Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Особенности музыкальной деятельности детей младшего дошкольного возраста

Дата публикации: 2021-09-16 14:35:32
Статью разместил(а):
Варнакова Юлия Николаевна

Особенности музыкальной деятельности детей младшего дошкольного возраста

Автор: Варнакова Юлия Николаевна

ГБДОУ "Детский сад № 52 Приморского района Санкт-Петербурга"

 

Аннотация: Музыкальное воспитание — это целенаправленное формирование личности ребенка путем воздействия музыкального искусства — формирование интересов, потребностей, способностей, эстетического отношения к музыке.

Ключевые слова: музыкальное воспитание, формирование личности, детский сад.

 

Актуальность данной проблемы обусловлена не только необходимостью раннего музыкального развития детей, колоссальным потенциалом музыкального искусства в воспитании дошкольников, но, прежде всего, привлекательностью музыкальной деятельности для дошкольников, устойчивым интересом к пению, танцевальным движениям, игре на детских музыкальных инструментах. Музыка естественным образом вызывает у ребенка разнообразие эмоциональных проявлений, побуждает к творчеству, активизирует фантазию и игру, желание общаться. Обладая большой силой эмоционального воздействия, именно   музыкальная деятельность, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.

Музыкальное воспитание начинается с самого раннего детства. Содержанием музыкального воспитания в первые годы жизни ребенка является приобщение его к разным видам музыкальной деятельности, формирование внимания и интереса к музыке, элементарных музыкальных способностей и освоение некоторых исполнительских навыков. В этот период, прежде всего,  формируется восприятие музыки. Оно занимает ведущее место в музыкальном воспитании детей младшего возраста, поскольку их исполнительская деятельность незначительна.

Восприятие искусства представляет собой сложную психическую деятельность, в которой соединяются интеллектуальные, познавательные и эмоциональные моменты. Умение воспринимать произведения музыкального искусства не может возникнуть само собой. Ему нужно учиться. Восприятие музыкального произведения начинается с чувства (так как сам образ является конкретно-чувственным), которое вызывает эмоциональную отзывчивость. В этой отзывчивости ребенка сочетается осмысливание несложного, понятного ему содержания и радость - проявление эмоции при восприятии этого содержания, облаченного в художественную форму.

Большинством ученых (Ветлугина Н.А., Радынова О.П., Катинене А.И. и др.) в качестве ведущих принципов отбора музыкального репертуара для восприятия выделяются:

- образность музыки – наличие в произведении яркого музыкального образа;
-доступность музыкальных произведений для восприятия ребенка;
- высокая эмоциональность музыки, соответствие эмоционального содержание музыки эмоциональному опыту ребенка;
- соответствие содержания музыкального произведения жизненному опыту детей
- доступность музыкального произведения по продолжительности звучания.

Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие .

Задачи музыкального воспитания осуществляются: посредством пения, слушания музыки, музыкально-ритмических движений, музыкально-дидактических игр. Каждое средство музыкального воспитания связано с развитием музыкального восприятия. Все вместе они воспитывают у ребенка любовь к музыке, углубляют его восприятие и понимание окружающего, вызывают определенное к нему отношение, формируют музыкальный вкус.
В младшем дошкольном возрасте, прежде всего, формируется восприятие музыки. Вначале эмоциональный отклик на музыку представляет собой не столько сопереживание ее содержания, сколько внешнее проявление ребенка, связанное с музыкой. Ему нравится благозвучие, и он заметно оживляется, радуется.

В этом возрасте, в силу неустойчивости внимания дети лучше воспринимают небольшие, яркие по своим образам произведения, особенно песни. Выразительные интонации певческого голоса, мимика поющего особенно их захватывают. Мышление детей младшего возраста конкретное, они охотно слушают музыку, связанную со знакомыми, близкими им образами. Характерны для этого возраста внешние проявления эмоций — жесты удивления, восхищения, выражающиеся в подпрыгивании, прихлопывании. Однако чувства, вызванные музыкой, быстро возникают и так же быстро исчезают.

У детей третьего года жизни уже есть небольшой музыкальный опыт, они знают несколько музыкальных произведений - радуются, когда их слышат. Так как мышление детей конкретно, они воспринимают музыку образно - считают, что она про кого-то или про что-то рассказывает. Поэтому слушание песен часто сопровождается показом игрушки. Ребенок этого возраста пробует подпевать отдельные слова и слоги при пении педагога. Детям часто предлагают сначала прослушать мелодию, а потом спеть самим. У ребенка постепенно воспитывается устойчивость слухового внимания, привычка «подравниваться» под звуки мелодии, спетой педагогом.  Если работа по музыкальному воспитанию ведется в детском саду систематически, к концу третьего года жизни ребенок может петь короткие несложные песенки.

На третьем году жизни дети осваивают основные движения (ходьба, бег, подпрыгивание). Это позволяет им более точно передать характер музыки: бодрый, легкий, отрывистый. Делают они это еще несовершенно, но общий характер просматривается. Поскольку малыши уверенно передвигаются по залу, это дает возможность расширить задания на ориентировку в пространстве. В зависимости от построения пляски, музыкальной игры, упражнения дети ходят «стайкой», парами, врассыпную, друг за другом, осваивают несложные танцевальные движения. Игры под музыку помогают освоить некоторые образно-имитационные движения, передавая музыкально-игровой образ («зайчики», «котята», «паровоз» и т.д.). Танцевальные движения также усложняются: надо уметь одновременно хлопать в ладоши и топать ногами, покачиваться с ноги на ногу, полуприседать.

В младшей группе объем музыкально-ритмических и двигательных навыков расширяется. Дети способны выполнять более точные задания.  В музыке подвижного характера они различают марш и пляску и соответственно двигаются (ходят, бегают, прыгают), отмечая движениями изменение силы звучания (громко, тихо) и темпа (умеренный, быстрый).

Внимание ребенка привлекается к началу и окончанию музыкального произведения. Используя гимнастические, танцевальные, образные движения, педагог говорит, что двигаться можно только тогда, когда звучит музыка. Добиваясь выразительности исполнения, педагог постоянно следит за тем, чтобы ходьба была ритмичной, осанка, координация движений рук и ног — правильной, бег — не «шаркающим», прыжки на двух ногах — легкими. Постепенно дети обогащаются разнообразными плясовыми и образными движениями, которые позволяют им полнее передавать характер музыки, учатся притопывать попеременно каждой ногой, поворачивать кисти рук, кружиться по одному, парами, могут инсценировать несложные песни, попевки, выполняя под музыку действия, подсказанные текстом. Развитию движений помогают упражнения под музыку с использованием флажков (взмахи), платочков (плавные движения), погремушек (поднимать, опускать, прятать).

Таким образом, музыкальное воспитание способствует общему развитию личности ребенка. Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания складывается в процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволят детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятельность и, постоянно совершенствуя движения, разовьют дошкольников физически.

 

Cписок литературы:

1. Балагурова С.В. Учимся петь и любить музыку// Современный детский сад. -2011.-№3.-С. 43-47.
2. Брова Т.П., Буданова А.Б. Детское музыкальное творчество// Современный детский сад.-2011.-№3.-С. 32-39.
3. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду  — М., 1981. —С. 6-61, 76 – 174.
4. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Музыкальное воспитание и развитие ребенка  в детском саду //  Детский сад от А до Я .- 2010.-№3(45).-С. 4-14.
5. Григорьева А.И. О музыкально-эстетическом воспитании дошкольников // Современный детский сад. -2011.-№3.-С. 72-74.
6. Груздова И.В.  Музыкально-эстетическая культура детей дошкольного возраста: сущность и пути формирования // Дошкольное воспитание. –  2011. – №2. -С. 79 – 88.
7. Губанова Н.Ф. Активизация музыкально-творческой деятельности дошкольников  // Детский сад от А до Я. -2010.-№3.-С. 84-92.
8. Дзержинская Л.И. Музыкальное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателя и муз. Руководителя дет. сада. - М.: Просвещение,  1985. 3-15, 32-37,84-88
9. Зацепина М.Б. Cовременные проблемы музыкального воспитания дошкольников//Детский сад от А до Я.-2010.-№3.-С.30-34.
10. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание дошкольника - основа его культурного развития //Современный детский сад.- №3.- 2011.-С.23-25.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь