Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Программа по чтению для учащихся с интеллектуальной недостаточностью «Этот чудесный, чудесный мир книг»

Дата публикации: 2020-03-25 08:49:09
Статью разместил(а):
Червякова Елена Владимировна

Программа по чтению для учащихся с интеллектуальной недостаточностью «Этот чудесный, чудесный мир книг»

Автор: Червякова Елена Владимировна

 

 «Ребёнок, развитие которого

 осложнено дефектом

не есть менее развитой,

 чем его нормальные сверстники,

ребёнок, но иначе развитой…

Там, где затруднено или невозможно

дальнейшее органическое развитие,

возможности для культурного

 развития безграничны»

Л.С.Выготский

 

Обоснование:

Недостаточность познавательное сферы – главная особенность интеллектуального развития ребёнка с ограниченными интеллектуальными возможностями. Данный дефект обусловлен низкой способностью к обобщению и отвлечению (мышлению), а также нарушением подвижности психических процессов, слабым развитием внимания, памяти. Такие дети нуждаются в специально организованной коррекционной работе и социокультурной реабилитации.

С развитием дефектологического библиотековедения, становлением практики библиотечной работы с данной группой читателей, школьная библиотека стала частью коррекционного образования, способствующего социокультурной реабилитации ребёнка с ограниченными возможностями интеллекта. Сказкотерапия, мульт и кино терапия помогают актуализировать социальный и читательский опыт ребёнка-инвалида, создают благодатную почву для развития воображения читателя, обогащение словарного запаса ребёнка. Для этого и была разработана данная программа.

Цель программы: способствовать социокультурной реабилитации учащихся чрез книгу.

Периодичность: 1 раз в четверть.

Возрастная категория: 7-8 класс.

Программа рассчитана на два года.

1 год – «Книга в стране мульти-пульти»

Цель: формирование аудиовизуального мышления учащихся.

Задачи:

1. Создать условие для составление детьми образа по литературному произведению. Учить анализировать произведение путём сопоставления литературного произведения с его мультипликационной постановкой.

2. Развивать устную речь учащихся через полные ответы, развивать воображение посредством творческой деятельности учащихся.

3. Воспитывать любовь к литературе.

4. Учить вербальную информацию переводить в визуальную и наоборот.

2 год – «Книга в стране кино».

Цель: формирование аудиовизуального мышления учащихся.

Задачи:

1. Учить анализировать литературное произведение с точки зрения представленных в нём образов литературных героев.

2. Учить книгу сравнивать с художественным  фильмом.

3. Развивать речь.

4. Создавать условия для получения положительных эмоций от прочтения книги и просмотра фильма.

Прочтение книг предполагает релаксацию – нарисовать любимого героя книги, сделать поделку, написать отзыв  о просмотренном фильме и прочитанной книге.

Анализ работы по программе

Работа по чтению «Этот чудесный, чудесный мир книги» проводилась с учащимися 7-8  класса, в рамках занятий по внеклассному чтению. Большая помощь была оказана воспитателем класса Кургузовой Е.И. 

Учащиеся на внеклассных занятиях читали произведение, обсуждали его, записывали свои выводы о прочитанном в Дневник чтения. Вся работа библиотекаря строилась с применением  ИКТ. На библиотечных занятиях ребята сравнивали  книгу мультфильм, художественный фильм. В самом начале работы программы не все учащиеся были заинтересованы чтением. Но после первых занятий стало видно, что такая работа с книгой     им нравится, они узнают много нового, применяют полученные знания на практике. Развивается речь школьников, мышление.  Если на 1 этапе работы, на начало года понимали содержание прочитанного 54,5% учащихся класса, то в конце года уже 72,7% учащихся стали понимать смысл прочитанного. Почти все дети увеличили темп чтения. Это говорит о положительном результате работы программы.

Данные логопеда:

Фамилия, Имя

на начало года

на конец года

Антон Б. (моторная алалия)

29 (плохо понимает)

38 (понимает)

Коля К.

91 (по вопросам)

101 (по вопросам)

Егор Л.

81 (понимает)

94 (понимает)

Гриша Л. (дизгарфия)

99 (понимает)

108 (понимает)

Алёна М.

87 (понимает)

 

Женя М.

120(по вопросам)

52 (по вопросам)

Миша Н.

60 (плохо понимает)

73(понимает)

Женя О.

65(понимает)

65(понимает)

Женя П.

65(понимает)

59(по вопросам)

Макар С.

65(понимает по вопросам)

65 (понимает)

Валя Ш.

99(понимает)

108(понимает)

 Итоги  работы показали, что такая форма занятия даёт положительные результаты, поэтому следует её использовать и в следующем учебном году.

2 год был посвящен кино и книге. В силу своих интеллектуальных особенностей для работы была взята книга В. Железнякова «Чучело», над которой учащиеся работали две четверти. Посмотрели одноимённый фильм. Ребята 8 класса учились анализировать книгу и кино. Ребят очень взволновал сюжет фильма и книги, было много споров о том, как бы они поступили в данной ситуации. В основном пришли к мнению, что поступили бы, так же как главная героиня Лена Бессольцева, а отрицательные герои были осуждены учащимися за слабость характера и трусость.

Можно сделать вывод, что программа по чтению «Этот чудесный, чудесный мир книги» приносить свою пользу. У ребят, повышается интерес к чтению, к осмысленному чтению, улучшается техника чтения. Но в силу своих интеллектуальных возможностей им необходим наглядный материал – мультфильм или кино. В сравнении  печатного и текста и видео у обучающихся формируются навыки критического мышления. Работа эта сложная и требует постоянного контроля со стороны библиотекаря и воспитателя класса.

 

Литература:

1. Е.О. Матвеева Зарождение отечественного дефектологического библиотековедения // Вестник МГУКИ, 2012.- № 1

2. Е.О. Матвеева Дефектологическая концепция Л.С. Выготского как научная основа коррекционно-воспитательной деятельности детской библиотеки // Вестник МГУКИ, 2012.- № 2

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь