Педагогическая разработка "Мини-музей "Денежка"
Педагогическая разработка "Мини-музей "Денежка"
Автор: Сидорова Елена Александровна
МБДОУ "Детский сад № 4 "Улыбка" комбинированного вида"
Аннотация: Дидактическая разработка направлена на создание мини-музея «Денежка» для формирования у дошкольников основ финансовой грамотности с целью подготовки их к взрослой жизни.
Данное мероприятие способствует эффективному взаимодействию ребенка с окружающим миром и формирует у него реальное экономическое мышление и в будущем позволит заложить у каждого ребенка основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. Также помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, ценить подлинные вещи ушедших эпох. Родителям даёт возможность становиться не пассивными наблюдателями, а активными участниками образовательного процесса.
В дидактической разработке Мини-музея «Денежка» даны подробные методические рекомендации по её использованию, рассмотрены возможные варианты игр в совместной деятельности педагога с детьми в утренние и вечерние часы, варианты игр для самостоятельной деятельности воспитанников.
Данная дидактическая разработка создана в соответствии:
- с ФГОС ДО;
- с инновационной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой;
- с образовательной программой «Азы финансовой культуры для дошкольников» под редакцией Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская.
Мини-музей «Денежка» интересен и познавателен не только детям, педагогам, но и родителям воспитанников. Семьям предоставляется уникальная возможность приобщения к материальным и духовным богатствам общества в процессе интересной деятельности.
Пояснительная записка.
Актуальность.
Мнoгие из нас с детства помнят строки С. Михалкова: «В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора. – Я, поведу тебя в музей, - сказала мне сестра». А что делать, если нет возможности в воскресный день пойти в музей? Часто ли наши дети бывают в музее?
Опрос детей показал:
42% - имеют представления о музее, как месте сбора разных интересных вещей и предметов.
39% - считают, что музей нужен, чтобы в него приходить и смотреть.
19% - считают, что музей нужен, чтобы узнавать что-то новое, интересное об экспонатах, об истории, о людях.
В группе есть дети, которые ни разу не были в музее. Причины самые разные:
- Многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения.
- Малыши ничего не поймут, чего зря время тратить.
- Да и многим родителям не приходит в голову идея такой экскурсии.
На занятиях по программе «Азбука финансовой грамотности для дошколят» беседуем на темы: «Без труда нет жизни на земле», «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны», «Покупаем, продаём и обмениваем», «Тратим разумно, сберегаем и экономим». Из проведённых бесед очевидно, что воспитанники проявляют интерес к истории возникновения денег, хотят узнать новое о деньгах, но в силу возрастных особенностей и занятости родителей не могут получить достоверные знания, и конечно не имеют возможности посетить музей денег.
С целью развития ценностных ориентаций детей, которые, в конечном итоге, формируют их экономический образ мышления, у меня возникла идея создать музей денег в помещении старшей группы.
Адресная направленность: дидактическая разработка мини-музей «Денежка» доступна в практическом применении и может быть использована в педагогической практике дошкольных образовательных учреждений в полном или частичном объеме:
- Воспитателями групп старшего дошкольного возраста.
- Воспитателями групп старшего дошкольного возраста, реализующими программу «Азы финансовой культуры для дошкольников».
- Старшими воспитателями.
- Студентами педагогических учебных заведений.
- Родителями, с целью организации совместной деятельности с ребенком в домашних условиях.
Цель данной дидактической разработки: создание с детьми 5-6 лет мини-музея «Денежка» для ознакомления воспитанников с деньгами: формирования интереса к истории возникновения денег, к современным денежным знакам, а также устойчивого интереса к приобретению новых знаний по финансовой грамотности посредством детской познавательно-исследовательской деятельности.
Для реализации поставленной цели выделяю следующие задачи, решения которых, добивалась в ходе данной дидактической разработки.
Задачи:
Воспитательные: воспитывать потребность разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте, хранение с целью и т.д.); воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками, взаимопомощь, взаимовыручку, умение договариваться, учитывать интересы других; воспитывать эмоционально-позитивное сотрудничество и взаимодействие со взрослыми и сверстниками в процессе совместной деятельности; воспитывать бережное отношение к экспонатам музея.
Развивающие: способствовать развитию детской познавательной инициативы; развивать умение рассуждать, сравнивать и анализировать, высказывать свои предположения, делать выводы; развивать связную речь, память, мышление и воображение в процессе наблюдения и исследования объектов; развивать творческие способности при изготовлении атрибутов для мини - музея; развивать самостоятельность детей при проведении экскурсии для сверстников; развивать внимание воспитанников при показе экспонатов во время экскурсии; развивать пространственную ориентировку на территории мини – музея (справа, слева, перед вами, на стенде, в альбоме …); развивать финансовую культуру во взаимоотношениях детей, развивать интерес детей к экономике.
Обучающие: формировать представление о музее; познакомить с разнообразием современных денег: монеты, банкноты, пластиковые карты и их значимостью для человека; дать элементарное понятие об эволюции денег и их хранения; познакомить с денежными единицами разных стран, с понятием «памятные» и «юбилейные» деньги; обогатить словарный запас детей и их знания в процессе знакомства с экспонатами музея; совершенствовать навыки коллекционирования старинных монет и банкнот, памятных и юбилейных монет и банкнот, денежных знаков разных стран. Мотивировать детей к исследовательской деятельности. Закреплять взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными категориями – бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость с другой стороны. Обобщать, что деньгами оплачивают результаты труда людей и к ним следует относиться с уважением; что не все можно купить за деньги (нравственные качества, природные явления, не подлежащие купле-продаже).
Ожидаемые результаты:
Созданный всеми субъектами образовательного процесса мини-музей «Денежка» позволил:
- Побывать в музее денег, понять и соблюдать правила поведения в музее, вызвать интерес к музейной культуре.
- Обогатить словесный запас: связанный с музейной тематикой (экскурсия, экспонат, экскурсовод, архив…), связанный с денежными знаками (куны, золотые и серебряные слитки, монетный двор, водяные знаки, рубль, копейка, доллар, евро, гривна, марка …), связанный с трудовой деятельностью людей (зарплата, пенсия, банкомат, интернет - магазин, банк, сейф, …).
- Развить детскую познавательную инициативу, умение рассуждать, сравнивать и анализировать, высказывать свои предположения, делать выводы.
- Развить самостоятельность детей, пространственную ориентировку на территории мини-музея.
- Развить связную речь, память, внимание, логическое мышление, воображение, творческие способности.
- Организовать исследовательскую деятельность.
- Приблизить знания детей о деньгах к реальной действительности (использование, производство, деньги разных стран).
- Сформировать здоровый интерес к деньгам; понять закономерность купли-продажи; осознать правила честного приобретения денег, бережного к ним отношения и хранения.
- Научить детей различать монеты и банкноты разного достоинства.
- Повысить интерес к социальным явлениям происходящим в жизни России и Владимирской области (памятные деньги: «Древние города России» - Владимир, Гороховец, Муром; «Города воинской славы» - Ковров; «Памятные события - Олимпиада в Сочи (2014г.), Чемпионат мира по футболу (2018 г.).
- Совершенствовать навыки коллекционирования старинных, современных, памятных и юбилейных монет и банкнот.
- Познакомить: с нравственными качествами (бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость), что не все можно купить за деньги (солнце, улыбку, дружбу, любовь нельзя купить за деньги).
- Обогатить РППС атрибутами для сюжетно ролевых игр: изготовить деньги группы (рисование банкнот «Почемучки», создание отпечатков монет с помощью белого листа и карандаша), создать способом оригами кошельки, копилки, пластиковые карты); добавить маркеры игрового пространства (банк, сейф, супермаркет), сказки дидактические игры, раскраски, в которых герои используют деньги («Приключения Буратино», «Золотая антилопа», «Али-Баба и 40 разбойников», «Муха-Цокотуха»).
- Приобрести навыки позитивного сотрудничества и взаимодействия.
- Закрепить желание родителей участвовать в совместных мероприятиях в ДОУ.
- Повысить статус семейного воспитания через творческое сотрудничество.
Особенности и новизна разработки.
В наше время использование музейной педагогики в работе со старшими дошкольниками уже не является инновационной технологией. Но хочется отметить, что в данной дидактической разработке расширены представления о возможности использования сетевого взаимодействия с институтами детства: т.е. подразумевается выступление родителей в роли инициаторов, организаторов экспозиций мини-музея «Денежка».
Благодаря заинтересованности родителей по мере освоения детьми нового материала происходило регулярное обогащение мини - музея новыми экспонатами и его пополнение соответствующим содержанием.
Ребята старшей группы подхватывали инициативу родителей и принимали активное участие в проведении экскурсий для воспитанников подготовительной к школе группы и группы тнр.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музее не только можно (знак зелёная ладошка), но и нужно! Мини-музей можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его мама, папа, бабушка и дедушка.
Задача родителей заключалась в становлении ими активными, полноправными участниками педагогического процесса, «профессиональными» помощниками педагогу, и они с ней справились.
Содержание.
В процессе освоения темы «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны» в нашей группе стал накапливаться материал, который разумно было распределить по тематическому принципу:
· История возникновения денег (как древние люди обменивались товарами, что служило первыми деньгами у древних людей, первые бумажные и металлические деньги, как появилось название «Рубль» и «Копейка»).
· Современные денежные средства (монеты, банкноты, пластиковые карты).
· Изготовление современных денег (печать банкнот, чеканка монет).
· Памятные и юбилейные монеты и банкноты («Древние города России» - Владимир, Гороховец, Муром; «Города воинской славы» - Ковров; «Памятные события» - Олимпиада в Сочи (2014г.), Чемпионат мира по футболу (2018 г.).
· Денежные единицы разных стран (Россия – рубль, Германия - марка, Америка - доллар, Вьетнам – донг, Тайланд – тайский бат, Украина – гривна, Казахстан – тенге, + евро).
Созданные совместно с ребятами коллекции: «Старинные металлические и бумажные деньги»; «Современные деньги разных стран»; «Памятные монеты и банкноты» довольно быстро пополнялись новыми экземплярами, с каждым днём достигали больших размеров и требовали систематизации имеющегося материала.
Во время самостоятельной деятельности ребята с увлечением:
· Разрабатывали и предлагали свои эскизы для создания групповой банкноты «Почемучка» в номинале от 1 до 5 почемучек.
· Создавали отпечатки монет с помощью белого листа и цветного карандаша.
Родители, взаимодействуя с городской детской библиотекой предоставили в группу:
· Детские энциклопедии о деньгах из серий «Зачем и почему», «Обо всём на свете», «Что есть что?».
· Подборку журналов «Монеты и банкноты» (11 выпусков).
· Художественные произведения для детей (сказки) в которых упоминается о денежных отношениях.
Выше перечисленные факты подтолкнули меня обратиться к ребятам и их родителям с идеей о создании мини-музея денег в нашей группе.
Семьи воспитанников с удовольствием поддержали мою идею и проявили завидную инициативу в обсуждении названия музея, в выборе тематик его экспозиций и соответствующих экспонатов. Помощь в пополнении нашего мини-музея новыми экспонатами предлагали и бабушки, и дедушки воспитанников, а так же родственники увлечённые коллекционированием монет.
Таким образом, совместными усилиями у нашего мини-музея появилось название «Денежка» и следующие экспозиции:
- «История денег»
- «Разнообразие денежных знаков мира»
- Производство денег (чеканка монет и печать банкнот)
- Деньги, как объект изучения и коллекционирования
- Хранение денег: кошельки и копилки
- Денежные знаки как произведения искусства.
Хочется отметить, что в нашем музее собраны экспонаты, которые расширяют экономический кругозор детей. Совместно со всеми организаторами музея мы приняли решение представить в нём материалы для детского творчества, позволяющие ребёнку самостоятельно изучать и закреплять выбранную тему.
На протяжении всего периода существования в нашей группе мини-музея «Денежка» я отметила, что дети сначала активно проявляли интерес к музейной и исследовательской деятельности, с неподдельным интересом рассматривали экспонаты музея, коллекции денег, энциклопедии и тематические альбомы, а затем стали воплощать в сюжетно-ролевых играх, в межличностных отношениях свои впечатления и полученные знания.
Мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Такое сотрудничество с семьями воспитанников обогатило всех участников создания мини - музея, создало положительную эмоциональную атмосферу, способствовало возникновению у родителей позитивных установок и успешности формирования основ финансовой грамотности у воспитанников группы.
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
2. Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой (образовательная область «Социально-коммуникативное развитие», раздел - формирование основ безопасности в социуме).
3. Л.В.Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская «Азы финансовой культуры для дошкольников». – М.: ВИТА – ПРЕСС, 2019. – 32с.
4. Личная программа педагога группы «Азбука финансовой грамотности для дошколят».
5. Лысикова О.В. Музеи мира. – М.: Флинта: Наука. 2002. – 128с.
6. Пантелева Л.В. Музей и дети. – М.: Дом «Карапуз», 2000. – 253с.
7. Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. Мини- музей в детском саду. – М.:. Линка – Пресс, 2008.-256с.
8. Труннова М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы.
9. Дошкольное воспитание.- 2006. – 4. С.38-42.