Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Учителя-наставники - молодым педагогам!

Дата публикации: 2019-02-24 11:43:56
Статью разместил(а):
Лоскутникова Галина Викторовна

Учителя-наставники - молодым педагогам!

Автор: Лоскутникова Галина Викторовна, к.п.н. 

МБОУ «СОШ № 87», г. Северск Томской обл.

 

В период реализации экономических реформ, определяющих конкурентоспособность общества, немаловажное значение отводится качественному образованию.

Требования к современному учителю очень высокие: он должен не только дать подрастающему поколению совокупность предметных знаний, но и заложить определённое мировоззрение, систему ценностей. Даже опытные учителя испытывают серьёзную психологическую нагрузку при организации рабочего и личного времени, ведении отчётной документации, профессиональном саморазвитии… А как быть молодому педагогу? Реальная школьная жизнь, не отвечающая ожиданиям, неумение быстро адаптироваться в потоке постоянных  проблем  порой ставят человека перед дилеммой: смогу ли стать хорошим учителем или лучше сменить профессию? Поэтому одной из серьёзных проблем, с которой сталкивается современная российская школа, является адаптация молодых педагогов к условиям практической работы.

Перед администрацией, научно-методической службой образовательного учреждения встаёт задача: помочь молодому и малоопытному учителю достигнуть необходимого качества работы. Учитывая, что адаптация – процесс двусторонний (волнение испытывает не только молодой специалист, но и педагогический коллектив, вынужденный приспособиться к новому человеку), мы проводим определённую работу, которая, на наш взгляд, имеет положительные результаты. Разработан примерный план работы наставника с молодым специалистом, включающий анализ совместной деятельности молодых специалистов и наставников на основе ранее утверждённых планов с возможной корректировкой; привлечение к участию молодых специалистов в составлении образовательных программ и дополнительных образовательных услуг, в проблемно-творческих группах; активно приветствуется представление продукта методической и /или инновационной  деятельности и т.п.

Первичный адаптационный период ориентирован на знакомство с образовательной организацией, локальным сообществом. Это и организационная структура, и педагогический состав (включая не только квалификационные составляющие, но и возрастные, что очень важно для любого нового члена коллектива), и реализуемые программы, и, наконец, особенности и традиции, принятые и поддерживаемые членами коллектива. На наш взгляд, адаптационные мероприятия должны иметь две цели: повышение лояльности к новым сотрудникам и создание условий для эффективной работы молодых коллег.

За последние годы в учреждении сложилась своя система наставничества.

Администрацией школы, методическим советом обсуждаются и утверждаются кандидатуры наставников, предложенные школьными методическими объединениями. Учитываются такие принципы, как:

-     морально-психологическая совместимость с молодым специалистом;

-     позитивный личный пример наставника в работе;

-     доброжелательность и взаимное уважение;

-     согласованность содержания работы по предмету с планами работы методического объединения.

В начале учебного года мы проводим семинар по организации работы наставников с приглашением молодых и малоопытных коллег, где на основе анализа  итогов работы за прошедший учебный год и выявленных проблем и/или опыта эффективных форм работы в данном направлении планируем работу на предстоящий год. Так, в 2015 – 2016  учебном году в учреждении работало 4 наставника, в 2016 – 2017 учебном году – 5 наставников. По итогам двух лет совместной работы успешно прошли аттестацию на соответствие занимаемой должности 40% молодых специалистов.

Планирование работы наставников предполагает включение образовательного заказа от молодых специалистов, в том числе практические мини-семинары по психологическим аспектам взаимоотношения с детьми, их родителями, с коллегами, администрацией; совместное планирование способов преподавания и оценивания образовательных результатов; возможность участия в конкурсах различного уровня.

Вызывает трудность такое направление планирования, как работа с индивидуальной траекторией, включающей цели, стратегию достижения целей, способы фиксации компетентностных результатов.

Коллеги очень ответственно относятся к проводимым муниципальным Декадам творчества молодых специалистов «Расскажи миру о себе», где молодые педагоги школы под «патронажем» наставников представляют коллективу презентации «Я – молодой специалист!». По сути, это творческий отчёт за год совместной работы с наставником.

Рост педагогического мастерства молодых специалистов мы отслеживаем и по результатам участия в конкурсах. Конечно, очень важно материальное стимулирование, но когда на педагогическом совете по итогам определённого периода вручают грамоты, дипломы наряду с признанными педагогами молодым, начинающим коллегам, и это вызывает поддержку всех присутствующих, для молодых - явный залог успешности, стабильности, определённости.

Хотелось бы обозначить лишь некоторые реалии активного включения  молодых специалистов нашей школы в события профессиональной направленности:

-     3 диплома «Учитель цифрового века» за активное применение в работе современных информационных технологий, эффективное использование цифровых предметно – методических материалов;

-     дипломы за 1-е, 2-е места в предметных олимпиадах, конкурсах учащихся;

-     размещение уроков на сайте информационно – методического центра «Максимус»;

-     дипломы, сертификаты, благодарственные письма.

Конечно, можно долго конкретно перечислять те мероприятия, в которых принимают посильное участие наши молодые коллеги. Главное – есть желание, есть первые результаты, и это радует!

Ближайшие перспективы: оформление странички сайта каждым молодым специалистом; работа по теме самообразования с целью повышения научно-методической грамотности; освоение новых педагогических технологий; представление личного опыта на образовательных событиях различного уровня.

 Хочется от всей души пожелать всем молодым специалистам успехов, а нам, состоявшимся профессионалам, помочь начинающим педагогам, и тогда качественное образование внесёт свой неоценимый вклад и в реализацию экономических реформ, и в повышение конкурентоспособности России.

 

План работы с малоопытным учителем

(наставник – Лоскутникова Г.В., учитель – методист)

Цель – создание организационно-методических условий для успешной адаптации малоопытного учителя  в условиях современной школы.

Основные идеи:

-     используя возможности организации методической работы в школе и городе, создать условия;

-      для развития профессиональных качеств малоопытного педагога;

-      для формирования у малоопытного учителя  готовности к самообразованию и самосовершенствованию.

Задачи:

-     помочь адаптироваться учителю в новом коллективе;

-     определить уровень профессиональной подготовки;

-     выявить затруднения в педагогической практике и оказывать своевременную методическую помощь;

-     формировать творческую индивидуальность молодого учителя;

-     создать условия для развития профессиональных навыков молодого педагога, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения со школьниками и их родителями;

-     развивать потребность у молодого педагога к профессиональному самосовершенствованию и работе над собой.

Формы работы:

-     целевые взаимные посещения урочных и внеклассных занятий с последующим обсуждением их результатов и рекомендациями;

-     обсуждение докладов и сообщений из опыта работы коллег;  

-     организация участия в семинарах – практикумах; 

-     изучение и рекомендации по ознакомлению с новинками методической литературы; 

-     наставничество, курсы, стажировки.

Направления:

-     помощь при реализации тематического планирования и организации работы по предмету;

-     привлечение к планированию  методической работы в ШМО;

-     работа со школьной документацией;

-     работа по саморазвитию;

-     контроль за деятельностью малоопытного специалиста с целью оказания своевременной методической помощи;

-     организация участия в городских и областных мероприятиях.

Содержание деятельности:

1. Диагностика затруднений малоопытного специалиста и выбор форм оказания помощи на основе анализа  потребностей.

2. Помощь малоопытному специалисту в повышении эффективности организации учебно-воспитательной работы.

3. Ознакомление с основными направлениями и формами активизации познавательной,  научно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время (олимпиады, смотры, предметные недели, аукционы знаний и др.), привлечение к данному виду деятельности.

4. Организация мониторинга эффективности деятельности малоопытного учителя.

5. Организация встреч с опытными учителями, демонстрация опыта успешной педагогической деятельности.

6. Привлечение к участию в проведении городской  Декады успеха и самопрезентации молодых и малоопытных специалистов, Региональном конкурсе «Электронное портфолио молодого учителя», Всероссийском конкурсе «Мой лучший урок».

7. Обучение по программе РЦРО «Три горизонта».

 

 План работы с  малоопытным учителем: 

Содержание работы 

Ожидаемые результаты 

Методы  

Дата проведения

Тема «Знания и умения учителя - залог творчества и успеха учащихся».

Оказать помощь в работе с учебным планом, программой, календарно-тематическим планированием, с документами строгой отчётности.

Знать практические требования к содержанию программы; умение отбирать учебный материал; грамотно вести документацию, оформлять личные дела учащихся, классные журналы.

Консультация, знакомство с новыми  инструкциями.

Сентябрь

Тема «Проблемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся».

 

Ставить цели, задачи, планировать этапы, соблюдать баланс времени, осуществлять отбор учебного материала, уметь соотносить существенную информацию с содержанием учебника.

Консультации, посещение и анализ уроков.

Участие в работе педагогического совета школы.

Октябрь,

ноябрь

Тема «Технология уроков. Факторы, влияющие на качество преподавания»

 

Знать традиционные и нетрадиционные типы уроков, уметь их провести, оптимизировать процесс обучения.

Самостоятельная работа по повышению уровня теоретической и практической подготовки. Курсы «Три горизонта»

Ноябрь,

декабрь

Тема «Проектная методика обучения»

Знать и применять алгоритм подготовки работы над проектом, критерии оценивания, организовать самостоятельную деятельность учащихся.

Чтение и ознакомление с проектной технологией, посещение уроков у опытных учителей, посещение семинаров в РЦРО

Активное участие в школьном проекте «Река времени».

Январь

Тема «Самоанализ урока.Трудные ситуации на уроке и выход из них».

Уметь делать самоанализ урока, видеть сильные и слабые стороны урока, корректировать слабые стороны урока.

Практикум: проведение открытых уроков для коллег и наставников.

Посещение мастер–классов, стажировка в рамках программы «Три горизонта»

Февраль

Тема «Контроль оценки знаний учащихся».

Уметь объективно оценивать учащихся в соответствии с нормами оценивания.

Консультация, знакомство с методической литературой по данной теме. Практические занятия. Активное участие во внутришкольном семинаре–практикуме.

Март

Планирование работы классного руководителя.

Дискуссия «Факторы, влияющие на уровень воспитанности школьников».

Уметь найти контакт с родителями, привлечь их к работе в классе, установить деловые отношения с учащимися.

Чтение методической литературы, консультации психолога, изучение опыта общения с детьми. Участие в работе тематического педагогического совета.

Апрель

Выявление затруднений в работе молодого учителя.

Уметь анализировать свой опыт, определять проблемы, трудности и  успехи.

Анкетирование, участие в работе круглого стола.

Май

 

Список литературы:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральный государственный образовательный стандарт.

3. «Школа – 2020. Какой мы её видим?» - доклад рабочей группы Совета при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию.

4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

5. Постановление Правительства РФ от 7 февраля 2011г. №61 «Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы».

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь