Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Использование интерактивных форм обучения в учебной деятельности

Дата публикации: 2018-06-19 18:59:37
Статью разместил(а):
Козырева Светлана Николаевна

Мастер-класс

 «Использование интерактивных форм обучения в учебной и неурочной деятельности»

Автор: Корнеева Ж.А.

МБУ «Школа № 47» г.о. Тольятти

 

«Учитель никогда не должен забывать о том, какие дети  в классе, как мыслит каждый  его ученик, что будет ему  легко, что трудно…Нужны разнообразные приемы и методы обучения, чтобы вызвать интерес к учебе…» 

П.Н.Чернов 

 

Категория слушателей: учителя начальных классов.

 Цель: совершенствование  профессиональных компетенций педагогических работников и знакомство широкого  круга  учителей с интерактивными технологиями.

Задачи:

1.  Активизация творческого потенциала учителя с позиций нового педагогического профессионализма.

2.  Подготовка педагогов к работе по ФГОС НОО второго поколения. 

3.  Актуализация потребности педагогов в поиске форм и методов работы по развитию универсальных учебных действий младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.

Участие в семинаре позволит слушателям: 

-  проявить понимание роли интерактивных технологий в формировании УУД обучающихся, современных требований к образовательным результатам в условиях реализации системно-деятельностной парадигмы образования;

- оценивать эффективность  их внедрения в деятельность образовательных учреждений.

 

Сценарий мастер-класса

1. Вступительная часть.

Организационный момент. Встреча и размещение участников.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! 

Настроимся на приятную работу. Поднимите, пожалуйста, руку те, кто сегодня перед выходом из дома смотрелся в зеркало. Теперь поднимите, пожалуйста, руку те, кто посмотрелся в зеркало и улыбнулся. Ну что же, кто не смог сделать утром, улыбнёмся сейчас вместе. Спасибо.

2. Целевые установки. Содержание мастер-класса.

Работая в школе, осознаёшь, что с каждым годом становится все труднее поддерживать интерес ребёнка к учению вообще. Мотивация к активной познавательной позиции ослаблена несколькими причинами. Во-первых, у каждого ребенка свой опыт познавательной деятельности и свой уровень развития, а учатся они все в одном классе,  во-вторых,  большой объем информации, который необходимо запомнить, в-третьих, передачи телевидения и радио, интернет, научно-популярные кинофильмы, рассказывающие школьникам о современных достижениях и нерешенных проблемах в  интересной, занимательной, и доступной форме привлекают детей в большей степени, чем современные учебники.  Происходит резкое падение интереса школьников к чтению, к книге,  и, как следствие, снижение   культуры,    неумение правильно, логично выразить свою мысль.

Но есть вещи, которые остаются неизменными. Помните, как в школьные годы Вам нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, и как огорчала необходимость читать скучные учебники и запоминать придуманные взрослыми длинные заумные фразы? Сегодня ничего не изменилось, и дети точно так же хотят играть и не любят заниматься навязанными им взрослыми непонятными и неинтересными делами. Детям не нравится неподвижно и молча сидеть на длиннющих неинтересных уроках, запоминать огромную массу информации и затем пытаться непонятно для чего ее пересказывать 

В течение долгих лет, наблюдая за развитием детей в школе, заметила, что к 10-11 годам у большинства даже благополучных ребят возрастает уровень школьной и личностной тревожности, они становятся «неудобными» в общении, теряют былой интерес к учебе.

Наверное, я не ошибусь,  если скажу,  что перед каждым из нас вставала проблема, как сделать процесс обучения ещё более интересным и продуктивным, вовлечь в него  практически все учащиеся, чтобы не было среди них скучающих и безразличных. Нам так хочется, чтобы каждый ученик чувствовал бы свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность!

В связи с ведением ФГОС, мы стали говорить об активных формах обучения, однако существует ещё одна очень интересная форма обучения – интерактивная.

Об этой форме я и хочу сегодня поговорить с вами.

Мне бы очень хотелось, чтобы в конце нашей встречи вы смогли бы видеть возможности применения различных интерактивных методов и приёмов  на своих уроках.

3.   Теоретическо - демонстрационная часть

Сейчас мало кто не знает понятие интерактивного обучения. Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение.  

- inter (взаимный), act (действовать). Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся.

Использование интерактивной модели обучения предусматривают: моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем.

Технологий интерактивного обучения существует огромное количество, и каждый учитель может самостоятельно придумывать новые формы работы с классом.

Интерактивные экскурсии, использование кейс-технологий, круглый стол, мозговой штурм, дебаты, деловые и ролевые игры, дискуссии, тренинги, работа в группах, имитационные игры (игровое моделирование), «аквариум», «карусель», «дерево решений», «гражданские слушания», «займи позицию».

Очень нравится детям такой вид работы, как Карусель, когда образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-это стоящие неподвижно ученики, а внутреннее - ученики через каждые 30 секунд меняются (движутся по часовой стрелке). Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника.

Технология Аквариум заключается в том, что несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют.

Броуновское движение предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме.

Без сомнения, чтобы освоить новое, надо самому «пережить», погрузиться в атмосферу интерактива.

Как замечательно,  когда рядом с тобой твои товарищи, у которых можно спросить, если что-то не понял, можно обсудить решение очередной задачи, т.е. использовать методику работы в группах. Основная идея этого метода проста: учащиеся объединяют свои интеллектуальные усилия и энергию для того, чтобы выполнять общее задание или достичь общей цели. 

Я предлагаю сейчас  разделиться на группы.

Милые коллеги, представьте, что вы дети.  Вы на  кондитерской фабрике. Любите ли вы сладкое? А когда вас угощают конфетами, вы обычно берёте ту, которая «на вас смотрит», или это не так? Кажется, что на ваш выбор ничто не влияет, но психологи утверждают, что мы отдаём предпочтение тем или иным  цветам обёртки  конфет в зависимости от особенностей своего характера. Я предлагаю вам  немножко отдохнуть и улыбнуться весёлому тесту «Гаданию по конфетам».  

И так у нас получились  четыре группы. 

Каждая группа будет работать над своим заданием.

4. Практическая часть.

 

Работа по группам 

1 группа   «Определение проблемы»

Каждый из участников, сидящих в кругу, получает карточку, разделенную пополам вертикальной чертой. Ведущий предлагает на левой стороне карточки написать три проблемы, которые можно вынести на обсуждение. Писать необходимо кратко, понятно и  разборчиво. После этого по сигналу ведущего карточки передаются соседу слева. В течение 20 секунд участник читает, что написано на полученной карточке, и на ее правой стороне ставит  знак «плюс» напротив проблемы, которую он считает наиболее значимой. Если такой, по его  мнению, нет, то никаких знаков он не ставит.

По сигналу ведущего карточка передается дальше. Так происходит до того момента, пока карточка не вернется к владельцу. Помощник ведущего собирает карточки и быстро обрабатывает их: выписывает 2-3 формулировки проблем, получившие самый высокий рейтинг. Эти формулировки озвучиваются, и совместно выбирается одна проблема для обсуждения.

 

Игра для пар сменного состава "Карусель".

Оборудование: карточки, колокольчик (для подачи сигнала).

Ход игры:

1. Учитель объясняет и отрабатывает с учениками ритуал входа и выхода из диалога:

- поздороваться, пожав друг другу руки;

- договориться, кто первый начнет диалог;

- выполнить задание, поменяться ролями;

- поблагодарить: "Спасибо за работу;

- по сигналу учителя попрощаться.

2. Класс делится на две равные части. Группы образуют два круга, внешний и внутренний, так, чтобы участники стояли лицом друг к другу попарно (ученик из внешнего круга напротив ученика из внутреннего

3. По сигналу учителя дети начинают игру. Пары «карусели» приветствуют друг друга, выполняют задание, меняясь ролями.

1-й ученик:  найди значение выражения 7+5.

2-й ученик:12 (если ошибка - попросить объяснить.)

1-й ученик: правильно.

2-й учение: теперь посмотри на  мою карточку  (15-7.)

1-й ученик: 8

4. Обсудив задания друг друга,  по сигналу учителя дети прощаются,  из внешнего круга делают шаг вправо. Внутренний круг оста­ется на месте. Далее дети выполняют задание с новым партнером и вновь передвигаются по сигналу.

         

Игра для пар сменного состава «Школа разведки»

Примечание:  Игру можно использовать на любом уроке, например, на кроке русского языка по теме «Части речи»

Цели:  

    - отработать навыки взаимоконтроля в паре;

    - обобщить знания по теме «Части речи».

Оборудование:

·        Карточки  с названиями частей речи: «Существительное»; «Прилагательное»; «Глагол»

·        Карточки со словами: «думает», «рисовал», «будет играть», «настроение», «хороший», «ученики», «весёлый», «теплое» и т.д.;

·        Карточки с вопросами: что делает? Кто? Что? Что делал? Какой? Какое? и т.д.

Ход игры

1. Детям объявляют, что они поступили в «школу разведки» (антураж может быть и другим, это лишь вариант).

2. Раздаются «секретные карточки-пароли», их пока нельзя никому показывать.

3. Те, у кого карточки с названиями частей речи (существительное, глагол, прилагательное), будут разведчиками-генералами.

4. Главная цель разведчиков-генералов: пробраться в тыл противника и устроить как можно больше встреч с другими разведчиками, собрать команду - подпольную группу и наибольшее количество информации.

5. Остальные дети берут в руки карточки со словами и вопросами.

6. По сигналу учителя разведчики-генералы «существительное», «глагол», «прилагательное» отправляются в путь. Встречаясь, собирают команды. Генералы объединяют слова по группам: в первой группе объединяются слова, обозначающие предметы, и вопросы, на которые отвечают имена существительные ; во второй группе- слова, обозначающие действия предметов, и вопросы, на которые отвечают глаголы.

7. Ребята каждой группы могут встать в круг, взявшись за руки, или изобразить паровозик, который набирает пассажиров.

8. В конце игры каждая группа должна доказать правильность такого распределения по командам (вспомнить правило и т.д.).

  Игра для пар сменного состава и групп «Суета»

Цели:  

    - обобщить знания обучающихся;

    -  развивать речь обучающихся;

    -   учить ориентироваться в пространстве, осваивать правила работы в команде.

 

Оборудование:

·        Карточки с отрывками из стихов (каждый стих печатается на листе, а затем разрезается на 3-5 частей по 3-4 предложения);

·        Карточки  с названиями стихов;

·        Карточки  с вопросами для каждой группы;

·        Ручки, карандаши, листы бумаги.

 

Ход игры:

1. Учитель раскладывает на столе карточки, на которых записаны отрывки из стихов, и отдельно - карточки с их названиями.

2. Каждый ученик по сигналу берет одну карточку с текстом.

3. Обучающийся должен прочитать текст, вспомнить название стиха, найти остальные части её текста.

4. Дети передвигаются по классу, заглядывают в чужие карточки.

5. Таким образом ребята объединяются в группы.

6. Внутри каждой группы начинается дискуссия в соответствии с предложенными на карточках вопросами. Время работы групп ограничено.

7. После работы в группах по сигналу учителя начинается отчет  представителей от каждой группы.

Стихи: Сергей Махотин «Фотограф», Ирина Пивоварова «Картина», Овсей Дриз «Игра».

 

Игра для пар сменного состава "Пересадки". 

Оборудование: индивидуальные карточки.

Ход игры:

1.     Дети выбирают карточки с предложением.

2.     По сигналу учителя ребята начинают двигаться по классу в поисках партнера с другим предложением.

3.     Встретившись со свободным партнером и поприветствовав его, садятся рядом с ним за пар­ту на незанятое место. 

4.     Первый ученик предлагает второму прочитать предложение своей карточки и выполнить задание. 

5.      Второй ученик предлагает первому свою карточку (т. е. происходит обмен заданиями). 

6.      По сигналу учителя партнеры прощаются и расходятся в поисках новой встречи. 

7.     Игра заканчивается, когда дети сменят четвертого, пятого партнера (меняя партнеров, учащиеся пересаживаются "по горизонтали" или "по вертикали", отсюда название игры - "Пере­садки").

 

Игра для пар сменного состава "Иду в гости"

Цели: закрепить полученные знания; отработать вход в диалог и выход из него.

Оборудование:специальные карточки с заданиями (по количеству "хозяев"); ручки и карандаши для выполнения письменных заданий. 

Ход игры:

1. Объяснить алгоритм работы с карточками. 

2. Отработать ритуал входа и выхода из диалога. Выполнение ритуала строго обязательно

Ритуал входа и выхода: 

действия гостя:

·        найти свободного "хозяина"; 

·        постучать; 

·        поздороваться; 

·        после приглашения сесть с "хозяином" и "съесть угощение", т. е. выполнить предложен­ное задание; 

·        получить оценку; 

·        попрощаться; 

·        найти нового свободного "хозяина" и повторить цикл; 

действия хозяина:

·        поздороваться с "гостем"; 

·        пригласить войти, сесть; 

·        "угостить заданием". Каждому гостю дают только один вопрос, пример или одно пред­ложение из карточки; 

·        если "гость" выполнил задание и объяснил его - поставить оценку ("вручить подарок"); 

·        ждать следующего "гостя", зазывая его пригласительным жестом. Затем повторить все сначала (второму "гостю" предложить второе "угощение" - задание). 

3. Разделить класс на две равные части: "хозяева" и "гости". "Гости" выходят к доске и ждут сиг­нала. "Хозяева" рассаживаются так, чтобы рядом было свободное место. Учитель или ассистент раздают карточки.

4. "Гости" ищут свободного партнера, отмечаются (записывают в первой графе карточки свои имя, фамилию), выполняют задание (во второй графе карточки), "хозяева" проверяют и оценива­ют работу. Учитель помогает найти свободное место и соблюдать правила дружной работы.

5. Игра заканчивается по сигналу учителя. 

6. Подведение итогов. В целях экономии времени подвести итоги можно выборочно. Попросить двух-трех хозяев рассказать о том, кто приходил к ним в гости и как они справились с «угощением», т.е. заданием. 

7. Остальные карточки учитель проверяет после уроков и выдает с комментариями на следующий день. 

 

Образец карточки для игры "Иду в гости".

Дата:____________________________.

Фамилия, имя "хозяина"- владельца карточки:______________

Фамилия, имя "гостя"

Задания

Оценка

 

 

 

 

«Синтез идей»

Данное упражнение предусматривает выполнение группами поэтапно всех видов заданий урока: на отдельных листах бумаги первая группа выполняет первое задание, вторая – второе и т.д. После выполнения первая группа отдает свой листок для доработки второй группе, вторая – третьей и т.д. Когда доработанный листочек возвращается к «хозяевам», каждая группа презентует свои исследования с учетом дополнений одноклассников.

 

Игра "Разбегалочки".

Оборудование:

·        крупное изображение на подставках каждой пиктограммы в отдельности;

·        мелкие "пиктограммы-посредники" (по количеству учеников в классе);

·        набор индивидуальных, парных, групповых карточек различного уровня сложности, соот­ветствующих теме урока.

 

Ход игры:

1. До начала игры учитель и ассистент расставляют крупные пиктограммы на подставках в определенные места класса. Таких "игровых зон" получится три.

 

Первая: столы рядом со шкафом

Вторая: столы у окна

Третья: стол учителя

 

 

 

           2. Учитель раскладывает карточки с заданиями.

            В первую "игровую зону" с пиктограммой - парные карточки различного уровня сложности.

           Во вторую с пиктограммой - групповые карточки.

            В третью с пиктограммой - индивидуальные карточки.

           3. Дети выбирают мелкие "пиктограммы-посредники".

           4. По сигналу учителя дети бегут в ту "игровую зону", которая обозначена на "пиктограмме- посреднике".

           5. Дети сверяют пиктограммы и пожимают друг другу руки, если все правильно. Прибежавшие "не туда" ученики вслух объясняют ошибку и исправляются.

           6. Дети выбирают карточки с заданиями, выполняют их и отчитываются.

        

Внимание! Отчитываться нужно тогда, когда все закончат работу в строго отведенное время и по сигналу учителя рассядутся по местам. Чтобы сэкономить время, можно попросить выступить одного ученика с индивидуальной карточкой, представителя от группы и от пары. Остальные карточки учитель проверяет после уроков и выдает на следующий день с комментариями.

4. Заключение.

Кто-то считает, что наша жизнь состоит из черной и белой полосы. Согласитесь, довольно скудный набор красок. Мне же кажется, что жизнь наша скорее напоминает не зебру, а радугу, и от того, какую палитру выберет для себя человек, таковы и будут его представления о жизни. Школа – отражение той же жизни, и от того, как мы её преподнесем ученику, зависит, насколько разнообразнее и богаче будет развиваться его личность.

Я благодарю вас всех за активное участие и за ту поддержку, которую вы мне оказали, я искренне желаю нам всем, чтобы:

- нас всегда окружали люди, перед которыми можно было бы «снять шляпу»

- мы на каждом шагу пытались бы расцветить нашу жизнь более яркими красками

- каждый из нас «нашел бы свой клад в основании радуги».

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь