Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Конспект занятия по развитию речи для старших дошкольников с использованием методики синквейн

Дата публикации: 2023-10-02 09:01:55
Статью разместил(а):
Степанишина Ирина Павловна

Конспект занятия по развитию речи для старших дошкольников с использованием методики синквейн «Приключения Буратино»

Авторы: Фирсова Ирина Евгеньевна,

Степанишина Ирина Павловна,

Лымарева Татьяна Николаевна

 

Цели: продолжать знакомить детей с технологией синквейн, создать положительный эмоциональный фон восприятия литературного произведения; привить любовь к книге.

Задачи:

  1. Уточнение, активизация словаря по теме «Сказочные герои».
  2. Развитие связной речи, речевого слуха, фонематического восприятия, мелкой моторики, памяти, творческого воображения, логического мышления.
  3. Обучение самостоятельной работе по составлению синквейна с опорой на алгоритм-модель.
  4. Воспитание интереса к художественной литературе.

Предварительная работа: чтение сказки и просмотр мультфильма с А. Толстого "Золотой ключик или Приключения Буратино".

Оборудование: презентация, конверты с заданиями, алгоритм-модель синквейна, предметные картинки для составления синквейна, конструктор разного формата.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! У меня сегодня прекрасное настроение. Давайте улыбнемся друг другу, подуем на ладошки и поделимся своими улыбками друг с другом.

Ребята, сегодня  мы с вами поговорим о произведении, которое всем вам хорошо знакомо. Вы наверняка смотрели мультфильм или кинофильм, снятые по этой сказке. Послушайте загадку, про главного героя этой сказки и вам сразу все станет ясно.

Деревянного мальчишку,

Шалуна и хвастунишку

Знают все без исключений.

Он любитель приключений.

Легкомысленным бывает,

Но в беде не унывает.

И синьора Карабаса

Обхитрить сумел не раз он.

Артемон, Пьеро, Мальвина

Неразлучны с … (Буратино)

Воспитатель: Назовите, пожалуйста, полное название сказки.

Дети: "Золотой ключик или Приключения Буратино"

Воспитатель: Правильно, а мы  с вами знаем, что сказки бывают народными и авторскими. Как вы думаете эта сказка народная или авторская?

Дети: Это сказка авторская.

Воспитатель: А кто-нибудь из вас знает, чем различаются сказки народные и авторские?

Дети: Народные сказки придумывал народ, а у авторской сказки есть автор.

Воспитатель: Так как же зовут автора сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино»?

Дети: Алексей Толстой.

Воспитатель: Взгляните на его портрет. Алексей Толстой писал для взрослых и для детей. Для детей он написал 57 сказок. Он собирал русские народные сказки и записывал их для детей. Когда А. Толстой сам был маленьким мальчиком, ему очень нравилась сказка итальянского писателя Карло Коллоди «Пиноккио, или Похождение деревянной куклы». И вот, когда Толстой вырос и стал взрослым, он решил рассказать всем детям эту сказку, но уже по-другому, по-своему. Слово «Буратино» по-итальянски означает «кукла». Вот этим именем и назвал писатель главного героя своей сказки.

Воспитатель: Сегодня мы отправляемся в путешествие по этой замечательной сказке. Давайте вспомним персонажей этой сказки и  подберём соответствующие черты характера. Ребята скажите кто это?

Воспитатель: Буратино

Дети: Доверчивый, весёлый, озорной, забавный, честный, любознательный, дружелюбный, смешной.

Воспитатель: Мальвина

Дети: Красивая, воспитанная, капризная, плаксивая, умная

Воспитатель: Пьеро

Дети: Грустный , влюблённый, печальный, любопытный

Воспитатель: Папа Карло

Дети: Добрый, заботливый, хороший

Воспитатель: Карабас Барабас

Дети: Злой, подлый, грозный

Воспитатель: лиса Алиса

Дети: Хитрая, жадная, бессовестная, злая, плохая

Воспитатель: кот Базилио

Дети: Глупый, жадный, вредный

Воспитатель: Черепаха Тортилла

Дети: Старая, мудрая, справедливая

Воспитатель: пёс Артемон

Дети: Смелый, преданный, благородный

Воспитатель: Молодцы. Ребята, вы все правильно охарактеризовали персонажей этой сказки.

Воспитатель: Ребята давайте с вами попробуем составить предложение со словом БУРАТИНО.

Дети придумывают предложения.

Логопед: Ребята, а я для вас приготовила Синквейн. Давайте вспомним с вами, что это такое. Правильно его форма напоминает «елочку».

Первая строка состоит из одного слова. Это заголовок. Это предмет, о котором мы будем говорить.

Во второй строке находятся уже два слова, которые описывают признаки этого предмета. (Какой, какая, какое, какие).

В третьей строке содержатся уже три слова, которые описывают действия. Что делает, что делают.

В четвертой строке фраза или предложение где мы с вами выражаем свое отношение к теме, которое состоит из четырех слов.

Пятая строка (основание «елочки») - последняя. Одно слово. Вывод, итог.

Я предлагаю вам попробовать свои силы в составлении синквейна. Ну что ребята попробуем составить синквейн.

Кто главный герой сказки «Приключения Буратино или Золотой ключик»?

Логопед: картинку с Буратино мы разместим на верхней строке нашей схемы.

На второй строке, под Буратино мы должны поместить картинки – признаки.

На третьей строке мы помещаем картинки – действия: что делает Буратино?

На четвёртой строке составляем предложение по иллюстрации и выкладываем его.

А на пятой строке мы размещаем картинку – вывод: кто же такой Буратино?

Вот и у нас с вами получилось стихотворение. Давайте вместе скажем: синквейн.

Физминутка

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик наш достать,

Нужно на носочки встать.

Буратино потянулся -

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки вытянул, согнул

И по улице шагнул.

Логопед: «Отгадай синквейн – загадку»

1. ?

2. Добрый, трудолюбивый.

3. Заботится, учит, воспитывает,.

4. Смастерил деревянную куклу.

5. Мастер на все руки.

Логопед: Кто это может быть?

1. ?

2. Мудрая, старая.

3. Плавает, ползает, живет в пруду.

4. Подарила золотой ключик Буратино.

5. Долгожительница.

Логопед: Кто это может быть?

1. ?

2. Добрая, умная.

3. Воспитывает, помогает, заботится.

4. Любит порядок во всем.

5. Девочка с голубыми волосами.

Логопед: Кто это может быть?

Логопед: Ребята, вам понравились мои загадки?

Дети: Да!

Воспитатель: Ребята, посмотрите на столы. Что там лежат (конверты). Давайте подойдем и посмотрим, что же там внутри.(да, там разрезные картинки)

Ваша задача собрать картинку и догадаться кому этот предмет принадлежит. (золотой ключик, бант, очки, костыль-лиса Алиса)

Воспитатель: Молодцы ребята,хорошо справились с заданием!

Я теперь я предлагаю вам поконструировать! А поможет нам схема, которую мы с вами выкладывали (показать алгоритм-модель синквейна).

Воспитатель: Посмотрите, в нашей группе много разного конструктора. Конструировать можно не только из конструктора но и из чего ещё ребята?

Дети: бумага, счётные палочки, карандаши.

Воспитатель: Правильно. Предлагаю вам выбрать тот конструктор, какой вам нравится. Найти себе удобное место в группе и приступить к работе.

Дети выбирают конструктор и место в группе (за столами, на полу, на коврике) (Звучит спокойная музыка)

Воспитатель: Какие замечательные работы у вас получились!

О какой сказке мы сегодня говорили. Давайте еще раз вспомним имя автора.

Кто помнит, как называется нескладное стихотворение из 5 строк, которое мы с вами составляли по схеме?

Дети: Синквейн.

Анализ деятельности детей на занятии.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь