Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Инновационные технологии в работе учителя-логопеда

Дата публикации: 2020-09-21 14:06:06
Статью разместил(а):
Сальникова Юлия Петровна

Инновационные технологии в работе учителя-логопеда

Автор: Сальникова Юлия Петровна

 

Помимо традиционных заданий, направленных на развитие фонематических процессов, автоматизацию звуков и формирование лексико-грамматических категорий, дистанционно совместно с родителями воспитанников старшей и подготовительной логопедических групп реализовали проект «Дидактический синквейн». Это очень творческое и увлекательное задание, направленное на повышение эффективности образовательного процесса и внедрение инновационных методик.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Использование синквейна в коррекционной работе позволило активизировать познавательную деятельность и способствовало более успешному развитию речевой системы у детей с общим недоразвитием речи.  

Детям на выбор были предложены несколько лексических тем: «Весна», «Космос» или «Возвращение перелетных птиц». С начала учебного года велась предварительная работа. Дети были знакомы с понятием «синквейн» и с правилами его составления, поэтому этот проект вызвал эмоционально положительный отклик как у детей, так и у родителей. Составлять cинквейн было очень просто и интересно.

Актуальность использования дидактического синквейна заключается в следующем:

- обогащение и актуализация лексического состава речи;

- закрепление навыков словообразования;

- развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения;

- способствует развитию творческой активности;

- способствует развитию образного мышления;

- содержит игровой момент;

- используется для закрепления изученной лексической темы.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Структура составления синквейна для детей:

1-я строка: название предмета или слово-предмет (существительное или местоимение кто? что?)

2-я строка: два слова-признака (какой? какая? какое? какие?)

3-я строка: три слова-действия (что делает? что делают? )

4-я строка: короткое предложение по теме из четырёх слов

5-я строка: слово-предмет, связанный с первым словом (обобщающая ассоциация)

Форма синквейна напоминает елочку.

Работа проходила в несколько этапов:

1 этап: Введение понятия «слово-предмет» (существительное или местоимение кто? что?) На этом этапе дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно задавать вопросы к словам, обозначающим предметы.

2 этап: Введение понятия «слово-признак предмета». На этом этапе дети накапливали материал для распространения предложения определением. 

3 этап: Введение понятия «слово – действие предмета» (что делает? что делал?). На этом этапе дети рассматривали простые сюжетные картинки и отвечали на вопросы по картинке.

4 этап: Знакомство с понятием «предложение». На этом этапе дети составляли предложения с опорой на картинки, по выполненным действиям. Учились составлять графическую схему предложения.

Обязательное условие - необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям, и обязательно показывать образец.

Свои работы (синквейны) дети с помощью родителей или самостоятельно оформляли в виде рисунков с текстом.

Таким образом, использование технологии составления синквейна будет способствовать более успешной коррекции всей речевой системы у детей с ОНР. При составлении синквейна у детей активизируется и обогащается лексическая сторона речи, формируются грамматические представления, дети учатся составлению предложений разной структуры с постепенным усложнением.

Все это способствует развитию связной речи и создает платформу для умения составлять тексты разного типа: повествование, описание или рассуждение.

 

Список литературы:

1. Безрукова О.А. Грамматика русской реч/ учебно-метод.псобие для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: В 2 ч. Ч.1 – М.: Русская речь, 2013

2. Душка Н.Д. «Синквейн в работе по развитию речи дошкольников» logoped-sfera.ru/sinkvein-v-rabote-porazvitiu-rechi-doshkolnikov 

3. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие/ Под общей редакцией Т.В. Волосовец, - М.: - 2008.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь