Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Методическая разработка урока химии "Оксиды углерода"

Дата публикации: 2018-04-18 08:30:29
Статью разместил(а):
Донцова Лариса Николаевна
Методическая разработка урока химии
"Оксиды углерода"

Автор: Донцова Лариса Николаевна

Пояснительная записка к уроку 

Методическая разработка  урока по учебному предмету химия, учебнику О.С.Габриелян «Химия. 9 класс» (ФГОС), для учащихся 9 класса.

Тема «Оксиды углерода» входит в материал раздела химии «Неметаллы». Является одной из важных тем химии.

Согласно рабочей программе по химии на изучение раздела «Неметаллы» отведено 25 часов, из них на тему «Оксиды углерода» 1 час.  

Планируемые образовательные результаты: характеризовать физические и химические свойства, получение и применение оксидов углерода.

При планировании и проведении урока были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. На уроке применялся деятельностный метод обучения: работа в зоне ближайшего развития ребенка (задания разных уровней);  субъект-субъектные отношения (создание паритетного участия учащихся и учителя в организации и осуществлении совместной деятельности); усвоение не столько знаний, сколько способов деятельности, обращение учителя к учащимся не с информацией, а с вопросом.

Использовались виды деятельности учебная, учебно-поисковая, оценочная. Структура учебно-познавательной деятельности на уроке  была построена по  шагам, соответствующим технологической карте,  принятой в школе. На уроке организовано формирующее оценивание.

Тема урока. Оксиды углерода.

Цель урока для учителя:

- Личностные цели урока: готовность и способность к образованию и самообразованию.

- Метапредметные цели урока: развивать способности к самостоятельному планированию и организации работы, умению обобщать, абстрагировать и конкретизировать знания при работе с новой химической информацией, способность к коллективной работе.  

- Предметные цели урока: развивать у учащихся представления об оксидах углерода; организовать деятельность по первичному проговариванию новых знаний; способствовать использованию учащимися новых знаний в практической деятельности. 

 

Цель урока для учащихся. Изучить оксиды углерода.

Задачи урока для учителя.

1.             Направленные на достижение личностных результатов обучения: создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к изучению химии.

2.             Направленные на достижение метапредметных результатов обучения: способствовать развитию умений работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать).

3.             Направленные на достижение предметных результатов обучения: создать условия для включения учащихся в деятельность по усвоению знаний об оксидах углерода; научить планировать и проводить химический эксперимент.

Задачи урока для учащихся.

1.             Рассмотреть, физические свойства, химические свойства, получение и применение угарного и углекислого газов.

2.             Совершенствовать умения составления химических уравнений.

3.             Развивать навык безопасной работы с химическим оборудованием

4.             Выполнить задания.

5.             Сделать вывод по результатам работы.

Тип урока. Урок "открытие нового знания"

Оборудование: прибор для получения газов; штатив для пробирок; пробирки 4 шт.; сухое горючее; спички; лучинка, магний (лента); коническая колба с песком, растворы: гидроксид кальция, соляная кислота, лакмус, вода; мраморная крошка,

 

Основные этапы и время организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

Учебная ситуация, которая приведёт к достижению запланированных результатов 

Ценностная нагрузка этапа урока

На формирование или развитие каких УУД направлено учебное действие

Оценочное задание и лист самооценки знаний и способов деятельности по данной теме. 

Результат (продукт) каждого этапа учебной деятельности учащихся

1

Создание учебно-познавательных мотивов.

Актуализировать личностный опыт учащихся, вывести на проблемы и затруднения.

Учитель спрашивает: 

- Что мы изучали на прошлом уроке?

- Охарактеризуйте положение углерода в ПСХЭ.

-Какие аллотропные модификации углерода вам известны?

- Кроме алмаза и графита есть ещё одна аллотропная модификация углерода - фуллерен. Видеофильм EURIKA3D «Фуллерен»

Задание. Верно-неверно.

Учитель просит учащихся обратить внимание на интерактивную доску (формулы СО и СО2).  

- Охарактеризуйте данные соединения? 

- Сложно ли было выполнить задание? В чем трудность выполнения данного задания?

Учитель просит сформулировать главный (проблемный) вопрос урока.

Стремление к истине, научная и единая картина мира.

 

Личностные УУД: мотивация учения.

Прогностическое оценивание

Ответы на вопросы.

Выполнение задания.

Формулировка проблемного вопроса.

Самооценка.

Ответы на вопросы. Видеофильм URIKA 3D «Фуллерен»

Выполненное и проверенное задание.

Записанный главный (проблемный) вопрос урока «Какие свойства характерны для оксидов углерода».

Самооценка.

 

2

Действие целеполагания.

Обеспечить включение учащихся в совместную деятельность по определению целей учебного занятия.

Учитель спрашивает: 

- Зачем отвечать на главный (проблемный) вопрос урока?

Учитель просит учащихся сформулировать цель урока. 

Учитель просит учащихся сформулировать тему урока.   

Целеустремлённость, настойчивость.

Познавательные УУД: формулирование познавательной цели.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Рефлексивное оценивание

Самостоятельная формулировка цели урока.

 

Самооценка.

Озвученная и записанная цель урока (может быть индивидуальная): «Изучить оксиды углерода».

Озвученная и записанная тема урока

Самооценка.

 

3

Планирование и организация деятельности

Обеспечить разработку алгоритма действий по решению возникшей проблемы или затруднения

Учитель спрашивает:

- Что необходимо сделать, чтобы достичь цели урока?

Учитель просит озвучить план действий по выходу из затруднения.

 

 

 

 

 

 

 

Целеустремленность и настойчивость.

 

Познавательные УУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные УУД: составление плана и последовательности действий

Рефлексивное оценивание.

Самостоятельное планирование деятельность по достижению цели.

Самооценка.

Примерный план (алгоритм) действий по выходу из затруднения.

1.                  Используя инструктивную карточку выполнить задание.

2.                  Представить результаты самостоятельной работы.

3.                  Применить полученные знания при выполнении упражнений.

4.                  Оценить работу.

4

Осуществление деятельности по достижению поставленной цели

Обеспечить осмысление учащимися способов деятельности с помощью которых были получены новые знания

Осуществление действий по плану.

Учитель просит учащихся выполнить лабораторное задание.

Проверка выполнения задания.

 

Учитель просит учащихся обратить внимание на демонстрационный стол.

- Двое учащихся класса выполняли задание отличное от других. Им слово (демонстрационный опыт). Магний продолжает гореть в углекислом газе с образованием оксида магния и углерода в виде сажи.

Учитель предлагает продолжить работу с инструкционной картой и выполнить задания (работа с текстом).

Взаимопроверка выполнения задания по эталону.

Ценность знания, трудолюбие, ценность здоровья.

 

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Ретроспективное оценивание.

Самостоятельная лабораторная работа. Заполнение отчета. Самооценка.

Выполненные и проверенные задания.

 

Самооценка.

 

5

Рефлексивно - оценочные действия

Организовать осмысление способов достижения цели, организовать анализ деятельности по получению учебного продукта

Учитель предлагает выполнить задание.  

Учитель предлагает ответить на вопросы.  

- Какую цель ставили на уроке?

- Удалось достичь поставленной цели?

- Где можно применить новые знания?

- Что на уроке у вас хорошо получилось?

-Что вызвало затруднения?

Учитель предлагает выполнить задания в инструкционной карте отмеченные* 

Внимательность и отношение к другим.

 

Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Рефлексивное оценивание.

Оценивают потенциал индивидуальных возможностей и личных достижений.

Определяют для себя достигли ли цели урока самостоятельно или с чьей-то помощью (подводят итог, подсчет баллов)

Ответы на вопросы.

Самооценка.

Выполненное задание*.

6

Домашнее задание

26-28 балла. Задание*.

23-25 балла. П. 34 стр. 249 №6.

20-22 балла. П. 34 стр. 248 №1,4. 

 

 

 

 

 

Инструкционная карточка ФИ___________________________________

Задание

Самооценка

Задание выполнено самостоятельно 2 балла, с помощью учителя или одноклассника – 1 балл, задание не выполнено – 0 баллов

1

Аллотропные модификации углерода (Заполнить схему)

 а……………             г …………….            ф……………

 

2

Выбери верные утверждения

Утверждение

+ или -

1.                  Углерод С – первый элемент IV (А) группы ПСХЭ Д.И. Менделеева

 

2.                  Возможные степени окисления углерода -4, +2 и +4

 

3.                  В химических реакциях углерод может быть только восстановителем

 

4.                  В химических реакциях углерод может быть только окислителем

 

5.                  В химических реакциях углерод может быть восстановителем и окислителем.

 

6.                  С некоторыми металлами углерод образует карбиды

 

7.                  Углерод в природе встречается только в виде соединений

 

8.                  Углерод в природе встречается в свободном виде и в виде соединений

 

За каждое правильно отмеченное утверждение 1 балл.

Max 8 баллов

 

 

 

 

 

 

 

3

Записать главный (проблемный вопрос урока)

________________________________________________________

 

…………

4

Записать цель урока

_________________________________________________________

 

…………

5

Записать тему урока

________________________________________________________

 

…………..

6

Задание 

Соберите прибор для получения углекислого газа.

В пробирку, закрепленную в штативе, поместите 1-2 кусочка мрамора, прилейте 2 мл соляной кислоты и быстро закройте пробкой с газоотводной трубкой. Соберите углекислый газ методом вытеснения воздуха. Докажите его наличие в пробирке (внесите зажженную лучинку в пробирку). Что вы наблюдаете? Почему? Составьте уравнение ХР в молекулярном и ионном виде.

_________________________________________________________

Перенесите конец газоотводной трубки в пробирку с 1 мл известковой воды и пропускайте через нее углекислый газ. Что вы наблюдаете? Составьте уравнение ХР в молекулярном виде.

_________________________________________________________

Перенесите конец газоотводной трубки в пробирку с 1 мл воды и пропускайте через нее углекислый газ. Добавьте несколько капель лакмуса. Что вы наблюдаете?

Запишите уравнения соответствующих реакций.

____________________________________________________________________

 

……………

 

 

 

 

 

 

 

……………

7

Взаимодействия магния с оксидом углерода (IV). Составьте уравнение химической реакции. Подберите коэффициенты методом электронного баланса. Укажите окислитель и восстановитель.

СО2 + Mg      

Окислитель:

Восстановитель:

 

 

……………

8

Работа с текстом. Прочитать текст п.34, стр. 242-244, ответить на вопросы и выполнить задания.

Запишите формулу оксида углерода (II)_______________________

Другое название оксида углерода (II)____________________________

Что произойдет, если оксида углерода (II) при дыхании попадает в кровь?

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Оксида углерода (II) – хороший восстановитель. Составьте уравнение химической реакции сгорания оксида углерода (II) в кислороде. Подберите коэффициенты методом электронного баланса. Укажите окислитель и восстановитель. 

СО + O2

Окислитель:

Восстановитель:

Установите соответствие

Вещество

Применение

А) СО2

 

Б) СО 

1. Восстановление металлов из их оксидов.

2. В шипучих напитках.

3. В пенных огнетушителях.

4. Для создания дыма на сцене.

А

Б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

……………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого

26-28 балла. Усвоил, могу консультировать других учащихся. Д/з: задание*

23-25 балла. Хорошо владею. Д/з: П. 34 стр. 249 №6

20-22 балла. Допускаю ошибки, требуется консультация учителя. Д/з: П. 34 стр. 248 №1,4.

…………….

 

Д/з*

В химической реакции СО + СuO = Сu + СО2

Восстановителем является:

1.                  Сu+2 в оксиде меди (II)

2.                  С+2 в оксиде углерода (II)

3.                  О-2 в оксиде углерода (II)

4.                  О-2 в оксиде меди (II

В уравнении окислительно-восстановительной реакции, схема которой

СО2 + Mg       MgО + С

Коэффициент перед формулой окислителя равен:

1)                 2

2)                 3

3)                 1

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь