Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Интерактивные методы обучения в патриотическом воспитании

Дата публикации: 2018-03-27 18:07:59
Статью разместил(а):
Воловатова Ирина Александровна

Мастер-класс

«Интерактивные методы обучения в патриотическом воспитании» 

(«Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд…»)

Автор: Воловатова Ирина Александровна

МКОУ "Сергиевская СШ Даниловского района Волгоградской области"

 

Перед началом занятия  участникам предлагается выбрать карточки с изображением медалей «За доблестный труд в Вов» и медаль «За оборону Сталинграда».  Таким образом, перед началом мероприятия участники разделятся на две группы «Фронтовики», «Труженики тыла» . Занятие пройдет под девизом «Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд».

В специальной литературе есть разные трактовки терминов "метод обучения" и "прием обучения". По сути — это способ взаимодействия учителя и учащихся, с помощью которого происходит передача знаний, умений и навыков.

Разница в том, что прием — это кратковременный способ, который предполагает работу с одним, конкретным ЗУНом. А метод — процесс длительный, состоящий из нескольких этапов и включающий в себя множество приемов.

Таким образом, прием обучения — лишь составная часть того или иного метода.

Мастер-класс «Интерактивные методы обучения в патриотическом воспитании»  

(«Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд…»).

Цели мастер-класса: 

· знакомство с интерактивными методами обучения; 

· повышение профессионального мастерства учителей; 

·  передача коллегам личного профессионального опыта; 

·  создание условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства участников мероприятия на основе организации пространства для профессионального общения и обмена опытом работы. 

Форма мастер-класса: практическое занятие.

Оформление: колосья пшеницы,  пустые гильзы от снарядов, кусочки ржаного хлеба, металлические кружки.

Оборудование: мультимедийное оборудование, сердечки,  карточки с изображением медалей «За доблестный труд в Вов», «За оборону Сталинграда», дерево с яблоками, карта РФ.

 

Ход мастер-класса:

I.Организационный момент.

— Добрый день, коллеги! Я очень рада всех вас видеть! Как сегодня, однако, холодно на улице. Наверняка каждому хочется согреться. Давайте согреем немного друг друга и передадим частичку своего тепла (потереть ладошки, коснуться ладошек рядом сидящего). Аналогичным образом мы можем начинать занятия (уроки) с нашими детьми. Передавать, таким образом, мы можем не только тепло, но и, например, знания.

 Применяется интерактивный метод с целью выяснить ожидания и опасения коллег.

— Каждый из нас знает, что при начинании какого-либо дела у нас имеется определённый круг ожиданий и опасений, так же как и у наших детей до начала урока и на самом уроке. Начиная урок, необходимо выяснить, чего обучающиеся ожидают от урока, чего они боятся, какие у них цели. Давайте определимся, чего мы ожидаем от сегодняшнего мероприятия, чего опасаемся.

У каждого есть сердечко, на одной стороне которого напишите свои ожидания, а на другой — свои опасения.

Участники озвучивают по желанию. Ведущий мастер-класса озвучивает свои ожидания и опасения.

— В итоге нашего мероприятия мы вернёмся к нашим сердечкам для того чтобы узнать, подтвердятся ли наши ожидания и опасения. Начало нашего мероприятия было представлено

приемом рефлексии — интерактивным методам, по аналогии можно выстраивать работу с детьми на уроках. Подобные методы способствуют положительному эмоциональному настрою на работу, установлению контакта между участниками образовательного процесса.

 

II.  Актуализация знаний. 

— Как вы уже знаете, тема сегодняшнего мастер-класса  — «Интерактивные методы обучения».

— Кто-нибудь уже слышал об этих  методах обучения? С чем у вас ассоциируется понятие «интерактивный»? (Ответы коллег.)
Понятие «интерактивный» произошло от слов іnter — взаимный и act — действовать. Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия "учитель = ученик" и "ученик = ученик". То есть теперь не только учитель привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика. Учитель лишь выполняет роль помощника. Его задача — создать условия для инициативы детей.

Задачи интерактивных методов обучения 

·        Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации.

·        Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.

·        Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.

Следовательно, интерактивные приёмы и методы обучения подразумевают более широкое взаимодействие детей не только с учителем, но и с одноклассниками. Сегодня мы разберем на практике несколько приемов интерактивного обучения.

III.  Выполнение практических заданий с целью освоения использования и применения интерактивных методов обучения. 

- Наше познание начинается с восприятия, переходит в понимание. Я вам хочу предложить посмотреть эпизод из фильма «Вечный зов» и подумать над вопросом « О чем заставляет задуматься этот эпизод?» 

Эпизод из фильма «Вечный зов».

- О чем заставляет задуматься этот эпизод? ( О хлебе, какой ценой достался он нашим прадедам во время ВОв, о непосильном труде наших соотечественников)

В этом году исполняется 75- лет Сталинградской битве. Это событие  оставило огненный след не только на полях сражений. Немалые трудности и лишения выпали на долю тех, кто находился в тылу, где ковалось оружие Победы. Это был тоже фронт, только трудовой, тяжелый, изнурительный. Его бойцы ковали победу у станков, на полях.

Победой кончилась война, 
Те годы позади. 
Горят медали, ордена 
У многих на груди. 
Кто носит орден боевой 
За подвиги в бою, 
А кто за подвиг трудовой 
В своем родном краю.

Широко известна цитата Алексея Ивановича Недогонова: «Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд…»). В поэме «Флаг над сельсоветом» автор обращается к судьбам поколения, вернувшегося с фронта, о послевоенной деревне. Вам , уважаемые коллеги , сейчас и предстоит доказать абсолютную равную значимость этих медалей для нашей страны,  приняв участие в ролевой игре.

 

Следующий прием, который я вам хочу  представить – это ролевая игра.

1.  Ролевая игра.

Ролевая игра – это интерактивный прием, который позволяет обучаться на собственном опыте путем специально организованного и регулируемого “проживания” жизненной  ситуации

Предлагаем вам поучаствовать в такой  ролевой игре.  Мы не зря разделились на команды. Одни будут выступать в роли бойцов Сталинградского фронта, другие представят нам тружеников тыла. Перед вами на столах незаконченные предложения. Ваша задача   закончить их, используя свои собственные мысли и эмоции.

- Бойцы фронта вам необходимо озвучить,  Какие чувства испытывал солдат, когда он держал теплую буханку хлеба в руках?

- Труженики тыла, а вы попытаетесь донести до нас,  Какие чувства и мысли рождал этот кусочек хлеба у тех, кто остался в тылу?

Закончите предложение:

1. «Бойцы фронта»

- Я держу в руках хлеб и чувствую….

- Хлеб напомнил мне о….

-  Я ем хлеб  и думаю: « Как вы….?»

- «Спасибо вам …..».

- «Хлеб и дом для меня ….».

 

2. «Труженики тыла»

- «От этой буханки хлеба зависит….».

- «Съесть бы сейчас …».

- «Это для вас, наши родные, а мы….».

- « Этот хлеб нужнее….»

- «От нашего хлебушка зависит….»

 

 

- «Все для фронта, все для победы!» Эти слова для каждого хлебороба были как присяга для солдата. Вопреки всем трудностям и лишениям, люди отдавали общему делу все  силы, отдавали и свой хлеб, чтобы   жила страна, чтобы скорей пришла долгожданная победа.

- Может  ли современная школа воспитать таких патриотов, какие были в годы Вов?

А если может, то как? Каким образом научить патриотизму?

 Чувство патриотизма сродни чувству любви к матери: недаром слова «родина» и «мать» часто употребляются как синонимы. Оба эти чувства, являясь как бы врожденными, с возрастом получают развитие.

Задача современной школы развить это чувство. Я считаю, что в душе каждого ребенка, как робкий родник, живет чувство любви к близким, к родному краю, к своей родине. Не обратишь внимания на такой родничок, и он засох. А если вовремя его расчистить, помочь пробиться наружу, научить ребят ценить историю своей земли, дорожить ее памятниками, преклоняться перед подвигами людей, чьим мужеством утверждена и рождена слава Родины, то будут наши дети любить ближних, свое Отечество, и будет меньше в нашей жизни Иванов, не помнящих родства.

Сегодня я покажу вам, еще один интерактивный прием, который я успешно использую в своей работе, а   вы можете использовать его  в своей.

 

2.  Интерактивная игра «Древо честности» (общая дискуссия)

«Вы все люди достойные, умные, но мудрецы говорят: - «Хочешь изменить мир – начни с себя». Итак, начнем с себя. Перед вами «Древо честности». Я предлагаю сорвать с него по плоду и честно ответить на вопрос: 

1. Когда в последний раз Вы испытывали гордость за свой родной край? Чем Вы были горды?

2. Ощущали  ли Вы когда-либо чувство неловкости за свой родной край?

3.  Что чувствуете Вы при виде  неухоженных памятников  ВОВ,  заброшенных могилах участникам ВОВ?

4. Есть ли в вашей семье участники ВОВ или труженики тыла? Знаете ли Вы о каком-либо интересном факте из их боевой или трудовой биографии?

5. Приходилось ли Вам быть участником или свидетелем проявления милосердия и сострадания?

6. Участвовали ли в акциях, посвященных знаменательным датам Сталинградской битвы  и ВОВ?

7. Имеются ли в вашем семейном архиве какие-либо документы, связанные с военным временем? Планируете ли Вы что-либо с ними делать?

- Вот мы с вами честно для себя признались, что мы действительно гордимся своим краем,  и только от нас зависит его процветание.

3.  Интерактивная игра «Хранители своей страны».

А сейчас я предлагаю вам ещё одну игру «Хранители своей страны». Двум группам предлагается карта страны, разделенная на клеточки. Каждая группа должна заполнить клеточки страны, вписав в них качества, которыми должны обладать люди, чтобы не было войн и ненависти в нашей стране. Если какие –то клеточки окажутся незаполненными, это значит, что вы не смогли хорошо сохранить свою страну. Группа, которая напишет больше всего качеств, сохраняющих страну, становится хранительницей страны.

Видите сколько добрых, хороших качеств мы возложили на человека, живущего в нашей стране. Надеюсь, вы сами обладаете всеми этими человеческими качествами, и сумеете привить своим ученикам.

IV. Рефлексия. Подведение итогов мастер – класса.  

— Подводя итог нашей встречи, давайте вспомним про наши сердечки. Вспомните, какие ожидания и опасения были у вас в начале мастер-класса. Определите для себя, оправдались ли они.

В качестве итога урока используем игру «Микрофон». Сейчас я хочу взять у вас интервью.

·        Что Вам сегодня понравилось на занятии?

·        Чему Вас научило занятие?

·        Что Вас удивило на занятии?

·        Что нового Вы открыли в себе?

— Большое спасибо! Мне очень понравилось с вами работать!

Я хочу пожелать всем успехов в работе и в освоении новых методов и приёмов обучения.

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь