Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

ИКТ-технологии на уроках физики в 7 классе

Дата публикации: 2019-02-17 16:20:24
Статью разместил(а):
Костина Людмила Викторовна

Применение ИКТ-технологий для развития познавательной активности на уроках физики в 7 классе

Автор: Костина Людмила Викторовна

ГБОУ "СОШ пос. Кинельский" муниципального района Кинельский Самарской области

 

В последние годы важнейшей задачей школы, в том числе, и преподавания физики, является формирование личности, способной ориентироваться в потоке информации в условиях непрерывного образования. Другими словами выдвигается задача воспитания грамотного, продуктивно мыслящего человека, адаптированного к новым условиям жизни в обществе, а это ведет к преобразованию традиционной системы обучения в качественно новую систему образования.

Анализ результатов педагогической деятельности показал, что, существуют недостатки в организации образовательной деятельности, в том числе и по физике:

- невозможно сформировать у учащихся информационную компетентность, применяя только традиционные формы обучения;

- обучающиеся пока слабо владеют методами самопознания, не умеют самостоятельно получать знания, нацеленное на их самообразование;

- в основном наблюдается однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса;

- обучающиеся имеют слабые представления о явлениях макромира и микромира, в связи с невозможностью наблюдать их в реальной жизни и, тем более, воспроизвести экспериментальным путем в физической лаборатории;

 - отсутствие необходимого физического оборудования для проведения экспериментов, опытов;

- невозможность изменений параметров экспериментов, в связи, с чем невозможность проследить все закономерности изучаемых явлений, что также сказывается на уровне знаний учащихся.

Возникают противоречия:

- между требованиями к результату обучения и технологиями, формами и методами, используемыми при достижении планируемых результатов;

- между временными ограничениями урока и реальными временными затратами для исследовательской деятельности, которая является источником знаний о физических законах.

Для решения существующей профессиональной проблемы необходимо решать цели и задачи:

- превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка, создание условий, в которых ребёнок овладевает многообразными способами самостоятельного получения и усвоения знаний, развивал свой творческий потенциал.

- сформировать у школьников в процессе деятельности положительного отношения к науке вообще и к физике в частности; развитие интереса к физическим знаниям, научно - популярным статьям, жизненным проблемам.

- подвести учащихся к осознанию роли физики в науке и производстве, к воспитанию экологической культуры, пониманию нравственных и этических проблем, связанных с физикой.

Планируемые образовательные результаты:

- повышение качества обучения по физике, как одного из приоритетных направлений Концепции модернизации российского образования.

- сформированность у учащихся умения устанавливать закономерности физических явлений и процессов с помощью проведения исследовательской работы с компьютерными моделями.

- индивидуализация деятельности обучающихся: индивидуальный темп обучения для каждого ученика, возможность повторения эксперимента во внеурочное время с применением соответствующих программ.

-  возможность проведения индивидуальной диагностики результатов процесса обучения, проведения физического эксперимента и фронтальных лабораторных работ с использованием виртуальных моделей посредством компьютера, что позволит скомпенсировать недостаток оборудования в физической лаборатории школы.

Внедрение в современную школу системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса связан с принципиальными изменениями деятельности учителя. Для того чтобы активизировать учебный процесс необходимо использование в процессе обучения новых технологий.

Что же такое технология и педагогическая технология?

Технология - комплекс мер, позволяющих получить педагогический продукт заданного количества и качества в соответствии с запроектированными затратами времени, сил и средств.

Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования.

В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся: информационно – коммуникационная технология, технология развития критического мышления, проектная деятельность, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, игровые технологии и др.

Выбор технологий следует осуществлять в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.

При выборе условий для использования ИКТ необходимо учитывать:

- наличие соответствующих изучаемой теме программ;

- готовность учеников к работе с использованием компьютера.

ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) – это процессы и методы взаимодействия с информацией, которые осуществляются с применением устройств вычислительной техники, а также средств телекоммуникации.

Применение в преподавании физики информационных технологий позволяет более успешно решать следующие задачи:

- развивать образное мышление учащихся благодаря использованию широких возможностей представления визуальной информации;

- развивать творческое мышление путём использования динамичных методов обработки и предъявления информации;

- осуществлять воспитание коллективизма и коммуникативности в процессе обмена данными между учащимися при обсуждении или создании совместных видеопроектов;

- воспитать познавательный интерес, опираясь на естественную тягу школьников к компьютерной технике;

- разрабатывать новые методы обучения, ориентированные на индивидуальные познавательные потребности личности.

Использование ИКТ имеет ряд преимуществ, но в то же время сопровождено недостатками и проблемами.

Достоинства 

Недостатки, проблемы использования

- наглядность, изобразительность - возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера и в звуке некоторой совокупности объектов, представленных различными способами

-вариативность представления учебного материала

- рациональное использование времени урока (при правильном определении дидактической роли ИКТ, их места на уроках)

- моделирование процессов, которые трудно продемонстрировать в условиях школьной лаборатории

-возможность изменения условий протекания процесса, замедляя или ускоряя процесс

-изучение объекта в движении, изменении, развитии

- объективность и быстрота оценивания

в компьютерном тестировании

-математическая обработка результатов - организация самоконтроля в удобное время

-организация самостоятельной поисковой, исследовательской деятельности

- использование большой базы объектов  для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций

- возможность виртуальной экскурсии

- оперативное получение информации энциклопедического характера

- длительная подготовка к уроку, связанная с подбором готовых ЭОР, созданием собственных ресурсов

- перегруженность урока демонстрациями, превращение урока в зрительно-звуковую композицию при неправильном определении дидактической роли ИКТ, их места на уроках

- опасность подавления межличностного общения при перегрузке урока ИКТ и пренебрежением другими формами организации учебной деятельности

- отказ от «живого» эксперимента, который позволяет провести материально-техническое оснащение кабинета, в пользу электронного; как следствие отсутствие прямого исследования действительности

- риск получения недостоверной информации из сети Интернет при отсутствии проверки источника

Интерактивные элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию не линейно, с возвратом, при необходимости, к какому-либо фрагменту, с повторением виртуального эксперимента с теми же или другими начальными параметрами.

Применение информационных технологий различается по уровням деятельности:

Уровень деятельности

Примеры действий учителя

Примеры действий учащихся

Пассивный

Показ рисунков и фотографий из мультимедийных курсов
Показ интерактивных моделей и задание учащимся вопросов

Чтение с экрана текста из мультимедийных курсов
Просмотр интерактивных моделей и ответы на вопросы учителя

Деятельностный

Работа с интерактивными моделями в рамках выполнения лабораторных работ
Организация тестирования.

Выполнение лабораторных работ
Выполнение тестовых заданий и решение задач

Творческий

Задания учащимся по интерактивным моделям и моделирующим средам в творческом виде

Самостоятельное исследование
Создание учащимися нового продукта – интеллектуального, познавательного

ИКТ повышают эффективность обучения:

- графика и мультипликация помогают ученикам понимать сложные логические физические построения;

- возможности, предоставляемые ученикам, исследовать различными объектами на экране дисплея, изменять скорость их движения, размер, цвет и т. д. позволяют детям усваивать учебный материал с наиболее полным использованием органом чувств и коммуникативных связей головного мозга.

Рассмотрим некоторые способы применения информационно-коммуникационных технологий на уроках физики:

Компьютерные демонстрации - позволяют показать такие физические процессы или явления, которые невозможно наблюдать визуально в лабораторных условиях, «сжать» временные и пространственные рамки и в то же время получать выводы и следствия, адекватные реальности. Не требуется большого числа компьютеров. При изучении темы «Давление в твердых телах» показывается компьютерная анимация, которое позволяет сделать вывод о причинах возникновения давления в твердых телах.  

Компьютерное моделирование - компьютерные программы, имитирующие физические опыты, явления или идеализированные модельные ситуации, встречающиеся в физических задачах, которые позволяют управлять поведением объектов на экране компьютера, изменяя величины числовых параметров, заложенных в основу соответствующей математической модели. Модели позволяют одновременно с ходом эксперимента наблюдать в динамическом режиме построение графических зависимостей от времени ряда физических величин, описывающих эксперимент.

Принципы применения компьютерной модели на уроке:

- модель явления необходимо использовать лишь в том случае, когда невозможно провести эксперимент или когда это явление протекает очень быстро и за ним невозможно проследить детально;

- компьютерная модель должна помогать разбираться в деталях изучаемого явления или служить иллюстрацией условия решаемой задачи;

- в результате работы с моделью ученики должны выявить как качественные, так и количественные зависимости между величинами, характеризующими явление.

На уроке-исследовании в 7 классе по теме «Давление твердых тел» учащимся предлагается самостоятельно провести исследование зависимости давления от силы и площади тел, используя компьютерную модель, и получить необходимые результаты. В этом случае ученики получают знания в процессе самостоятельной творческой работы. Учитель в этом случае является лишь помощником в творческом овладении знаниями.

Компьютерное тестирование - использование компьютерных программ для контроля за знаниями обучающихся. Современные электронные программы (н-р, Proclass) предоставляют большой выбор различных видов тестовых заданий и задач для проверки знаний, позволяет сократить затраты времени на проверку, исключается возможность субъективной оценки, ученик работает в удобном для него ритме.

Компьютерный практикум - эта технология, в которой заложена активная роль ученика. Необходимо наличие компьютерного класса и деление класса на подгруппы. Компьютер здесь рассматривается как средство для решения тех или иных задач физики.

Решение задач в Microsoft Excel. Программа экономит учебное время (быстрота расчетов), а также удобна для графического представления физических процессов, для анализа и сравнения полученных графиков. Это повышает познавательный интерес учащихся, делает работу учащихся творческой, а зачастую приближает её по характеру к научному исследованию. В результате многие учащиеся начинают придумывать свои задачи, решать их, а затем проверяют правильность своих рассуждений, используя компьютерные модели.

Мультимедийные презентации - одна из форм обучения, стимулирующих учащихся к познавательной деятельности. Каждый учащийся имеет возможность самостоятельного выбора формы представления материала, компоновки и дизайна слайдов. Кроме того, он имеет возможность использовать все доступные средства мультимедиа для того, чтобы сделать материал наиболее зрелищным.

Рассмотрим применение ИКТ-технологий на примере урока в 7 классе.

Название предмета: физика

Класс: 7  Урок № 9

Тема:

 Три состояния вещества 

Образовательные цели:

Сформировать  представление о различиях в молекулярном  строении твердых тел, жидкостей и газов, показать  практическую значимость, полезность приобретаемых знаний.  

Развивающие цели: 

Создать условия для формирования  навыков самостоятельной работы  с учебником, с оборудованием; умений сравнивать, анализировать и обобщать;

формировать исследовательскую компетентность;

формировать коммуникативную  и проблемную компетенции  через организацию работы в группах.

Воспитательные цели: 

Воспитывать навыки адекватной самооценки работы по заранее оговоренным условиям; способствовать привитию  навыков умственного труда, создать условия для повышения интереса к изучаемому предмету. 

Место урока в системе уроков данного раздела:

Урок конкретизации полученных знаний

Тип урока:

Комбинированный

Основные термины и понятия:

 Строение вещества, молекула, агрегатные состояния вещества

Межпредметные связи:  

Химия, география

Познавательные УУД:  

Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения

Коммуникативные УУД:  

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение  цели, функции, степени участия и способов взаимодействия; инициативное сотрудничество в поиске, отборе,

Регулятивные УУД: 

Умения организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Личностные УУД: 

Умение применять полученные на уроке знания на практике.

№ 

Этап урока 

Форма/

приемы 

Деятельность учителя 

Деятельность обучающихся 

Ресурс 

1

Организационный

1 мин

Коллективная/

монолог

Проверяет готовность класса к уроку. Проверяет присутствие и готовность действующих лиц

Ученики готовятся к работе: организуют рабочее место

 

2

Активизация

Мышления 3 мин

Коллективная/

решение кроссворда

Все любят отгадывать кроссворды?

Сегодня мы отгадаем кроссворд, но физический.  

Отгадывают кроссворд

Самопроверка, самооценка, заполняют индивидуальный лист

Слайд 2

3

Мотивация 3 мин

коллективная/

обмен информацией между участниками

Создание проблемной ситуации на примере сказки о Снегурочке

Формулируют тему урока. В индивидуальных листах находят определение «агрегатные состояния вещества»,

Рассматривают схему

Формулируют цели урока

(слайд 4-9, 10)

4

Изучение нового материала 12 мин

Групповая/ исследование

Учитель организует деятельность обучающихся по выполнению исследования

Наблюдает за поведением участников

Помогает, если возникла необходимость

 

Дети определяют время для выполнения задания

Выполняют задания в группах

Задание каждой  группе:

составить модель вещества в газообразном -1гр., жидком – 2гр., тв.тел – 3 гр. состоянии на примере воды”.

Оборудование:

-шарики из пластилина двух цветов, картон,

-воздушный шарик, резиновый мяч, нитки,

- стакан с подкрашенной жидкостью, разные колбы, бутылка с водой, пустая бутылка,

- деревянные бруски, стальные

цилиндры

 презентация

1.Из пластилина изготовить модель молекулы воды в газообразном, жидком состоянии и тв.тел

2.Надуйте воздушный шар, попробуйте его сжать в разных местах, выпустите воздух из шарика-1гр.

3.Налейте в пластмассовую бутылку воды до верху  и закройте крышкой. Попытайтесь сжать в ней воду. Затем вылейте воду, снова закройте бутылку. Теперь попробуйте сжать воздух.-2гр.

4. жидкость из стакана перелейте в колбу-2гр.

5. Попробуйте сжать твердые тела-3гр.

3.Ответьте на вопросы устно

а) занимают ли тела весь объем?

Б)  Сохраняют ли тела форму?

В) Сохраняют ли объём тела?

Г) Сохранилась ли его форма?

Д ) Легко ли сжать тела?

4.Сделать слайд презентации с применением анимационных картинок с описанием свойств газа, жидкости, тв.тел.

 

5

Защита  18 мин

Индивидуальная/отчет групп

Слово предоставляется 1, 2, 3, группе

Во время отчета группы

показывают сделанные

слайды,

итоговую таблицу

Отчитываются:

1, 2, 3 группа 

Во время отчета групп, остальные заполняют в индивидуальных картах таблицу.

Самопроверка, исправление ошибок

сделанные

слайды-(11, 12, 13)

итоговая таблица (слайд 14)

6.

Контроль и самопроверка знаний

2 мин

Индивидуальная/

тест

А теперь проверим полученные знания

Выполняют тест, самопроверка, самооценка, заполняют индивидуальный лист

Презентация (слайд 15-20)

7

Постановка домашнего задания

1мин

Коллективная/

монолог

Д/З  

§12, 13, вопросы

Задание записано в индивидуальных картах

Презентация (слайд)

Ресурсное обеспечение:

Учебное электронное издание “Физика” - интерактивный курс физики для 7-11 классов

позволяет изучить различные разделы физики, практический курс решения задач по всем разделам физики

Электронный учебник “Живая физика”, включающий виртуальные лабораторные работы

легко и быстро “создаются” экспериментальные установки по изучению различных явлений и процессов

Полный интерактивный курс физики “Открытая физика”

включает 82 интерактивных компьютерных эксперимента и лабораторных работ, 19 трехмерных моделей и видеозаписей физических экспериментов, более 400 задач по темам эксперимента с возможностью самопроверки, большой объем теоретического материала.

Учебно-методическое пособие для учителей физики”

позволяет учителю проводить не только тестирование учащихся по основным разделам физики, но и самостоятельно конструировать тесты по всем необходимым разделам.

Электронное пособие “Сдаем Единый государственный экзамен

включает в себя все нормативные документы по ЕГЭ, локальную версию портала ege.edu.ru, контрольно-измерительные материалы ЕГЭ за 3 последних года, включающие тесты по физике и программу проверки тестов и выставление баллов за выполнение теста каждому ученику

Возможности ИКТ-.технологии велики, так как раскрывают новые возможности и для ученика, и для учителя. Благодаря этой технологии центральное место в системе “учитель – ученик” занимает обучающийся, который выполняет задание в тот отрезок времени и с той степенью понимания, осмысления и запоминания, соответствует его индивидуальным возможностям.

 

Список информационных источников:

1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008.

2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утв. Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. № Пр-271.

3. Болотова Е. Нормативно-правовая база современного урока // Народное образование. – 2009. – № 9. – С. 118.

4. Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. – М.: Изд. центр «Академия», 2010.

5. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие / И. В. Роберт [и др.]. – М.: Дрофа, 2007.

6. Образовательные технологии: достижение прогнозируемых результатов. – М.: Про-Пресс, 2009.

7. Болотова В.С. Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроке физики

8. Ивашкин Д.А. Освоение метода познания на уроках физики: журн. Физика в школе / Изд. Первое сентября, № 14, с. 23-25, 2011.

9. Стандарты второго поколения «Примерные программы. Физика 7-9 классы: проект. – М. : Просвещение, с. 6-8, 37– 2011.

10. Флеш-презентация "Строение вещества", "Молекулы и атомы".

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь