Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Мастер-класс "Игра-путешествие по родным просторам"

Дата публикации: 2018-03-19 12:14:56
Статью разместил(а):
Соловьева Альбина Анатольевна

Открытое занятие по народному танцу коллектива народного танца «Та-На-Ми»

Игра-путешествие по родным просторам

Автор: Соловьева Альбина Анатольевна

 ГБОУ города Москвы дворец творчества детей и молодежи «Преображенский»

 

«Одни танцуют, другие смотрят, а на самом деле ведут диалог на особом языке – словами танца».

Валерия Уральская.

 

В занятие принимают участие ансамблевая группа 4-6 года обучения.

Возраст воспитанников 9-13 лет.

Основные задачи занятия:

- знакомство с танцевальным материалом русского танца;

- положения рук русского танца;

- областные особенности русского танца.

Цель занятия:

Обобщение пройденного материала по предмету народный танец.

 

План занятия:

№ п/п

                   Часть занятия

Время

 

1

 

2

 

 

 

 

 

3

 

 

Вводная часть (организационный момент).

 

Содержательная часть:

     1) Основные шаги русского танца (хороводная часть с перестроениями в линии).

     2) Положения рук русского танца.

     3) Работа с платочком. Танец-игра.

 

Заключительная часть (показ хороводного танца «Деревенские страдания» и плясового танца «Плетень»; подведение итогов).

 

5 минут.

 

 

15 минут.

 

10 минут.

10 минут.

 

 

10 минут.

 

 

Ход занятия:

№ п/п

Часть занятия

Содержание.

 

      1

Вводная часть.

Проверка присутствующих в классе, на внешний вид и готовность к уроку. Вход в зал и поклон (под русско-лирическую музыку простым переменным шагом; русский поклон).

 

Содержательная часть

    2

 

1) Основные шаги русского танца.

 

- простой переменный на всю стопу, руки опущены вдоль корпуса;

- тройной переменный шаг без работы и с работой рук;

- тройной шаг с молоточком;

- приставной шаг в сторону;

- шаг со скользящим ударом каблуком с работой рук;

- тройной приставной шаг в сторону с ударом стопы в позицию с работой корпуса и головы;

- у мальчиков тройной переменный шаг с хлопком по колену;

- переменный шаг на высоких полупальцах.

Перестроение на линии и упражнения на середине зала 

 

 

2) Положения рук русского танца.

 

- просмотр видеоролика – хороводы (трек 2; 3 середина; 6; 8 начало)

- положение рук на талии;

- открытое положение рук;

- «гармошка» с руками и без;

- «припадание» с руками и без;

- разновидности «верёвочки» (одинарная, двойная, с выносом на каблук, с ударом во II позицию ног) с работой рук;

- «моталочка»; «молоточки»; «ковырялочка» с работой рук;

- «присядка», «разножка», «ползунок» у мальчиков.

   

 

3) Работа с платочком. Танец-игра.

 

- областные особенности в русских проходках: сибирский ход с каблука; ход «уральской шестёры»; основной ход смоленской пляски;

- просмотр видеоролика по работе с платочком (трек 1; 4; 7; 8)

- просмотр видеоролика – игровой танец в исполнении ансамбля Игоря Моисеева (трек 9);

- танец-игра – ведущий, идя по кругу, выбирает 3-4 танцующих; показывает движения, танцующие повторяют. Затем платочком вызывает одного на танец, тот танцует и передаёт платочек следующему. Следующий тоже танцует и вызывает мальчика. Мальчик следует «ползунком» за девочкой, делает «присядку» и дразнит девочку платочком. Та пытается отнять платочек. Идёт игра между девочкой и мальчиком, все наблюдают и подтанцовывают в кругу, иногда вставая на сторону мальчика, иногда на сторону девочки.

 

3

 

Заключительная часть.

 

- показ танцевальных номеров: «Деревенские страдания» и «Плетень»;

- подведение итогов занятия; поклон.

 

Представленное занятие является частью системы обучения хореографическому искусству в коллективе народного танца «Та-На-Ми» и находится во взаимосвязи с классическим танцем.

 

Сценарий ведения занятия

Вступительное слово:  Всем, здравствуйте.

Сегодня у нас не простое занятие, а занятие-путешествие по родным просторам вместе с русским танцем. Я для вас буду экскурсоводом по основным движениям русского танца. А вам, ребята, для нашего путешествия надо будет включить фантазию и представить себе всю красоту нашей необъятной Родины и постараться вспомнить всё, что вы знаете и умеете, и продемонстрировать это с помощью особого языка – языка русского танца.

Началом нашего путешествие стал поклон русского танца. С танцевального языка содержание поклона: «всем, от сердца, большой низкий поклон». 

Итак, в добрый путь. Пошагаем по земле-матушке. ( Включить на экране карту России…)

В русских народных танцах (хороводах, кадрилях, игровых танцах, обрядах и шествиях) большое место занимают шаги, которые являются основой того или иного народного действа. Все они существенно отличаются от простого шага. В шагах исполнителя заключён определённый замысел того или иного танца, его эмоциональный заряд, в них ярко проявляется манера той или иной области, сохраняются национальные черты русского характера: смелость, достоинство, благородство, удаль, ловкость, лихость …

Вопрос педагога:

Чем отличаются женские шаги от мужских?

Ответ ученика: 

Женские шаги отличаются от мужских грациозностью, изяществом, женским достоинством.

Все эти особенности в исполнении зависят от содержания того или иного танца, хоровода или шествия, от характера музыкального сопровождения.

Ученик: 

Шаги могут исполняться в различных музыкальных темпах (быстром, среднем, медленном) в зависимости от характера и содержания танца.

Ученик: 

Народные танцевальные шаги разнообразны: это скользящий шаг, тройной шаг, переменный, шаги на полупальцах. Часто шаги исполняются с другими танцевальными элементами, например, шаг с каблука, с притопом, с хлопками и другие.

Педагог: 

Сейчас мы продемонстрируем использование разных шагов в хороводах и хороводных плясках.

Самый распространённый «простой шаг». Это шаг-ход исполняется как парнями, так и девушками чаще всего в орнаментальных и круговых хороводах и кадрилях в разных темпах, в разной областной манере, с разным положением рук, корпуса и головы.

Мы перемещаемся в мир русских шагов.

 

Практический показ: 

Простой шаг – тройной переменный без рук и с руками – тройной с молоточком – приставной в сторону – мальчики с ударом руки о колено – на полупальцах простой переменный.

Выход на линии.

Сейчас я предлагаю переместиться в мир танца и посмотреть различные виды хороводов, где могут использоваться показанные выше шаги. (просмотр видеоролика – хороводы (трек 2; 3 середина; 6; 8 начало)).

Педагог: 

Русские танцы, пляски, хороводы богаты разнообразием своих жестов, ярких трюков, плясовых элементов и во всех этих богатствах народной хореографии ведущую роль играли руки исполнителей.

В русских сказках руке приписывали волшебные свойства. Значение рук, плеч, пальцев в пляске огромно: они передают основной смысл, «рассказывают» сюжет. Они «говорят», всё остальное дополняет, подчёркивает, поясняет (взмах крыльев, смотрение в зеркало, прялка, свечка).

Вопрос педагога: 

У какого народа в танце особенно выделена роль рукам?

Ответ ученика: 

В индийском танце. Там каждый жест рукой, пальцев, глаз и головы являются словом. Это целая азбука, которой юных танцовщиц в индии обучают с детства.

Педагог: 

Ну а мы с вами путешествуем по России, и поэтому продемонстрируем основные положения рук русского танца и работу с платочком.

Движения рук в женском танце необычайно разнообразны.

В строгих хороводах, в величальных торжественных танцах, в обрядовых шествиях руки у девушки опущены вдоль корпуса, кисти рук повёрнуты ладонями к корпусу. Это вы уже видели в первой части нашего занятия.

Ученик:

Положения рук на талии может иметь три положения – одно, самое распространённое, ладонь обнимает талию, следующее – кисти рук тыльной стороной, как бы подбоченясь, в кулачках, и третье положение – опираясь большим пальцем в поясницу или просто расслабленной кистью, тыльной стороной ладони на талию.

Ученик:

Очень часто обе руки широко раскрываются в стороны, ладони рук направлены либо вперёд, либо наверх – это более распространённое положение.

Иногда руки поднимаются выше плеч, иногда опускаются на уровне бёдер.

Положение зеркальца – руки согнуты в локтях перед собой на уровне груди, взгляд и голова переводятся то вправо, то влево.

Педагог:

Если глаза – душа человека, то руки у парней и у девушек раскрывают их характер, настроение и подчёркивают динамику танца.

Вашему вниманию использование рук в различных движениях русского танца.

 

Практический показ: 

Упражнения с руками на середине с использованием «гармошки», «припадания», «верёвочки», «моталочки» и дробей.

Областные особенности в русских ходах и проходках. 

Вы сегодня уже видели часть основных ходов русского танца. А сейчас мне хочется вас познакомить с особенностями ходов разных областей. И первый ход будет из Сибири. Отправляемся туда.

Сибирский ход с каблука, он используется в основном в кадрилях.

Теперь мы перемещаемся на Урал.

Ход «уральской шестёры». Особенностью хода являются удары полупальцами поочерёдно обеими ногами, точно молоточками при лёгком беге. Ход исполняется одинаково и девушками, и парнями.

И возвращаемся в наш центральный район, в Смоленскую область.

Основной ход Смоленской пляски. Участники пляски в своих движениях и манере исполнения подражают движениям гусей, их повадкам, походке вперевалочку.

Мы опять перемещаемся в мир танца, чтобы немного окунуться в прошлое и посмотреть, как на Руси использовался платок, и как на «мостках» молодёжь вела разговоры. (видео - просмотр видеоролика по работе с платочком (трек 1; 4; 7; 8) - просмотр видеоролика – игровой танец в исполнении ансамбля Игоря Моисеева (трек 9)).

 

Педагог: 

Огромную роль в русском танце во все времена играл платок. Он был важной деталью праздничного убранства девушки – её костюма. Платок готовился заранее, как и праздничный костюм. Девушка с любовью и большим искусством вышивала его. Часто после большого праздника она дарила его своему возлюбленному.

Платок не только подчёркивает яркость исполнения движения, он является символом, раскрывающим то или иное событие, происходящее в танце действа, например, иллюстрирует слова исполняемой песни: разложенный на земле платок отождествляется с постелью, в другом положении платок кладётся под голову, изображая подушку, в играх он выполняет роль вьюна и другие.

Взмах платком в танце напоминает полёт голубя, если девушка во время танца бросает платок на землю, то этим она как бы приглашает партнёра на танец, смелый и находчивый кавалер, подняв его, включается в пляску с девушкой.

В Саратовской области девушка-сборщица разводит на танец юношей к девушкам «через платок».

Показ танца-игры с платочком.

 

Педагог в заключении:

Пора подвести итог нашему путешествию. Вы в воображаемом пространстве преодолели путь от Сибири до центра России. В пути овладели самыми главными составляющими русского танца ногами, руками… И где бы мы не оказались, везде есть народные традиции собираться у плетня, и танцем выражать свои чувства. Давайте и мы в завершении нашего пути доставим себе и нашим гостям радость соприкосновения с народным танцем.

Показ танцев «Деревенские страдания» и «Плетень».

Вот на такой весёлой нотке и подошло наше путешествие к концу. Всем большое спасибо за участие в нашем занятии и гостям, которые сегодня пришли на нас посмотреть.

Поклон и выход из зала.

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь