Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Потребности пациента в поддержании нормальной температуры тела, безопасной окружающей среды

Дата публикации: 2018-03-30 11:44:51
Статью разместил(а):
Карпова Елена Викторовна
Методическая разработка учебного занятия
«Потребности пациента в поддержании нормальной температуры тела, безопасной окружающей среды»

Автор: Карпова Елена Викторовна

ГБПОУ Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 5»

 (Обособленное подразделение № 1) 

 

ПМ.07 ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФЕССИИ МЛАДШАЯ МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМИ

МДК.07.01. Теория и практика сестринского дела

Специальность 31.02.01 Лечебное дело (углубленная подготовка)


Актуальность темы занятия

Общеизвестно, что человек поддерживает определенную температуру тела, отличную от температуры окружающей среды. В обычных условиях люди не ощущают температуру своего тела благодаря центру терморегуляции, обеспечивающему баланс между теплопродукцией и теплоотдачей. Когда температура окружающего воздуха повышается или понижается, становится жарко или холодно, что побуждает человека к выполнению каких-либо действий (открыть или закрыть окно, раздеться или одеться, включить или выключить обогреватель).

Чтобы согреться, человек делает энергичные физические упражнения (бег на месте, прыжки, потирание ладоней и т. п.). Таким образом, своим поведением он обеспечивает постоянство нормальной температуры своего тела. Организм человека также регулирует теплопродукцию и теплоотдачу с помощью физиологических механизмов, ведь большинство биохимических реакций протекает только при определенной температуре тела. При значительных колебаниях температуры тела нарушается работа нервной, эндокринной и других систем организма.

Температура тела зависит от возраста: у новорожденных составляет 36,8 – 37,2ºС, у пожилых людей может быть ниже нормы и подвержена быстрым изменениям при заболевании, сильной жаре или холоде. У женщин после овуляции и за 2 дня до начала менструации отмечается повышение температуры тела, которое, как правило, не замечают.

При том или ином заболевании может повышаться температура тела, в этом случае человек любого возраста может становиться зависимым, однако чаще всего человек зависит от других при поддержании постоянства температуры тела в детстве и старости.

Цель занятия:

Методическая разработка создана в качестве подготовки к теоретическому занятию по теме «Потребности пациента в поддержании нормальной температуры тела, безопасной окружающей среды». Предназначена для преподавателей профессионального модуля ПМ.07 Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными МДК.07.01. Теория и практика сестринского дела специальности  31.02.01 Лечебное  дело. 

При проведении учебного занятия применяются знания студентов, полученные при изучении следующих учебных дисциплин/МДК:

*         Анатомия и физиология человека

*         Психология

*         Здоровый человек и его окружение

*         Фармакология

*         Гигиена и экология человека

*         МДК.07.03. Технология оказания медицинских услуг

При изучении данной темы у обучающихся должны быть сформированы:
профессиональные компетенций (ПК): 

*    эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности;

*    соблюдать принципы профессиональной этики;

*    осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому, согласно сестринского процесса;

*    консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода;

*    оформлять медицинскую документацию;

*    оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий;

общие компетенций (ОК): 

*    понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

*    анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;

*    осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

*    работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

В ходе теоретического занятия «Потребности пациента в поддержании нормальной температуры тела, безопасной окружающей среды»обучающиеся  должны:

Знать: 

*       способы реализации сестринского ухода;

*         технологии выполнения медицинских услуг;

*         факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала;

*         медицинскую документацию.

Уметь:

*         эффективно общаться с пациентом;

*         собирать информацию о состоянии здоровья пациента;

*         определять проблемы пациента, связанные с состоянием его здоровья;

*         выполнять медицинские услуги в пределах своих полномочий;

*         обеспечить безопасную больничную среду для пациента, его окружения и персонала.

Иметь практический опыт:

*       выявления нарушенных потребностей пациента;

*       планирования и осуществления сестринского ухода;

*       оказания медицинских услуг в пределах своих полномочий;  

*       ведения медицинской документации.

Развивающие цели:

*      Развитие умений учебного труда: обобщения, анализа, формулирования вывода и составления плана.

*      Способствовать развитию логического мышления.

*      Умение решать проблемные и ситуационные задачи. 

*      Развивать память, наблюдательность, внимание.

*      Развитие умений анализировать ошибки. 

 

Воспитательные цели:

*    Способствовать формированию профессиональной ответственности за жизнь человека.

*    Воспитание профессиональной аккуратности исполнительности, ответственности к порученному делу.

*    Воспитание у студентов наиболее важных личностно-профессиональных качеств медицинского работника:

·       умение осознавать ответственность за жизнь пациента

·       умение анализировать свое поведение

·       умение создавать и использовать здоровьесберегающие технологии в рабочем процессе.

*    Воспитание умения работать по стандартам, алгоритмам.

При изложение нового материала был применен репродуктивный метод обучения, при закреплении изученного материала применен частично-поисковый метод обучения.

 

Мотивация

Температура тела – один из важнейших показателей состояния организма. Характер нарастания температуры, ее высота и способ падения часто бывают характерным для того или другого заболевания, поэтому систематическое измерение температуры тела имеет большое значение для диагностики этих заболеваний, и, в первую очередь, инфекционных.

Физическая и психологическая безопасность — это потребности второго уровня по иерархии Маслоу. Для большинства людей безопасность означает надёжность и удобства. Каждый из нас нуждается в крове, в одежде и в человеке, который может оказать помощь.

Например, пациент чувствует себя в безопасности, если кровать или кресло-каталка зафиксированы, покрытие пола сухое и на нём нет посторонних предметов, помещение в тёмное времясуток освещено; у человека с плохим зрением есть очки; он одет соответственно погоде, в его жилище комфортная температура и есть уверенность, что при необходимости ему будет оказана помощь. Человек должен быть уверен, что он в состоянии не только обеспечить свою безопасность, но и не причинить вреда окружающим. Каждый чувствует себя в безопасности, когда выполнены его индивидуальные требования к защищённости. Медицинская сестра должна не только уметь обеспечить пациенту безопасность, но и знать его требования к ней.

Освоенные профессиональные компетенции должны соответствовать основным показателям оценки  результата:

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата 

1.Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.

- готовность и способность к социальному взаимодействию с пациентом, родственниками пациентами, коллегами по работе, обществом; к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности, к социальной мобильности в профессиональной деятельности

- правильность, грамотность использования профессиональной лексики

- соответствие соблюдения морально-этических норм, правил и принципов профессионального сестринского поведения нормам и требованиям

2.Соблюдать принципы профессиональной этики.

- соответствие соблюдения морально-этических норм, правил и принципов профессионального сестринского поведения нормам и требованиям

- ясность понимания значимости сестринского дела в истории России

- ясность  понимания концепции философии сестринского дела

3. Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому, согласно сестринского процесса.

- точность соблюдения алгоритмов:

·       личной гигиены и профилактики пролежней у тяжелобольных пациентов;

·       кормления тяжелобольного пациента

- своевременность и правильность выявления нарушенных потребностей пациента

- обоснованность планирования сестринского ухода

- своевременность и правильность осуществления сестринского ухода 

4. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

- точность соблюдения алгоритмов:

·  принятия пациента в стационар;

·  оценки функционального состояния пациента;

·  введения лекарственных препаратов;

·  подготовки пациента к  лабораторным методам исследования;

·  подготовки пациента к инструментальным методам исследования;

·  ухода за стомами;

·  сердечно-легочной реанимации;

·  сестринской помощи при  потере, смерти, горе;

·  посмертного сестринского ухода

- точность выполнения требований правил хранения лекарственных средств

- точность соответствия правилам организации питания пациентов в стационаре 

5. Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода

-     грамотность, доступность и вежливость при консультировании пациентов и их родственников (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей) по вопросам ухода и самоухода

-     соответствие соблюдения морально-этических норм, правил и принципов профессионального сестринского поведения нормам и требованиям

-     правильность, грамотность использования профессиональной лексики

6. Оформлять медицинскую документацию

-      правильность и аккуратность при оформлении медицинской документации установленного образца

должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умение:

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

 

-     демонстрация понимания сущности значимости своих действий, интереса к своей будущей профессии через устремление к:

·         повышению качества обучения по ПМ;

·         участию в студенческих олимпиадах, конкурсах, научных конференциях;

·         участию в органах студенческого самоуправления;

·         участию в социально-проектной деятельности

2. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

-   обоснованность постановки цели, выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач

3. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

-      оперативность поиска и использования необходимой информации для качественного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

-      широта использования различных источников информации, включая электронные.

4. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

-     коммуникабельность при взаимодействии с пациентами, обучающимися, преподавателями и руководителями практики в ходе обучения

 

Рекомендации по работе с методической  разработкой

Методическая разработка создана для преподавателя в качестве подготовки к теоретическому занятию.

Методическая  разработка  включает:титульный лист,содержание, введение, методический блок, список литературы, информационный блок, блок контроля знаний, эталоны ответов,  критерии оценок, оценочный лист, приложение. 

Методический блок содержит рекомендации по работе с разработкой,цели, отражающие знания обучающихся, оснащение учебного кабинета.

Информационный блок включает в себя изложение нового материала с предоставлением презентации по теме «Потребности пациента в поддержании нормальной температуры тела, безопасной окружающей среды».

Блок контролязнаний включает следующие компоненты:

- с целью выявления исходного уровня знаний фронтальный опрос по теме «Потребности пациента во сне, одежде (надевании раздевании, выборе), осуществлении личной гигиены»;

- с целью закрепления изученного материала применен частично-поисковый метод обучения – работа обучающихся с конспектом лекций, ответ на вопрос преподавателя;

- с целью контроля эффективности обучения преподаватель задает вопросы – обучающиеся стараются ответить самостоятельно. 

НАЗВАНИЕ ПМ.07: 

Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными МДК.07.01. Теория и практика сестринского дела

ТЕМА:

«Потребности пациента в поддержании нормальной температуры тела, безопасной окружающей среды»

ВИД ЗАНЯТИЯ:

теоретическое

ТИП ЗАНЯТИЯ:

усвоение  новых знаний

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ:

90 мин

ЦЕЛИ:

усвоениеновых знаний, применение знаний при выполнении самостоятельной работы

МЕСТО  ПРОВЕДЕНИЯ:

учебный кабинет

ОСНАЩЕНИЕ:

Учебно-методическое:

- методическая разработка учебного  занятия по теме «Потребности пациента в поддержании нормальной температуры тела, безопасной окружающей среды»

- презентация «Потребности пациента в поддержании нормальной температуры тела, безопасной окружающей среды». 

Материально-техническое обеспечение:

Оборудование учебного кабинета:

*              комплект учебно-методической документации;

*              наглядные пособия.

ТСО:

*              телевизор;

*              компьютер;

*              проектор;

*              интерактивная доска.

 

Междисциплинарные связи

ОП.03. Анатомия и физиология человека

Тема: «Потребности пациента в поддержании нормальной температуры тела, безопасной окружающей среды»

 ОП.01. Здоровый человек и его окружение

 ОП.06. Гигиена и экология человека

ОП.04. Фармакология

МДК.07.03. Технология оказания медицинских услуг

ОП.02.Психология

 

Список литературы:

Учебники, в том числе электронные 

1.     Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:ГЭОТАР-Медиа, 2016. -С. 368.

2.     Мухина С. А., Тарновская И. И. «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»  - М.:ГЭОТАР-Медиа, 2016.-С.512.

3.     Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского дела. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – (Медицина для вас).

4.     Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник. – М.:ГЭОТАР-Медиа, 2008.

5.     Осипова В.Л. «Дезинфекция» Учебное пособие для медицинских училищ и колледжей -М.:ГЭОТАР-Медиа 2009.

6.     Осипова В.Л. «Внутрибольничная инфекция». Учебное пособие для медицинских училищ и колледжей -М.:ГЭОТАР-Медиа 2009.

7.     Н.В. Туркина, А.С. Филенко «Общий уход за больными». Учебник. Товарищество научных изданий КМК., 2007.

 

Хронологическая карта занятия

п/п

Этапы  занятия

Время

(мин.)

Методы, средства

обучения и

контроля

Деятельность

преподавателя

Деятельность

студентов

1.

Организационный

момент

 

3

 

Проверяет готовность студентов к занятию (соблюдение формы).

Отмечает отсутствующих, заполняет журнал.

Приветствуют преподавателя, называют отсутствующих.

2.

Активизация познавательной  деятельности

 

5

Вступительное

 слово

преподавателя 

Сообщает студентам

тему, цели и план

занятия. Раскрывает

важность и значимость

темы, мотивирует студентов на восприятие новой информации, на активную деятельность.

Записывают  в тетради тему и цели занятия.

Настраиваются на учебную деятельность

 по приобретению

новых знаний и умений. 

3.

Контроль исходного

уровня знаний

 

 

10

Фронтальный опрос 

 

задает вопросы, корректирует

ответы студентов  

отвечают

 на вопросы преподавателя 

4.

Предъявление нового

материала

 

40

Репродуктивный  

Мотивирует студентов к изучению нового

 материала. Объясняет студентам учебный

 материал 

Составляют конспект основных изучаемых терминов и закономерностей. 

5.

Закрепление материала

 

15

Частично-

поисковый

Задает вопросы по материалу.Деятельность студентов обеспечивает конспектами. 

Работают с дополнительной учебной и научно- популярной литературой, конспектами. 

6.

Контроль эффективности

обучения

 

 

10

Устный 

Организует работу

студентов на этапе

контроля. Задает вопросы по новому материалу. Корректирует ответы. 

Отвечают на вопросы преподавателя. 

7.

Подведение итогов

занятия. Рефлексия

 

5

Анализ.

Проблемный 

Оценивает работу группы, выставляет отметки  и комментирует их.

Предлагает студентам

обобщить изученный

материал, проанализировать допущенные ошибки, причины затруднений и успехов, оценить степень достижения целей. 

Обобщают изученный материал, анализируют допущенные ошибки, оценивают 

индивидуальный

уровень достижения целей, причины возникших затруднений,  достигнутых успехов. 

8.

Домашнее задание

2

Инструктаж

Дает конкретные разъяснения по выполнению домашнегозадания. 

Записывают задание на дом. С.202-214 № 1 

Общее время занятия

(мин.) 

90

 

 

 

 

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

Потребности пациента в поддержании нормальной температуры тела, безопасной окружающей среды

ПРОБЛЕМЫ ПАЦИЕНТА И СЕСТРИНСКИЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА

Потребность пациента в поддержании нормальной температуры тела

ПРОБЛЕМЫ ПАЦИЕНТА

(сестринские диагнозы) 

ПРИЧИНЫ ПРОБЛЕМ ПАЦИЕНТА

(с чем связаны проблемы пациента) 

- Невозможность самостоятельно укрыться.

- Невозможность самостоятельно

обеспечить себя питьем, в связи с падением температуры.

- Невозможность самостоятельно сменить белье.

- Риск обезвоживания.

- Слабость.

- Потливость.

- Жажда.

- Снижение аппетита.

- Снижение массы тела.

- Сонливость.

- Нежелание использовать более легкое одеяло.

- Отсутствие аппетита.

- Непонимание принципов адекватного питания при лихорадке.

- Неадекватная физическая нагрузка.

- Высокий риск травм.

- Повышение температуры тела.

- Понижение температуры тела.

- Лихорадка.

- Озноб.

- Снижение двигательной активности.

- Бред, галлюцинации.

- Потоотделение.

- Время суток.

- Неподвижность.

- Изменение состояния зависимости для

поддержания нормальной температуры тела.

- Прием алкоголя.

- Изменение температуры окружающей

среды.

- Невозможность приема пищи.

- Прием лекарственных средств.

СЕСТРИНСКИЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА (действия медицинской сестры) 

- Проводить первичную оценку механизмов теплоотдачи и теплообразования у пациента.

- Организовать условия для согревания пациента.

- Стремиться поддерживать комфортные и безопасные условия, чувство собственного достоинства при раздевании, смене белья.

- Успокоить, создать полный покой для снижения переживаний по поводу повышения температуры тела.

- Провести беседу о необходимости организации личной гигиены (обтирания кожи, прикладывания пузыря со льдом к голове, обертывания во влажную простынь, приема ванны, ухода за складками кожи с целью профилактики опрелостей, подмывания).

- Обучить пациента элементам ухода.

- Побуждать пациента самостоятельно выполнять уход.

- Обсудить с врачом вопросы самоухода.

- Организовать сбалансированное питание.

 

ПРОБЛЕМЫ ПАЦИЕНТА И СЕСТРИНСКИЕ ДИАГНОЗЫ 

Нарушение в

удовлетворении

потребности 

Проблемы пациента,

сестринские диагнозы 

Могут быть связаны: 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поддерживать

температуру тела

в пределах нормы

·  Невозможность самостоятельно укрыться

·  Невозможность самостоятельно обеспечить себя теплыми напитками

·  Невозможность самостоятельно сменить белье

·  Риск травмы

·  Риск обезвоживания

·  Сонливость, слабость

·  Неадекватная физическая нагрузка

·  Невозможность обеспечить себя достаточным количеством жидкости

·  Повышение температуры тела

·  Снижение температуры тела

·  бледность кожных покровов

·  гиперемия кожных покровов

·       Из-за лихорадки I периода

·       Из-за неподвижности

·       Из-за озноба

·       Из-за постельного режима

·       Лихорадка II периода

·       Из-за снижения двигательной активности

·       Из-за неподвижности

·       Из-за потоотделения

·       Из-за бреда, галлюцинаций

·       Из-за стабилизации температуры на высоком уровне

·       Из-за развития  воспалительных процессов

·       Из-за внутреннего кровотечения

ЦЕЛИ СЕСТРИНСКОГО УХОДА 

Нарушение в

удовлетворении

потребности 

Определение целей

сестринского ухода 

Сестринский уход 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поддерживать

температуру

тела в пределах

нормы

1. У пациента не будет повышаться

температура тела через…

2. У пациента снизится температура тела до

нормальных величин в течение …

3. Пациент не будет испытывать дискомфорт через …

4. Пациент сможет самостоятельно проводить

Гигиенические мероприятия через …

Оценить состояние пациента:

I период лихорадки:

- согреть пациента дополнительное

одеяло);

- горячее питье (чай с малиной).

II период лихорадки:

- заменить одеяло более легкой

простыней;

- прикладывания пузыря со льдом,

холодного компресса;

- давать обильное питье для

предупреждения сухости во рту;

- рекомендовать пациенту спать;

- обработать складки кожи и

гениталии пациента;

- кормить пациента соответствующей диетой (стол номер…);

- обеспечить легкоусвояемую пищу;

- обеспечить пациенту обильное витаминизированное питье;

- обрабатывать полость рта, губы

пациента.

III период лихорадки:

- сменить постельное питье;

- сменить нательное белье.

Наблюдать за состоянием пациента:

1) измерять температуру тела

каждые 2 часа;

2) подсчитать пульс, ЧДД;

3) измерять АД 2 раза в день;

4) контролировать температуру

помещения.

 

ПРОБЛЕМЫ ПАЦИЕНТА И СЕСТРИНСКИЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА

Потребность в поддержании безопасной окружающей среды

ПРОБЛЕМЫ ПАЦИЕНТА

(сестринские диагнозы) 

ПРИЧИНЫ ПРОБЛЕМ ПАЦИЕНТА

(с чем связаны проблемы пациента) 

- Высокий риск травмы.

- Риск инфекционных заболеваний.

- Риск падения.

- Высокий риск расстройства сна.

- Риск передозировки лекарственных средств.

- Риск переохлаждения.

- Страх, тревога, неуверенность.

- Снижение иммунитета.

- Риск создания пожарной ситуации.

- Риск несчастного случая.

- Снижение уровня боли (ощущений).

- Физические недостатки, немощность.

- Инфекции, уровень иммунитета.

- Возраст.

- Ослабление умственной деятельности.

- Слабость.

- Зрение, слух, обоняние.

- Травмы.

- Тремор рук.

- Агрессивность.

- Плохое настроение.

- Самонадеянность.

- Посттравматическое стрессовое состояние.

- Нарушение правил раздачи и приема лекарственных средств.

- Социокультурные и экономические факторы (стресс, депрессия, эмоциональное оскорбление, финансовое насилие, психологическое насилие).

СЕСТРИНСКИЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА (действия медицинской сестры) 

- Проводить первичную оценку степени существующей опасности.

- Обучить пациента и его родственников мерам поддержания безопасной окружающей среды.

- Стремиться поддерживать комфортные и безопасные условия при передвижении.

- Успокоить, создать полный покой для снижения переживаний по поводу проблем.

- Провести беседу о необходимости организации и поддержания безопасной окружающей среды.

- Обучить пациента мерам поддержания безопасной окружающей среды: вести активный образ жизни, пользоваться исправными электроприборами, хранить в безопасности лекарственные средства, химические вещества.

- Контролировать прием лекарственных средств.

 

ПРОБЛЕМЫ ПАЦИЕНТА И СЕСТРИНСКИЕ ДИАГНОЗЫ 

Нарушение в

удовлетворении

потребности 

Проблемы пациента,

сестринские диагнозы 

Могут быть связаны: 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поддержание

безопасности

окружающей

среды

·  Риск неконтролируемого приема лекарства

·  Риск падений

·  риск ожогов, обморожений, переохлаждений

·  риск создания пожароопасной ситуации

·  риск несчастного случая

·  страх, тревога,

·  неуверенность

·  риск инфекционных заболеваний

·  несвоевременный прием лекарственных средств

·  высокий риск электротравм

·  передозировка лекарственных средств

·  риск кровотечения

·        С приемом пищи и жидкости

·        С физическими недостатками

·        С ослаблением умственной деятельности.

·        С дезориентацией в незнакомой обстановке

·        С нарушением восприятия (ухудшения зрения, слуха)

·        Со снижением ощущения боли, тепла, холода, прикосновения, запаха, вкуса

·        С госпитализацией

·        С тремором рук

·        С нарушением правил раздачи и введения лекарственных средств

·        С травмой конечности

·        С травмой позвоночника

·        Со слабостью в послеоперационном периоде

·        С повреждением кожного покрова и мягких тканей

·        С расхождением швов

 

ЦЕЛИ СЕСТРИНСКОГО УХОДА 

Нарушение в

удовлетворении

потребности 

Определение целей

сестринского ухода 

Сестринский уход 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поддержание

безопасности

окружающей

среды

1. Пациенту будет обеспечена безопасность окружающей сферы в палате, отделении в течение …

2. Пациент будет адаптирован к

проблемам, которые невозможно решить в течение…

3. Пациент будет принимать лекарственные средства, строго по назначению врача, в течение…

4. Пациент сможет выбрать правильное поведение во время стрессовых ситуаций через …

1. Определить состояние зависимости пациента от окружающих факторов, вызывающих проблемы в отношении поддержания безопасности окружающей сферы.

2. Помочь вырабатывать адекватное отношение пациента к проблемам, которые невозможно решить.

3. Обеспечить безопасность в повседневной жизни пациента с переломом позвоночника. Обучить пациента и его родственников мерам поддержания безопасной окружающей среды:

- запретить пациенту курить в постели;

- пользоваться только исправными электроприборами;

- научить пациента осторожно обращаться с горячими жидкостями;

- рекомендовать пациенту хорошо питаться;

- вести активный образ жизни;

- рекомендовать вставать и передвигаться с помощью медсестры, родственников.

4. Контролировать прием лекарственных средств.

5. Обучить родственников и пациента правилам приема лекарственных средств:

- назначение и дозу лекарственного средства;

- чем запивать лекарственное средство;

- возможность побочных действий;

- продолжительность лечения;

- последствия несоблюдения схемы лечения.

6. Следить за тем, чтобы подробности личной жизни пациента не стали достоянием окружающих.

7. Регулярно оценивать надежность фиксации трахеотомической трубки в трахеостоме.

8. Выяснить в беседе с пациентом, ощущает ли он поддержку семьи в своем состоянии.

9. Выяснить в беседе с пациентом:

- наличие в его образе жизни факторов риска и отношения к ним;

- знает ли пациент, как эти факторы влияют на его здоровье.

 

Первичная оценка  

При проведении первичной оценки медсестра должна выяснить:  

Как пациент воспринимает свою температуру тела в настоящий момент;

Какие факторы влияют на изменение температуры тела пациента;

Что знает пациент о поведении и физиологических механизмах, влияющих на температуру тела;

Существуют ли потенциальные проблемы гипертермии, гипотермии или обморожения;

Какое значение придает человек адекватному питанию, комфортной одежде для поддержания температуры тела;

Есть ли проблемы в данный момент.

Проблемы пациента  

При получении информации из беседы с пациентом или его родственниками позволяет выяснить действительные или потенциальные проблемы терморегуляции.

Повышение температуры тела имеет три периода.

Первый период лихорадки. 

Температура повышается выше 37,1°С, сопровождается ощущением озноба, больной «сворачивается калачиком», что уменьшает потерю тепла, появляется головная боль, недомогание, «гусиная кожа». Следует тепло укрыть пациента, напоить горячим сладким чаем, к ногам положить грелки.

Второй период лихорадки.

Температура стабилизируется на высоком уровне. Пациент ощущает дискомфорт, ему жарко, начинается потоотделение. В этот период необходимо обильное витаминизированное питье, кормить 5-6 раз в день, при расстройстве сознания на лоб холодный компресс, губы смазывать вазелином, постельный режим.

Третий период лихорадки. 

Температура может снижаться критически и литически. Проблемами пациента в 3-м периоде могут стать неадекватное питание, неадекватная физическая нагрузка. При критическом снижении температуры тела проблемами пациента могут быть высокий риск травмы, невозможность самостоятельно сменить постельное и нательное белье, обеспечить себя достаточным количеством жидкости.

Лихорадка - это повышение температуры тела выше 37°С, возникающее как активная защитно-приспособительная реакция организма в ответ на разнообразные внешние  и внутренние раздражители. Чаще всего таковыми бывают,  так называемые,  пирогенные вещества. Это могут быть микробы и их токсины, сыворотки, вакцины, продукты распада собственных тканей организма при травме, внутренних кровоизлияниях, некрозах, ожогах и т.д.

Пирогенные вещества вызывают изменение терморегуляции: теплоотдача резко снижается (сосуды сужаются), а теплопродукция возрастает, что соответствует накоплению тепла и повышению температуры тела.

Длительность измерения – не менее 10 мин.

Измеряется температура два раза в сутки: утром до завтрака 6-8 часов и вечером после дневного отдыха с 16 до 18 часов.

Профиль температуры - измерение температуры каждые 3 часа.

Температура заносится в температурный лист синими или черными чернилами.

Классификация лихорадки 

 По степени повышения выделяют температуру: 

- субфебрильная - 37-38°С;

- умеренная (фебрильная) - 38-39°С;

- высокая (пиретическая) - выше 39-41°С;

- гиперпиретическая (чрезмерная)-выше 41°С

По длительности течения:

- мимолетная – продолжительность несколько часов

- острая – продолжительность до 15 дней

- подострая – продолжительность 15-45 дней

- хроническая – продолжительность свыше 45 дней

По характеру температурных колебаний выделяются следующие типы лихорадки:

1. При постоянной лихорадке температура тела обычно высокая, в пределах 39°, держится в течение нескольких дней или недель с колебаниями в пределах 1°. Встречается при острых инфекционных заболеваниях: сыпной тиф, крупозная пневмония и др. (рис. 1).

2. Послабляющая, или ремиттирующая, длительная лихорадка с значительными суточными колебаниями температуры тела (до 2° и более) без снижения до нормы, встречается при гнойных заболеваниях (рис. 2).

3.Перемежающаяся, или интермиттирующая, лихорадка. Чередование в течении дня периодов повышения температуры тела с периодами нормальной или пониженной температуры, через 1—2—3 дня такой же подъем и спад повторяются. Характерна для малярии (рис. 3).

4.Гектическая, или истощающая, лихорадка характеризуется большими суточными колебаниями температуры тела (свыше 3°) и резким падением ее до нормальных и субнормальных цифр. Повторяется 2-3 раза в сутки.  Наблюдается при септических состояниях и тяжелых формах туберкулеза (рис. 4).

5.Возвратная лихорадка. Температура тела повышается сразу до высоких цифр, держится на этих значениях несколько дней, снижается затем до нормы. Через некоторое время лихорадка возвращается и вновь сменяется ремиссией (лихорадочных приступов бывает несколько, до 4-5). Такой тип   лихорадки    характерен для некоторых спирохетозов (возвратный тиф и др.) (рис. 5).

6. Волнообразная лихорадка. Длительные периоды подъема температуры чередуются с периодами нормальной температуры на протяжении нескольких дней. Встречается при бруцеллезе и некоторых других заболеваниях (рис. 6).

7.Извращенная лихорадка. Утренняя температура выше вечерней, встречается при туберкулезе, затяжном сепсисе, прогностически неблагоприятна.

8.Неправильная лихорадка встречается наиболее часто. Суточные колебания температуры тела разнообразны, длительность не определяется. Наблюдается при ревматизме, пневмониях, дизентерии, гриппе (рис. 7).
 

Оценка тяжести состояния 

·     удовлетворительное - сознание ясное, пациент полностью себя обслуживает, активно общается и т. д. Все функции организма находятся в стадии относительной компенсации.

·     средней тяжести - сознание сохранено, пациент мало активен, есть ограничение движения, не стремится к общению. При внешнем осмотре могут выявляться патологические признаки-изменения выражения лица, отеки подкожной клетчатки, умеренное изменение окраски кожных покровов и видимых слизистых. При этом состоянии основные органы находятся в стадии декомпенсации, но непосредственной угрозы для жизни нет.

·     тяжелое – сознание может быть сохранено, но не редко наблюдается его расстройство, пациент не может себя обслуживать, нуждается в постороннем уходе, отмечается патологическое выражение лица, может быть расстройство дыхания, кровообращения, существует угроза для жизни пациента.

·     критическое – крайне тяжелое состояние, сознание помрачено или отсутствует, положение пациента пассивное, он безучастен. При внешнем осмотре: резкая одышка, цианоз (синюшность), массивные отеки, нарастает расстройство дыхания  и кровообращения, основные жизненно важные функции организма нарушены.

Вследствие резкого нарушения основных жизненно важных функций организма             внезапно может наступить клиническая смерть, что требует проведения  экстренных  лечебных мероприятий.

 

Состояние сознания 

1. Ясное – пациент активно вступает в контакт с врачом, ориентируется в обстановке, времени, пространстве.

2. Спутаное или расстроено (ступор, сопор) – пациент не ориентируется, часто наблюдается речевое и двигательное возбуждение.

Сопор (отупение) – состояние спячки, характеризующееся глубоким сном, пациент безучастен к окружающим, но при сильном раздражении может прийти в себя.

Ступор – состояние оглушения, оцепенения, при котором человек плохо ориентируется в окружающей обстановке, вяло, медленно и не всегда правильно отвечает на вопросы. Наблюдается при тяжелых травмах, контузиях, некоторых отравлениях.

3. Отсутствует (кома)  

Кома - полная потеря сознания, возникающая  при поражении центров головного мозга

Наблюдается: расслабление мышц, утрата рефлексов и чувствительности, отсутствует реакция на любые раздражители (болевые, световые, звуковые). Может возникнуть при кровоизлиянии в мозг (инсульт), сахарном диабете, при почечной или печеночной недостаточности.

Виды ком: Диабетическая (гипергликемическая; гипогликемическая); Апоплексическая (мозговая); Уремическая (почечная); Алкогольная; Печеночная.

Шкала комы Глазго

Шкала комы Глазго - шкала для оценки степени нарушения сознания и комы детей старше 4-х лет и взрослых.

     Шкала состоит из трёх тестов, оценивающих реакцию открывания глаз (E),  речевые (V) и двигательные (M) реакции. За каждый тест начисляется определённое количество баллов. В тесте открывания глаз от 1 до 4, в тесте речевых реакций от 1 до 5, а в тесте на двигательные реакции от 1 до 6 баллов. Таким образом, минимальное количество баллов - 3 (глубокая кома), максимальное - 15 (ясное сознание).

Начисление баллов

Открывание глаз (E, Eye response)

·       Произвольное — 4 балла

·       Как реакция на голос — 3 балла

·       Как реакция на боль — 2 балла

·       Отсутствует — 1 балл

Речеваяреакция (V, Verbal response)

·       Больной ориентирован, быстрый и правильный ответ на заданный вопрос — 5 баллов

·       Больной дезориентирован, спутанная речь — 4 балла

·       Словесная окрошка, ответ по смыслу не соответствует вопросу — 3 балла

·       Нечленораздельные звуки в ответ на заданный вопрос — 2 балла

·       Отсутствие речи — 1 балл

Двигательная реакция (M, Motor response)

·       Выполнение движений по команде — 6 баллов

·       Целесообразное движение в ответ на болевое раздражение (отталкивание) — 5 баллов

·       Отдёргивание конечности в ответ на болевое раздражение — 4 балла

·       Патологическое сгибание в ответ на болевое раздражение — 3 балла

·       Патологическое разгибание в ответ на болевое раздражение — 2 балла

·       Отсутствие движений — 1 балл

Интерпретация полученных результатов

·       15 баллов — сознание ясное

·       10-14 баллов — умеренное и глубокое оглушение.

·       9-10 баллов — сопор.

·       7-8 баллов — кома-1.

·       5-6 баллов — кома-2

·       3-4 балла — кома-3

 

Перкуссия (от лат. percussio — "постукивание") — выстукивание больного (пальцем или молоточком) для определения по характеру звука состояния внутренних органов.

Пальпация (от лат. palpatio «ощупывание»). Пальпация основана на осязательном ощущении, возникающем при движении и давлении пальцев или ладони ощупывающей руки. С помощью пальпации определяют свойства тканей и органов: их положение, величину, форму, консистенцию, подвижность, топографические соотношения, а также болезненность исследуемого органа.

Аускультация(лат. auscultare слушать, выслушивать) — метод исследования функции внутренних органов, основанный на выслушивании звуковых явлений, связанных с их деятельностью. 

Артериальное давление– давление крови на стенки артерий, оно зависит от величины сердечного выброса и тонуса артериальной стенки.

 

Показатели  АД:

·систолическое – (максимальное) уровень давления крови в момент максимального сокращения ЛЖ, первый слышимый звук при измерении АД. Норма АД: 100-139 мм.рт.ст

·диастолическое – (минимальное) уровень давления крови в момент максимального расслабления ЛЖ, последний слышимый звук при измерении АД. Норма АД: 60-90мм.рт.ст.

·пульсовое давление – разница между показателями систолического и диастолического давления. Оптимальное: 40-60 мм.рт.ст.

Гипотензия (гипотония) – пониженное артериальное давление.

Гипертензия (гипертония) – повышенное артериальное давление.

 

 Методы измерения АД:

§  Аускультативный – с помощью прослушивания позволяет определить систолическое и диастолическое давление;

§  Пальпаторный – с помощью прощупывания позволяет определить систолическое  давление;

§  Осциллометрический – метод, при котором используются электронные тонометры. Он основан на регистрации тонометром пульсаций давления воздуха, возникающих в манжете при прохождении крови через сдавленный участок артерии. 

Измеряют АД 3 раза с промежутками 2-3 минуты на разных руках. При этом воздух из манжетки надо выпускать каждый раз полностью. За достоверный   берется средний результат.  АД отмечают в температурном листе в виде столбика, где систолическое АД – верхний    край столбика, а диастолическое – нижний. Столбик отмечается и заштриховывается   зелеными чернилами.

 

Пульс – колебания стенки артерии, обусловленные выбросом крови в артериальную систему. 

Характер пульса зависит:

-  от величины и скорости выброса крови сердцем;

-  от эластичности стенки артерии.

§  Периферический  пульс (на лучевых артериях, тыльных артериях стопы, на височной, сонной, плечевой, бедренной, подколенной артериях)

Норма пульса 60-80 ударов в минуту.

Ритмичный пульс считается за 30 секунд и умножается на 2.

Тахикардия – учащённый пульс, больше 80.

Брадикардия – уреженный пульс, меньше 60.

Характеристики пульса: частота, ритм, наполнение, напряжение, симметричность.

В норме частота пульса у взрослых варьирует от 60 до 80 ударов в минуту. Частота более 80 – тахикардия, менее 60 – брадикардия (у взрослых). Подъём температуры на 1 градус выше 37 увеличивает ЧСС на 10-20 ударов в минуту.

Ритмопределяется работой левого желудочка сердца, у здорового человека правильный, то есть интервалы между пульсовыми ударами одинаковые. Он может быть правильным (регулярным, ритмичным) и неправильным (нерегулярным, аритмичным). Первый свидетельствует о ритмичных сокращениях сердца и характерен для нормальной его работы. Второй наблюдается при мерцательной аритмии и возникает в результате беспорядочных колебаний артериальной стенки. 

Неправильный ритм называется аритмия. При аритмии может наблюдаться дефицит пульса. Дефицит пульса – это разница между ЧСС и пульсом на лучевой артерии. Как правило, ЧСС больше пульса. Дефицит пульса наблюдается при экстрасистолии, мерцательной аритмии. 

Наполнение – сила, с которой ток крови в артерии ударяет по пальцу исследователя, зависит от количества крови, выбрасываемой в аорту левым желудочком сердца. Наполнение зависит от сердечного выброса. Наполнение бывает удовлетворительным, слабым, полным. Пульс, который едва прощупывается, называется нитевидным. В норме наполнение пульса удовлетворительное.  

Напряжение – сила, при помощи которой палец исследователя сжимает артерию для прекращения её пульсации. Напряжение зависит от АД. Напряжение может быть нормальным (удовлетворительным), высоким (твёрдый пульс), низким (мягкий пульс). В норме напряжение пульса удовлетворительное. 

Симметричность пульса – одинаковые характеристики на правой и левой лучевой артерии. В норме пульс симметричный. Не симметричным пульс бывает при нарушении кровотока по одной из лучевых артерий.
 

Фронтальный опрос по теме «Потребности пациента во сне, одежде (надевании раздевании, выборе), осуществлении личной гигиены» 

1.  Перечислите факторы, влияющие на качество сна?

2.  При проведении первичной оценки удовлетворения пациента в отдыхе, что следует учитывать, чтобы эта оценка всегда была субъективна?

3.  Что необходимо выяснить при проведении первичной оценки удовлетворения пациента в личной гигиене?

4.  При проведении оценки на что следует обращать внимание?

5.  Почему для первичной оценки потребностей человека в личной гигиене и одежде принимается во внимание возраст?

6.  Какие проблемы пациента при неудовлетворении потребности в сне бывают как действительные, так и потенциальными?

7.  Какие проблемы возникают у пациента при неудовлетворении потребности в осуществлении личной гигиены?

8.  Определите сестринский уход пациента в сне, в осуществлении личной гигиены.

 

Самостоятельная работа по теме «Потребности пациента в поддержании нормальной температуры тела, безопасной окружающей среды» 

Все обучающиеся делятся на группы. Каждой группе обучающихся выдаются задания, проверяются результаты, комментируются ошибки и фиксируются результаты. Обучающиеся при этом анализируют свои ответы. Обучающиеся занимают рабочие места и решают задания. При необходимости обращаются за помощью к преподавателю. При этом формируется самостоятельность, развитие мышления, профессиональных навыков, умений.

Все обучающиеся работают с конспектом лекций, с таблицами, выявляют проблемы пациента в пациента в поддержании нормальной температуры тела, безопасной окружающей среды, ставят цели и план сестринского ухода в нарушенных потребностях.

 

Фронтальный опрос по теме «Потребности пациента в поддержании нормальной температуры тела, безопасной окружающей среды»

1.    Что необходимо выяснить при проведении первичной оценки пациента в удовлетворении потребности поддержании нормальной температуры тела, безопасной окружающей среды?

2.    Какие действительные или потенциальные проблемы терморегуляции возможно выяснить из беседы с пациентом или его родственниками?

3.    Какие проблемы пациента возникают у пациента при поддержании безопасной окружающей среды?

4.    Что такое лихорадка?

5.    Перечислите классификацию лихорадки?

6.    Что такое АД? Какие существуют показатели АД?

7.    Что такое пульс? Рассказать характеристики пульса?

8.    Произвести оценку тяжести состояния и состояния сознания?

КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ

Эталоны ответов к фронтальному опросу по теме«Потребности пациента во сне, одежде (надевании раздевании, выборе), осуществлении личной гигиены» 

1.       Перечислите факторы, влияющие на качество сна?

Факторы, влияющие на качество сна:

•           биологический ритм,

•           пища и напитки,

•           храп,

•           настроение,

•           переживания,

•           стресс,

•           комфортность постели,

•           одежда для сна.

2.       При проведении первичной оценки удовлетворения пациента в отдыхе, что следует учитывать, чтобы эта оценка всегда была субъективна?

Необходимо выяснить:

•           В какое время обычно спит человек;

•           Какие факторы влияют на качество сна;

•           Хорошо ли спит;

•           Существуют ли трудности со сном в течение длительного времени или на данный момент;

•           Нужны ли дополнительные подушки, одеяло и т.д.;

•           Принимает ли пациент снотворные средства.

3.       Что необходимо выяснить при проведении первичной оценки удовлетворения пациента в личной гигиене?

Необходимо выяснить:

•           Какие привычки у человека в осуществлении личной гигиены и выборе одежде;

•           Какие факторы оказывают влияние на эти привычки;

•           Когда и как часто человек привык принимать ванну (душ), мыть голову;

•           Что известно человеку о влиянии личной гигиены и одежды на здоровье, как он относится к этим сведениям;

•           Имеются ли у человека какие-нибудь долговременные трудности, как обычно он с ними справляется;

•           Какие проблемы у человека в отношении личной гигиены и выборе одежды в настоящее время, какие могут появиться.

4.       При проведении оценки на что следует обращать внимание?

При проведении оценки следует обращать внимание на:

•           Нарушения физического состояния, связанные с возрастом;

•           Индивидуальные особенности физического состояния;

•           Цвет и повреждения кожи, участки шелушения и мокнутия;

•           Чистоту рук и ногтей;

•           Состояние полости рта, зубов или зубных протезов, режим и технику чистки зубов;

•           Состояние волос, прически, перхоти, педикулеза;

•           Состояние одежды

•           Осведомленность женщины о правилах личной гигиены, в том числе во время менструации;

•           Осведомленность мужчины об особенностях гигиены крайней плоти.

5.       Почему для первичной оценки потребностей человека в личной гигиене и одежде принимается во внимание возраст?

Для первичной оценки потребностей человека в личной гигиене и одежде принимается во внимание возраст, так как:

•           В юношеском возрасте отмечается повышенное потоотделение; на коже лица часто имеется угревая сыпь; волосы жирного типа; одежда, прическа, косметика – способ выражения индивидуальности, независимости, сексуальности;

•           В зрелом возрасте устанавливается определенный распорядок работы и отдыха, возникают связанные с этими привычками; с помощью одежды, прически и косметики человек зачастую выражает свой имидж;

•           В престарелом возрасте часто наблюдается сухость кожи, возникают трудности с купанием, уход за ногтями на руках и ногах, надеванием одежды в связи с прогрессированием физической немощи.

6.       Какие проблемы пациента при неудовлетворении потребности в сне бывают как действительные, так и потенциальными?

Проблемы пациента при неудовлетворении потребности в сне бывают как действительные, так и потенциальными

•           Необходимость спать на больничной кровати;

•           Непривычный микроклимат (жарко, душно, холодно);

•           Шум, яркий свет, темнота;

•           Изменение обычной деятельности человека, предшествующей сну в домашних условиях (прогулки, душ, секс);

•           Необходимость вынужденного положения во время сна;

•           Незнакомая обстановка;

•           Храп;

•           Изменение привычного биологического ритма;

•           Боль;

•           Те или иные заболевания, сопровождающиеся нарушением сна.

7.       Какие проблемы возникают у пациента при неудовлетворении потребности в осуществлении личной гигиены?

Проблемы чаще всего возникают при ограничении подвижности пациента, отсутствие конечности, непроизвольных движениях рук, снижение функции органов чувств, бессознательном состоянии, психических расстройствах

•           Риск инфицирования пролежней (возникновения кишечных инфекций, педикулеза, инфицирования мочевыводящих путей и др.)

•           Отказ от подмывания.

•           Неумение, незнание как чистить зубы.

•           Неумение застегивать пуговицы.

•           Дефицит знаний и навыков для осуществления гигиенических мероприятий.

•           Недостаток знаний о здоровом образе жизни.

•           Неумение близких ухаживать за больным.

Нарушение целостности кожных покровов

8.       Определите сестринский уход пациента в сне, в осуществлении личной гигиены.

Сестринский уход в сне

Создание пациенту комфортных условий в постели: оптимальная высота кровати, качественный матрац, достаточное количество подушек, одеял;

Обеспечение комфортного микроклимата в палате, отделении;

Обеспечение комфортных условий пациенту, который из-за заболевания принимает вынужденное положение;

Ознакомление пациента с расположение туалета, сестринского поста, существующими средствами вызова медсестры;

Обеспечение необходимого для конкретного пациента освещения в палате в ночное время;

Перемещение пациента в другое положение при сильном храпе;

Уменьшение тревожности пациента, связанной с незнакомой обстановкой, предстоящими обследованиями или операцией;

Обсуждение с врачом вопросов аналгезии в ночное время;

Создание условий для адекватного отдыха.

 

Сестринский уход в осуществлении личной гигиены

Ø Следует всячески поощрять пациента самостоятельно осуществлять личную гигиену, самостоятельно одеваться и раздеваться - это позволит человеку сохранить чувства собственного достоинства и самоуважение.

Проводить первичную оценку индивидуальных привычек человека.

Организовать условия для осуществления личной гигиены.

Стремиться поддерживать комфортные и безопасные условия, чувство собственного достоинства для самостоятельного осуществления личной гигиены.

Успокоить, создать полный покой для снижения переживаний по поводу ограничения самостоятельности осуществления личной гигиены.

Провести беседу о необходимости организации личной гигиены утром и перед сном.

 Обучить пациента элементам ухода.

Побуждать пациента самостоятельно выполнять уход.

Обсудить с врачом вопросы самоухода.

 

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Самостоятельная работа обучающихся по конспекту лекции

 по теме «Потребности пациента в поддержании нормальной температуры тела, безопасной окружающей среды»
 

КОНТРОЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ  ОБУЧЕНИЯ

Эталон ответов к фронтальному опросу по теме «Потребности пациента в поддержании нормальной температуры тела, безопасной окружающей среды»

1.    Что необходимо выяснить при проведении первичной оценки пациента в удовлетворении потребности поддержании нормальной температуры тела, безопасной окружающей среды?

Необходимо выяснить:

•       Как пациент воспринимает свою температуру тела в настоящий момент;

•       Какие факторы влияют на изменение температуры тела пациента;

•       Что знает пациент о поведении и физиологических механизмах, влияющих на температуру тела;

•       Существуют ли потенциальные проблемы гипертермии, гипотермии или обморожения;

•       Какое значение придает человек адекватному питанию, комфортной одежде для поддержания температуры тела;

•       Есть ли проблемы в данный момент.

2.    Какие действительные или потенциальные проблемы терморегуляциивозможно выяснить из беседы с пациентом или его родственниками?

При получении информации из беседы с пациентом или его родственниками позволяет выяснить действительные или потенциальные проблемы терморегуляции:

•       Невозможность самостоятельно укрыться.

•       Невозможность самостоятельно обеспечить себя питьем, в связи с падением температуры.

•       Невозможность самостоятельно сменить белье.

•       Риск обезвоживания.

•       Слабость.

•       Потливость.

•       Жажда.

•       Снижение аппетита.

•       Снижение массы тела.

•       Сонливость.

•       Нежелание использовать более легкое одеяло.

•       Отсутствие аппетита.

•       Непонимание принципов адекватного питания при лихорадке.

•       Неадекватная физическая нагрузка.

•       Высокий риск травм.

3.    Какие проблемы пациента возникают у пациента при поддержании безопасной окружающей среды?

•       Высокий риск травмы.

•       Риск инфекционных заболеваний.

•       Риск падения.

•       Высокий риск расстройства сна.

•       Риск передозировки лекарственных средств.

•       Риск переохлаждения.

•       Страх, тревога, неуверенность.

•       Снижение иммунитета.

•       Риск создания пожарной ситуации.

•       Риск несчастного случая.

4.    Что такое лихорадка?

Лихорадка -повышение температуры тела выше 37°С, возникающее как активная защитно-приспособительная реакция организма в ответ на разнообразные внешние и внутренние раздражители.

5.    Перечислите классификацию лихорадки?

По степени повышения :

- субфебрильная - 37-38°С;

- умеренная (фебрильная) - 38-39°С;

- высокая (пиретическая) - выше 39-41°С;

- гиперпиретическая (чрезмерная)-выше 41°С

По длительности течения:

Мимолетная — от нескольких часов до 1 — 2 дней;

Острая — до 15 дней;

Подострая — 15 - 45 дней;

Хроническая — свыше 45 дней

По характеру температурных колебаний:

Ø  При постоянной лихорадке температура тела обычно высокая, в пределах 39°, держится в течение нескольких дней или недель с колебаниями в пределах 1°. Встречается при острых инфекционных заболеваниях: сыпной тиф, крупозная пневмония и др..

Ø  Послабляющая, или ремиттирующая, длительная лихорадка с значительными суточными колебаниями температуры тела (до 2° и более) без снижения до нормы, встречается при гнойных заболеваниях.

Ø  Перемежающаяся, или интермиттирующая, лихорадка. Чередование в течении дня периодов повышения температуры тела с периодами нормальной или пониженной температуры, через 1—2—3 дня такой же подъем и спад повторяются. Характерна для малярии.

Ø  Гектическая, или истощающая, лихорадка характеризуется большими суточными колебаниями температуры тела (свыше 3°) и резким падением ее до нормальных и субнормальных цифр. Повторяется 2-3 раза в сутки.  Наблюдается при септических состояниях и тяжелых формах туберкулеза.

Ø  Возвратная лихорадка. Температура тела повышается сразу до высоких цифр, держится на этих значениях несколько дней, снижается затем до нормы. Через некоторое время лихорадка возвращается и вновь сменяется ремиссией (лихорадочных приступов бывает несколько, до 4-5). Такой тип   лихорадки    характерен для некоторых спирохетозов (возвратный тиф и др.).

Ø  Волнообразная лихорадка. Длительные периоды подъема температуры чередуются с периодами нормальной температуры на протяжении нескольких дней. Встречается при бруцеллезе и некоторых других заболеваниях.

Ø  Извращенная лихорадка. Утренняя температура выше вечерней, встречается при туберкулезе, затяжном сепсисе, прогностически неблагоприятна.

Ø  Неправильная лихорадка встречается наиболее часто. Суточные колебания температуры тела разнообразны, длительность не определяется. Наблюдается при ревматизме, пневмониях, дизентерии, гриппе.

6.    Что такое АД? Какие существуют показатели АД?

Артериальное давление – давление крови на стенки артерий,зависит от величины сердечного выброса и тонуса артериальной стенки.

Показатели АД:

•       систолическое – (максимальное) уровень давления крови в момент максимального сокращения ЛЖ, первый слышимый звук при измерении АД.           Норма АД: 100-139 мм.рт.ст.

•       диастолическое – (минимальное) уровень давления крови в момент максимального расслабления ЛЖ, последний слышимый звук при измерении АД.      Норма АД: 60-90 мм.рт.ст. 

•       пульсовое давление – разница между показателями систолического и диастолического давления. Оптимальное: 40-60 мм.рт.ст.

7.    Что такое пульс? Рассказать характеристики пульса?

Пульс – колебания стенок артерии,обусловленные выбросом крови в артериальную систему.

Характеристики пульса: частота, ритм, наполнение, напряжение, симметричность.

В норме частота пульса у взрослых варьирует от 60 до 80 ударов в минуту. Частота более 80 – тахикардия, менее 60 – брадикардия (у взрослых).

Подъём температуры на 1 градус выше 37 увеличивает ЧСС на 10-20 ударов в минуту. 

Ритмопределяется работой левого желудочка сердца, у здорового человека правильный, то есть интервалы между пульсовыми ударами одинаковые. Он может быть правильным (регулярным, ритмичным) и неправильным (нерегулярным, аритмичным). Первый свидетельствует о ритмичных сокращениях сердца и характерен для нормальной его работы. Второй наблюдается при мерцательной аритмии и возникает в результате беспорядочных колебаний артериальной стенки. 

Неправильный ритм называется аритмия. При аритмии может наблюдаться дефицит пульса. Дефицит пульса – это разница между ЧСС и пульсом на лучевой артерии. Как правило, ЧСС больше пульса. Дефицит пульса наблюдается при экстрасистолии, мерцательной аритмии. 

Наполнение – сила, с которой ток крови в артерии ударяет по пальцу исследователя, зависит от количества крови, выбрасываемой в аорту левым желудочком сердца. Наполнение зависит от сердечного выброса. Наполнение бывает удовлетворительным, слабым, полным. Пульс, который едва прощупывается, называется нитевидным. В норме наполнение пульса удовлетворительное. 

Напряжение– сила, при помощи которой палец исследователя сжимает артерию для прекращения её пульсации. Напряжение зависит от АД. Напряжение может быть нормальным (удовлетворительным), высоким (твёрдый пульс), низким (мягкий пульс). В норме напряжение пульса удовлетворительное. 

Симметричность пульса – одинаковые характеристики на правой и левой лучевой артерии. В норме пульс симметричный. Не симметричным пульс бывает при нарушении кровотока по одной из лучевых артерий.

8.    Произвести оценку тяжести состояния и состояния сознания?

 

Оценка тяжести состояния 

·     удовлетворительное - сознание ясное, пациент полностью себя обслуживает, активно общается и т. д. Все функции организма находятся в стадии относительной компенсации.

·     средней тяжести - сознание сохранено, пациент мало активен, есть ограничение движения, не стремится к общению. При внешнем осмотре могут выявляться патологические признаки-изменения выражения лица, отеки подкожной клетчатки, умеренное изменение окраски кожных покровов и видимых слизистых. При этом состоянии основные органы находятся в стадии декомпенсации, но непосредственной угрозы для жизни нет.

·     тяжелое – сознание может быть сохранено, но не редко наблюдается его расстройство, пациент не может себя обслуживать, нуждается в постороннем уходе, отмечается патологическое выражение лица, может быть расстройство дыхания, кровообращения, существует угроза для жизни пациента.

·     критическое – крайне тяжелое состояние, сознание помрачено или отсутствует, положение пациента пассивное, он безучастен. При внешнем осмотре: резкая одышка, цианоз (синюшность), массивные отеки, нарастает расстройство дыхания  и кровообращения, основные жизненно важные функции организма нарушены.

Вследствие резкого нарушения основных жизненно важных функций организма             внезапно может наступить клиническая смерть, что требует проведения  экстренных  лечебных мероприятий.

 

Состояние сознания 

1. Ясное – пациент активно вступает в контакт с врачом, ориентируется в обстановке, времени, пространстве.

2. Спутаное или расстроено (ступор, сопор) – пациент не ориентируется, часто наблюдается речевое и двигательное возбуждение.

Сопор (отупение) – состояние спячки, характеризующееся глубоким сном, пациент безучастен к окружающим, но при сильном раздражении может прийти в себя.

Ступор– состояние оглушения, оцепенения, при котором человек плохо ориентируется в окружающей обстановке, вяло, медленно и не всегда правильно отвечает на вопросы. Наблюдается при тяжелых травмах, контузиях, некоторых отравлениях.

3. Отсутствует(кома)  

Кома - полная потеря сознания, возникающая  при поражении центров головного мозга

Наблюдается: расслабление мышц, утрата рефлексов и чувствительности, отсутствует реакция на любые раздражители (болевые, световые, звуковые). Может возникнуть при кровоизлиянии в мозг (инсульт), сахарном диабете, при почечной или печеночной недостаточности.

Виды ком:Диабетическая (гипергликемическая; гипогликемическая); Апоплексическая (мозговая); Уремическая (почечная); Алкогольная; Печеночная.

 

Критерии оценки фронтального опроса 

5    баллов «отлично»  - полностью усвоил учебный материал; умеет изложить его своими словами; самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя.

4  балла  «хорошо» -в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя. 

3 балла «удовлетворительно» - не усвоил существенную часть учебного  материала; допускает значительные ошибки при его изложении своими словами; затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами; слабо отвечает на дополнительные вопросы.

2 балла «неудовлетворительно» -  практически  не усвоил учебный материал; не может изложить его своими словами; не может подтвердить ответ конкретными примерами; не отвечает на большую часть дополнительных вопросов преподавателя.

 

Критерии оценки самостоятельной работы студентов 

5 баллов «отлично»  - обстоятельно с достаточной полнотой излагает соответствующую тему;дает правильные формулировки, точные определения, понятия терминов;может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры;правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания студентом
данного материала. 

4  балла  «хорошо» -неполно, но правильно изложено задание;при изложении были допущены 1-2 несущественные ошибки, которые он исправляет после замечания преподавателя;дает правильные формулировки, точные определения,понятия терминов;может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры;правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания студентомданного материала.

3 балла «удовлетворительно» - неполно, но правильно изложено задание;при изложении была допущена 1 существенная ошибка;знает и понимает основные положения данной темы, нодопускает неточности в формулировке понятий;излагает выполнение задания недостаточно логично и последовательно;затрудняется при ответах на вопросы преподавателя.

2 балла «неудовлетворительно» -неполно изложено задание;при изложении были допущены существенные ошибки, т.е. если оно не удовлетворяет требованиям, установленным преподавателем к данному виду работы.
 

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

ФИО студента

Фронтальный

опрос

Самостоятельная работа

Фронтальный

опрос

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

4…

 

 

 

 

 

Максимальное кол-во баллов 

10

21

22

 

Критерии оценки:

53 – 48баллов -  «5»  (отлично)

47  – 43 балла-  «4» (хорошо)

42–38 баллов  - «3»  (удовлетворительно)

Менее 38 баллов  - «2» (неудовлетворительно).

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь