Конспект логопедического занятия "Постановка звука Ш"
Конспект логопедического занятия "Постановка звука Ш"
Автор: Носова Оксана Анатольевна
ГКУСО МО «Балашихинский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Росинка», г. Балашиха
Ф.И.О. учителя-логопеда |
Носова Оксана Анатольевна |
|||||
Группа (класс, логопедическое заключение) |
Дислалия. Старшая группа |
|||||
Тема занятия |
Постановка звука Ш
|
|||||
Цель |
1. Уточнение артикуляции звука Ш постановка звука Ш, закрепление в изолированном произношении; 2. Развитие речевой моторики; 3. Развитие фонематического восприятия и фонематического анализа. |
|||||
Задачи |
Образовательные: - Научить произносить звук Ш - Учить давать чёткую характеристику изучаемому звуку. Коррекционно-развивающие: - Развивать слуховое и зрительное внимание. - Способствовать совершенствованию артикуляционной моторики, речевого дыхания, координации речи с движением. - Совершенствовать навыки звукового анализа. Воспитательные: - Формировать функции контроля и самоконтроля. |
|||||
Универсальные учебные действия |
Личностные УУД: 1. Формировать положительное отношение к учебной деятельности. 2. Формировать интерес к учебному материалу. Регулятивные УУД: 1. Выработать правильные, полноценные движения органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков. 2. Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности. 3. Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. Коммуникативные УУД: 1. Формировать умение слушать педагога. Познавательные УУД: 1. Формировать умение на основе анализа делать выводы. 2. Устанавливать связь между движением артикуляционных мышц и восприятием звука на слух. 3. Устанавливать связь между звуком и буквой. |
|||||
Средства ИКТ, аппаратное обеспечение, наименование |
Оборудование: зеркало, игрушка змея .Дидактический материал: карточки-буквы, профиль артикуляции звука, предметные картинки. |
|||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ |
||||||
Этап логопедического занятия |
Длительность этапа |
Методы и приемы работы |
Формы организации деятельности учащихся |
Деятельность логопеда |
Деятельность обучающегося |
|
Этап мотивации |
2 мин |
Беседа, загадывание загадки |
Индивид. |
- Сегодня к нам пришла необычная гостья. Отгадай загадку и узнаешь, кто это. Ползет и ,шипит. Замрет и молчит. - Правильно, змея, посмотри, посмотрите какая змейка к нам приползла |
Отгадывает загадку. |
|
Этап актуализации знаний |
4 мин |
Артикуляционная гимнастика |
|
-Змейке захотелось з с тобой поиграть. «Сказка о Веселом язычке» 1.Для губ: Этот домик – рот. Двери в домике то открываются, то закрываются. Вот так: рот открыт: «Улыбочка». Рот закрыт: «Трубочка» «Ребята-лягушата» Тянуть губки прямо к ушкам – очень нравится лягушкам, Улыбаются, смеются, а глаза у них как блюдца. «Ребята-слонята» Подражаю я слону, Губки хоботком тяну. 2. Для языка: В этом домике, дружок, живет веселый язычок. Ох, и шустрый он мальчишка. И немножко, шалунишка. Вот он вышел погулять, на крылечке загорать (язык лежит на нижней губе) «Лопата» Язык лопатой положи, и немного удержи, Он тихонечко лежит и нисколько не дрожит. - Вот подул легкий ветерок и язычок поежился. (язык «стрелочкой»),спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть). А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим «д-д-д-д»). Язычок не скучал дома, потолок побелил) «Маляры» (мы сегодня маляры – потолок побелим мы). Язычок посмотрел на часы, они тикали: «тик-так» (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта) – «часики». до уголков рта) – “Часики” “Пора и мне спать”, - подумал Язычок. |
Выполняет артикуляционную гимнастику сидя перед зеркалом. |
|
Этап выявления затруднений |
3 мин |
Отгадывание загадки, выделение первого звука в слове. |
|
А теперь посмотри на эти картинки и отгадай загадку. (На столе несколько картинок петушок часы, па ровоз,) Логопед читает загадку: Не ездок ,а со шпорами, Не будильник а всех будит. - Кто это? Найди картинку. - Какой п звук ты слышишь в середине слова петушок? Этот звук напоминает шипение змеи.. -Сегодня мы будем учиться произносить звук Ш Для этого надо, чтобы губы и язычок хорошо работали. |
Отгадывает загадку, находит картинку-отгадку. Определяет первый звук в слове. Вместе с логопедом формулирует тему занятия: «Постановка звука Ш». |
|
Этап объяснения (добывания) нового знания |
3 мин |
Постановка звука Ш. развитие фонематического слуха. |
|
- А теперь змейка хочет узнать, умеешь ли ты свистеть. Давай попробуем. А) по подражанию – от [с]. - давай произнесем звук с-с-с-с. Подставь ладошку ко рту. Какой воздух идет ?Теплый или холодный? А теперь давай поднимем язычок за верхние зубки. Какой звук слышится?. Послушай, как я. Б) – сделай «Чашечку», заведи ее за верхние зубки и с голосом подуй на язычок. Губки окошечком, зубки слегка приоткрыты. Какой воздух идет теплый или холодный? В) с помощью зонда(ватной палочки)- Молодец! А теперь давай вместе со змейкой. - поиграем. Если услышишь звук Ш– подними руку. Ж-Н-С-Ш-Д-Щ-Ч-З -Ш -К-Ц |
Произносит звук Ш, Устанавливает связь между движением артикуляционных мышц и их ощущением. Осуществляет анализ и сравнение при произношении звуков. Выполняет самоконтроль за выполнением задания. |
|
Закрепление во внешней речи |
2мин |
Упражнение на развитие координации речи с движением |
|
- У змейки есть знакомый ёжик, который любит заниматься спортом. Ёж готовится к рекордам, Будет заниматься спортом. Ёжик лапки напрягает, Штангу кверху поднимает. Держит 1, 2, 3, 4, 5, Можно штангу опускать. Ёжик низко приседает, И по камушкам шагает, Возвращается обратно. Расслабление приятно. |
Выполняет движения согласно текста. |
|
Самостоятельная работа с самопроверкой |
2 мин |
Закрепление положения органов артикуляции |
|
- Произнесем еще раз звук Ш В каком положении находятся губы? - В каком положении находятся зубы – сомкнуты или раскрыты? - Где находится кончик языка? Кончик языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов. Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки. Логопед показывает положение языка с помощью кисти руки. - Что напоминает язычок? (чашечку). |
Отвечает на вопросы логопеда. Анализирует положение органов артикуляции. |
|
Рефлексия. Включение нового в систему знаний. |
5 мин |
|
|
Пропой «песенку змеи» произнеси звук ш-ш-ш длительно на одном выдохе. |
Произносит звук ш-ш-ш. Устанавливает связь между движением артикуляционных мышц и восприятием звука на слух. |
|
Развитие фонематического анализа |
|
Игра “Поймай звук” (хлопни в ладоши, когда услышишь звук /ш Из ряда звуков: М, Ш, В, Р, Ш, Л,Ж…. Из ряда слогов :ша, ва, ло, шо ду ,шу … Из ряда слов: шуба стакан, машика, лопата, телевизор, шкаф… |
Хлопает в ладоши, когда слышит звук. |
|||
3 мин |
Знакомство с буквой Ш |
|
- Посмотри внимательно. Это буква Ш. Как ты думаешь, на что она похожа? - Из каких элементов она состоит? - Молодец! А ты сможешь узнать букву Ш среди других? Ж К Ш Л Ж С М Ш - А сейчас дорисуй букву Ш |
Соотносит звук с буквой. Устанавливает связь между звуком и буквой. Называет, из каких элементов состоит буква Ш Дорисовывает букву Ш |
||
1 мин |
Итог занятия |
|
- Кто прилетал к нам в гости? Какой звук мы учились вместе с ним произносить? Давай произнесем его еще раз Ш-Ш-Ш- С какой буквой познакомились? Покажи мне ее еще раз. Молодец. Занятие окончено. |
Говорит, кто прилетал в гости, и какой звук учились произносить. Называет букву, с которой познакомились. |