Конспект занятия по развитию речи для старших дошкольников с использованием методики синквейн
Конспект занятия по развитию речи для старших дошкольников с использованием методики синквейн «Приключения Буратино»
Авторы: Фирсова Ирина Евгеньевна,
Степанишина Ирина Павловна,
Лымарева Татьяна Николаевна
Цели: продолжать знакомить детей с технологией синквейн, создать положительный эмоциональный фон восприятия литературного произведения; привить любовь к книге.
Задачи:
- Уточнение, активизация словаря по теме «Сказочные герои».
- Развитие связной речи, речевого слуха, фонематического восприятия, мелкой моторики, памяти, творческого воображения, логического мышления.
- Обучение самостоятельной работе по составлению синквейна с опорой на алгоритм-модель.
- Воспитание интереса к художественной литературе.
Предварительная работа: чтение сказки и просмотр мультфильма с А. Толстого "Золотой ключик или Приключения Буратино".
Оборудование: презентация, конверты с заданиями, алгоритм-модель синквейна, предметные картинки для составления синквейна, конструктор разного формата.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! У меня сегодня прекрасное настроение. Давайте улыбнемся друг другу, подуем на ладошки и поделимся своими улыбками друг с другом.
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о произведении, которое всем вам хорошо знакомо. Вы наверняка смотрели мультфильм или кинофильм, снятые по этой сказке. Послушайте загадку, про главного героя этой сказки и вам сразу все станет ясно.
Деревянного мальчишку,
Шалуна и хвастунишку
Знают все без исключений.
Он любитель приключений.
Легкомысленным бывает,
Но в беде не унывает.
И синьора Карабаса
Обхитрить сумел не раз он.
Артемон, Пьеро, Мальвина
Неразлучны с … (Буратино)
Воспитатель: Назовите, пожалуйста, полное название сказки.
Дети: "Золотой ключик или Приключения Буратино"
Воспитатель: Правильно, а мы с вами знаем, что сказки бывают народными и авторскими. Как вы думаете эта сказка народная или авторская?
Дети: Это сказка авторская.
Воспитатель: А кто-нибудь из вас знает, чем различаются сказки народные и авторские?
Дети: Народные сказки придумывал народ, а у авторской сказки есть автор.
Воспитатель: Так как же зовут автора сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино»?
Дети: Алексей Толстой.
Воспитатель: Взгляните на его портрет. Алексей Толстой писал для взрослых и для детей. Для детей он написал 57 сказок. Он собирал русские народные сказки и записывал их для детей. Когда А. Толстой сам был маленьким мальчиком, ему очень нравилась сказка итальянского писателя Карло Коллоди «Пиноккио, или Похождение деревянной куклы». И вот, когда Толстой вырос и стал взрослым, он решил рассказать всем детям эту сказку, но уже по-другому, по-своему. Слово «Буратино» по-итальянски означает «кукла». Вот этим именем и назвал писатель главного героя своей сказки.
Воспитатель: Сегодня мы отправляемся в путешествие по этой замечательной сказке. Давайте вспомним персонажей этой сказки и подберём соответствующие черты характера. Ребята скажите кто это?
Воспитатель: Буратино
Дети: Доверчивый, весёлый, озорной, забавный, честный, любознательный, дружелюбный, смешной.
Воспитатель: Мальвина
Дети: Красивая, воспитанная, капризная, плаксивая, умная
Воспитатель: Пьеро
Дети: Грустный , влюблённый, печальный, любопытный
Воспитатель: Папа Карло
Дети: Добрый, заботливый, хороший
Воспитатель: Карабас Барабас
Дети: Злой, подлый, грозный
Воспитатель: лиса Алиса
Дети: Хитрая, жадная, бессовестная, злая, плохая
Воспитатель: кот Базилио
Дети: Глупый, жадный, вредный
Воспитатель: Черепаха Тортилла
Дети: Старая, мудрая, справедливая
Воспитатель: пёс Артемон
Дети: Смелый, преданный, благородный
Воспитатель: Молодцы. Ребята, вы все правильно охарактеризовали персонажей этой сказки.
Воспитатель: Ребята давайте с вами попробуем составить предложение со словом БУРАТИНО.
Дети придумывают предложения.
Логопед: Ребята, а я для вас приготовила Синквейн. Давайте вспомним с вами, что это такое. Правильно его форма напоминает «елочку».
Первая строка состоит из одного слова. Это заголовок. Это предмет, о котором мы будем говорить.
Во второй строке находятся уже два слова, которые описывают признаки этого предмета. (Какой, какая, какое, какие).
В третьей строке содержатся уже три слова, которые описывают действия. Что делает, что делают.
В четвертой строке фраза или предложение где мы с вами выражаем свое отношение к теме, которое состоит из четырех слов.
Пятая строка (основание «елочки») - последняя. Одно слово. Вывод, итог.
Я предлагаю вам попробовать свои силы в составлении синквейна. Ну что ребята попробуем составить синквейн.
Кто главный герой сказки «Приключения Буратино или Золотой ключик»?
Логопед: картинку с Буратино мы разместим на верхней строке нашей схемы.
На второй строке, под Буратино мы должны поместить картинки – признаки.
На третьей строке мы помещаем картинки – действия: что делает Буратино?
На четвёртой строке составляем предложение по иллюстрации и выкладываем его.
А на пятой строке мы размещаем картинку – вывод: кто же такой Буратино?
Вот и у нас с вами получилось стихотворение. Давайте вместе скажем: синквейн.
Физминутка
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик наш достать,
Нужно на носочки встать.
Буратино потянулся -
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки вытянул, согнул
И по улице шагнул.
Логопед: «Отгадай синквейн – загадку»
1. ?
2. Добрый, трудолюбивый.
3. Заботится, учит, воспитывает,.
4. Смастерил деревянную куклу.
5. Мастер на все руки.
Логопед: Кто это может быть?
1. ?
2. Мудрая, старая.
3. Плавает, ползает, живет в пруду.
4. Подарила золотой ключик Буратино.
5. Долгожительница.
Логопед: Кто это может быть?
1. ?
2. Добрая, умная.
3. Воспитывает, помогает, заботится.
4. Любит порядок во всем.
5. Девочка с голубыми волосами.
Логопед: Кто это может быть?
Логопед: Ребята, вам понравились мои загадки?
Дети: Да!
Воспитатель: Ребята, посмотрите на столы. Что там лежат (конверты). Давайте подойдем и посмотрим, что же там внутри.(да, там разрезные картинки)
Ваша задача собрать картинку и догадаться кому этот предмет принадлежит. (золотой ключик, бант, очки, костыль-лиса Алиса)
Воспитатель: Молодцы ребята,хорошо справились с заданием!
Я теперь я предлагаю вам поконструировать! А поможет нам схема, которую мы с вами выкладывали (показать алгоритм-модель синквейна).
Воспитатель: Посмотрите, в нашей группе много разного конструктора. Конструировать можно не только из конструктора но и из чего ещё ребята?
Дети: бумага, счётные палочки, карандаши.
Воспитатель: Правильно. Предлагаю вам выбрать тот конструктор, какой вам нравится. Найти себе удобное место в группе и приступить к работе.
Дети выбирают конструктор и место в группе (за столами, на полу, на коврике) (Звучит спокойная музыка)
Воспитатель: Какие замечательные работы у вас получились!
О какой сказке мы сегодня говорили. Давайте еще раз вспомним имя автора.
Кто помнит, как называется нескладное стихотворение из 5 строк, которое мы с вами составляли по схеме?
Дети: Синквейн.
Анализ деятельности детей на занятии.