Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Психологические особенности современных дошкольников и социальной среды

Дата публикации: 2019-09-18 11:51:25
Статью разместил(а):
Ткачева Татьяна Васильевна

Психологические особенности современных дошкольников и социальной среды

Автор: Ткачева Татьяна Васильевна

МБДОУ "Детский сад № 1 "Лучик", г. Гуково Ростовской области

 

Дети, появившиеся на свет в конце XX – начале XXI века, растут в иных экономических, социальных и культурных реалиях, нежели росли старшие поколения.  

Существенное изменение содержания детской жизни отмечают детские психологи и педагоги практически всех экономически развитых стран.

Авторы различных психологических и социологических исследований с тревогой обсуждают происходящее  буквально  на  глазах  разрушение  традиционных  форм    детского  бытия  – исчезновение так называемого детского сообщества, рост приоритета   раннего обучения в ущерб свободной детской игре, распад самой игры.

Новые социально-экономические реалии существенным образом повлияли на сферу семейных отношений, прежде всего  отношений между родителями и детьми. В условиях, когда государство перестало жестко нормировать стандарты жизни, ограничивать и регулировать уровень доходов  населения, у людей, особенно молодых, появилось естественное стремление и, вместе с тем, возможность больше работать и зарабатывать, повышать уровень жизни своей семьи, создавать своим детям более качественные условия развития и образования.

Верхние позиции среди семейных ценностей заняли забота о материальном благополучии семьи и стремление обеспечить детям  наилучшие возможности для  получения  образования,  дать  им  так  называемый  «хороший  старт». Вместе с тем заметно снизилась ценность детско-родительского  общения, совместного времяпрепровождения, домашних традиций и  обычаев,  семейного  единения. На все это у взрослых членов семьи нет ни времени, ни  сил, совместная жизнь со своими  детьми перестала  быть  интересной современным молодым  родителям. Забота о развитии ребенка все чаще передается    профессиональным педагогам – няням, воспитателям детских садов, специалистам дополнительного образования, школьным  учителям или частным гувернерам.

Именно  поэтому Федеральный государственный образовательный стандарт нацеливает педагогов на то, чтобы мы с Вами как можно больше привлекали родителей к сотрудничеству со своими детьми в различных сферах: и это не только совместное творчество, спортивные развлечения, посещение различных культурных детских мероприятий, но и совместная исследовательская деятельность. Чтобы родители больше внимания уделяли своим детям, создавайте детско–родительские проекты и предлагайте мамам и папам участвовать в них вместе с детьми.

Основным фактором современной цивилизации, оказывающим колоссальное влияние на содержание современного детства, стал  стремительный рост новых технологий, в первую очередь – информационных. Передовые информационные технологии, позволяющие людям  осуществлять практически все социальные функции,  не вступая в личные контакты, привели к  существенным  изменениям    одной  из  важнейших  сфер  человеческого  бытия  – коммуникативной.

Современный мир – это единое информационное пространство, не  имеющее государственных и даже языковых границ.    Любое событие, происшествие, достижение, новшество сразу же становится достоянием мирового сообщества.

Все это в  полной мере относится и к детской культуре. Все меньше мест в ней остается традиционным для  нашей страны  играм и игрушкам, книгам и фильмам, национальным героям и персонажам. Подавляющее большинство игрушек, которыми играют современные дети всего мира, произведено в Китае, будь то кукла, мягкая игрушка, оружие, машинка, конструктор, электронная игрушка. Кстати, то же  самое относится и к детской одежде.

Характерной особенностью культурного контекста развития современных детей является тот факт, что  любимые книги,  любимые  персонажи,  любимые  сюжеты  принципиально  отличаются  от  того  материала,  с  которым они  встречаются  в  «Азбуке»  и первых  «Книгах  для  чтения». Учителя начальной школы отмечают, что современные первоклассники слабо знакомы со сказками, особенно русскими: от  них  остались лишь смутные  воспоминания  раннего детства. Реалии, в которых проистекают эти сказочные события, далеки от нынешних детей, а волшебства по сегодняшним меркам весьма скромны.

Показательным является высказывание одной их опрошенных мам: «Моему  ребенку  нравятся  американские фильмы про  детей и подростков. Американская культура вторглась в жизнь наших детей. Современное телевидение оказывает агрессивное  и негативное  воздействие на сознание моего ребенка, разлагая  систему традиционных культурных ценностей».

Отсюда следует, что просто необходимо повышать компетентность родителей по вопросу нашей русской культуры, с какими произведениями литературы и искусства нужно знакомить наших малышей, какие мультфильмы и сказки полезны и воспитывают добро и любовь к родной земле.

Наряду  с определенными преимуществами  современных  детей перед их  сверстниками прошлых  лет,  их  очевидной  технической  сноровкой,  умением  понимать  язык  современных    технологий, быстрой адаптацией к изменяющимся условиям,  нельзя не замечать и тех потерь, которыми они  расплатились  за  достижения  научно-технического  прогресса.    Многочисленными исследованиями  показано,  что  уровень  психологической  зрелости  современных дошкольников, стоящих на пороге школы, заметно ниже того уровня, которого достигали их ровесники 30 лет назад.   Значительная часть поступающих в школу детей не дотягивает до требуемого    социального  норматива  первоклассника.  По-видимому,    мы  имеем дело со сложной проблемой, связанной с тем, что все обстоятельства жизни   современного дошкольника  создают  модель  социализации,  несовпадающую  с  моделью  социализации, задаваемой школой как социальным институтом.

Сегодня  существуют два практически противоположных мнения о том, что представляет собой современный дошкольник.   Проведенные  исследования, в которых приняли  участие    воспитатели  детских  садов, учителя начальной школы и родители, позволили составить  обобщенный  «педагогический» портрет современного дошкольника, увидеть и проанализировать    сильные и слабые стороны социальной ситуации, в которой протекает его  развитие.

Родители и педагоги, работающие с дошкольниками, считают, что современные дети в своем развитии намного опережают  своих сверстников прежних лет (об этом говорят 89%  опрошенных). Они легко управляются со сложными техническими   устройствами, такими  как  компьютер, мобильный телефон, домашняя бытовая  электроника (так  считают 44 % воспитателей  детских  садов  и  23% родителей). Дети располагают достаточно обширными  знаниями о различных сторонах  жизни  взрослых, смотрят много теле - и видеофильмов,  имеют опыт путешествий с родителями в другие города и страны, зачастую более  богатый, нежели многие  взрослые. Конечно, их мало  занимают сюжетно-ролевые игры, но разве могут эти  бесхитростные игры соперничать по своей занимательности  с компьютерными играми, которые могут предложить ребенку любой сюжет и все мыслимые и немыслимые аксессуары для его реализации.

Сегодня  дети  намного  раньше,  чем  прежде,  знакомятся  с  основами  грамоты  – чтением,  письмом,  счетом.    Уже  двухлетним  малышам  нетерпеливые  родители  покупают «Азбуку» и вешают на стену алфавит в картинках. Развивающие и полезные игры и игрушки есть в каждом доме, и,  начиная примерно с 4-5 лет,  детей начинают интенсивно готовить  к школе.  Большинство шестилетних  детей  знают  буквы  и  цифры,  умеют  читать  по  слогам, могут писать печатными буквами и производить несложные вычисления. Своеобразный  язык,  на  котором  электроника «общается»  с  нами,  труден  для  освоения только взрослым людям, а дети овладевают им органично, одновременно со всей лексикой современного им языка.

Наряду с сильными сторонами в развитии современных дошкольников отмечают и слабые. К ним они относят, прежде всего, физическое здоровье и развитие  (так считают 50%  опрошенных  воспитателей),  слабость  произвольной  сферы, недостаточное  развитие  связной  речи,  неумение  слушать  и  слышать  другого  человека,  не только  сверстника, но и  взрослого (об этом говорят 54%  воспитателей).    

Психологические  обследования  старших  дошкольников, будущих первоклассников, показывают, что сегодня к концу  дошкольного  возраста  многие  из  них не достигают того уровня  психологической и личностной  зрелости, который  необходим  для  успешного перехода на следующий – школьный – этап  жизни. Так, познавательное  развитие современных  дошкольников  заметно отличается от того, что рассматривалось в качестве возрастной нормы еще 15-20 лет назад. Нынешних  дошкольников  отличает слабость воображения, выраженная ориентация на наглядность воспринимаемой информации и, соответственно, недостаточная  развитость  слухового восприятия  и  понимания, более низкий уровень речевого развития,  несовершенство коммуникативных умений и навыков, своеобразие эмоционально-нравственной сферы. Рассмотрим подробнее некоторые из этих параметров.

Речевое  развитие. Психологи,  педагоги,  логопеды,  педиатры    отмечают  стабильно высокий уровень  темповых  задержек речевого развития у детей от 1  года до 5 лет, причем проблема  современного  дошкольника    в  том,  что  он  имеет  не  отдельное  нарушение структурного компонента речи (например, звукопроизношения), а комплексное отставание в развитии  речевых  компонентов.    Если  в  середине  70-х  годов  ХХ  века  дефицит  речи наблюдался  только  у  4%  детей  среднего  дошкольного  возраста,  то  сегодня  специальная логопедическая  помощь  нужна  практически  каждой  возрастной группе  детского  сада. Так в 2013-2014 учебном году в нашем небольшом городке посещали логопедические группы детских садов 190 дошкольников. У большинства этих детей был выставлен диагноз: общее недоразвитие речи (ОНР), которое часто отягощено дизартрическим компонентом. А сколько еще детей, которые посещают логопеда в поликлинике или в частном порядке, или же, в силу различных ситуаций, просто остались без логопедической помощи.

Наша задача - своевременно выявлять детей нуждающихся в логопедической помощи. Доносить эту информацию до родителей.

Развитие воображения. Воображение является главным новообразованием дошкольного детства, ответственным, по словам Л.С. Выготского, за специфическое для данного возраста отношение между ребенком и социальной действительностью.

Воображение задает социальную ситуацию развития, именно оно определяет дальнейший характер познавательного и личностного  развития  ребенка. Появление у ребенка способности к созданию мнимых ситуаций, ситуаций  «как будто», свидетельствует не  только  о  его  готовности  к  игре,  но,  в  первую  очередь,  о  начале  активного  познания  и освоения  ребенком окружающего  мира  в  доступных для него  формах. Основной деятельностью, которая обеспечивает наилучшие условия для развития воображения, является детская игра во всем многообразии ее форм и видов.

Однако сегодня практически всеми психологами и педагогами фиксируется значительное снижение игровой активности детей и более низкий уровень развития их игровой деятельности по сравнению с нормами второй половины ХХ века.

Именно поэтому Федеральный Государственный Образовательный Стандарт предлагает больше играть с детьми и обучать их не в ходе занятий, а через игровую деятельность. Почему? Да потому что современным детям – дошкольникам не хватает игрового интереса, они не могут самостоятельно придумать игровой сюжет и организовать игру, или без помощи взрослого найти компромиссное решение в игре. Именно в игре у детей развивается интерес к познанию, к общению, к окружающей действительности, а в дальнейшем и к учебной деятельности. Поэтому мы должны больше играть с детьми, создавать условия для самостоятельных сюжетных игр, заинтересовывать родителей, чтобы те в свою очередь в семье создавали все возможные условия для развития игровой мотивации и деятельности их детей.

Чем  поддерживается  свойственное  детям  стремление  к  игре,  возникающее  в определенном  возрасте  как  насущная  потребность  детства?  Только  ли  социальная мотивация, то есть желание приблизиться к недоступному миру взрослых,   делает игру той самой  ведущей деятельностью дошкольного  возраста,   которая  создает наилучшие  условия для  психического  и    личностного  развития  ребенка? По-видимому,  для  этого  игра  должна отвечать не  столько исторически переменчивым  социальным мотивам,  сколько конкретной задаче  психического  развития  ребенка  на  данном  возрастном  этапе,    сензитивности  этого периода  жизни    к  развитию  той  или  иной  психической  функции. Это, в свою очередь, определяется как общим уровнем психического развития ребенка, так и востребованностью данной психологической способности в конкретных культурных условиях.

Одной из причин снижения роли сюжетной игры в жизни современных детей стало развитие игрушки, приблизившее  ее  к  реальным  объектам  окружающего мира и отнявшее, таким образом, у игры право на создание мнимой ситуации. Игрушки воплощают все, что есть в реальной жизни, и все, что только выдумано людьми, но в реальности не существует.

То, что не может быть воссоздано в предметной игрушке, легко имитируется  компьютером: самолет, межпланетный корабль, гоночный болид, городские улицы, даже семейная жизнь и древняя  цивилизация.

Другим фактором, препятствующим полноценному развитию  воображения, является преобладание в арсенале детских развлечений разнообразной видеопродукции. Современные родители  легко поддаются рекламной информации  о  возможностях и преимуществах раннего развития ребенка посредством зрительных образов и впечатлений. Маленькие дети много времени проводят перед телевизором: мультфильмы, «полезные образовательные» телевизионные программы, а то и просто яркие рекламные ролики способны надолго занять внимание малыша, освобождая тем самым его родителей от необходимости   читать сказки, рассказывать, играть в игрушки. Дошкольники быстро осваивают и несложные манипуляции с компьютером: научаются включать его, находить «свои» игрушки, запускать их, управлять с помощью нескольких клавиш действиями компьютерных персонажей. Вся эта видеоинформация воспринимается детьми легче и быстрее, чем  вербальная. Она не требует работы  воображения, более того, эти готовые образы, яркие и разнообразные, превышают все возможности собственного продуктивного воображения ребенка.

Для того, чтобы все-таки развивать воображение дошкольника, необходимо родителям ограничивать время пребывания ребенка за компьютером и у телевизора, освобождая тем самым время для игры с мозаикой,  всевозможными конструкторами, для складывания картин из деталей, просто для рисования и т.д. Но чтобы родители захотели оторвать своего ребенка от компьютера, необходимо донести до них информацию о слабых сторонах в развитии современного дошкольника – повысить их психолого-педагогическую компетентность.

Педагогическая  готовность к школе. Овладение навыками чтения, письма и счета  также  относится  к  области  приоритетных  направлений развития детей дошкольного возраста. Сегодня  практически  все  поступающие  в  школу  дети  умеют  писать  печатными буквами, а некоторые  даже и курсивными. Что дает этот навык будущим  школьникам? Облегчает ли он им освоение письма, способствует ли более быстрой выработке почерка? Имеют ли современные дети какие-либо преимущества перед  своими  дедушками  и бабушками, поступавшими в школу в 40-50 гг. ХХ века совершенно неграмотными? Как  ни  удивительно, но у большинства  сегодняшних  первоклассников обнаруживается слабая  готовность руки к письму. Графический навык состоит в выработке общей программы движения, которая может быть выполнена не только с помощью правой (или левой) руки, но и с использованием целого ряда других мышц нашего тела,  а  также  установления зрительно-моторной координации движений пишущей руки. Таким образом, необходимо способствовать  формированию правильного графического навыка. Это возможно в тесном сотрудничестве с родителями, когда и воспитатели в детском саду, и родители дома мотивируют детей, играя, работать карандашом: чертить линии, закрашивать какие-то предметы, разгадывать загадки в рисунках, воссоздавать потерянную часть узора и т.д.

Социальное взаимодействие. Доминирование компьютерных развивающих и обучающих программ в образовании современных  дошкольников приводит к деформации опыта социального взаимодействия ребенка со взрослыми. Компьютерная программа настолько самодостаточна, что позволяет ребенку выполнять задания без помощи взрослых, ориентируясь  лишь  на  подкрепление  правильных шагов  или  невозможность  продвигаться дальше в случае неверных решений. Конечно, раскладывание последовательности картинок и рассказ по ним – не слишком интересное  задание  для  малышей,  однако  гораздо более полезное, чем молчаливое  раскладывание  тех  же  картинок  на  экране  компьютера, подкрепляемое не устным откликом или  похвалой взрослого, а бесхитростной анимацией.

Перед ребенком не стоит задача вычленить проблему или трудность, с которой он сталкивается при выполнении данного  задания, сформулировать свой вопрос к взрослому, услышать и понять объяснения. Методом проб и ошибок он ведет   молчаливый диалог с «умной» машиной, делая верные или неверные выводы относительно принимаемых решений.

Между тем важнейшим условием благополучного психического развития ребенка является его совместная со взрослым деятельность. Именно  взрослый  знакомит ребенка с предметным  содержанием  окружающих  его  вещей и  явлений, именно  взрослый открывает ребенку способы взаимодействия с окружающим миром,  именно  ко  взрослому обращено развитие познавательной потребности ребенка.

На современном этапе снизился и уровень нравственного развития дошкольников. Многозначность  и многовариантность  современной жизни привели к  размыванию нравственных  ориентиров: дети не всегда ясно понимают, «что такое хорошо, а что такое плохо».   

Свыше 30% опрошенных педагогов считают, что старшие дошкольники хорошо знают разницу между плохим и хорошим, но не всегда считают нужным вести себя в соответствии с  этим  знанием; 

28% воспитателей отмечают повышенную агрессивность современных детей, объясняя ее избыточным просмотром  ими боевиков и приключенческих фильмов, увлечением агрессивными компьютерными играми. С ними согласны почти 23% родителей: «Мы были добрее,  терпимее и спокойнее», «Современные дети раскрепощены, они более агрессивны, не всегда им присуще сострадание. Сейчас дети живут в другом мире, чем тот, в котором росли мы. В этом мире другие законы, он по-другому устроен. Он дает им многое из того, чего не было у нас, но этот мир и многое  отнимает». Эти  высказывания родителей  старших  дошкольников  достаточно четко отражают целевые установки современных родителей на нравственное развитие своих детей.

Поэтому, опять же, педагогам необходимо повышать компетентность родителей в воспитании нравственности их детей.

Таким образом, очевидно, что все фиксируемые сегодня изменения в психологическом облике дошкольника (особенности  его  общения, игровой деятельности, личностного  развития, готовности к школе) свидетельствуют о принципиально ином характере его дошкольной социализации, нежели это было в ХХ веке.

А причины этих изменений видят в неправильной организации жизни дошкольника, неадекватной возрастным потребностям самого ребенка.

Поэтому нам, педагогам, просто необходимо работать в соответствии с требованиями  Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) с учетом возрастных особенностей современных дошкольников!

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь