Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Технологическая карта урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сочинения"

Дата публикации: 2018-11-19 12:19:26
Статью разместил(а):
Чихватова Марина Витальевна

Технологическая карта урока русского языка в 9 классе  

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения 15.3 в форме ОГЭ по русскому языку»

Автор: Чихватова Марина Витальевна 

МОУ "Судиславская СОШ Судиславского муниципального района Костромской области"

 

Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения-рассуждения на морально-этическую тему  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3).

Задачи:

- образовательные:  развитие навыков написания сочинения (актуализация структуры сочинения формата ОГЭ и критериев оценивания), расширение и углубление знаний по культуре речи; умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;

- развивающие:  развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений, формирование умения проводить композиционно-содержательный анализ исходного текста и на этой основе отбирать материал для собственного текста публицистического  характера; формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;

- воспитывающие: формирование и воспитание нравственных качеств учащихся.                                  

Планируемые результаты:

- познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме, восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; анализ, умение доказывать;

- личностные УУД: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке действий, поступков;

- регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

- коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Организационные формы: беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа.

Средства обучения: компьютер, интерактивная доска, презентация, памятки, толковые словари, словарь синонимов, словарь антонимов.

 

Ход урока

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организация начала занятия

личностные: внимание, уважение к сверстникам;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: мобилизация сил и энергии

Психологический настрой детей на урок.

Мы продолжаем готовиться к экзамену по русскому языку за курс основной школы. Задача настоящего этапа подготовки - работа над сочинением-рассуждением  на морально-этическую тему, задание 15.3 Нам предстоит вспомнить алгоритм работы над сочинением, определить задачи каждого этапа, собрать необходимый материал. 

Самоопределение. Оценивание готовности к уроку.

Мотивация к учебной деятельности

личностные: самоопределение, установление связи между целью учения и ее мотивом;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли.

Я верю, что вы преодолели первые трудности, с которыми мы столкнулись в начале пути, поняли, в чем состоит наша цель и настроены на плодотворную совместную работу 

Учащиеся на данном этапе понимают , почему и для чего нужно знать данный раздел про­граммы, какова основная учебная задача данной работы.

Актуализация знаний

познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками.

1. Какова схема построения сочинения-рассуждения?

2. Что такое тезис? Аргументы? Вывод? 

3. Что вы можете сказать о количестве абзацев в сочинении? Докажите ваши ответы с помощью критериев оценивания.

! За отсутствие абзацев снимают баллы.

1. Учащиеся актуализируют знания(рассказывают о структуре сочинения формата ОГЭ)

2. Опираясь на слайд, ребята рассказывают о каждой части сочинения.

-Тезис.

-Аргументы (доказательства)

-Вывод.  

Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.

Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.

Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения.

3.Ответы учащихся.

Каждую часть начинаем с красной строки.

То есть в нашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца.

А лучше 4, так как 2-ую часть можно разбить на 2-абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров.

Доказывают с помощью критериев.

Постановка цели (целеполагание)

регулятивные: планирование, целеполагание, рефлексия, саморегуляция;

познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Вопросы учителя:

- Прочитайте цитаты -высказывания великих людей.(Приложение 1) Как вы думаете, почему именно эти слова могут стать основой нашего урока?

Я хочу конкретизировать понятие, над которым мы будем рассуждать и связать его с предыдущим сочинением,

Мы формулировали с вами такое понятие, как ВЫБОР. Открытый банк заданий ОГЭ предлагает нам пояснить близкий термин НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР.  Что нам предстоит сделать на уроке?

- Какие основные задачи урока стоят пред нами?

Знакомство с цитатами, вывод о том, что речь пойдет о подготовке к сочинению о нравственности.

Ответы учащихся.

Объяснить, как мы по­ни­ма­е­м зна­че­ние слов НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР?

Сфор­му­ли­ровать и про­ком­мен­ти­ровать дан­ное

опре­де­ле­ние. На­пи­сать со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние на тему «Что такое нравственный выбор», взяв в ка­че­стве те­зи­са дан­ное нами опре­де­ле­ние. Ар­гу­мен­ти­руя свой тезис, при­ве­сти2 приме­ра-ар­гу­мен­та, под­твер­жда­ю­щих наши рас­суж­де­ния: один при­мер-ар­гу­мент при­ве­сти из про­чи­тан­но­го тек­ста, а вто­рой — из своего жиз­нен­но­го опыта. 

Главная цель -  научиться строить высказывание на морально-этическую тему.

Открытие обучающимися нового знания

познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач;

коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации в группах;

логические: выдвижение гипотез и их обоснование (доказательство).

 

1.Давайте вдумаемся в каждое слово понятия. Как мы определяем,  что такое ВЫБОР? Как часто человек сталкивается с ситуацией выбора?

 

Вторая часть нашего понятия - слово "нравственный", прилагательное, образованное от  существительного "нравственность".  Определим их значение. Обратимся к толковому словарю.

2. Так чем же понятие НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР отличается от просто ВЫБОР ?

Таким образом из этих определений понятно, что нравственный выбор - это выбор, зависящий от моральных, этических ценностей.

Давайте воспользуемся знакомым нам приемом  и с помощью синонимов и антонимов сформулируем между чем делает человек нравственный выбор.  Подберите к словам на карточках по нескольку синонимов и антонимов.

Попробуйте дать толкование понятия НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР, используя ваши пары слов и формулу: НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР - это выбор между... и ...

Такое сопоставление может быть основой нашего тезиса.

3. Чтобы прокомментировать наше определение, можно подумать, какую роль в жизни человека играет НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР, что от него зависит. Обратимся еще раз к высказываниям о нравственности. Мы можем опираться в своих комментариях на эти цитаты.

Но чтобы сочинение было цельным и логичным, необходимо связать наши комментарии с текстом.

 

1. Учащиеся отвечают на заданные вопросы. Дискутируют. Определяют лексическое значение слов. Подбирают синонимы и антонимы.

ВЫБОР - это осознанное решение, принимаемое человеком в зависимости от его желаний, целей, потребностей, предпочтение одного из вариантов действий, поступков.

Толковый словарь Ожегова:

 НРАВСТВЕННОСТЬ Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Человек безупречной нравственности.

НРАВСТВЕННЫЙ

1. Соответствующий требованиям высокой нравственности. Нравственный поступок. Нравственный человек.

2. полн. ф. Относящийся к сознанию, внутренней жизни человека. Нравственное удовлетворение.

 

Словарная работа

Например,

Добро, доброжелательность - зло, злонамеренность, озлобленность

Отзывчивость, внимание, участие - равнодушие, бессердечие, бесчеловечность.

 

НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР - это выбор между  верностью и предательством, благородством и подлостью, честностью и ложью  и тому подобное.

 

3. Учащиеся делают выводы о роли НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА в жизни человека.

 

 

4. Давайте познакомимся с отрывком, по которому будем писать сочинение. . (Учитель знакомит учащихся с текстом Юрия Яковлевича Яковлева, предлагает во время чтения подчеркнуть ключевые моменты).

Кто из героев делает свой нравственный выбор? В чем он заключается? Как оценивает этот выбор писатель? В каких предложениях мы видим эту оценку? Какой вывод мы делаем из данной ситуации?

4.Вспомните, каковы критерии оценивания задания 15.3?

5.Написание сочинения.

а) Учитель помогает дать письменное определение понятию «нравственный выбор».

Нравственный выбор это - осознанно приятное человеком решение, это ответ на вопрос "Как поступить?": пройти мимо или помочь, обмануть или сказать правду, поддаться искушению или устоять. Делая нравственный выбор, человек руководствуется совестью, моралью, собственными представлениями о жизни.

б) Переходим к аргументации (СК2).

Помните: переход к тексту должен быть логичен.

Как в предложенном для анализа тексте отражена тема нравственного выбора?

4.. Обсуждение прочитанного текста Ребята зачитывают фрагменты, которые на их взгляд являются значимыми.

 Ребята работают с текстом, делают выводы, строят высказывания.

Три героя показаны в ситуации нравственного выбора - шофёр, спасший девушку из полыньи, молодая актриса, ответившая неблагодарностью и бессердечием, и шестилетняя Алиса,  ринувшаяся спасать героя от "позора" и неблагодарности

Одни проявляют свои лучшие человеческие качества, другие нравственное испытание не проходят.

 

4. Пользуясь таблицей, в которой  отражены критерии оценивания сочинения, заранее подготовленный ученик напоминает, что необходимо соблюсти при выполнении этого задания.

 

5. Запись в тетрадях.

б) Предлагаются  фразы, помогающие связать 1 и 2 абзацы сочинения. речевые клише

Учащиеся формулируют аргумент 1.

Самостоятельная работа

коммуникативные: умение договариваться, находить общее решение;

 

познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

в) Переходим к написанию второго аргумента. Давайте подумаем, в  каком произведении поднимается вопрос о нравственном выборе?

1. Учитель делит класс на группы.  Предлагает группам подобрать произведения и эпизоды, которые можно было бы использовать при написании литературного аргумента.

г) Наше сочинение почти готово. Необходимо только дописать заключение.

в) Примерные ответы: А.С.Пушкин «Капитанская дочка», В.Распутин «Уроки французского», Л.Н.Толстой «После бала» Н.В.Гоголь "Тарас Бульба", Ю.Казаков "Тихое утро" и т.п.

Учащиеся формулирует литературный аргумент. Ребята участвуют в обсуждении задания, строят свои предположения.

г) Предлагают свои варианты написания заключения.

Рефлексия деятельности (итог урока)

познавательные: самостоятельное выделение и формулирование своих мыслей;

логические: построение логической цепочки рассуждения;

коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли;

личностные: оценивание результата учебной деятельности, стремление к речевому совершенствованию;

 

регулятивные: умение соотносить полученный результат с поставленной целью.

1. Учитель предлагает по кругу высказываться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось…

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось …

2. Альтернативное задание.

Необходимо выбрать фразу, оценивающую деятельность соседа по парте.

- Ты молодец!

- Я доволен твоей работой на уроке.

- Ты мог бы поработать лучше.

3. Предложить ребятам ответить на вопрос: Какие этапы урока вы считаете наиболее удачными и почему?

Обучающиеся выбирают понравившуюся фразу и дополняют ее.

Строят свои высказывания, аргументируют ответы.

Участвуют в дискуссии.

Домашнее задание

 

Редактирование текста сочинения.

Записывают домашнее задание.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Как вы по­ни­ма­е­те зна­че­ние слов НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР? Сфор­му­ли­руйте и про­ком­мен­ти­руйте дан­ное опре­де­ле­ние. На­пи­шите со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние на тему «Что такое нравственный выбор», взяв в ка­че­стве те­зи­са дан­ное вами опре­де­ле­ние. Ар­гу­мен­ти­руя свой тезис, при­ве­дите 2 приме­ра-ар­гу­мен­та, под­твер­жда­ю­щих ваши рас­суж­де­ния: один при­мер-ар­гу­мент при­ве­дите из про­чи­тан­но­го тек­ста, а вто­рой — из своего жиз­нен­но­го опыта.

(1)Девочку звали Алиса. (2)Ей было шесть лет, у неё был друг – театральный художник. (3)Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир. (4)Но она была не просто девочка, она помощник художника.

(5)Однажды в театральном дворе Алиса увидела парня и сразу поняла, что он не артист.

– (6)Ты кто? – спросила она парня.

– (7)Шофёр, – ответил парень.

– (8)А что ты здесь делаешь?

– (9)Жду.

– (10)Кого?

– (11)Викторию Сергееву.

(12)Сергеева – артистка театра, молодая и красивая женщина. (13)И Алиса задала парню «взрослый» вопрос:

– (14)Ты её любишь?

– (15)Нет, – улыбнулся парень. – (16)Я однажды спас её. (17)В нашем городе, театр был тогда у нас на гастролях. (18)Это было весной, в конце марта. (19)Ребята катались на санках у реки. (20)Сергеева тоже захотела покататься. (21)Ребята дали ей санки. (22)Она села и поехала, сани случайно выехали на лёд, который был тонким и хрупким, и через минуту Сергеева оказалась в ледяной воде. (23)Ребята закричали, а я был недалеко и услышал.

– (24)И ты прыгнул в ледяную воду?

– (25)Прыгнул, – подтвердил парень.

– (26)Не испугался?

– (27)Не успел испугаться.

– (28)И не заболел?

– (29)Заболел немножко.

(30)Алиса и незнакомый парень разговаривали и не заметили, как во двор вошли Сергеева и знакомый художник. (31)Парень первым увидел её и сказал:

– (32)Здравствуйте, Виктория! (33)Вы, наверное, не помните меня? (34)Я Назаров.

(35)Сергеева внимательно посмотрела на парня: она не могла вспомнить его.

– (36)Ну помните, как Вы катались на санках, а я... (37)Вы ещё пригласили меня в Москву.

– (38)Ах, да, – вспомнила Сергеева. – (39)Сейчас я организую Вам билеты.

– (40)Спасибо, – сказал Назаров, – но я не за этим приехал. (41)У меня болен отец. (42)Мы приехали в Москву, но в Москве я знаю только Вас, и я хотел спросить, можем ли мы остановиться у Вас на неделю?

– (43)Нет, нет, – поспешно сказала Сергеева. – (44)Это неудобно, потому что у меня совсем маленькая квартира.

– (45)Что же делать? – спросил парень.

– (46)Не знаю.

(47)И тут Алиса взяла парня за руку. (48)«Пойдём», – сказала она. – (49)«Куда?» – удивился парень. – (50)«К нам», – сказала Алиса.

(51)Она не думала, что скажут дома. (52)Она спасала парня, спасала его от позора и неблагодарности. (53)А когда спасают, то долго не думают, а раз – и в холодную воду!

(54)Нехорошо как, – сказал художник, когда Алиса и шофёр вышли вместе со двора. – (55)Ведь он вам жизнь спас.

(56)Что же, я теперь памятник ему должна поставить? – ответила Сергеева.

(57)И тут старый сторож вдруг закричал: (58)«Вон! (59)Вон отсюда!» (60)Он делал вид, что кричит на мальчишек, которые тихонько пробрались в театральный двор. (61)Но кричал-то он на Сергееву.

(По Ю.Я. Яковлеву)*

 * Яковлев Юрий Яковлевич (1923–1996) – писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

1. Нравственность — это разум сердца.  Генрих Гейне

2. Вся нравственность человека заключается в его намерениях. Жан-Жак Руссо

3. Там, где не велик нравственный облик, нет великого человека. Ромен Роллан

4. Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести, — ничего, чем человек есть человек. Виссарион Белинский

5. Нравственное уродство — равнодушие к плохим поступкам и словам. Теофраст

6. Если кто меня оскорбил — это его дело, такова его наклонность, таков его нрав; у меня свой нрав, такой, какой мне дан от природы, и я останусь в своих поступках верен своей природе. Марк Аврелий 

7. Нравственный человек много делает ради своих друзей и ради отечества, даже если бы ему при этом пришлось потерять жизнь. Аристотель

8. Не на то надо смотреть, где человек родился, а каковы его нравы, не в какой земле, а по каким принципам решил он прожить свою жизнь. Апулей

9. Нравственное уродство — равнодушие к плохим поступкам и словам. Теофраст

10. Нравственность должна выступать в роли красоты. Нравственность — это разум воли. Гегель

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Какое определение кажется вам наиболее убедительным?

Нравственный выбор – это решение, которое человек принимает во благо другой личности, в соответствии со своими взглядами и убеждениями. На мой взгляд, нравственный выбор демонстрирует, какие моральные ценности предпочитает человек.

Нравственный выбор – это не просто выбор, сделанный сердцем, а выбор, правильный со стороны морали и этики. Это выбор добра или зла.

Нравственный выбор - это выбор, который человек делает опираясь на свои моральные убеждения, на общепризнанные людские ценности и иногда даже во вред себе.

Нравственный выбор – выбор, совершаемый человеком в соответствии с его морально-этическими представлениями.

Нравственный выбор – это основанный на моральных ценностях выбор человеком модели своего поведения. Это выбор между добром и злом, правдой и ложью, бескорыстием и выгодой.

Нравственный выбор – это выбор человека, который зависит от него самого, от жизненных обстоятельств или общественного мнения.

Нравственный выбор это - осознанно приятное человеком решение, это ответ на вопрос "Как поступить?": пройти мимо или помочь, обмануть или сказать правду, поддаться искушению или устоять. Делая нравственный выбор, человек руководствуется совестью, моралью, собственными представлениями о жизни.

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь