка материала для работы. Скручивание бумаги в «веточки»

Практическое занятие

1 час

4

Начало плетения. Донышко

Практическая работа

1 час

5

Завершение работы над донышком

Практическое занятие

1 час

6

Плетение краев корзинки. Освоение приемов плетения из бумаги.

Практическое занятие

1 час

7

Завершение плетения краев корзинки. Навыки плетения последнего ряда и работа над ручкой корзины.

Практическая работа

1 час

8

Эстетическое оформление корзины. Покраска, лакировка.

Практическое занятие

1 час

9

Выставка коллективных работ.

Выставка

1 час

 

2 четверть

 

 

1

Панно- тарелка. Работа с формой. Техника  маширования

Практическое занятие

1 час

2

Грунтовка изделий. Работа с водоэмульсионной краской

Практическое занятие

1 час

3

Роспись изделий..

Рисование

1 час

4

Елочная игрушка

новогодняя гостиная 

1 час

5

Работа над формой елочной игрушки. Грунтовка

Практическое занятие

1 час

6

Красочное оформление елочной игрушки. Роспись

Практическое занятие

1 час

7

Лакировка. Выставка поделок

Выставка

1 час

 

3 четверть

 

 

1

Объемные игрушки. Подготовка основы- формы. Первые слои на водной основе.

Практическое занятие

1 час

2

Работа над формой изделий.

Практическая работа

1 час

3

Снятие с основы. Работа над швами.

Практическое занятие

1 час

4

Грунтовка изделия. Разглаживание швов и « морщин» на последнем слое.

Практическая работа

1 час

5

Покраска изделия. Нанесение основных тонов на игрушку.

Практическое занятие

1 час

6

Роспись игрушки

Рисование

1 час

7

Роспись игрушки. Знакомство с народными промыслами.

Рисование ,выставка 

1 час

8

Лакировка изделия. Завершающий этап.

Практическая работа

1 час

9

Любимая игрушка. Начало работы над формой для каникулярного задания.

Практическая работа

1 час

10

. Выставка. Задание на каникулы- самостоятельное завершение начатой работы.

Выставка

1 час

 

4 четверть

 

 

1

Пасхальное яйцо. Техника маширования.

Практическая работа

1 час

2

Работа над формой.

Практическое занятие

1 час

3

Снятие с основы. Швы. Грунтовка, роспись.

Практическая работа

1 час

4

. Лакировка. История и знакомство с различными видами матрешки

Практическая работа

1 час

5

Матрешка. Техника маширования Первые слои на водной основе. Закрепление первых слоев

Практическое занятие

1 час

6

Работа над  плотными слоями изделия. Техника маширования

Практическая работа

1 час

7

Снятие с основы. Заглаживание швов. Грунтовка

Практическое занятие

1 час

8

Подготовка к празднику Мастеров. Роспись изделия

Изготовление изделий, рисование

1 час

9

Праздник мастеров. Итоговое занятие с приглашением родителей. Выставка. Награждение.

Практическое занятие, выставка

1 час

 

9. Ожидаемые результаты. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ.

У воспитанников будут сформированы:

  • широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
  • адекватное понимания причин успешности/не успешности творческой деятельности.

Воспитанник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания;
  • адекватного понимания причин успешности/не успешности творческой деятельности

Воспитанник получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • контролировать действия партнера

Воспитанники получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • владеть монологической и диалогической формой речи;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Результаты освоения программы кружка

  • знать названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
  • знать правила организации рабочего места, технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборам, правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
  • знать приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);
  • знать технологию выполнения изделий в технике папье-маше;
  • название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;
  • уметь правильно организовать свое рабочее место;
  • уметь пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;
  • уметь работать по шаблону;
  • уметь понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры).

Критерии оценки эффективности

  1. Достижение цели проекта и выполнение поставленных задач.
  2. Соблюдение механизма реализации проекта и полное выполнение плана мероприятий.
  3. Достижение ожидаемых результатов.
  4. Активизировано взаимодействие с родителями.

 10. ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА.

  Программа «Мастерок» направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное,  социальное, коммуникативное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование. А также воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

      Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно-деятельностного подхода в начальном обучении, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания трудовых умений и навыков программа «Мастерок» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

  • интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
  • развитие коммуникативной компетентности;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Поэтому программа «Мастерок» необходима в этом учебном заведении и всегда будет пользоваться популярностью.

 

Список литературы:

  1. Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).
  2. Базулина, Л. В., Новикова И. В. Бисер / Л. В. Базулина, И. В. Новикова. Худож. В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 2006. – 224с., ил. – (Серия:«Бабушкин сундучок»).
  3. Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия / И. Н. Ерошенков - М.: НГИК, 1994.-32с.
  4. Котова, И. Н. Котова, А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла./ И. Н. Котова, А. С. Котова –СПб.: «Паритет», 2006. – 240с.+вкл.
  5. Ляукина, М. В. Бисер. – М.: АСТ –ПРЕСС, 1999. – 176 с.: ил. – («Основы художественного ремесла»).
  6. М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”, ТЦ "Сфера", 1999 г.
  7. Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек – сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учереждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с.: ил.
  8. Н.В. Волкова, Е.Г. Жадько «100 замечательных поделок из всякой всячины», Росто-на-Дону, 2009 г.
  9. Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”
  10. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).]
  11. Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975.  - 112с., ил.
  12. Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.
  13. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).
  14. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. – (Методика).
  15. Уткин, П. И. Королева, Н. С. Народные художественные промыслы: Учеб. Для проф. учеб. Заведений. – М.: Высш. шк., 1992. – 159с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

«Папье-маше – бумажный мир детства»

Папье-маше (франц. papiermch) слово, буквально - жёваная бумага или рваная бумага. Изготовление объёмных поделок из пропитанной клейстером бумаги.

История папье-маше.

Этот материал изобрели в Китае в первой половине второго века. Китайцы обнаружили, что из папье-маше можно изготавливать множество вещей, в том числе горшки и даже боевые шлемы, которые покрывали лаком, что бы придать изделиям прочность и износостойкость.

Во Франции в начале 16 века папье-маше использовали для изготовления кукол.

В России папье-маше появилось два века назад при Петре I. Местные крестьяне быстро освоили технологию изготовления папье-маше, из которого и поныне создают лаковые шкатулки, украшаемые красочной миниатюрой.

Что делают из папье-маше?

Из папье-маше изготавливают очень большой ассортимент изделий:

Шкатулки, копилки, маски, игрушки, подносы, подсвечники, рамы для зеркал, декоративные панели для стен и дверей, а также разнообразные изделия мебели.

Детям занятия папье-маше принесут не только массу положительных эмоций, но и пользу. Папье-маше можно рассматривать как один из методов сбрасывания напряжения, как способ снятия агрессии и внутренней нестабильности у детей.

  • • Занятие папье-маше совершенствует мелкую моторику рук, тонких движений пальцев, что благотворно влияет на общее интеллектуальное развитие и успешное обучение в школе.
  • • Совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
  • • Курс программы “Папье-маше” предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью.

Проблема вторая – слабая творческая активность и самостоятельность в художественно-эстетическом развитии ребенка.

А папье-маше помогает развить уверенность в своих силах и способностях – неуспевающих не бывает. Развивает творческие способности, воображение, художественный вкус.

Проблема третья – неумение детей договариваться между собой.

Нравственные качества личности формируются и проявляются в тесной взаимосвязи. Необходимо выбрать место для своей работы на коллективном панно, выполнять работу не мешая друг другу, прийти на помощь товарищу.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Знакомство с техникой «Декупаж».

Декупаж – это французское слово и означает оно вырезать. Декупаж – это техника украшения аппликации декорированием с помощью вырезанных бумажных мотивов. Среди знаменитостей, увлекавшихся декупажем художники: Матисс и Пикассо (рассматривание иллюстраций).

Еще в 12-ом веке, китайские крестьяне создавали яркую цветную бумагу, чтобы украсить окна, фонари, подарочные коробки и другие вещи. Немецкие и Польские ремесленники также использовали бумажные вырезки для художественного оформления мебели в течение несколько столетий.

Однако, это не конец истории развития Декупаж. Ремесленники нанимали учеников, чтобы они цветными красками переносили на бумагу сюжеты картин и гравюр самых знаменитых художников. Затем, приклеивали эти рисунки к деталям мебели, музыкальных инструментов и т.д. и покрывали несколькими слоями лака. В результате получалась прекрасная мебель и предметы искусства, которые были очень похожи на настоящие популярные вещи, привезенные купцами из Китая и Японии.

Декупаж – это декоративная техника по ткани, посуде, мебели и пр., заключающаяся в вырезании изображений из различных материалов (кожи, ткани, бумаги…), которые затем наклеиваются или прикрепляются иным способом на различные поверхности для декорирования.

Самый популярный материал в наше время для Декупажа- это трёхслойные салфетки. Отсюда и другое название – салфеточная техника.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Знакомство с техникой граттаж.

«Граттаж» (гравюра). Слово произошло от французского gratter — скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника царапанья. Еще одно название этой техники – воскография.

Используя данную технику рисования, следует придерживаться определенных правил:

- поверхность картона или плотной бумаги, после нанесения туши, должна быть абсолютно сухой перед началом работы,

-на поверхности черного цвета остаются жировые и другие вещества с пальцев, поэтому необходимо защитить поверхность «нерабочих» участков чистым листом бумаги или плотной салфеткой.

- лист картона или бумаги расположить горизонтально, так как при сгибании могут появиться надломы, трещины; лучше закрепить заготовку клейкой лентой на листе фанеры, на столе.

Вроде бы техника простая, но она требует усердия, сосредоточенности, усидчивости от детей.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Матрешка. Знакомство с народными промыслами.

Русская матрёшка – один из самых известных символов России. Это игрушка, популярность которой шагнула далеко за пределы самого государства. Родиной русской матрёшки является Сергиев Посад. Именно там впервые была изобретена деревянная барышня, из которой при раскрытии появлялись подобные игрушки разного размера.

В отличие от многих народных промыслов, популярность которых, в силу появления новых техник и материалов, была утрачена, русская матрёшка до сих пор пользуется большой популярностью во всем мире.

Появление первой русской матрёшки датируется 1898 – 1900 годами. Именно в это время известный токарь, Василий Петрович Звездочкин, занимавшийся изготовлением деревянных игрушек, по просьбе Сергея Малютина изготовил из дерева болванку, в которую вкладывались такие же раскрывающиеся заготовки, но разного размера. Сюжетом для росписи самой первой игрушки стали повседневные дела, которыми занимались русские красавицы. Состояла матрёшка из восьми деревянных кукол.

Позже появлялись различные вариации матрёшек, число кукол в которых было разным. Так, вначале XIX века состояли изделия из 24 элементов, а известный токарь Никита Булычев создал куклу, состоявшую из 48 деревянных барышень. В массовых масштабах матрёшки стали производиться в артели Мамонтова в Сергиевом Посаде. 

Спустя несколько лет после изготовления, русская матрёшка была представлена на выставке в Париже. Игрушка настолько понравилась иностранцам, что заказы на нее мастерам русским поступали не только с просторов Родины, но и из других государств. Не прошло и десятка лет, как появились первые прецеденты изготовления матрёшек-подделок в других странах.

На сегодняшний день выделяют:

загорский стиль с яркими и насыщенными цветами и множеством мелких, четко прорисованных элементов;

мериновскую матрёшку с росписью из крупных цветков;

семеновский стиль со строгой симметричной росписью;

полховскую с обязательным изображением цветка шиповника;

вятскую куклу, изображающую барышню-северянку, скромную и застенчивую.

Традиционным материалом для изготовления матрёшек служат породы лиственных деревьев, поскольку они наиболее просты в обработке. Чаще всего мастера используют липу, в качестве красок для росписи берут цветную гуашь, тушь, а также анилиновые краски. Защищает уже готовое изделие воск для обработки дерева либо прозрачный лак на масляной основе.

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь