Методическая разработка урока химии "Оксиды углерода"
Автор: Донцова Лариса Николаевна
Пояснительная записка к уроку
Методическая разработка урока по учебному предмету химия, учебнику О.С.Габриелян «Химия. 9 класс» (ФГОС), для учащихся 9 класса.
Тема «Оксиды углерода» входит в материал раздела химии «Неметаллы». Является одной из важных тем химии.
Согласно рабочей программе по химии на изучение раздела «Неметаллы» отведено 25 часов, из них на тему «Оксиды углерода» 1 час.
Планируемые образовательные результаты: характеризовать физические и химические свойства, получение и применение оксидов углерода.
При планировании и проведении урока были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. На уроке применялся деятельностный метод обучения: работа в зоне ближайшего развития ребенка (задания разных уровней); субъект-субъектные отношения (создание паритетного участия учащихся и учителя в организации и осуществлении совместной деятельности); усвоение не столько знаний, сколько способов деятельности, обращение учителя к учащимся не с информацией, а с вопросом.
Использовались виды деятельности учебная, учебно-поисковая, оценочная. Структура учебно-познавательной деятельности на уроке была построена по шагам, соответствующим технологической карте, принятой в школе. На уроке организовано формирующее оценивание.
Тема урока. Оксиды углерода.
Цель урока для учителя:
- Личностные цели урока: готовность и способность к образованию и самообразованию.
- Метапредметные цели урока: развивать способности к самостоятельному планированию и организации работы, умению обобщать, абстрагировать и конкретизировать знания при работе с новой химической информацией, способность к коллективной работе.
- Предметные цели урока: развивать у учащихся представления об оксидах углерода; организовать деятельность по первичному проговариванию новых знаний; способствовать использованию учащимися новых знаний в практической деятельности.
Цель урока для учащихся. Изучить оксиды углерода.
Задачи урока для учителя.
1. Направленные на достижение личностных результатов обучения: создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к изучению химии.
2. Направленные на достижение метапредметных результатов обучения: способствовать развитию умений работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать).
3. Направленные на достижение предметных результатов обучения: создать условия для включения учащихся в деятельность по усвоению знаний об оксидах углерода; научить планировать и проводить химический эксперимент.
Задачи урока для учащихся.
1. Рассмотреть, физические свойства, химические свойства, получение и применение угарного и углекислого газов.
2. Совершенствовать умения составления химических уравнений.
3. Развивать навык безопасной работы с химическим оборудованием
4. Выполнить задания.
5. Сделать вывод по результатам работы.
Тип урока. Урок "открытие нового знания"
Оборудование: прибор для получения газов; штатив для пробирок; пробирки 4 шт.; сухое горючее; спички; лучинка, магний (лента); коническая колба с песком, растворы: гидроксид кальция, соляная кислота, лакмус, вода; мраморная крошка,
№ |
Основные этапы и время организации учебной деятельности |
Цель этапа |
Содержание педагогического взаимодействия |
||||
Деятельность учителя |
|
Деятельность учащихся |
|||||
Учебная ситуация, которая приведёт к достижению запланированных результатов |
Ценностная нагрузка этапа урока |
На формирование или развитие каких УУД направлено учебное действие |
Оценочное задание и лист самооценки знаний и способов деятельности по данной теме. |
Результат (продукт) каждого этапа учебной деятельности учащихся |
|||
1 |
Создание учебно-познавательных мотивов. |
Актуализировать личностный опыт учащихся, вывести на проблемы и затруднения. |
Учитель спрашивает: - Что мы изучали на прошлом уроке? - Охарактеризуйте положение углерода в ПСХЭ. -Какие аллотропные модификации углерода вам известны? - Кроме алмаза и графита есть ещё одна аллотропная модификация углерода - фуллерен. Видеофильм EURIKA3D «Фуллерен» Задание. Верно-неверно. Учитель просит учащихся обратить внимание на интерактивную доску (формулы СО и СО2). - Охарактеризуйте данные соединения? - Сложно ли было выполнить задание? В чем трудность выполнения данного задания? Учитель просит сформулировать главный (проблемный) вопрос урока. |
Стремление к истине, научная и единая картина мира.
|
Личностные УУД: мотивация учения. |
Прогностическое оценивание Ответы на вопросы. Выполнение задания. Формулировка проблемного вопроса. Самооценка. |
Ответы на вопросы. Видеофильм URIKA 3D «Фуллерен» Выполненное и проверенное задание. Записанный главный (проблемный) вопрос урока «Какие свойства характерны для оксидов углерода». Самооценка.
|
2 |
Действие целеполагания. |
Обеспечить включение учащихся в совместную деятельность по определению целей учебного занятия. |
Учитель спрашивает: - Зачем отвечать на главный (проблемный) вопрос урока? Учитель просит учащихся сформулировать цель урока. Учитель просит учащихся сформулировать тему урока. |
Целеустремлённость, настойчивость. |
Познавательные УУД: формулирование познавательной цели. Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. |
Рефлексивное оценивание Самостоятельная формулировка цели урока.
Самооценка. |
Озвученная и записанная цель урока (может быть индивидуальная): «Изучить оксиды углерода». Озвученная и записанная тема урока Самооценка.
|
3 |
Планирование и организация деятельности |
Обеспечить разработку алгоритма действий по решению возникшей проблемы или затруднения |
Учитель спрашивает: - Что необходимо сделать, чтобы достичь цели урока? Учитель просит озвучить план действий по выходу из затруднения.
|
Целеустремленность и настойчивость.
|
Познавательные УУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Регулятивные УУД: составление плана и последовательности действий |
Рефлексивное оценивание. Самостоятельное планирование деятельность по достижению цели. Самооценка. |
Примерный план (алгоритм) действий по выходу из затруднения. 1. Используя инструктивную карточку выполнить задание. 2. Представить результаты самостоятельной работы. 3. Применить полученные знания при выполнении упражнений. 4. Оценить работу. |
4 |
Осуществление деятельности по достижению поставленной цели |
Обеспечить осмысление учащимися способов деятельности с помощью которых были получены новые знания |
Осуществление действий по плану. Учитель просит учащихся выполнить лабораторное задание. Проверка выполнения задания.
Учитель просит учащихся обратить внимание на демонстрационный стол. - Двое учащихся класса выполняли задание отличное от других. Им слово (демонстрационный опыт). Магний продолжает гореть в углекислом газе с образованием оксида магния и углерода в виде сажи. Учитель предлагает продолжить работу с инструкционной картой и выполнить задания (работа с текстом). Взаимопроверка выполнения задания по эталону. |
Ценность знания, трудолюбие, ценность здоровья.
|
Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Ретроспективное оценивание. Самостоятельная лабораторная работа. Заполнение отчета. Самооценка. |
Выполненные и проверенные задания.
Самооценка.
|
5 |
Рефлексивно - оценочные действия |
Организовать осмысление способов достижения цели, организовать анализ деятельности по получению учебного продукта |
Учитель предлагает выполнить задание. Учитель предлагает ответить на вопросы. - Какую цель ставили на уроке? - Удалось достичь поставленной цели? - Где можно применить новые знания? - Что на уроке у вас хорошо получилось? -Что вызвало затруднения? Учитель предлагает выполнить задания в инструкционной карте отмеченные* |
Внимательность и отношение к другим.
|
Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |
Рефлексивное оценивание. Оценивают потенциал индивидуальных возможностей и личных достижений. Определяют для себя достигли ли цели урока самостоятельно или с чьей-то помощью (подводят итог, подсчет баллов) |
Ответы на вопросы. Самооценка. Выполненное задание*. |
6 |
Домашнее задание |
26-28 балла. Задание*. 23-25 балла. П. 34 стр. 249 №6. 20-22 балла. П. 34 стр. 248 №1,4. |
|
|
|
|
|
Инструкционная карточка ФИ___________________________________
№ |
Задание |
Самооценка Задание выполнено самостоятельно 2 балла, с помощью учителя или одноклассника – 1 балл, задание не выполнено – 0 баллов |
||||||||||||||||||
1 |
Аллотропные модификации углерода (Заполнить схему) а…………… г ……………. ф…………… |
|
||||||||||||||||||
2 |
Выбери верные утверждения
|
За каждое правильно отмеченное утверждение 1 балл. Max 8 баллов
|
||||||||||||||||||
3 |
Записать главный (проблемный вопрос урока) ________________________________________________________ |
………… |
||||||||||||||||||
4 |
Записать цель урока _________________________________________________________ |
………… |
||||||||||||||||||
5 |
Записать тему урока ________________________________________________________ |
………….. |
||||||||||||||||||
6 |
Задание Соберите прибор для получения углекислого газа. В пробирку, закрепленную в штативе, поместите 1-2 кусочка мрамора, прилейте 2 мл соляной кислоты и быстро закройте пробкой с газоотводной трубкой. Соберите углекислый газ методом вытеснения воздуха. Докажите его наличие в пробирке (внесите зажженную лучинку в пробирку). Что вы наблюдаете? Почему? Составьте уравнение ХР в молекулярном и ионном виде. _________________________________________________________ Перенесите конец газоотводной трубки в пробирку с 1 мл известковой воды и пропускайте через нее углекислый газ. Что вы наблюдаете? Составьте уравнение ХР в молекулярном виде. _________________________________________________________ Перенесите конец газоотводной трубки в пробирку с 1 мл воды и пропускайте через нее углекислый газ. Добавьте несколько капель лакмуса. Что вы наблюдаете? Запишите уравнения соответствующих реакций. ____________________________________________________________________ |
……………
…………… |
||||||||||||||||||
7 |
Взаимодействия магния с оксидом углерода (IV). Составьте уравнение химической реакции. Подберите коэффициенты методом электронного баланса. Укажите окислитель и восстановитель. СО2 + Mg Окислитель: Восстановитель: |
…………… |
||||||||||||||||||
8 |
Работа с текстом. Прочитать текст п.34, стр. 242-244, ответить на вопросы и выполнить задания. Запишите формулу оксида углерода (II)_______________________ Другое название оксида углерода (II)____________________________ Что произойдет, если оксида углерода (II) при дыхании попадает в кровь? _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ Оксида углерода (II) – хороший восстановитель. Составьте уравнение химической реакции сгорания оксида углерода (II) в кислороде. Подберите коэффициенты методом электронного баланса. Укажите окислитель и восстановитель. СО + O2 Окислитель: Восстановитель: Установите соответствие
|
……………
|
||||||||||||||||||
|
Итого 26-28 балла. Усвоил, могу консультировать других учащихся. Д/з: задание* 23-25 балла. Хорошо владею. Д/з: П. 34 стр. 249 №6 20-22 балла. Допускаю ошибки, требуется консультация учителя. Д/з: П. 34 стр. 248 №1,4. |
……………. |
Д/з*
В химической реакции СО + СuO = Сu + СО2
Восстановителем является:
1. Сu+2 в оксиде меди (II)
2. С+2 в оксиде углерода (II)
3. О-2 в оксиде углерода (II)
4. О-2 в оксиде меди (II)
В уравнении окислительно-восстановительной реакции, схема которой
СО2 + Mg MgО + С
Коэффициент перед формулой окислителя равен:
1) 2
2) 3
3) 1