Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы

Дата публикации: 2019-01-11 12:42:13
Статью разместил(а):
Гатаулина Наталья Александровна

Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы через игровые технологии

Автор: Гатаулина Наталья Александровна

 

        Еще Ш.А. Амонашвили сказал: «Мы принуждаем наших детей заучивать и запоминать огромный груз мёртвых знаний… Именно на этом отрезке жизни растущий и взрослеющий человек мог бы получить мощное развитие талантов и способностей, познавательных мотивов и взглядов, составить в себе целостную картину мира». Его слова как нельзя лучше отражают развитие новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Одним из показателей успешности этого процесса является выполнение образовательных международных стандартов, в которых формирование функциональной грамотности обозначено в качестве одной из главных задач.

     Под функциональной грамотностью понимается уровень образованности, который характеризуется способностью решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизнедеятельности на основе преимущественно прикладных знаний. Только функционально грамотная личность способна к самореализации, то есть способна применять все полученные и приобретаемые в течение жизни практические умения и навыки для решения максимально широкого охвата жизненных задач в различных сферах деятельности.

     Педагогам приходится по-новому посмотреть на своё преподавание, на привычные педагогические подходы и системы оценивания. Обновленная система образования предусматривает творческий подход к обучению и активные формы работы, использование инновационных педагогических технологий, которые позволят обучающимся саморазвиваться, самосовершенствоваться, самореализоваться путём осмысленного и деятельного присвоения нового социального опыта.

     В своей педагогической практике активно применяю следующие инновационные технoлогии: технологии проектно-исследовательской деятельности, технологии развивающего обучения, информационно-коммуникационные технологии, технологии проблемного обучения, технологии использования в обучении игровых методов.

     Подробно остановлюсь на технологии использования в обучении игровых методов или игровых технологиях.  Самая открытая, естественная форма погружения человека в реальность или воображаемую действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, самостоятельности, самореализации – это игра.  Действительно, игра раскрывает ребёнку новые, неизвестные грани изучаемого предмета, всегда вызывает повышенный интерес, активизирует, побуждает к действию. Целью обращения к игре на уроке является приобретение конкретных практических умений, перевод имеющихся знаний в полезный для жизни опыт.

    Формирование навыков функциональной грамотности с учетом требований ФГОС начинается с самостоятельного целеполагания обучающимися.  Ход познания – от детей. Учителю лишь необходимо побудить ученика к действию, создать условия для этого: комфортный психологический настрой, проблемная ситуация или задания игрового характера. Разгадывание кроссворда, чайнворда, игра «Третий лишний», «Мозговой штурм», игра «Найди пару», «Кто больше» в начале урока направлены на активизацию познавательной деятельности обучающихся, помогают ускорить процесс целеполагания, позволяют им быстро включиться в работу.

    Например, игра «Третий лишний».

    Задача игры: необходимо найти слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу и т.д.

 Ситцевый, горошек, замочек (лишнее – ситцевый, так как имя прилагательное).

 Петушок, камышовый, гребешок (лишнее – камышовый, так как имя прилагательное). 

    Обучающиеся находят лишнее слово по принадлежности к части речи (имени прилагательному, акцентировав своё внимание на изучаемой части речи), затем учитель предлагает сопоставить, проанализировать правописание всех предложенных слов. Ребята вспоминают изученную орфограмму «Правописание гласных о, е после шипящих в суффиксах имен существительных», при этом делают вывод о сходстве правописания имен существительных с именами прилагательными. Цель сформулирована – научиться определять условия выбора гласной о или е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных.

    Игровая цель – универсальный приём-игра, направленный на активизацию умственной деятельности обучающихся на уроке. Позволяет вставить в игровую задачу большое число примеров или заданий, относящихся к различным жизненным ситуациям.

Например, молодой человек устроился на работу в редакцию газеты. Ему поручили отвечать за выпуск очередного номера. А в тексте имеются ошибки, - найдите и исправьте их. Ведь, как вы понимаете, обязательным условием для хорошего редактора является знание русского языка. 

    С целью формирования функциональной грамотности актуально использование разнообразных упражнений, представляющих собой ряд ситуаций,  позволяющих имитировать реальные условия общения. Например, при изучении в 5 классе темы «Предложения с прямой речью» можно предложить школьникам составить и разыграть мини-диалоги в разных речевых ситуациях: «В автобусе», «В аптеке», «В библиотеке», «В магазине», «В музее».  Необходимо выработать умения учащихся ориентироваться в ситуации общения: адекватно воспринимать речь собеседника, определять коммуникативные намерения (свои и партнёра), формулировать вопросы на уточнение и понимание, оценивать реакцию другого в общении, правильно строить высказывание.

     Важно обучать школьников речевому мастерству, умению выбирать наиболее стилистически точный, оправданный, выразительный, доходчивый языковой вариант. Разнообразные мини-сочинения, эссе, репортажи, интервью, путевые заметки, юмористические рассказы, словесные зарисовки, лингвистические сказки помогают обучающимся точно, правильно отбирать материал, развивают их устную и письменную речь, обогащают их словарный запас, активно развивают творческие способности.

      Игра «По опорным словам».  Это игра творческого характера. Учитель предлагает глаголы, используя которые, обучающиеся, должны составить небольшой рассказ на определенную тему (например, «Театр»):

Играть, исполнять, репетировать, выступать, гримировать, выходить, слушать, аплодировать, освещать, оформлять.

      Обучение русскому языку предполагает не только освоение грамотной письменной речи, но и правильной устной речи. Недаром отметил Д.И. Писарев, что «неправильное употребление слов ведёт за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни».

     Игра «Пригласи на обед». Задача: огласить меню обеда, на который вы хотите пригласить родственников, друзей. В меню даны слова, представляющие трудности в произношении: тефтели, торты, щавель, гренки, пирожки с творогом, сливовый или грушевый компот и так далее.

      На уроках русского языка и литературы содержание учебного материала должно быть источником для самостоятельного поиска учащимися решения определённой проблемы. Ролевая игра,  будучи наиболее точной  и доступной моделью общения, является той организационной формой обучения, которая позволяет оптимально сочетать на уроке русского языка групповые, парные и индивидуальные формы работы. Главное в работе – школьники свободно говорят, спорят, отстаивают свою точку зрения, ищут пути решения проблемы, а не ждут готовых ответов. 

     На уроках литературы  использую такие формы, как урок-суд, урок-КВН, урок-театр, урок-концерт, урок-диспут и другие. К примеру, урок-суд над Раскольниковым или урок-суд над Печориным. Уроки проходят в форме ролевой игры-суда, включают элементы театрализации. Исполняя роли, обучающиеся проявляют актерское мастерство, вживаются в определенный образ, глубже раскрывают характеры и поступки героев, приобретают новый опыт общения в предлагаемой ситуации.

     С помощью игровых технологий можно заинтересовать, привлечь каждого учащегося к работе, раскрыть в каждом ребенке его таланты, его возможности.  А  практические навыки, полученные на уроках, помогут ему адаптироваться в стремительно меняющемся мире. Нужно лишь помочь ребенку сделать правильный шаг. Как гласит древняя мудрость: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда». Игровые технологии – путь на самоутверждение, самопознание, самореализацию. Надеюсь, что с помощью изменений, внесенных в обновленное содержание среднего образования мы – педагоги сможем воспитать функционально грамотных учеников

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь