Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Классный час «Закон и ты: право, обязанность, ответственность»

Дата публикации: 2019-02-26 19:22:55
Статью разместил(а):
Битшева Эльвира Мухаррамовна

Классный час

«Закон и ты: право, обязанность, ответственность»

 (в 5 классе)

Автор: Битшева Эльвира Мухаррамовна

МБОУ "Школа № 5" г. Муравленко, Ямало-Ненецкий автономный округ

 

Цель: Формирование правовой культуры, законопослушного поведения, профилактика правонарушений среди подростков.

Задачи:

- Познакомить учащихся с "Конвенцией ООН о правах ребенка" и другими документами, отражающими права и обязанности детей.

- Воспитание у несовершеннолетнего уважения к Закону, правопорядку, нравственно-правовым нормам.

- Содействие повышению качества знаний в области прав и обязанностей человека.Оборудование: памятка «Мои права мои обязанности», карточки с ситуациями из жизни. Форма проведения: классный час с элементами викторины.

Методические приемы: беседа – диалог, решение ситуационных задач, работы в группах.

Форма работы: групповая и фронтальная 

 

Ход классного часа  

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Рада вас всех видеть. Сегодня мы с вами попробуем разобраться и обсудить важную для нас всех тему. Огласить ее пока я не могу. Попробуйте догадаться, о чем пойдет речь, давайте вместе поразмышляем над высказываниями, цитатами великих мыслителей и философов.    

- Характер человека складывается благодаря добросовестному исполнению самых первых обязанностей. (Сэмюэл Смайлс);

- Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Всеобщая декларация прав человека;

- Свобода - это, в первую очередь, не привилегии, а обязанности (Альбер Камю);

- Нам многое дано, и от нас многое ожидается. У нас есть обязанности перед другими людьми и перед собой; и ни одной из этих обязанностей мы не вправе пренебречь (Теодор Рузвельт);

- Учите народ святости прав человека и братству людей. Дуглас Фредерик- У того, кто решит изучать законы не останется времени их нарушать». И.В. Гете.    

Итак, ребята, тема нашего классного часа: «Мои права и обязанности». Сегодня мы поговорим о наших правах и обязанностях, попробуем разобраться в тех ситуациях, которые встречаются в жизни, выскажем мнение о том, почему так важно соблюдать права и обязанности. Сейчас давайте вспомним что такое «право», «права»?  Как вы думаете?

Право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе («Толковый словарь»)         

Права – это некие правила, которые должны выполнять все люди, чтобы жить счастливо и хорошо. Государство должно следить за тем, как выполняются правила и нормы, соблюдаются права людей, помогать своим гражданам, наказывать тех, кто мешает жить другим, нарушает их права.

- А есть ли права у вас, у детей? Существуют ли документы, где прописаны права ребенка? Давайте разберемся. (Заслушиваются ответы детей.)    

Все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных наций. Это авторитетная международная организация возникла после  Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право – право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных наций. К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка». Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.  

Какие же права есть у всех детей мира? (обсуждение) 

  • ·         Право на жизнь 
  • ·         Право на имя при рождении 
  • ·         Право на медицинскую помощь 
  • ·         Право на образование 
  • ·         Право на отдых и досуг 
  • ·         Право иметь имущество 
  • ·         Право свободно выражать свои взгляды 
  • ·         Право на свободное перемещение 
  • ·         Право на заботу и воспитание родителями 
  • ·         Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства 
  • ·         Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки Права человека определены и гарантированы в нескольких правовых документах. Перечислю некоторые из них:

Всеобщая декларация прав человека (принята на общем собрании ООН 10 декабря 1948 года)

Конвенция Европейского совета о защите прав и свобод человека

Конвенция о правах ребёнка (20 ноября 1989 года для детей до 18 лет, состоит из 54 статей)

Конституция Российской Федерации (главный закон государства) …

Устав школы, в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов).

Обязанности ребёнка: Живя в правовом государстве не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности. Статья 29 Конвенции прав человека гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности. 

- Что такое обязанности? (Круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения). - Есть ли у вас обязанности в семье и какие? 

- Какие обязанности имеются у членов вашей семьи? 

- У кого больше всего обязанностей? 

- Как вы считаете какие обязанности существуют у учащихся? 

- В каком документе прописаны обязанности школьников? (Устав школы) 

- Устав школы: обязанности обучающихся: (слайдовая презентация) 

  • · Уважать права, честь и достоинство всех участников; 
  • · Прилежно учиться; 
  • · Иметь аккуратный вид; 
  • · Соблюдать правила техники безопасности; 
  • · Беречь школьное здание, оборудование; 
  • · Придерживаться общепринятых правил поведения; 
  • · Умножать и развивать лучшие традиции коллектива, беречь честь школы. 

К сожалению, в последнее время увеличивается число детей, которые совершают правонарушения что конечно в дальнейшем негативно сказывается на их будущем. Думаю, если бы ребята знали, что следует за правонарушением, повели бы себя иначе.  

Давайте рассмотрим, какие виды ответственности и наказания существуют для несовершеннолетних. 

  1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство). За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.
  2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушениям относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности, мелкое хулиганство, появление в нетрезвом виде в общественных местах, грубое поведение в общественных местах. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет.  Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
  3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул школы без уважительной причины.
  4. Гражданско-правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба. 

Вы познакомились с видами ответственности по российскому законодательству. Сейчас мы с вами поучаствуем в викторине.  Вам будут даны задания, а вы постарайтесь правильно ответить: «к какому виду ответственности относиться то или иное правонарушение?». 

Вопросы викторины:

  1. Порвал учебник одноклассника (Г) 
  2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А) 
  3. Избил одноклассника (У) 
  4. Совершил кражу мобильного телефона (У) 
  5. Совершил прогул в школе (Д) 
  6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А) 
  7. Разбил мячом окно (Г) 
  8. Нецензурно выражался в общественном месте (А).

Как вы думаете, почему случается так, что подросток оступился или совершил правонарушения? (проблемы в семье, ребенок имеет плохое поведение, хочет выделиться и др.) 

Продолжаем разбирать ситуации. 

Ситуация 1: Ребята  ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих. Какое правонарушение совершили подростки? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? Какое наказание можно ожидать? С 16 лет. Административная.  Предупреждение, исправительные работы.

Ситуация 2: Подростка задержали на улице в 23 часа 45 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит? Предупреждение в первый раз. Во второй раз задержание. 

Ситуация 3: Подросток 12 лет, смастерил самодельное взрывчатое устройство, которое он решил испытать, зажёг спичку, искра попала не на фитиль, а на взрывчатое вещество, как следствие открытый перелом кисти, множественные ранения тела, химический ожёг тела. Является ли это административным преступлением? Изготовление самодельных взрывных устройств административная ответственность, возложен штраф на родителей (ненадлежащее выполнение  родительских обязанностей)

Ситуация 4: Группа подростков после пикника в лесу оставила после себя бытовые отходы. Какие правовые последствия ожидаю их?  Нарушение требований санитарных правил в лесах, наложение административного штрафа. 

Ситуация 5: Несовершеннолетние в выходной день собрались на дискотеку. По дороге зашли в магазин и купили бутылку пива, в аллее, напротив школы они её распили. Можно ли их поступок отнести к административному правонарушению? Распитие несовершеннолетними алкогольных напитков в общественных местах, штраф на родителей, административное правонарушение.

Ситуация 6: Группа подростков в возрасте 14 лет поджигали почтовые ящики, разбили лампочки на столбах. Могут ли они быть привлечены к административной ответственности.С 14 лет. Порча имущества штраф.

Ситуация 7: Несовершеннолетний избил своего сверстника. Общественно опасное деяние.  Законом предусмотрена уголовная ответственность, которая наступает с 14 лет. 

Сейчас я вам предлагаю поработать в группах, за правильный ответ группа получаете 1 балл. Группа победитель получает грамоту.  Напоминаю работать необходимо очень быстро и слаженно. 

На столе у каждой группы лежит лист для работы. На листе написаны 3 слова: Права, обязанности, ответственность.

Задача: от слов проведите стрелки и напишите, что для вас значат эти слова. Как вы их понимаете? Время работы 3 минуты. От группы отвечает 1 человек. (Ответы учащихся).  Сейчас мы приступаем к следующему заданию, вам даны ситуации из жизни. Прочитайте их и определите какие права нарушены. К карточкам с ситуациями найдите строчку с нарушением прав. Наклейте полоску с ответом рядом с предложенной ситуацией. Оценивается правильность ответов и быстрота выполнения задания. (Время работы 3 минуты) 

Ситуации для первой группы:  

Ситуация 1: Ученик 8 класса готовил домашнее задание по географии, где ему задали сделать компьютерную презентацию по теме. Учащийся не стал себя утруждать и скачал презентацию из интернета не указав автора, а на уроке выдал работу другого человека за свою. Какое право нарушил Вася? Правильный ответ: Право на авторство 

Ситуация 2: Ученики 9 класса отдыхали на перемене. Вася подошел к соседней парте без спросу взял телефон одноклассницы поиграть. Какое право нарушено? Правильный ответ: Право на собственность другого человека Ситуация: 3 Дима считает себя достаточно взрослым и у него на все есть уже свое мнение. Но дома его абсолютно отказываются слушать и говорят, что он должен вырасти, чтобы иметь свое мнение. Правильный ответ: Право на высказывание и на свою точку зрения  

Ситуации для 2 группы: 

Ситуация 1: Учащиеся невзлюбили свою одноклассницу. Решили ей сделать неприятное. Пришли в школьный туалет для девочек на стенах написали не приятные слова, а также упомянули ее домашний и сотовый телефоны. Какое право нарушено? Правильный ответ: Право на неразглашение личных данных.  

Ситуация 2: Ученик 8 класса не любит учиться, а любит на уроках громко разговаривать и даже петь. Какое право человека нарушает Коля? Правильный ответ: Право на образование  

Ситуация 3: Мальчики баловались на перемене и закрыли одноклассника в кабинете на ключ, а сами убежали. Ученик испугался. Просидел взаперти 15 минут, пока не пришел учитель. Какое право нарушено? Правильный ответ: Право на свободу передвижения 

Ребята, а сейчас я предлагаю вам найти ошибки в документах. Кто быстрее и качественнее выполнит работу. 

Для 1 группы Ст. 6: Каждый ребенок не имеет право на жизнь (имеет право на жизнь), и государство не обязано (обязано) обеспечить выживание и развитие ребенка Ст. 7: Каждый ребенок имеет право на имя, но не национальность (на национальность), право знать своих родителей и на их опеку Ст. 15: Дети имеют право встречаться с другими, но не имеют право ( и имеют право) вступать в организации или создавать их. 

Для 2 группы Ст. 10: Дети и их родители не имеют право (имеют право) покидать любую страну или въезжать в нее, чтобы объединиться и установить семейные отношения Ст. 28: Дети не имеют право (имеют право) на образование Для 3 группы Ст. 14: Дети не имеют право (имеют право) на свободу мысли, совести, выбор религии в соответствии с желаниями родителями.    

Не оступиться в жизни - трудно. Стать настоящим гражданином своей страны, сильной личностью очень сложно. Некоторые думают: «Вот преступлю закон, значит, я сильный, ничего не боюсь». Все конечно же не так, а наоборот. Преступил закон, пошел по легкому пути добычи или чего-то еще, а что будет завтра? Сложно на этот вопрос дать ответ, когда ты уже переступил закон, выбраться из того болота, ох, как сложно. Но как противостоять, когда нет никого, кому можно все рассказать. Что делать, когда рядом нет надежного человека? Ребята, давайте подумаем вместе и запишем на доске:

Поговорить с родителями.

Обратиться к классному руководителю, одноклассникам.

Детский телефон доверия.

Обратиться к психологу.

Рефлексия.

И в заключении я бы хотела, чтобы вы подумали и ответили на вопрос: «Для чего подростку необходимо знать свои права, выполнять свои обязанности и помнить об ответственности?» (Предполагаемый ответ: Чтобы меньше попадать в неприятные, сложные ситуации.   Наш классный тематический классный час подошел к концу.

Всем спасибо, молодцы, показали свои знания, работу в группе, умение мыслить. 

Подведение итогов. Награждение. 

На столах лежат квадраты красного, зеленого и синего цветов. Красный кв. - было интересно, зеленый - узнал новое, синий - провел время. При выходе положите, пожалуйста, выбранный квадрат в коробочку.  Спасибо за работу! 

 

Памятка «Мои права и обязанности» 

УЧЕНИК ИМЕЕТ ПРАВО: 

  • •         выражать свое мнение, не обижая никого из одноклассников и учителей;
  • •         открыто получать оценку своих знаний по каждому предмету;
  • •         отдых на перемене;
  • •         помощь учителя в овладении знаниями;
  • •         участие во внеклассных мероприятиях;
  • •         поощрение за успехи в учебе и жизни класса.

УЧЕНИК ОБЯЗАН:

  • •         уважать окружающих его людей;
  • •         достойно вести себя в классе, в школе и за ее пределами;
  • •         всегда выполнять домашнее задание;
  • •         участвовать в полезном труде;
  • •         беречь имущество класса и школы;
  • •         заботиться о здоровье и безопасности собственной жизни.

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь