Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Составление композиции с помощью аппликации

Дата публикации: 2018-03-14 10:45:33
Статью разместил(а):
Кандакова Татьяна Геннадьевна

План-конспект открытого занятия по основам декоративной композиции

"Расписная сказка"

"Составление цветочной композиции с помощью аппликации"

Автор: Кандакова Татьяна Геннадьевна

педагог дополнительного образования

МБОУ ДО "Центр внешкольной работы "Радуга", г. Городец

Занятие «Расписная сказка» проводится для детей первого года обучения по программе «Народные промыслы» продолжительностью 45 минут. 

Цель занятия: Ознакомить учеников с основами композиции на примере произведений Городецкой росписи.

Задачи:

1. Воспитывать интерес к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию. Развивать познавательную активность детей, творческую фантазию, художественный вкус.

2. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.

3. Формировать специальные навыки и умения в создании композиции из готовых элементов Городецкой росписи.

4. Развивать внимание, аккуратность в работе.

5. Развивать память, творческие способности детей, чувство цвета, мелкую моторику пальцев рук.

Тип занятий: комбинированный.

Методы обучения: беседа и практикум с применением игровой технологии,  и интерактивных приемов педагогической деятельности.

Формы обучения: индивидуальная. 

Оборудование и материалы:  

Оборудование учащихся:

-альбом для эскизирования,

-простой карандаш, ластик,

-баночка с клеем,

- кисть для клея,

- бумажные заготовки ( детали элементов городецкой росписи),

- салфетка.

Оборудование для педагога:

-образцы городецкой росписи,

- ноутбук для музыкального сопровождения и показа презентации «Городецкая роспись», экран, проектор,

- магнитная доска для обучения создания композиции по теме «Городецкая роспись»,

 - детали элементов городецкой росписи из картона на магнитах,

- старинная прялка с веретеном и шерстью.

Литературный ряд (выставка книг):

Шпикалова Т.Я., Изобразительное искусство во 2 классе. Пособие для учителя. М.:Просвещение.1984 г.

Василенко В. «Народное искусство». Москва,1974 г.

Горяева Н. А. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», учебник для 5 класса. М.:Просвещение.2006 г.

Дорожин Ю.Г. «Городецкая роспись» Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Москва. Мозаика-синтез.

 

План занятия.

I. Организационный момент. 2 мин.

II. Основная часть.

Повторение материала предыдущего занятия. Просмотр слайдов. Чтение стихов детьми. 8 мин.

Игровой момент- появление Марьи – Искусницы. 10 мин.

III. Практическая часть.

Объяснение основ композиции.

Практическая работа с игровыми элементами – «Послушные Купавки» (составление композиции на магнитной доске). 5 мин.

Выполнение композиции с помощью бумажной аппликации. 10 мин.

Физкультминутка. 3 мин.

Продолжение работы над аппликацией. 5 мин.

IV. Заключительная часть. 

Мини- выставка выполненных работ, просмотр и оценивание. Рефлексия. 2 мин.

 

Ход занятия.

I. Организационный момент. Приветствие учеников.  Проверка готовности к занятию.

Педагог читает стихи:

Городецкие узоры

Украшают целый мир.

Здесь и кони расписные,

И цветов роскошный мир.

Ну, а птицы – просто диво,

Глянешь, сердце запоёт.

А рисует роспись эту

Городецкий наш народ.

И умельцам этим слава, 

Слава, честь им и хвала.

Не дают пропасть искусству

Наши чудо - мастера!

 

 Педагог сообщает тему и ход занятия.

II. Основная часть.

Теоретическая часть.

Повторение материала предыдущего занятия с помощью презентации  «Расписная сказка». (детям предлагается вспомнить элементы росписи, технику выполнения росписи, сочетание цветов, используемых в Городецкой росписи),

Демонстрируются лучшие образцы городецкой росписи на посуде, мебели, различных предметах домашней утвари. В беседе с детьми говорится о элементах городецкой росписи, о их выполнении. Образцы композиционных решений (обращается внимание на цветочную и сюжетную композицию), повторение посредством презентации.

- Посмотрите, дорогие ребята, сколько труда вложили художники в свои работы. И не только мы с вами удивляемся, вдохновляются поэты. Множество стихов написано под впечатлением городецкой росписи.

Дети читают стихотворения:

1 ребёнок:

По розанам и купавкам 

Городецкий скачет конь, 

И цветами весь расписан, 

До чего ж красивый он.

2 ребёнок:

Городецкая роспись -
Как ее нам не знать…
Здесь такие узоры,
Что ни в сказке сказать,
Здесь такие сюжеты -
Ни пером описать.
Городецкая роспись -
Как ее нам не знать.

3 ребёнок:

Городецкая роспись - как ее нам не знать. 

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать. 

Здесь такие букеты, что нельзя описать. 

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать. 

Желтый вечер, черный конь, 

И купавки, как огонь, 

Птицы смотрят из ларца – 

Чудо-роспись Городца!

- Молодцы, ребята!

 

Мы с вами на прошлых занятиях много работали, старались выводить аккуратные скобочки, капельки, вы уже можете самостоятельно написать цветок розана или купавку, украсить листочками, завитками и точками. Но есть в городецкой росписи, как вы уже знаете изображения коня, птиц, людей. Они изображаются и на домашней утвари, на детских игрушках. Изображались сюжеты и на старинных прялках.

В момент рассказа в учебное помещение входит сказочный персонаж Марья-Искусница со словами:

- Слышу, здесь о прялках говорят? Здравствуйте, люди добрые, девицы и молодцы!

- Здравствуй, Марья-Искусница, рады видеть мы долгожданную гостью.

- Я, к вам, ребята, снова с рассказом пришла, посмотрите-ка, что это у меня в руках? Правильно, это старинная прялка. Никогда с ней не расстаюсь, покуда важно кудель прясть, ведь чем больше пряжи накручу, тем наряднее оденусь. - Посмотрите, ребята, какой нарядной к нам Марья – Искусница пришла.

- Для своего наряда всё до ниточки сама пряла и ткала.

Прялка для женщины была главным предметом, прялки всегда делали очень красивыми, чтобы они не только служили для прядения пряжи, но и радовали пряху своими яркими красками и праздничными сюжетами. Как зародилась на земле городецкой роспись, всё и началось с украшения донец прялок. В Городце украшали прялку, после работы его вешали на стену, и оно уже служило украшением в избе. 

- Гостья, дорогая, прялка твоя хороша, да только потускнели краски на донце.

- Так я ведь и пришла к вам за помощью. Ребята, вижу, вы старательные, аккуратные, не смогли бы вы мне мою прялку расписать?

- Посмотри, Марья –Искусница, как дети рады твоему предложению. Ещё немного осталось постараться, потренироваться в росписи и непременно распишут для тебя твою любимую прялку.  А какой сюжет тебе хотелось бы увидеть на прялке?

- А желание своё, я загадками скажу. Угадаете?! Значит, узнаете, что бы мне хотелось на прялке увидеть:

Важно по двору шагает.
На показ всем гребешок.

Мы его легко узнаем.
Он, красавец ...
(Петушок)

 

В хозяйстве помощник,

Сеет и пашет,

По полю резво,

И радостно скачет!

(Конь)

Яркий хвостик полукругом
И красивый гребешок.
Кто кричит на всю округу
Рано утром?
(Петушок)

Новые подковы,

Цокают, звенят,

Пышный хвост и грива,

По ветру парят!

(Конь)
До чего нарядный хвост - 
Пышный, разноцветный. 
Он сверкает ярче звезд 
В парке заповедном. 
А хозяин - чудо-птица 
Оперением гордится. 
(Павлин)

- Молодцы, ребята, все загадки Марьи – Искусницы вы угадали. Остается немного потренироваться и взяться за работу.

- Низкий поклон, вам девицы и молодцы! Пора мне в путь – дорогу отправляться.

- До свидания, Марья – Искусница, будем тебя снова в гости ждать. Доброго пути!

III. Практическая часть. (составление композиции на магнитной доске).

- А, сейчас, ребята, мы поиграем с вами в игру «Послушные Купавки».

Педагог, рассказывая о композиции в городецкой росписи, показывает варианты составления композиций из цветов и листьев:

 "Букет" - изображается симметрично. Обычно, пишется на разделочных досках или блюдах. Небольшие букетики из одного - трех цветков можно увидеть на мелких изделиях, таких, как коробочки, стаканчики, солонки. "Гирлянда" - представляет собой один или два крупных цветка в центре и расходящиеся в стороны более мелкие цветы с листьями. Они могут вписываться в круг, полосу, располагаться серповидно (на угловых заставках). Данный вид композиции цветочного орнамента чаще всего используется при росписи разделочных досок, хлебниц, шкатулок, блюд, детской мебели.

"Ромб"- один из вариантов "гирлянды", когда в центре пишутся один или более цветков, образующие ромбовидный центр, а бутоны и листья, постепенно уменьшающиеся к вершинам ромба, расположены на двух пересекающихся перпендикулярно осях. Эту цветочную композицию чаще всего можно увидеть на разделочных досках прямоугольной формы, сундучках, скамеечках.

"Цветочная полоса" - сохранилась в городецкой росписи еще с расписных прялок,  она разделяла верхний и нижний ярусы. Такой орнамент обычно используется при росписи объемных изделий, например поставков, круглых шкатулок.

"Венок" - напоминает "цветочную полосу", но только замкнутую по краю блюда, крышки поставка или шкатулки.

 Педагог приглашает детей к магнитной доске, по – одному, или парой. Дети выходят, и составляют композицию).

- Прекрасно справились все. Молодцы! 

Практическая часть. Самостоятельное выполнение аппликации на тему «Цветочная композиция». Компоновка и клейка расписанных цветов и листьев, (ранее вырезанных) в альбом.

- Потрудились, а теперь предлагаю немного отдохнуть.

Физкультминутка.

Руки подняли и покачали - это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу.

 В стороны руки, ими помашем - это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем, руки сомкнули назад,

Встали, встряхнулись, всем улыбнулись. И сели работать опять.

Продолжение выполнение практической части. Завершение аппликации.

IV. Заключительная часть.

Мини- выставка выполненных работ, просмотр и оценивание. Рефлексия.

Подведение итогов. Обсуждение и анализ выполненной работы.

Уборка рабочих мест.

Прощание с учениками.

Педагог в заключении читает:

Зимний вечер бесконечен: за окошком стужа, лёд, воет ветер, снег идёт. 

На краю села избушка, там, до утренней зари не погаснет свет свечи! 

Расцветут в избушке розы, чудо-птица прилетит, конь копытом застучит. 

Не колдун творит у печки, не волшебник там живёт, а мастеровой народ. 

Доски, прялки и посуда, деревянный сундучок, Городцу везде почёт! 

На домах и на воротах распускаются цветы! 

Городецкие узоры не завянут от зимы!

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь