Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Содействие психологическому и личностному развитию участников образовательного процесса

Дата публикации: 2021-10-06 15:17:51
Статью разместил(а):
Ткачева Татьяна Васильевна

Содействие психологическому и личностному развитию участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС

Автор: Ткачева Татьяна Васильевна

МБДОУ "Детский сад № 1 "Лучик"

 

Федеральный государственный стандарт указывает на изменение роли практического психолога: он должен работать со всеми учащимися (воспитанниками), плечом к плечу с педагогами и родителями, решая проблемы внедрения новых ФГОС, развития у детей необходимых компетенций, осуществляя психологическую помощь нуждающимся в ней, и работая над целью, сформулированной в программе развития образовательной организации. 

Основой системы психологического сопровождения является единство  требований, предъявляемых ребенку в школе или в детском саду, семье, обществе. А эффективность всей деятельности педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения развития учащихся и воспитанников в процессе образования будет зависеть от совпадения целей и задач, решаемых психологической и методической службами образовательной организации, а также от взаимодействия с административным звеном.

Цель психологического сопровождения: содействие психологическому и личностному развитию участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Задачи психологического сопровождения:

- повышение компетентности участников образовательного процесса в вопросах организации психологического сопровождения в условиях  реализации ФГОС;

- качественная реализация программ психологического сопровождения личности в образовании, соответствующих требованиям ФГОС;

- обновление характера и форм профессионального общения и деятельности педагога-психолога в рамках системно-деятельностного подхода;

- создание специальных социально-психологических условий для успешного развития и формирования УУД (Универсальные учебные действия) учащихся;

- организация психологического сопровождения внеурочной  деятельности обучающихся, в том числе их духовно-нравственного развития и воспитания.

Принципы реализации системы психологического сопровождения образовательного процесса

Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения установлены требования к реализации основной образовательной программы. Одним из результатов является создание среды, способствующей преемственности между смежными ступенями образования, и учитывающей  специфику возрастного психофизического развития обучающихся (воспитанников). Это влияет на определение принципов, которые заложены в систему психологического сопровождения, на выбор форм и методов работы.

В основе психологического сопровождения образовательного процесса заложены следующие принципы:

- принцип системности – существование алгоритма работы и использование возможностей всех основных направлений деятельности психолога;

- принцип ценности и уникальности личности, приоритета личностного развития, заключающийся в самоценности ребенка и в признании индивидуальности, при котором обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка. Этот принцип предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное, эмоциональное, духовно-нравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ребенка с учетом индивидуальных возможностей и способностей;

- принцип целостности – при любом психологическом воздействии на личность необходимо работать со всей личностью в целом, во всём разнообразии её познавательных, мотивационных, эмоциональных и др. проявлений.

- принцип целесообразности  и причинной обусловленности – любое психологическое воздействие должно быть осознанным и подчинено поставленной цели, т.е. психолог должен осознавать, почему и для чего он это делает – причину и цель воздействия. Воздействие должно быть направлено на причину явления, а не на его следствие;

- принцип своевременности – любое психологическое воздействие должно быть проведено вовремя и в наиболее благоприятных для его высокой эффективности условиях;

- принцип активности ребенка в образовательном процессе. В антропологической педагогике образование рассматривается как процесс, в который человек включен в активной позиции;

- принцип практической направленности - формирование универсальных учебных действий, способности их применять в практической деятельности и повседневной жизни. Этому способствуют: работа с разными источниками информации; работа в сотрудничестве (в малой и большой группе) в разном качестве (ведущего, ведомого, организатора деятельности); самостоятельная работа, понимаемая не как работа в одиночестве и без контроля, а как работа по самообразованию (важнейшее умение в интеллектуальном развитии школьника);

- принцип эмоционально-ценностной ориентации учебно-воспитательного процесса;

- принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня, эффективного и бесконфликтного взаимодействия, получения психологической помощи в сложной жизненной ситуации.  

Практическая реализация психологического сопровождения ФГОС в образовательном процессе рассматривается по следующим направлениям: 

1) Диагностика индивидуальная и групповая («стартовая» и «итоговая») - выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния школьников, которые должны быть учтены в процессе сопровождения.

2) Составление индивидуального образовательного маршрута - комплексная работа специалистов образовательного учреждения и родителей по составлению прогноза развития ребенка с учетом индивидуальных и возрастных особенностей,  а также организация условий для реализации индивидуального маршрута развития.  

3) Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.

4) Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) - организация работы, прежде всего, с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.

5) Психологическое консультирование - оказание помощи и создание условий для развития личности,  способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучаться новому поведению.

6) Экспертиза образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения.

7) Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

8) Психологическое просвещение  - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

Содержание деятельности психологической службы в условиях  реализации ФГОС НОО можно разделить на 4 группы. 

1. Взаимодействие с администрацией.  

- повышение психологической компетентности управленческого звена (администрации ОУ) по вопросам введения ФГОС: 

- взаимодействие психолога с администрацией по вопросам планирования  и анализа деятельности (в т.ч. психологический анализ эффективности  педагогической модели при реализации ФГОС НОО); 

- участие в экспертных и творческих группах по разработке ООП; 

- участие в разработке ООП; 

- рекомендации по расстановке кадров в процессе реализации ООП; 

- разработка методических рекомендаций по реализации ФГОС; 

- выработка рекомендаций по организации предметно – развивающей среды в ОУ. 

2. Взаимодействие с педагогическим коллективом. Формирование  психологической культуры педагогов ОУ в условиях реализации ФГОС: 

- формирование потребности у педагогов в самопознании, саморазвитии и самосовершенствовании по вопросам ФГОС; 

- создание предпосылок к овладению педагогами системно-деятельностным методом; 

- разработка игр, тренингов, семинаров по развитию деятельностных  способностей и творческого потенциала педагогов; 

- осуществление общей координации по взаимодействию всех участников  воспитательно – образовательного процесса для обеспечения эффективной  реализации ООП. 

3. Взаимодействие с обучающимися. Психологическое сопровождение детей ОУ в условиях реализации ФГОС НОО: 

- развитие и формирование универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных; 

- разработка, апробация и внедрение мониторинга УУД; 

- предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и 

- становление личности ребенка в процессе реализации ФГОС; 

- составление индивидуальных образовательных маршрутов и коррекционных программ; 

- обеспечение преемственности ООП. 

4. Взаимодействие с родителями. Организация совместной деятельности с семьей в условиях реализации ФГОС: 

- психологическое просвещение родителей по теме ФГОС: 

- проведение тематических вечеров, бесед, собраний, лекций консультаций, семинаров и практикумов, тренингов; 

- проведение индивидуальных и групповых консультаций с родителями по проблемам развития детей, особенностям их обучения в условиях реализации ООП; 

- формирование потребности в психологических знаниях и их практическом применении, а также желания родителей использовать приобретенные знания в общении с ребенком, в развитии у него деятельностных способностей; 

- развитие рефлексивного общения родителей с ребенком; 

- диагностика, опрос, анкетирование родителей с целью выявления запроса родителей к психологу по вопросам введения ФГОС. 

Результативность деятельности педагога-психолога в рамках ФГОС определяется по следующим критериям: 

  • достижение учащимися (воспитанниками) планируемых результатов освоения основной образовательной программы; 
  • психолого-педагогическое обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса; 
  • обеспечение учета специфики возрастного психофизического развития учащихся при реализации образовательной программы; 
  • достижение необходимого уровня психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности; 
  • обеспечение дифференцированного индивидуализированного обучения, в том числе реализация индивидуальных образовательных маршрутов и психологического сопровождения инклюзивного образования; 
  •  функционирование системы мониторингов возможностей и способностей обучающихся, выявления и поддержки одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья; 
  •  сформированность коммуникативных навыков обучающихся. 

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь